Программа дополнительного образования по предмету «Экологическая тропа»
рабочая программа
Программа дополнительного образования экологическая тропа рассчитана на 128 часов. Рекомендуемый график занятий по 4-5 часов в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskaya_tropa.docx | 51.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования по предмету «Экологическая тропа»
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования экологическая тропа рассчитана на 128 часов. Рекомендуемый график занятий по 4-5 часов в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек.
Цель программы: на ряду с решением задач просвещения, обучения и воспитания, тропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока посетителей, распределяя его в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за величиной потока посетителей и выполнением установленных правил. Таким образом, основные цели создания экотроп можно объединить в две группы:
Эколого-просветительская:
• сочетание активного отдыха посетителей экотропы в природной обстановке с расширением их кругозора; формирование экологической культуры – как части общей культуры взаимоотношений между людьми и между человеком и природой.
Природоохранная:
• локализация посетителей природной территории на определенном маршруте.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экотропах состоит в том, что он строится на основе не дидактического, а непринужденного усвоения информации и норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органичного сочетания отдыха и познания во время пребывания на маршруте.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
Дети знакомятся с различными видами флоры и фауны нашего края. Изучают экосистему в данном регионе, степень влияния человека на природную среду.
На экскурсиях, знакомящих с многообразием животного и растительного мира, используются определители. Тем самым экскурсантам дается возможность самим узнать то или иное животное или растение. На всех экскурсионных маршрутах широко используются имитационные игры; таким образом, посетители становятся не только слушателями, но и действующими лицами. В процессе общения создается образовательная среда, способствующая лучшему усвоению материала, пониманию природы, восхищению ей, желанию ее сберечь. Большое внимание уделяется отношению человека к природе на разных этапах его развития.
Структура документа
Данная программа включает разделы: пояснительная записка, основное содержание, требования к уровню подготовки выпускников.
Все материалы, которые необходимы для подготовки экскурсионной деятельности, можно разделить на две большие взаимосвязанные части. Первая часть - научные, достаточно подробно изложенные, покомпонентные описания природы той территории, по которой организуется экскурсия, и тех объектов, о которых пойдет рассказ во время маршрута. Вторая часть материалов, которая составляется на основе первой (по крайней мере так должно быть в идеале), - это комплексное описание самих экскурсионных троп.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебные экологические тропы - это наиболее специализированные для целей обучения маршруты. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий в течение не более 3-х часов. Движение по маршруту производится, как правило, под руководством проводника-экскурсовода.
В целях самостоятельного посещения тропы она оборудуется указательными знаками, информационными стендами и снабжается буклетами.
Прежде чем начать создание системы учебных троп необходимо изучить природные условия и достопримечательные объекты. Затем следует составить предварительную схему системы троп с учетом основных критериев выбора их маршрутов. В зависимости от местных условий меняется набор критериев и их ранжирование, то есть их значение для выбора маршрута. Но в любых условиях остаются неизменно важными 3 главных критерия: привлекательность, доступность и информативность.
1. Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.
2. Доступность для посетителей - одно из главных требований при проектировании тропы. Сама трасса тропы должна быть не очень сложной для прохождения (слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов и т.п. нежелательны), иначе в конечном счете это может заметно снизить, а то и вовсе сделать невозможным восприятие пейзажа, стремление к познанию, восприимчивость к воспитанию.
3. Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и тому подобных проблем, - это то, что по существу отличает экологическую тропу от обычного туристского маршрута.
Развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода, умелой планировки тропы.
Общие сведения
1. Название тропы и ее местонахождение; авторы разработки.
2. Основное содержание (гидробиологическая, геологическая, комплексная и т.п.).
3. Характер маршрута (кольцевой, полукольцевой, радиальный).
4. Назначение (на какой контингент посетителей рассчитан маршрут).
5. Максимальное количество человек в группе; с чем связано ограничение (вместимость видовой площадки, психокомфортный предел и т.д.).
6. Длина маршрута (в километрах) и средняя продолжительность (в часах).
