«Особенности формирования метапредметных и личностных компетенций в процессе изучения предметов эстетического цикла»
статья

Демедюк Дмитрий Петрович

Метапредметные результаты деятельности-универсальные способы деятельности. В основе лежит полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и служит существенным фактором улучшения качества освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компитенций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности формирования мета предметных и личностных компетенций в процессе изучения предметов эстетического цикла»

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
И. Г. Песталоцци


      Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
      Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметах и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
• математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
•  коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
•  информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
•  социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
•  продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
•  нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
 Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор данной темы : «Формирование метапредметных результатов в урочной деятельности».

Целью  работы является изучение особенностей системы формирования метапредметных результатов на  ступени начального школьного образования.
Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
• рассмотреть цели, задачи и направления развития начального образования
•  изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных результатов;
•  изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;
• подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности коммуникативных учебных действий. 
     Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Существующие сегодня «Примерные программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели обучения:

 1.Предметные результаты.
• Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
• Развитие личности учащихся.
• Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения  выделяют:

2.Личностные результаты:
 - формирование мотивации учения;
 - осознание возможностей самореализации;
 - стремление к совершенствованию;
 - формирование коммуникативной компетенции;
 - формирование общекультурной и этнической идентичности;
 - толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
 - готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

.Метапредметные результаты: 
 - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
 - развитие коммуникативной компетенции;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
 - умение ставить перед собой цели и определять задачи, 
- развитие исследовательских учебных действий, 
 - развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
 осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
 Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Понятие метапредметности.

Что же такое метапредметы и принцип метапредметности? 
Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.
Можно сделать вывод о том, что у ребенка развиваются такие способности, как понимание, воображение, мышление, рефлексия, действие.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Стандарты второго поколения предусматривают преподавание метапредметов как отдельных дисциплин.  Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
   Основное содержание формирования метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Таким образом, формирование метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: 

 1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
•  способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
•  умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
• преодоление импульсивности, непроизвольности;
•  умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
• умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
•  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
• целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
• готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладения);
•  формирование основ оптимистического восприятия
 Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов
Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированности у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий ( далее - УУД).
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный и не персонифицированный
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

Метапредметные результаты 

Уровни
1уровень        2 уровень         3 уровень

Регулятивные Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; Приобретения навыка саморегуляции, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

 Познавательные Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы Владение монологической и диалогической формами речи; Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

 Формы работы по формированию базовых  коммуникативных компетенций
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе  или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.
Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. 
Система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий)
Заключение.
     Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы формирования метапредметных результатов   осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций.


Аннотация


          Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы              деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Значение мультимедийного сопровождения при изучении предметов эстетического цикла

Значение мультимедийного сопровождения при изучении предметов эстетического цикла....

Способы формирования метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка в контексте современных образовательных процессов

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизнен...

Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА

В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивац...

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА УЧАЩИХСЯ

Интеграция предметов эстетически-развивающего цикла  способствует формированию условной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом. Взаимодействие...

Формирование метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятской литературы через использование технологии продуктивного чтения

АннотацияДанный инновационный проект реализует учебные задачи по предмету "бурятский язык и литература", соответствующие новым стандартам ФГОС.  В условиях, когда в обществе востребован...

Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся в ходе выполнения учебных проектов в процессе обучения технологии

Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся в проектной деятельности...