Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».
методическая разработка
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_konkursu.docx | 23.76 КБ |
statya_k_konkursu.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».
Валитова Наталья Викторовна
учитель – логопед
АНО ДО « Планета детства «Лада»
Д/с №149
г.Тольятти, Самарская область
Аннотация. В данной статье идет речь о использовании интерактивного метода «Работа в паре», который является эффективным для развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи. Автор отмечает развивающие возможности метода: дети получают опыт общения, умение договариваться, оценивать свои действия, не ссориться, оказывать помощь друг другу. Также описываются процесс организации работы в паре.
Ключевые слова: Интерактивные методы, работа в паре, общее недоразвитие речи, коммуникативные навыки, речевое развитие, саморегуляция, социум, речь.
Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием формирования у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь ребенка выполняет три функции связи с внешним миром - коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Для того, чтобы ребенок в полной мере расширял свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы [3,5].
В формировании связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. В следствии этого тесная связь между нарушением речи и другими сторонами психического развития обуславливают специфические особенности их мышления. Для детей с общим недоразвитием речи характерна неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, характерно недоразвитие наглядно-образного мышления и несформированность словесно-логического мышления.
Отличительной особенностью детей с общим недоразвитием речи являются нарушение его познавательной деятельности связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. У детей с недоразвитием речи на процесс и результат мышления влияют недостатки в знаниях и нарушения саморегуляции. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер, коммуникативных навыков. Данный фактор негативно сказывается на эффективности обучения детей и адаптации их в социуме.
Поэтому коррекционная работа заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересными полезным, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении. И мы обратились к таким интерактивным технологиям образования, как цепочка, карусель, дерево знаний, работа в паре.
Использование интерактивных технологий позволяет строить коррекционную работу с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями развития детей.
Особое внимание нас привлек метод «Работа в паре». Смысл методики работы в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок в отдельности, а пара воспитанников, которая должна выполнить его совместно. Развивающие возможности этой методики при определенных условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умение взаимодействовать в паре. Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться. Умение договариваться состоит от простого получения позитивного опыта работы в паре под руководством взрослого к готовности к самостоятельному договору детей о том, кто и что и каким образом будет делать.
Итак, работа в паре создает условия для развития у ребенка произвольности, саморегуляции. Работу в паре можно организовать по системе двух ролей «действующий- проверяющий» или «ученик –учитель»:
- «действующий» выполняет задание;
-«проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть), обсуждает их с «действующим»;
-«действующий» исправляет ошибки;
-«проверяющий» сообщает о выполнении задания.
При выполнении следующего задания дети меняются ролями.
Варианты объединения детей в пары могут быть разные:
-пары, включающие детей с одинаковым уровнем речевых возможностей;
-пары, включающие детей с разным уровнем речевых возможностей;
-пары, сформированные по единству коррекционных задач.
Работая над методом парной работы, мы выделили несколько этапов:
На первом этапе идет подготовка к выполнению задания. Например, детям раздаются половинки картинок и звучит призыв «Раз, два, три, картинки собери». В результате образуются несколько пар. Далее детям дается задание «Придумать предложение с картинкой, которую они собрали, используя различные «маленькие слова»: к, от, перед, за, в , из.
На втором этапе парная работа продолжается распределением заданий внутри пары. «Решите, кто первым будет учеником – выполнять задания, а кто учителем - проверять выполнение задания. За этим следует индивидуальное выполнение задания учеником (составление предложения). Далее следует проверка «учителем». Большое внимание на этом этапе отводится совершенствованию навыков ведения диалога, умение анализировать не только свою работу, но и чужую. После выполнения задания происходит обсуждение результатов работы в паре.
На заключительном этапе сообщают о результатах работы в паре. Оценивая работы пары педагог подчеркивает качества, проявленные детьми: вежливость, дружелюбие.
Объединяя детей в пары, мы реализуем различные направления коррекционной работы: формирования фонетической стороны речи, формирования грамматической строя речи, развитие связной речи, в частности, таких играх, как:
- «Кто больше?» необходимо назвать или найти картинки из заданной тематики;
-«Отгадай, что это или кто это?» Ребята описывают предмет или животное, не называя его;
- «Назови слова, начинающиеся на заданный звук», «Назови слова, заканчивающиеся на определенный звук».
-Игра «Дополни предложение» Следует закончить предложения: «Дети поливают цветы, потому что…» «Зимой заяц становится белым, потому что..».
-Игра «Снежный ком» Педагог предлагает фразу. Например, «Я собираюсь в лес. ..» Дети по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы. Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым».
Таким образом, работая в паре, дети получают опыт общения, умение договариваться, подчиняться правилам, которые определяются содержанием игровой ситуации и педагогами: внимательно слушать задание оказывать помощь друг другу, не ссориться, оценивать свои действия и действия товарища. Применение метода парной работы не только обеспечивает детям максимальную речевую активность на занятиях, но и формирует коммуникативные навыки, коррекцию эмоционально-волевой сферы, предупреждение поведенческих отклонений.
Список использованной литературы:
1.Афонина М. Б. «Использование интерактивных технологий в непосред - ственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
2. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004
3.Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М., 1982.
4.Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992
5.Запорожец А. В. Избранные психологические исследования: В 2 т. М., 1986.
6. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)
7. Колий Т.О. Интерактивные методы работы с детьми дошкольного воз- раста.http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detej-v-dou/interaktivnye-metody-raboty-s-detmi
8. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике: методическое пособие / М.А. Поваляева – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 349с.
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».