7. Сроки функционирования тропы (например, с начала июля по конец сентября).
8. Допустимые нагрузки по различным периодам внутри экскурсионного сезона.
9. Возможность прохождения тропы без экскурсовода. Есть ли буклет. Как тропа промаркирована.
10. Особые правила поведения на тропе (в дополнение к общим правилам поведения на природе; например, не подходить к краю обрыва, соблюдать меры предосторожности, чтобы не наступить или не сесть на змею и т.п.).
11. Планируемое природоохранное и информационное оборудование тропы.
12. Планируемые мероприятия: уборка мусора на стоянках и вдоль тропы в радиусе видимости с нее, расчистка родника и т.д.
Основное содержание
Описание природных особенностей того района, по которому пройдет экологическая тропа, прежде всего должно содержать информацию как общего плана (ботаническая, геоморфологическая, ландшафтная и т.п. характеристика района экскурсионной тропы), так и частного (характеристики основных видов деревьев или кустарников, выдающихся форм рельефа и т.д.). Для помощи в рассказе о природе этого района экотропа снабжается входным аншлагом, информационными стендами, буклетами и т.п.
Так же дети во время занятий могут что-то потрогать, что-то погладить, что-то подержать в руках. В отдельных случаях это способствует не только лучшему запоминанию, но и восприятию, а то и пониманию самой сути происходящего процесса или произошедших событий. Но такой приём должен быть спланирован и обговорён с учащимися заранее, так как дети могут несознательно, то есть сами тог не зная, нанести большой урон природе.
Входной аншлаг - своеобразные ворота учебной тропы. Первое, что здесь необходимо - это обращение организаторов тропы к ее посетителям. Не нравоучения и рекомендации и угрозы, а слова приветствия, типа:
“Мы дарим Вам эту тропу, чтобы Вы могли увидеть сами и рассказать своим друзьям об этом лесе, о том, как он живет и чем дышит. Мы так хотим, чтобы, пройдя по этой тропе, Вы почувствовали огонек желания сохранить этот лес от любой порчи. Пожалуйста, любите наш лес.”
На самой тропе, на каждой остановке, если позволяет ситуация, устанавливается информационная доска-щит. Расстояние между такими информационными остановками на учебных тропах - 100-200 м. Щит укрепляется вертикально или горизонтально на столбиках, на одной или на обеих сторонах его наносится текст, содержание которого зависит от особенностей окружающей природы в данном месте.
Как и на аншлаге, текст на щите должен быть лаконичным. Если речь идет о редких растениях, можно дать их латинские названия. Однако при этом необходимо помнить, что излишне сухая информация недопустима. Для усиления эмоционально-воспитательной роли часть текста можно дать в поэтической форме, используя для этого отрывки из стихотворений о природе. Но при этом следует постоянно помнить об опасности информационного “загрязнения” тропы: далеко не везде такие щиты нужны и уместны. Там, где тропа подходит к концу и налицо все признаки физической усталости и информационной перегрузки, можно поднять настроение легкой шуткой, поданной с помощью все тех же щитов.
Способ подачи информации: текст, как правило, доминирует над рисунками, но зато большое внимание уделяется художественному оформлению самого текста, размерам букв, сочетанию различных шрифтов и т.п.
Обозначение троп следует проводить так, чтобы оно гармонировало с окружающей природой. Можно, например, использовать цветные полоски жести, окольцовывающие стволы взрослых деревьев, не мешая их росту.
Обязательным элементом на тропах являются обзорные точки. Они нужны на тропе как для повышения ее информативности, так и для большей привлекательности.
Для наблюдения за животными необходим выбор площадок с хорошим обзором мест их возможного появления (скалы, водопой, солонцы) и, вместе с тем, расположенных в таких местах, чтобы не нарушать покоя зверей. На площадках желательно снабжать посетителей биноклями или подзорными трубами.
