РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования ПО ПРЕДМЕТУ Информатика и ИКТ ДЛЯ 3- 4 КЛАССА
рабочая программа по информатике и икт по теме
Программа курса дополнительного образования «Моделирование в среде ПрвоЛого» для 3-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Необходимость разработки данной программы обусловлена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmapervologo.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №181
Центрального района Санкт-Петербурга
Принято Педсоветом Протокол №____ от «__»_________2013 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ________________З.П.Воронова Приказ №_____ от «___»_________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования
ПО ПРЕДМЕТУ Информатика и ИКТ
ДЛЯ 3- 4 КЛАССА
«Моделирование в среде ПервоЛого»
(1 час в неделю, 35 часов в год)
Автор-составитель:
учитель информатики и ИКТ
Дамбаева Санжидма
Даба-Жалсановна
Санкт-Петербург
2013 г
Пояснительная записка
Программа курса дополнительного образования «Моделирование в среде ПрвоЛого» для 3-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Необходимость разработки данной программы обусловлена с изменением парадигмы образования. В основе современных требований к образованию лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а также переходом к стратегии социального проектирования и конструирования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. В этих условиях велика роль образования, обеспечивающего овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Цели курса дополнительного образования определены исходя из целей начального общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта начального общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, овладение начальными навыками информационной деятельности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью курса «Моделирование в среде ПервоЛого» является: овладение основами логического и алгоритмического мышления и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Основные задачи курса:
- организация учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды ПервоЛого;
- освоение стандартных команд исполнителя Черепашки;
Общая характеристика курса
Системообразующими понятиями содержания данного курса является алгоритм, учебный исполнитель и среда. Программа предусматривает изучение учебного исполнителя Черепашка, компьютерной среды ПервоЛого. Учебный исполнитель является важным инструментом для формирования алгоритмического способа мышления. Наряду с этим, изучая возможности среды учебного исполнителя ПервоЛого, происходит активное освоение методов моделирования. Обширные возможности работы с текстом, графикой, звуком в среде ПервоЛого повышают творческую активность и самостоятельность школьников.
Программа курса состоит из четырех разделов. Содержание раздела Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы на примере реализации заданий от простых до сложных. Приобретение практических навыков происходит в процессе системной деятельности над разработкой интерактивных проектов, ориентированных на получение содержательного результата.
Темы «Моделирование в среде учебного исполнителя «Черепашка» формируют представление учащихся, как разрабатывать модель объекта или системы, используя возможности данного исполнителя. Часть учебного материала посвящена изучению инструментария среды ПервоЛого.
Освоение информационной технологии работы в текстовом редакторе происходит в процессе разработки информационных моделей на графах, классификаций, гипертекста.
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- .
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Знакомство со средой ПервоЛого и технологией работы в не | 5 | 4 | 4 |
2 | Создание микромира и его обитателей | 5 | 2 | 2 |
3 | Организация движения Черепашки | 5 | 1 | 1 |
4 | Составление программ | 5 | 1 | 1 |
Итого: | 16 | 8 | 8 |
Учебно-тематическое планирование
Содержание курса
Тема 1. Знакомство со средой ПервоЛого и технологией работы в ней (5 ч)
Интерфейс программы ПервоЛого и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.
Понятие команды в среде ПервоЛого. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.
Учащиеся должны знать:
- назначение среды ПервоЛого;
- основные объекты графического интерфейса среды ПервоЛого;
- понятие команды и входных параметров.
Учащиеся должны уметь:
- управлять движением Черепашки;
- рисовать простейшие фигуры.
Тема 2. Создание микромира и его обитателей (5ч)
Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.
Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор.
Учащиеся должны знать:
- назначение и возможности Поля форм;
- технологию создания декорации микромира.
Учащиеся должны уметь:
- переодевать Черепашку в разные формы;
- пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров;
- создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане.
Тема 3. Организация движения Черепашки (5 ч)
Личная карточка Черепашки. Как задать движение Черепашки.
Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.
Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.
Учащиеся должны знать:
- назначение Личной карточки Черепашки;
- технологию организации движения Черепашки.
Учащиеся должны уметь:
- моделировать прямолинейное движение с разными скоростями;
- моделировать движение по сложной траектории;
- моделировать движение с повторяющимися фрагментами (делать анимацию).
Тема 4. Составление программ (5 ч)
Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.
Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.
Этапы создания мультипликационного сюжета.
Учащиеся должны знать:
- что такое программа;
- правила оформления программы;
- технологию создания мультипликационного сюжета.
Учащиеся должны уметь:
- разрабатывать программы;
- использовать в программах команды организации цикла;
- составлять программы рисования графических объектов;
- составлять программы для мультипликационного сюжета.
Тема 5. Роль датчиков в ПервоЛого (5ч)
Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т.д.
Использование датчиков для изменения состояния Черепашки.
Инструмент управления состоянием Черепашки – бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.
Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.
Учащиеся должны знать:
- назначение и виды датчиков;
- когда следует использовать бегунок;
- что такое датчик случайных чисел и когда его использовать.
