Семинар-практикум для родителей "Мы вместе", подготовленный совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом
консультация

Мустапаева Асель Ердаулетовна

Семинар-практикум для родителей "Мы вместе", подготовленный совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_my_vmeste.docx45.51 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мы вместе»

Взаимодействие с родителями

воспитывающих детей, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

Семинар – практикум  для родителей

ЦЕЛЬ: установить  атмосферу доброжелательности между членами группы, определить круга общих проблем, возникающих в семьях детей с ОВЗ.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать  у родителей позитивное восприятие личности ребенка с  ОВЗ;
  2. Формировать  у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами учреждения.

ФОРМА   РАБОТЫ:

  • Практикум.
  • Лекции.
  • Групповая  работа.

СОСТАВ   УЧАСТНИКОВ:

Родители воспитывающих детей ОВЗ.

Оптимальное количество участников на занятии – 10-12 человек.

Три  ведущих (педагог-психолог, учитель – логопед, учитель - дефектолог).

РЕЖИМ   РАБОТЫ:

1 занятие продолжительностью 1,5 - 2 часа.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мягкий  (поролоновый) мяч, который можно заменить мягкой игрушкой, резиновый, колокольчик (или другой сигнальный инструмент), ватман, фломастеры, цветные карандаши.


ПЛАН ТРЕНИНГА

  1. Приветствие
  2. Принятие правил работы в группе
  3. Упражнение  «Ассоциации»
  4. Мини – лекция «память» «Запомни картинки». 
  5. Упражнение - Игра 
  6. Упражнение - Игра «Запрещенное движение». 
  7. Упражнение - Игра «Что лишнее?»
  8. Учитель – логопед. Упражнения на развитие правильной воздушной струи.
  9. Упражнение – энергизатор  «Найди и коснись»
  10. Учитель – дефектолог. Игровые упражнения и задания на закрепление различных речевых навыков.
  11. Упражнение  Арт-терапия. Игра «Двое с одним мелком»
  12. Рефлексия
  13.  Приложения.

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады нашей встрече. Тема нашего семинара «Мы - вместе». Взаимодействия  и понимания друг друга становится, все более актуален. В детском саду очень важно, что б дети, и родители, и команда специалистов — были,  прежде всего, партнеры. Поэтому взаимодействие друг с другом очень важно.

1. Приветствие.

Упражнение «Минута на разговор»

Цель: сплочение группы, создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.

Участники тренинга делятся на две команды, садятся в два круга (внутренний остается неподвижным). Члены внешнего круга, выполнив задание-беседу, пересаживаются к следующим участникам для продолжения разговора. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа, дом, мода, завтрашний день, отпуск, ближайший праздник.

  1. Принятие правил групповой работы.

Правила записываются на стенде или на доске и по мере необходимости дополняются участниками. Желательно, чтобы все формулировки были позитивном ключе: без отрицаний и без частицы «не». Например,  «Один говорит – все слушают», «Выступать без критики», « Здесь и сейчас», «Обращение на Ты или на Вы» и т.д.

ПРАВИЛА

1.Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
2. По возможности быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения.
3. Иметь право получить поддержку, помощь со стороны группы.
4. Слушать говорящего, стараться не перебивать.
5. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.
6. Высказываться только от своего имени и только о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.
7. Не говорить о присутствующих в третьем лице.

        

  1. Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

Обсуждение:

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Мини – лекция. Сейчас мне бы уважаемые родители хотелось поговорить о  развитии памяти.  Каждый из нас сталкивается в процессе обучения с проблемой запоминания учащимися учебного материала, которые связаны с недостаточным развитием эффективных типов памяти. И сегодня обозначим наиболее эффективные приемы развития  памяти обучающихся в учебном процессе. Но для начала, мы с вами коснемся теоретического понятия память. Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребёнок познаёт мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребёнком: чтение, письмо, занятия физической культурой, спортом, трудовая деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Итак, память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений. Память бывает:

  • произвольной (сознательное запоминание информации)
  • непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
  • кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации)
  • долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
  • зрительной, слуховой, эмоциональной -  Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этим способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе. Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Как помочь ребенку в развитие памяти разными способами. Например: помогая своему ребенку выполнять домашнее задание, старайтесь один день читать ребенку вслух, а на другой день попросите, пусть он сам почитает вам. Старайтесь при выполнении домашнего задания использовать картинки, схемы, рисунки. Заставляйте ребенка проговаривать ответы вслух. Таким образом у ребенка будут развиваться все типы памяти, а через некоторое время ему будет намного легче запоминать школьный материал, отвечать на уроках. Не забывайте повторять с ребенком уже изученный материал, например, вначале каждый день, а затем раз в неделю. Также обязательно придумывайте примеры к тому материалу, который изучаете с ребенком. Поскольку очень важно, чтобы ребенок не заучивал материал, а понимал его. При изучении любого материала нужно обязательно делать небольшие перерывы, поскольку дети быстро утомляются. Научите ребенка искать основные понятия в материале, которые помогут быстро сориентироваться ребенку и быстро вспомнить весь материал.

Давайте вами немного по будем детьми и поиграем.  

Проведение игр с родителями на развитие памяти:

Упражнение - Игра «Запомни картинки». 

Родителям предлагается запомнить 10 картинок, например игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени взрослый (ребенок) запоминает, а потом должен назвать картинки, которые запомнил, остальные проверяют.

Упражнение - Игра «Запрещенное движение». 

Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится.

Упражнение - Игра «Что лишнее?»

Психолог  предлагается ряд из трех-четырех слов, объединенных общим понятием. Необходимо найти «лишнее» слово в этом ряду и объяснить свой выбор.