Буклет об экологической тропе должен (кроме сведений о самой
тропе) включать краткие сведения об ООПТ, на которой она расположена, в
том числе название, символику, год создания, площадь и др. Сведения о тропе включают:
• название тропы, ее тематическая направленность, символика;
транспортная доступность начальной и конечной точек тропы;
схема маршрута с отмеченными остановками и
достопримечательностями;
протяженность маршрута, примерное время в пути;
географическое положение с привязкой к значительным природным,
административным объектам, основные ориентиры;
абсолютные высоты (минимальные и максимальные);
краткие общие сведения о природных комплексах;
основные природные достопримечательности, историко-культурные
объекты (краткое выразительное описание);
обычные животные и растения;
редкие виды, в том числе занесенные в Красные книги;
что можно обычно увидеть на маршруте;
что можно увидеть при соблюдении особых (каких?) условий;
Информация в буклете подается лаконично, доходчиво, в
выразительной и увлекательной форме, с привлечением ярких фактов из
истории и современности чтобы заинтересовать посетителей, вызвать у них
желание побольше узнать о природе и экологических проблемах города.
Для повышения привлекательности и информативности троп на них устраиваются обзорные площадки на естественных возвышениях, с которых наилучшим образом открывается панорама местности. Для наблюдений за животными выбираются участки в местах
их частого появления.
Правила поведения. В целях сохранения природной среды, а также ее информационной и рекреационной ценности каждый посетитель тропы обязан подчиняться определенному режиму. Помимо общих для всех людей норм поведения на природе, для учебных троп предусматриваются и специфические правила, близкие к правилам поведения в особо охраняемых природных территориях в целом. Например, запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только относящиеся к категории редких и исчезающих. С тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. Это относится не только к предметам, представляющим несомненную ценность: драгоценным и полудрагоценным камням, сталактитам и сталагмитам и др., но и ко всем объектам природы в целом. С тропы можно “выносить” только знания и умения, впечатления и фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.
Все сооружаемые на тропе объекты должны соответствовать
требованиям антивандальности: быть прочными и не поддающимися
разборке без специальных инструментов, хорошо закрепленными на местах,
по возможности не представлять утилитарного интереса (т.е. не вызывать
соблазн использовать их в качестве сувениров, дров для костра или строительного материала).
Безопасность на экологических тропах обеспечивается в первую
очередь благоустройством маршрута. Установленные вдоль тропы сооружения, качественное дорожное полотно на маршруте,
поддерживаемые чистота и порядок, наличие необходимой информации
обеспечивают безопасность посетителей, дают ощущение комфорта и
заботы.
Все искусственные сооружения должны соответствовать
требованиям безопасности, быть прочными, быть хорошо заметными, не
иметь опасных острых углов, содержаться в исправном состоянии.
Вблизи экологической тропы необходимо регулярно убирать
опасные деревья (сильно наклоненные поваленные деревья, застрявшие в
кронах других деревьев).
При подходе к местам, где существует повышенная опасность,
связанная с природными факторами, устанавливаются соответствующие
предупреждающие аншлаги.
Информация о правилах поведения и технике безопасности
должна размещаться на специальных стендах, а также перед началом занятий дети инструктируются о правилах поведения на экотропе.
Движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных. Вообще антропогенный шум считается особым видом загрязнения природной среды, ибо любой звук является для животных важным источником информации об окружающей среде. Новый звук настораживает животных; посторонние звуки, источником которых является человек (крики, музыка, стук топора и т.п.), заставляют животных затаиваться или покидать места своего постоянного обитания. Поэтому на тропу нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны (разве что для записи голосов природы).
Правила подготовки к экскурсии для экскурсовода
- Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В подготовку могут войти:
- выбор темы экскурсии (зависит от возраста, подготовленности, интересов группы)
- составление плана экскурсии (это важно для начинающих экскурсоводов)
- предварительное посещение места экскурсии (экскурсовод постоянно работающий в национальном парке должен очень хорошо знать все экскурсионные точки)
- собеседование с экскурсионной группой относительно того, с какими вопросами придется иметь дело на экскурсии, как следует одеться, что взять с собой на экскурсию, чего не брать
- ознакомить экскурсантов с правилами поведения в национальном парке
- Оборудование должно быть подготовлено. Для гидробиологических экскурсий понадобится некоторый минимум оборудования (сачки, банки, кюветы, пинцеты, пипетки). Все эти предметы экскурсовод не должен забывать брать на экскурсию. После экскурсии следует вымыть и высушить оборудование.
