Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся в ходе выполнения учебных проектов в процессе обучения технологии
методическая разработка по технологии

Спивак Мария Сергеевна

Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся в проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся в ходе выполнения учебных проектов в процессе обучения технологии

«Школьники должны учиться самостоятельно мыслить,

 работать индивидуально и в команде,

решать нестандартные задачи,

 ставить перед собой цели и добиваться их,

чтобы в будущем это стало основой благополучной,

интересной жизни»                                

                                           Президент России В. Путин

                             

Предметная область «Технология» представляет собой совокупность учебных предметов и модулей (инвариантных и вариативных) технологической подготовки, обеспечивающих в целом достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов образования на основе предметно-практической деятельности обучающихся.

Предметная область «Технология» играет значительную роль в формировании универсальных учебных действий, навыков XXI века (потребность и умение учиться, самоорганизация, кооперация, коммуникация, креативность, критическое мышление), в равной мере применимых в учебных и жизненных ситуациях.

К метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Одним из эффективных способов формирования метапредметных и личностных результатов обучения является проектная деятельность. Проектная деятельность школьников – эта форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются регулятивные умения, направленные на организацию, планирование своей познавательной  деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.

Работая над проектом, обучающиеся:

- учатся находить и выбирать нужную информацию и оформлять ее разнообразными способами, сотрудничать с партнерами по проекту;

- накапливают опыт толерантности, получают жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром; осваивают навыки публичного выступления (защита проектов), что относится к ключевым компетенциям.

 Условием технологии проектной деятельности является наличие выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В сфере личностного развития учащихся участие в проектной деятельности способствует формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формированию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, освоению социальных норм, правил поведения.

В контексте предмета «Технология» ученик учится интегрировать знания из различных областей, осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность, выходящую за рамки предмета - это включение ребенка в разные типы деятельности, связанные с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. Суть метапредметного подхода в новых стандартах состоит в том, что цель образовательной области "Технология" - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Значит нужно, чтобы учащиеся были компетентными, инициативными, творчески думающими, активно действующими, легко адаптирующимися к современным экономическим реалиям жизни. Лучшим способом развития мыслительной активности и творческих способностей личности является разработка чего-то субъективно или объективно нового - это деятельность по созданию продуктов, обладающих личностной или общественно значимой потребительской стоимостью. Именно поэтому с целью формирования у учащихся метапредметных навыков в процессе обучения технологии уделяется большое внимание проектной деятельности.

В нашей школе на сегодняшний день обучение технологии ведется по рабочим программам, которые реализуется на основе УМК: учебники В. М. Казакевича и др. (5 и 6 классы) и учебники Н.В. Синица, В.Д. Симоненко (7 и 8 классы). Проектная деятельность ведется во всех классах с 5 по 8.

При изучении модуля «Методы и средства творческой и проектной     деятельности» в течение всего учебного времени ведется одновременно и обучение, и выполнение учебного творческого проекта. Уже с первых уроков начинается формирование метапредметных навыков (ключевых компетентностей), которые формируются через создание определенного изделия, при изготовлении которого ученица самостоятельно интегрирует знания, умения, навыки. Начиная с 5 класса учимся составлять план написания проекта, работать с инструкционно-технологическими картами, а с 6 класса учимся самостоятельно разрабатывать технологические карты. Это способствует формированию учебно-организационных метапредметных умений и навыков, которые лежат в основе изготовления любого изделия.

Так, например, в процессе конструирования и моделирования швейных изделий у учащихся формируется понимание того, что по одной основе можно сшить разные швейные изделия, создаются ситуации для определения учащимися адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения задачи на основе имеющихся алгоритмов. У обучающихся развивается рефлексивная способность действовать в соответствии с позициями (что я делаю? для чего я это делаю? как я буду это делать? что я получу в результате?). Этот этап работы сопровождается так же формированием общеучебных умений и навыков, обеспечивающих учащимся нахождение, переработку и использование информации для решения поставленных задач. Большую роль играют лабораторные работы по выявлению свойств материалов, особенностей технологических операций, что так же является источником получения достоверной информации. На основе полученной информации учащиеся подбирают аргументы, формулируют выводы по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражают в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

В каждом классе материал осваивается методом учебного проектирования. По мере взросления учащихся проекты усложняются как за счет добавления новых структурно-содержательных компонентов проектной деятельности, так и за счет усложнения конструкции и технологии обработки изделий. Для обеспечения ситуации успеха осуществляется дифференцированный подход благодаря разноуровневым целям.

Например, в 6 классе при проектировании и изготовлении плечевого изделия:

I уровень - спроектировать и изготовить ночную сорочку по образцу, но продумать художественное оформление (вышивка, аппликация и т.д.);

II уровень - спроектировать и изготовить ночную сорочку с усложняющими элементами (рукавами, карманами, застежкой);

III уровень - спроектировать и изготовить халат по замыслу ученицы.