Валитова Наталья Викторовна
учитель – логопед
АНО ДО « Планета детства «Лада»
Д/с №149
г.Тольятти, Самарская область
Аннотация. В данной статье идет речь о использовании интерактивного метода «Работа в паре», который является эффективным для развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи. Автор отмечает развивающие возможности метода: дети получают опыт общения, умение договариваться, оценивать свои действия, не ссориться, оказывать помощь друг другу. Также описываются процесс организации работы в паре.
Ключевые слова: Интерактивные методы, работа в паре, общее недоразвитие речи, коммуникативные навыки, речевое развитие, саморегуляция, социум, речь.
Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием формирования у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь ребенка выполняет три функции связи с внешним миром - коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Для того, чтобы ребенок в полной мере расширял свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы [3,5].
В формировании связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. В следствии этого тесная связь между нарушением речи и другими сторонами психического развития обуславливают специфические особенности их мышления. Для детей с общим недоразвитием речи характерна неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, характерно недоразвитие наглядно-образного мышления и несформированность словесно-логического мышления.
Отличительной особенностью детей с общим недоразвитием речи являются нарушение его познавательной деятельности связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. У детей с недоразвитием речи на процесс и результат мышления влияют недостатки в знаниях и нарушения саморегуляции. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер, коммуникативных навыков. Данный фактор негативно сказывается на эффективности обучения детей и адаптации их в социуме.
Поэтому коррекционная работа заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересными полезным, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении. И мы обратились к таким интерактивным технологиям образования, как цепочка, карусель, дерево знаний, работа в паре.
Использование интерактивных технологий позволяет строить коррекционную работу с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями развития детей.
Особое внимание нас привлек метод «Работа в паре». Смысл методики работы в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок в отдельности, а пара воспитанников, которая должна выполнить его совместно. Развивающие возможности этой методики при определенных условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умение взаимодействовать в паре. Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться. Умение договариваться состоит от простого получения позитивного опыта работы в паре под руководством взрослого к готовности к самостоятельному договору детей о том, кто и что и каким образом будет делать.
Итак, работа в паре создает условия для развития у ребенка произвольности, саморегуляции. Работу в паре можно организовать по системе двух ролей «действующий- проверяющий» или «ученик –учитель»:
- «действующий» выполняет задание;
-«проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть), обсуждает их с «действующим»;
-«действующий» исправляет ошибки;
-«проверяющий» сообщает о выполнении задания.
При выполнении следующего задания дети меняются ролями.
Варианты объединения детей в пары могут быть разные:
-пары, включающие детей с одинаковым уровнем речевых возможностей;
-пары, включающие детей с разным уровнем речевых возможностей;
-пары, сформированные по единству коррекционных задач.
Работая над методом парной работы, мы выделили несколько этапов:
На первом этапе идет подготовка к выполнению задания. Например, детям раздаются половинки картинок и звучит призыв «Раз, два, три, картинки собери». В результате образуются несколько пар. Далее детям дается задание «Придумать предложение с картинкой, которую они собрали, используя различные «маленькие слова»: к, от, перед, за, в , из.
На втором этапе парная работа продолжается распределением заданий внутри пары. «Решите, кто первым будет учеником – выполнять задания, а кто учителем - проверять выполнение задания. За этим следует индивидуальное выполнение задания учеником (составление предложения). Далее следует проверка «учителем». Большое внимание на этом этапе отводится совершенствованию навыков ведения диалога, умение анализировать не только свою работу, но и чужую. После выполнения задания происходит обсуждение результатов работы в паре.
На заключительном этапе сообщают о результатах работы в паре. Оценивая работы пары педагог подчеркивает качества, проявленные детьми: вежливость, дружелюбие.
Объединяя детей в пары, мы реализуем различные направления коррекционной работы: формирования фонетической стороны речи, формирования грамматической строя речи, развитие связной речи, в частности, таких играх, как:
- «Кто больше?» необходимо назвать или найти картинки из заданной тематики;
-«Отгадай, что это или кто это?» Ребята описывают предмет или животное, не называя его;
- «Назови слова, начинающиеся на заданный звук», «Назови слова, заканчивающиеся на определенный звук».
-Игра «Дополни предложение» Следует закончить предложения: «Дети поливают цветы, потому что…» «Зимой заяц становится белым, потому что..».
-Игра «Снежный ком» Педагог предлагает фразу. Например, «Я собираюсь в лес. ..» Дети по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы. Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым».
Таким образом, работая в паре, дети получают опыт общения, умение договариваться, подчиняться правилам, которые определяются содержанием игровой ситуации и педагогами: внимательно слушать задание оказывать помощь друг другу, не ссориться, оценивать свои действия и действия товарища. Применение метода парной работы не только обеспечивает детям максимальную речевую активность на занятиях, но и формирует коммуникативные навыки, коррекцию эмоционально-волевой сферы, предупреждение поведенческих отклонений.
Список использованной литературы:
1.Афонина М. Б. «Использование интерактивных технологий в непосред - ственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
2. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004
3.Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М., 1982.
4.Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992
5.Запорожец А. В. Избранные психологические исследования: В 2 т. М., 1986.
6. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)
7. Колий Т.О. Интерактивные методы работы с детьми дошкольного воз- раста.http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detej-v-dou/interaktivnye-metody-raboty-s-detmi
8. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике: методическое пособие / М.А. Поваляева – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 349с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи с использованием информационно – коммуникационных технологий
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и п...
«Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи »
Фонематические процессы...
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи
Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...
Формирование учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи
Учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи формируется с помощью определенного алгартима работы со всеми каналами восприятия...
«Внеурочная деятельность обучающихся на занятиях кружка «Творческая мастерская» в рамках совместного инновационного проекта по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся го
Обмен опытом по партнерской работе с детским садом....
Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»
Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В последние годы наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Исследования пространственных представлений имеют сравнительно короткую историю. Начало здесь положено т...
- Мне нравится (1)