- Говорить на экскурсии следует о тех объектах, которые можно показать. Экскурсовод может позволить (особенно для подготовленных групп) теоретические рассуждения на общебиологические и обще экологические темы. Однако, не надо забывать о практической направленности экскурсии.
При подготовке экскурсии можно подготовить и некоторые живые объекты: отловить накануне экскурсии беспозвоночных (это относиться к редко встречающимся, но интересным видам) и продемонстрировать их экскурсантам. Однако. Основная масса животных и растений должна быть показана группе в естественной среде обитания.
- Всюду, где только возможно, надо стремиться к тому, чтобы изучаемые объекты были не только в руках у экскурсовода, но и в руках у каждого участника экскурсии. Это не должно происходить стихийно - необходимо запланировать: какие объекты и каким образом (самостоятельным отловом, раздачей из рук экскурсовода, др.) получат экскурсанты. Необходимо правильно рассчитать время, чтобы манипуляции с живыми объектами не отвлекли внимание юных экскурсантов от предмета экскурсии. В то время, когда группа рассматривает живые объекты - не прекращать рассказа, ведения экскурсии.
- Активность участников экскурсии. Экскурсия не должна состоять в том, чтобы участники ее пассивно следовали за экскурсоводом, смотрели и выслушивали объяснения. Организовать экскурсию необходимо так, чтобы возникло общение с группой. Для этого можно: запланировать время на вопросы, подготовить несколько «провокационных» биологических задач (в этом случае экскурсовод должен помнить, что если он задает вопрос, то необходимо во-первых, выслушать ответы, во-вторых, дать правильный ответ).
- Закрепление материала в памяти участников экскурсии. Для облегчения этой задачи каждый экскурсант имеет экскурсионную тетрадь. Экскурсоводу (совместно со старшим в группе) надо следить за тем, чтобы экскурсанты вели записи в своих тетрадях. После возвращения с экскурсии можно провести краткую (15-20 минут) беседу по этим записям.
Примерное календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Правила поведения на экотропах | 1 |
Экологическая тропа | ||
3 | Экологическая тропа. Основные понятия | 1 |
4 | Разнообразие экологических троп. Общая харакиеристика | 1 |
5 | Экологические тропы средней полосы | 1 |
6 | Экологические тропы горной местности | 1 |
7 | Степные ландшафты | 1 |
8 | Тропы по заповедникам | 1 |
9 | Тропы прибрежных районов | 1 |
10 | Экотропы в зарубежных странах | 1 |
11 | Особенности пеших маршрутов | 1 |
12 | Особенности конных маршрутов | 1 |
13 | Флора экологической тропы | 1 |
14 | Фауна экологической тропы | 1 |
15 | Особенности летних маршрутов | 1 |
16 | Особенности зимних маршрутов | 1 |
17 | Особенности осенних и весенних маршрутов | 1 |
18 | Познавательно-прогулочные тропы. Познавательно-туристские тропы. Отличия и сходства | 1 |
19 | Учебные экологические тропы. Специализированные экотропы. | 1 |
Работа на тропе | ||
20 | Правила безопасности. Основные правила поведения на тропе | 1 |
21 | Разработка маршрута. Самостоятельное творческое задание | 1 |
22 | Составление и чтение карты. Условные обозначения | 1 |
23 | Контрольная проверка знаний учащихся о правилах поведения на экотропе | 1 |
24 | Выход на экологическую тропу. Мониторинг | 1 |
25 | Достопримечательности экологической тропы | 1 |
26 | Ориентиры экологической тропы (буклет, информационный стенд, указатели | 1 |
27 | Экологические проблемы данной территории | 1 |
28 | Растения данной территории | 1 |