Учащиеся мотивируются на тот вид работы, который находится в зоне их ближайшего развития, с которым они справятся, не разочаровавшись. Такая методика позволяет учитывать индивидуальные особенности, темп работы каждой учащейся, что гарантирует их мотивацию деятельности и успешность.

Далее, в 7 классе используются современные способы раскроя: выбирается модель, в компьютер вводятся необходимые данные (мерки) и через принтер выводится выкройка в соответствии с индивидуальными особенностями фигуры и эскизным замыслом. Обосновываются пути и средства устранения ошибок и разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах, осуществляется поиск новых решений возникшей конструкторской, технологической и экономической задачи.

Также хочется отметить, что на каждом рабочем месте у обучающихся имеется девайс с выходом в интернет. Работа на нетбуке с использованием разных программ (в зависимости от вида деятельности) повышает интерес учащихся к предмету за счет новой формы поиска информации и помогает ученице в организации изучения предмета и написания творческого проекта в удобном для нее темпе.

В этом учебном году материально-техническая база нашего кабинета технологии полностью обновилась. Поступило много нового оборудования: современная микроволновая печь, блендер, планетарный миксер, весы настольные электронные кухонные, санитарно-пищевая экспресс-лаборатория, утюги, парогенератор, оверлоки, компьютеризированные швейные машины, вышивальная машина с ЧПУ, распошивальная машина, текстильный принтер, раскройный плоттер.

Как известно, в формировании метапредметных и личностных навыков, стойкого интереса к урокам технологии большую роль играет внеклассная работа. На следующий учебный год планируется разработка программы внеурочной деятельности по изготовлению учащимися объектов труда с использованием современного оборудования, в которую будут привлечены учащиеся с 5 по 9 классы, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. В программу будут включены такие разделы как проектирование, конструирование, программирование, моделирование.

Приложение.

Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся в ходе поэтапного выполнения учебных проектов

Проектная деятельность

Метапредметные образовательные результаты

Личностные образовательные результаты

Составление плана написания творческого проекта.

Разработка подготовительного этапа.

- формирование умения планирования процесса созидательной и познавательной деятельности;

- формирование самостоятельности в учебной и познавательно-трудовой деятельности;

- формирование умения выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;

- формирование умения организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности  с  другими  её   участниками.

- формирование технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Разработка конструкторско –технологического этапа.

Формирование умения выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- формирование способности моделировать планируемые процессы и объекты;

- формирование понимания необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и   условиями  деятельности.

- формирование познавательных интересов и творческой активности в данной области и предметной технологической деятельности;

- формирование желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих   и   перспективных  потребностей;

- формирование развития трудолюбия  и  ответственности  за  качество  своей    деятельности;

- формирование овладения правилами  научной  организации  умственного  и  физического  труда;

- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной   и   эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным    ресурсам;

- проявление технико-технологическое и экономическое мышление при организации своей   деятельности.

Разработка заключительного этапа

- формирование аргументирования обоснований решений и формулирование выводов; отображение в адекватной задачам форме результатов своей деятельности;

- формирование соотнесения своего вклада с деятельностью других участников при решении общих задач коллектива;

- формирование оценки своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- формирование умения обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения  противоречий  в  выполняемой   деятельности.

- самооценка своих  умственных  и  физических  способностей  для  труда в  различных  сферах  с  позиций  будущей  социализации;

- умение  планировать  образовательную  и  профессиональную  карьеры.

Список литературы

  1. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные источники:

  1. Мел. Медиа про образование и воспитание детей https://mel.fm/vospitaniye/intervyu/6391874-putin_talk
  2. Муниципальное бюджетное учреждение "Центр мониторинга и сопровождения образования" for:https://cmiso.ru/wp-content/uploads/2019/10/Концепция_презентация.pdf#:~:text=*%20 Предметная%20область%20"Технология"%20представляет,на%20основе%20предметно-практической%20деятельности%20обучающихся
  3. Новости в России и мире https://tass.ru/obschestvo/3830497
  4. Официальный сайт КОГОБУ СШ  с УИОП  пгт. Уни http://uni-school.ru/guld/metapredmetnyj_podkhod_naurokakh_tekhnologii.pdf
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт –http://минобрнауки.рф/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые требования к образовательным результатам. Достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов."

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияч представыляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начально...

Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...

образовательный проект «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии"

Свою педагогическую деятельность  строю в соответствии с концепцией развития школы. Она ориентирует  на создание условий, способствующих формированию «человека культуры».«Человек культуры» –...

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ.

В современной школе закладываются основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры молодежи, определяющей потенциал страны, который должен обладать достаточно высоким и разносторонни...

Метод проектов как средство формирования метапредметных и личностных результатов

Основная ценность образовательного проекта состоит в том, что он ориентирует ученика не на простое изучение предмета, а на разрешение проблемы через создание конкретного образовательного продукта.Учеб...

Формирование метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятской литературы через использование технологии продуктивного чтения

АннотацияДанный инновационный проект реализует учебные задачи по предмету "бурятский язык и литература", соответствующие новым стандартам ФГОС.  В условиях, когда в обществе востребован...