Стрекоза, петух, оса, муха.

Снегирь, ласточка, утка, воробей.

Сосна, ель, береза, пихта.

Кедр, осина, тюльпан, тополь.

Кит, щука, судак, окунь.

Стрекоза, щука, божья коровка, гусеница.

Вариант усложнения задания – нахождение двух лишних слов по разным признакам. Например: тля, волк, заяц, белка. Лишние слова: тля (не относится к млекопитающим) и волк (хищное животное).

  1. Вступает  учитель – логопед.  

Я рада видеть вас сегодня на нашей встрече. И сегодня я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения наших логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с артикуляционной гимнастики.

Какие вы можете назвать органы речи?

Артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки.

Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?»

Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Сейчас мы с вами освоим эту волшебную гимнастику, зарядку, без которой звуки не появятся.

Презентация Арт.гимнастика

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Давайте выполним упражнения. в которые доступно, легко играть дома вместе с вами.

Дыхательное упражнение: «Загони мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» из счетных палочек. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе - своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. Обучение грамматической правильной речи достигается с помощью специальных учебных заданий, упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него.

Дидактическая игра «Вкусное варенье»

Цель: образование относительных прилагательных по темам \"Фрукты\", \"Овощи\", \"Ягоды\"

Каждый выбирает себе баночку с вареньем (соком, джемом и т. д.).

- Скажи, как называется твое варенье (сок, джем и т. д.).(У меня варенье из клубники - клубничное варенье; клубничный сок; клубничный джем).

Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно и грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Игровое упражнение: «Что может произойти, если…»

• Если положить лед на ладонь, то … .

• Если у медведя вырастут крылья, то … .

• Если полететь высоко-высоко, то … .

• Если съесть много мороженого, то … .

• Если летом пойдет снег, то …

Конечно, это малая часть от всего того, что мы делаем с детишки!

  1. Вступает  педагог – психолог.  Давай уважаемые родители подвигаемся. Упражнение – энергизатор  «Найди и коснись»

      В этой игре я предлагаю вам расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а другие, возможно, заставят вас задуматься.

Итак, найдите и коснитесь:

— чего-либо красного,

— чего-либо холодного на ощупь,

— чего-либо шершавого;

найдите и коснитесь:

того, что весит примерно полкилограмма, чего-либо круглого, чего-либо железного,

— чего-либо голубого,

— того, что имеет толщину сто миллиметров,

— чего-нибудь прозрачного;

найдите и коснитесь:

— вещи, длина которой примерно восемьдесят сантиметров,

— вещи весом около 65 кг,

— чего-либо зеленого,

— чего-нибудь из золота,

— чего-нибудь, что тяжелее тысячи килограмм,

— чего-нибудь, что легче воздуха,

— чего-либо из серебра;

коснитесь:

— части одежды, показавшейся вам шикарной,

— руки, которую вы находите интересной,

— чего-нибудь, на ваш взгляд, безобразного,

—того, что двигается ритмично;

найдите и коснитесь:

— числа 22,

—слова «Незабудка».

  1. Вступает  учитель – дефектолог.  

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

Развитие навыков каллиграфии;

Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

Развитие зрительного восприятия и узнавания;

Развитие зрительной памяти и внимания;

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие представлений о времени;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

Навыков соотнесенного анализа;

Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

Развитие наглядно-образного мышления;

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризной и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, онцентрировать внимание на одном виде деятельности.

Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5- 2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатель, и родители, и учителя начальной школы.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми пропорциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделить тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

. «Кольца».

Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

. «Кулак-ребро-ладонь».

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

  1. Упражнение  Арт-терапия. Игра «Двое с одним мелком»

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Обсуждение:

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

Рефлексия (10 мин).

Уважаемые родители!

В завершении нашей встречи нам хотелось бы услышать от вас обратную связь:

Какое было настроение у участников в различные моменты выполнения упражнения?

Все ли участвовали в обсуждении и выполнении задания?

Что происходило во время обсуждения?

Как участники пришли к общему решению?

Что помогало при выполнении задания?

Помогло ли вам предыдущее обсуждение?

Какие трудности испытывали при выполнении задания?

Какой опыт вынесла ваша группа из упражнений?

С каким настроением вы уходите;

Оправдались ли ожидания;

Обсуждение дает возможность определить каждому произошедшие в коллективе изменения, свою роль в деятельности группы, также позволяет выявить ошибки в групповой работе, проанализировать их, чтобы избежать в любой дальнейшей деятельности. Спасибо Вам!

ПРИЛОЖЕНИЯ 

АНКЕТА

Оценка работы родительского клуба «Мы вместе»

Ф.И.О. участника ____________________________________

Возраст _____________________________________________ 

Уважаемые родители!

1. Какой опыт вы приобрели, посещая клуб ?__________________________

2. Какие чувства вы испытываете, завершая нашу встречу?______________

3. Ваши пожелания.________________________________________________

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).

Выбирается один из родителей.

От имени ребёнка расскажите: «как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой». Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.  И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка… Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)

Выбирается один из родителей.

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.  Ваша реакция, действия и т.д.?  Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками

Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....

Конспект совместного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися 2-7 классов

Необходимость совместной работы специалистов без вопросов пониматся каждым. рабоющим в области коррекции и развития. К сожалению не часто представляется такая возможность. Хочу поделиться конспектом т...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Доклад к презентации Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога по подготовке детей к школе с ТНР

Доклад к презентации Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога по подготовке детей к школе с ТНР...

Совместное мероприятие учителя –логопеда и педагога-психолога, посвященное Международному дню инвалидов: «Согреем душу теплым словом»

А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художник...