29 | Животные данной территории | 1 |
30 | Растения данной территории, занесённые в красную книгу | 1 |
31 | Животные данной территории, занесённые в красную книгу | 1 |
32 | Взаимосвязи животных и растений | 1 |
33 | Полевая практика | 1 |
34 | Птицы и млекопитающие | 1 |
35 | Места обитания | 1 |
36 | Водоём | 1 |
37 | Обитатели водоёма | 1 |
38 | Растения водоёма и около водоёма | 1 |
39 | Игровое занятие «пирамида жизни» | 1 |
40 | Популяция. Игра «зайцы и ресурсы» | 1 |
41 | Каждой твари по паре | 1 |
42 | Усвоение знаний о фауне. Игра «животные» | 1 |
43 | Усвоение знаний о флоре. Игра «Учёные, пришедшие на новый континент» | 1 |
44 | Основы выживания в дикой природе. Игра «Затоплееный остров» | 1 |
45 | Хищники и травоядные. Игра «Лисы и зайцы» | 1 |
46 | Развитие чувственного восприятия природы. Игра «Слепая гусеница» | 1 |
47 | Ночной поход | 1 |
48 | «Я собираю рюкзак». | 1 |
49 | Развитие у детей слуховых ощущений. Игра «дождь» | 1 |
50 | Знакомство с почвенными растениями, насекомыми и другими природными объектами, населяющими нижний ярус | 1 |
51 | Восприятие и наблюдение за миром «земли» и миром «Неба». Игра «Мир в зеркале» | 1 |
52 | Основы дендрологии. Знакомство со свойствами деревьев данной экологической тропы. | 1 |
53 | Созерцание природы | 1 |
54 | Развитие внимательности. Игра «следопыт» | 1 |
55 | «Чьи следы?» | 1 |
56 | Экологическое ориентирование | 1 |
57 | Проверка знаний. Игра «Секретное животное» | 1 |
58 | Проверка знаний. Ориентирование на местности. Игра «Шерлок Холмс» | 1 |
59 | Контрольное занятие. Составление описания данной экотропы. | 1 |
Техническое обустройство троп | ||
60 | Работа по стендам и указателям на экологической тропе | 1 |
61 | Способы составления и оформления стендов, буклетов и указателей. | 1 |
62 | Самостоятельное составление и оформление стендов и указателей. | 1 |
63 | Творческое задание: буклет для экотропы | 1 |
64 | Способы привлечения посетителей на экотропы | 1 |
65 | Способы защиты природы от вандализма | 1 |
66 | Творческое задание: придумать способы привлечения посетителей на экотропы | 1 |
67 | Творческое задание: придумать способы защиты природы от вандализма | 1 |
68 | Плакат «Защита и охрана природы» | 1 |
Охрана природы | ||
69 | Охрана окружающей среды. Введение | 1 |
70 | Организации, занимающиеся охраной природы | 1 |
71 | Цели и задачи стратегии развития ООПТ РФ до 2015г | 1 |
72 | История заповеднического дела | 1 |
73 | Государственные природные заповедники | 1 |
74 | Национальные парки | 1 |
75 | Природные парки | 1 |
76 | Ботанические сады | 1 |
77 | Заповедники нашего региона | 1 |
78 | Позитивное влияние человека на природу | 1 |
79 | Негативное влияние человека на природу | 1 |
80 | Что я могу сделать для защиты природы | 1 |
81 | Творческий проект учащихся «охрана окружающей среды» | 1 |
Познаю экологию в игре | ||
82 | Окна земли | 1 |
83 | Биение сердца дерева | 1 |
84 | Пешком вслепую | 1 |
85 | Познакомимся с деревом | 1 |
86 | Слепая цепочка | 1 |
87 | Ролевая игра | 1 |
88 | Много ли вы видите? Звуки | 1 |
89 | Много ли вы видите? Цвета | 1 |
90 | Неприродная тропа | 1 |
91 | Гусеница | 1 |
92 | Путь домой | 1 |
93 | Дублирование | 1 |
94 | Микропоход | 1 |
95 | Равновесие в природе | 1 |
96 | Пирамида жизни | 1 |
97 | Рецепт для леса | 1 |
98 | Плетение паутины | 1 |
99 | Хищник - жертва | 1 |
100 | Сукцессия растений | 1 |
101 | Игра в животных | 1 |
102 | Что я за животное? | 1 |
103 | Определение предмета | 1 |
104 | Совы и вороны | 1 |
105 | Силуэты деревьев | 1 |
