Способы формирования метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка в контексте современных образовательных процессов
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_uchitelya_russkogo_yazyka_i_literatury_chernovoy_i.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя русского языка и литературы Черновой И.В. на заседании МО учителей русского языка и литературы.
Способы формирования метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка в контексте современных образовательных процессов (Слайд1)
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала
идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать,
переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три
группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций.
Что значит метапредметные компетенции? (Слайд2) «Мета» - за, над - общий
для всех предметов. Метапредметные - освоенные универсальные способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях. Вот некоторые наиболее важные из них: (СлайдЗ)
регулятивные - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества;
познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания,
являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся,
интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира.
(Слайд 4) Это уроки, где ученики применяют знания по истории и литературе, по георгафии и литературе, по математике и русскому языку и т.д.
Интеграция в уроки литературы сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, театру, кино дает такие результаты обучения, которые проявляются в: (Слайд 5)
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу;
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях;
умение работать с разными источниками информации.
Одним из эффективных методов, формирующих метапредметные компетенции учащихся, является метод исследования. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. (Слайд 6)
Урок-исследование отвечает критериям современного урока: (Слайд 7)
урок открытия нового;
самореализация ученика;
урок коммуникаций;
урок-создание образовательного продукта: правило, алгоритм, сочинение,
изложение и т.д.
Например, при изучении темы «Этимология» в 6 классе ребятам можно предложить следующую исследовательскую работу: (Слайд 8)
Исследование "Биография слова".
- Мы выяснили, что у слова, как и у человека, есть семья, родственники и оно проживает целую жизнь, давайте напишем, создадим биографию слова «Родина». Работать будем в группах, а итоги нашей работы обобщим.
Мы будем работать по такой схеме:
1. Лексическое значение слова.
2. Этимология слова.
3. Подбор однокоренных слов.
4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.
5. Слово "Родина" во фразеологических оборотах.
6. Слово "Родина" в текстах художественной литературы.
Задание для группы № 1:
1. Определить лексическое значение слова "Родина".
2. Определить этимологическое значение слова "Родина".
Задание для группы № 2:
1. Подберите однокоренные слова к слову "Родина"
2. Подберите синонимы и антонимы к слову "Родина".
Задание для группы № 3:
1. Объясните значение следующих фразеологизмов:
Родиться в сорочке (рубашке).
Родиться под счастливой звездой.
Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, учебно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации.
Одной из составляющих программы по русскому языку является формирование
словарного запаса учащихся. Работу по формированию лексического запаса учащихся можно проводить следующим образом. Во-первых, как подготовку детей к восприятию классических текстов. Ученики работают со специальными карточками, где они выясняют значения устаревших слов. (Слайд 9)
Такая работа обогащает словарный запас учащихся, подготавливает языковой материал для восприятия художественной литературы. Происходит экскурс в прошлое языка, тем самым познается история и традиции нашей страны.
Такой же прием используется при изучении новой лексики, которая хлынула в
нашу страну в последние годы. (Слайд 10)
Данный вид деятельности выводит учащихся на совершено иной
интеллектуальный уровень. Таким образом, исследовательская деятельность на
уроках русского языка формирует метапредметные умения: (Слайд 11)
работать со справочной литературой;
анализировать и делать выводы;
оформлять свою речь;
- организовывать собственную деятельность.
Следующим этапом формирования лексического запаса школьников является
комплексный анализ текста. На этом этапе учащиеся учатся применять свои знания и
правильно оформлять речь. Помимо общеучебных умений и навыков, учащийся -
исследователь получает возможность развивать специальные умения и навыки.
Главной целью становится обеспечение понимания изучаемых явлений, повышение
орфографической и пунктуационной грамотности.
Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен
результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и
интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и
конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им
ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. (Слайд 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.
Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....
Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЩЕРБАК Е.В. Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы...
Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы
Является важным то, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что...
Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
Формирование метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Доклад на учительской конференции....
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....
Презентация по методической теме самообразования : "Траектория развития предметных компетенций на уроках русского языка"
Презентация включает в себя новые приёмы работы с текстом учеников при подготовке к ОГЭ по русскому языку....