Учащиеся должны уметь:
- использовать датчики для изменения параметров Черепашки;
- создавать бегунки;
- использовать датчик случайных чисел.
Тематическое планирование
№ | Содержание теории | Дата | Практическая часть |
Тема 1. Знакомство со средой ПервоЛого и технологией работы в ней (3 ч) | |||
1 | Интерфейс программы ПервоЛого и его основные объекты | Знакомство с интерфейсом компьютерной среды, главным героем – исполнителем Черепашкой | |
2 | Графический режим | Работа в графическом режиме | |
3 | Графический режим | ||
Тема 2. Создание микромира и его обитателей (5ч) | |||
4 | Поле форм | Заполнение Рабочего поля оттисками форм | |
5 | Создание формы | Создание новых форм | |
9 | |||
10 | Использование коллекций рисунков для фона | ||
11 | Конструирование орнаментов | ||
Тема 3. Организация движения Черепашки ( ч) | |||
12 | Как задать движение Черепашки | Заполнение личной карточки Черепашки | |
13 | Управление пером | Получить на экране квадрат, косую линию, измерить длину и ширину экрана (в черепашьих шагах) | |
16 | Прямолинейное движение объектов с разными скоростями | Моделирование прямолинейного движения с разными скоростями | |
17 | |||
18 | Управление курсом движения Черепашки | ||
19 | Движение по сложной траектории | Моделирование движения по сложной траектории | |
20 | Движение с повторяющимся фрагментом | Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом | |
Тема 4. Составление программ (5 ч) | |||
21 | Получение фигур отпечатыванием | 17.02 | Аллея деревьев, ряд домов, |
Получение фигур отпечатыванием | 3.03 | Случайные числа, программа звездное небо | |
10.03 | |||
22 | 17.03 | Rolik5 « | |
Тема 5. Роль датчиков в ПервоЛого (5ч) | |||
23 | Разработка проектов | 06.04. | |
24 | Разработка проектов | 13.04. | |
25 | Разработка проектов | 20.04 | |
26 | Разработка проектов | 27.04. | |
27 | Разработка проектов | 4.05. | |
28 | Разработка проектов | 11.05. | |
Тема 6. Разработка творческих проектов (7ч) | |||
29 | Создание интерактивных проектов | 15.05. | Проект «Анимированные задачи» |
30 | Создание интерактивных проектов | 22.05. | Проект «Анимированные сказки» |
31 | Создание интерактивных игр | Проект «Лабиринт» | |
32 | Создание интерактивных проектов игр | Проект «Гонки» |
Материально-техническое обеспечение
Раздел 1. Среда исполнителя. Графические команды Простые циклы – повторения.
Контрольная работа №1
Цель: контроль знаний по темам раздела
1 вариант
1. Чтобы нарисовать окружность, можно попросить черепашку выполнить инструкцию повтори много_раз [вперед 1 направо 1] (точное число повторений нам сейчас не важно). Что нужно изменить в инструкции, чтобы нарисовать окружности большего и меньшего размера?
2. Что нарисует после выполнения инструкции повтори 4 [вперед 100 направо 90]?
3. Как научить черепашку рисовать пятиконечную звезду?
2 вариант
1. Как научить черепашку рисовать снеговика?
2. Что нарисует после выполнения инструкции повтори 3 [вперед 100 направо 120]?
3. 3. Как научить черепашку рисовать снежинку?
Раздел 2. Вспомогательные алгоритмы.
Контрольная работа №2
1 вариант
1. Черепашка должна моделировать автомобиль, едущий по извилистой дороге, — дорога рисуется определенным цветом на листе и может иметь произвольную форму. Как научить черепашку не вылетать при движении с дороги? (Указание: воспользуйтесь умением черепашки реагировать на цвет листа.)
2. Вот схематичное описание программы “Угадай животное”: пользователь загадывает животное, программа пытается его угадать, задавая вопросы, на которые пользователь отвечает “да” или “нет”.
2 вариант
1. Смоделируйте движение корабля в реке. Используйте кнопку для изменения направления движения корабля (по течению/против течения). Предусмотрите в альбоме какие-то средства для измерения пройденного расстояния и времени.
2. Маленький цветочек начинает расти и становится большим. Как научить черепашку расти и становиться большим? (Указание: воспользуйтесь умением черепашки менять форму.)
Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:
Е.И. Яковлева, ЛогоМозаика: Сборник проектов.- М.: Институт новых технологий.
С.Ф. Сопрунов, А.С.Ушакова, Е.И.Яковлева. ПервоЛого3.0: Справочное пособие. – М.: Институт новых технологий.
Калина Е.А., Использование объектно-ориентированной среды ЛогоМиры для развития творческих способностей // (http://www.iro.yar.ru).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 2 - 4 классы
Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:освоение системы базовых...
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5–6 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5–6 классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 3 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 3-м классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, программы под редакцией А.В. Горя...
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" для 7-9 классов (ФГОС)
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса...
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для7 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и...
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" для 7 - 9 классов.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиямиФедерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...