106 | Воронья охота | 1 |
107 | Отгадай животное | 1 |
108 | Ноев ковчег | 1 |
109 | Части тела животного | 1 |
110 | Поймай лошадь | 1 |
111 | Камуфляж | 1 |
112 | Дикари в зарослях | 1 |
113 | Спящий скряга | 1 |
114 | Летучая мышь и мотыльки | 1 |
115 | Часовой на дороге | 1 |
116 | Подзывание птиц | 1 |
117 | Птички на палочке | 1 |
118 | Подзывание хищников | 1 |
119 | Разведка | 1 |
120 | Неподвижная охота | 1 |
121 | Выживание | 1 |
122 | Расширение сознания | 1 |
123 | Молчаливое путешествие в природу | 1 |
124 | Загадки природы | 1 |
125 | Природные процессы | 1 |
126 | Место обитания | 1 |
127 | Тропа дикой природы | 1 |
128 | Итоговое занятие. Проверка на практике полученных знаний | 1 |
Итого часов | 128 |
Виды и типы экоигр
Тип игры | Название игры | Тип занятия |
I. Обучающие игры | 1. Канюки и мыши* |
|
2. Зайцы и ресурсы |
| |
3. Почвенная лестница | - Урок на природе
| |
4. Паутина жизни |
| |
5. Пирамида жизни |
| |
6. Совы и дупла |
| |
7. Летучая мышь и мотылёк |
| |
8. Как паук определяет, что в паутину попала жертва |
| |
9. Каждой твари по паре* |
| |
10. Что я за зверь |
| |
11. Животные |
| |
12. Ключ к животному или растению |
| |
13. Учёные, пришедшие на новый континент* | - Урок на природе
| |
14. Узнай растения | - Урок на природе
| |
15. Запомни и найди растение | - Урок на природе
| |
II. Коммуникативные игры | 1. Игра в ассоциации 2. Снежный ком 3. Знакомство - 1 4. Знакомство - 2 5. Затопленный остров 6. Не упади в пропасть 7. Взаимодействие «Пальцы» 8. Перейди на противоположную сторону 9. Заяц и лиса 10. Сплочение 11. Замок, шалаш, диван 12. Живое слово 13. Сплочение группы «Опусти палку» | - Урок на природе
Экскурсия |
III. Игры, направленные на эмоциональное восприятие природы, на включение всех анализаторов. | 1. Дождь** 2. Слепая гусеница** 3. Путешествие по лугу с лупой** 4. Сосчитай звуки 5. Лесной ковёр 6. Мир в зеркале** 7. Узнай своё дерево** 8. Нарисуй кору дерева или сделай отпечаток дерева** 9. Нить Ариадны 10. Природная палитра** 11. Созерцание природы 12. Фотоаппарат** 13. Видеосъёмка** 14. Найди свой предмет | - Урок на природе
Экскурсия |
IV. Игры, направленные на развитие внимания и наблюдательности | 1. Канюки и мыши 2. Дождь** 3. Совы и вороны 4. Следопыт 5. Перейди на противоположную сторону** 6. Мигалки 7. Заяц и лиса** 8. От одного до десяти 9. Отгадай, чьи следы 10. Спрятать и найти 11. Экологическое ориентирование 12. Путешествие по лугу с лупой** 13. Секретное животное 14. Сосчитай пальцы 15. Печатная машинка (клавиатура) 16. Мир в зеркале** 17. Узнай своё дерево** 18. Шерлок Холмс 19. Нарисуй кору дерева или сделай отпечаток дерева** 20. Природная палитра** 21. Фотоаппарат** | - Урок на природе
Экскурсия |
V. Игры, направленные на развитие самостоятельности и развитие интереса у детей к природе. |
| Домашнее задание. |
* - Игры, направленные на обучение и развитие внимания и наблюдательности (есть в двух разделах)
** - Игры, направленные на эмоциональное восприятие природы и развитие внимания и наблюдательности (есть в двух разделах)
К концу года учащиеся должны знать:
- название животных и растений данного региона;
- названия редких животных и растений данного региона, занесённых в красную книгу;
- способы заботы о диких животных и растений;
- правила поведения в природе;
- основы безопасности при встрече с дикими животными;
- положительные и негативные стороны влияния жизнедеятельности человека на природу;
- способы уменьшения негативного влияния человека на природу.
Учащиеся должны уметь:
- определять животных и растений данного региона по описанию;
- определять вид животного по следам;
- применять свои знания и навыки в природе;
- ориентироваться по карте-схеме на данной экотропе;
- бережно относиться к окружающей нас природе и заботиться о ней.
У учащихся должны сформироваться навыки:
- ориентировки на местности с помощью карты-схемы, природных ориентиров;
- способов заботы о животных и растениях;
- общения с природой;
-общения с людьми;
- помощи в экстренных ситуациях.
Примеры тематических экскурсий и игр.
Зимняя экскурсия «Хвойные растения»
Возраст: 6-7 класс
Цель: Познакомить детей с хвойными породами деревьев, развивать любовь к живому.
Оборудование: Определительные листы, бумага, карандаши.
Ход занятия: Занятие проводится накануне Нового года. В начале занятия идет обсуждение традиции ставить рождественскую елку.
- Всегда ли люди ставят именно елки?
- Какие еще деревья ставят на Новый год?
После этого идет экскурсия. Дети делятся на группы или пары и получают определительные карточки, с помощью которых они определяют: ель аянскую, сосну кедровую корейскую, сосну обыкновенную, пихту белокорую, можжевельник твердый, лиственницу, тис остроконечный. (Работа с определителем проводится в школе, поэтому у детей уже есть навыки работы определения растений). По мере определения растений, экскурсовод рассказывает о значении их для человека. По ходу экскурсии дети могут делать зарисовки кроны, коры и хвои.
Продолжение занятия переносится в помещение. На основе полученных знаний дети могут сделать листовки. Каждая группа делает одну листовку, посвященную какому-нибудь дереву. В ней коротко рассказывается о дереве и даются его характерные признаки.
Занятие можно объединить с уроком труда, на котором можно изготавливать елочные букеты и игрушки (можно из вторичных материалов).
Экскурсия - занятие "Разнообразие растений"
Возраст: старше 10 лет
Цель: Познакомит с разнообразием растений, научить навыкам простейших полевых исследований.
Оборудование: Длинные шнуры, определители (с фотографиями) или гербарные листы, листы-задания
Вся группа идет по прямой линии через лес и отмечает эту линию, используя длинную веревку или обвязывая веревками деревья. Длина линии должна составлять 100-150 м.
Смени место. Каждый ребенок выбирает себе дерево. Около него он кладет свой рюкзак, куртку или другой предмет. Теперь у каждого игрока, кроме ведущего есть "свое" место. Ведущий выходит на середину и по его сигналу "Меняемся", все должны поменяться местами. Оставаться на своем месте нельзя. Ведущий после своего сигнала бежит и старается занять любое освободившееся место. Игрок, оставшийся без места, становиться ведущим.
Что в руке? Соберите мелкие предметы из мира природы (шишки, желуди) по числу человек в группе. Если вы хотите, чтобы в каждой группе было по четыре человека, подберите по 4 предмета одного вида. Дети встают в круг, держа руки за спиной. Положите в руку каждому ребенку по одному предмету, но так, чтобы дети не видели их и изучали только на ощупь. Затем пусть кто-нибудь опишет находящийся в руках предмет. Те, у кого оказались одинаковые предметы, образуют группу.
После деления на группы вдоль линии, отмеченной ранее, намечаются рабочие площадки площадью 10х10 м. (в шахматном порядке). Площадки отмечаются шнуром, или веревками на деревьях. Далее работы выполняется малыми группами на них.
Какое это дерево? Принцип "Паутины" Ведущий становиться в центре между площадки и дает группам задания, которые они должны выполнить на свое площадке.
Примеры заданий:
- найди березу (клен, дуб, липу и др.), прикоснись к ней и измерь толщину ствола
- найди дерево, толщина которого больше (меньше) 20 (15, 25) см
- Найди засохшее дерево
- Найди пень
- Найди лишайники на дереве
- Найди колючее дерево (кустарник)
- Найди гриб, живущий на дереве
- 2. Игра «Зайцы» и «ресурсы»
- (игра, иллюстрирующая динамику численности популяции)
- Цель (обучающая): иллюстрация изменения численности популяции.
- Материалы: доска и цветные мелки или плакат и цветные карандаши или фломастеры.
- Ход игры:
- Участники разбиваются на 2 равные команды (например: 15 и 15 человек) Обе команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. Одна команда – «зайцы», другая – «ресурсы».
- Участники игры договариваются между собой об условных обозначениях ресурсов. Например, предлагается три вида ресурсов: вода, еда и жилище. Каждый «ресурс» до начала каждого тура игры задумывает, кем он будет (водой, едой или жилищем). Каждый «заяц» задумывает, что ему необходимо для жизни. Никто, ни «зайцы», ни «ресурсы» не делится с окружающими тем, что он задумал.
- Ведущий командует: «Пошел первый год жизни популяции зайцев» Ресурсы, покажите, кто вы? «Ресурсы» демонстрируют условные обозначения. Далее ведущий командует: «Зайцы», вперед!» и хлопает в ладоши. Команда «зайцев» устремляется к «ресурсам» и выбирает себе того, кого заранее задумал. Причем каждый «заяц» может утащить только одного «ресурса». Схваченные «ресурсы» переходят в команду «зайцев» и превращаются в них. Те же «зайцы», которым ничего не досталось, переходят в команду «ресурсов» и превращаются в них. В это время на доске или на плакате ведущий на заранее нарисованном графике отмечает численность «зайцев» и «ресурсов».
численность | 10 | |||||||||||
9 | – численность ресурсов | |||||||||||
8 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
5 | – численность зайцев | |||||||||||
4 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||
90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 |
- Важно, чтобы играющие не жульничали, а выбирали тех, кого заранее задумали. Игра играется в несколько туров (1 год – 1 тур) ≈ 10 туров.
- В конце концов на доске получается график колебания численности популяции «зайцев» и колебания численности «ресурсов». Этот график можно объяснить и интерпретировать по собственному желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей "По тропинкам Югры"
ПРограмма состоит из двух блоков: краеведческого и этнокультурного. Срок обучени: 3 года. Рассчитана на детей 7-10 лет....
Рабочая учебная программа дополнительного образования по предмету «Пионербол» для обучающихся 6 классов (АВТОРСКАЯ)
Образовательная программа «Пионербол» является АВТОРСКОЙ и составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования (Пр. к письму МО № 06-1844 от 11.1...
Рабочая программа дополнительного образования «Экология и экологическая культура».
Дополнительное образование по программе «Экология и экологическая культура».Образовательная программа экологической направленности является средством развития творческих способностей, ума ,души и серд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования ПО ПРЕДМЕТУ Информатика и ИКТ ДЛЯ 3- 4 КЛАССА
Программа курса дополнительного образования «Моделирование в среде ПрвоЛого» для 3-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Требований к ре...
Рабочая программа дополнительного образования по предмету «Итальянский язык»
Программа составлена на основеУМК: Nuovo Progetto Italiano Junior: Livello Elementare A1-A2 T. Marin, S. Magnelli Издательство: Edilingua,Томмазо Буэно Italiano Contemporaneo: esercizi per la lingua ...
Рабочая программа дополнительного образования по предмету: «Пользователь ПК»
Пояснительная запискаЦелью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобретение устойчивых умений ...
Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)
Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека....