Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА
статья на тему
В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивации учения в школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
troitskaya_g.yu_._aspirantskaya_konferentsiya_2017_statya.doc | 60.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ
МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА
Г.Ю. Троицкая, аспирант кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, педагог-психолог ГБОУ СОШ «Тутти»
e-mail: gala_tro@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивации учения в школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Ключевые слова: мотивация учения, дифференциация обучения, индивидуализация обучения, межпредметная интеграция.
В настоящее время наблюдается значительный рост заинтересованности общества в наиболее полной реализации интеллектуального, творческого и личностного потенциала человека, как важнейших источников его достижений. Особенно этот интерес направлен на систему образования, так как именно в образовательных организациях находятся истоки успешной социализации и всестороннего развития молодежи.
В новых федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особо подчеркивается значимость личностно-ориентированного подхода в образовании. Поэтому, их введение предполагает модернизацию системы управления школой на основе принципов дифференциации обучения, индивидуализации образовательных маршрутов, создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды, как необходимого условия для развития личности и наиболее полной реализации индивидуальных способностей обучающихся [7].
В современных условиях у образовательных организаций появилась реальная возможность выбора форм дифференциации обучения, наиболее подходящих для каждого конкретного их типа.
В современной педагогической науке принято выделять внутреннюю и внешнюю формы дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимают такую организацию учебного процесса, при которой учет индивидуальных особенностей учащихся производится в условиях работы в обычных классах. Внутренняя дифференциация предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозированной помощи со стороны учителя. Внешняя дифференциация предполагает создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. В современной педагогической практике существуют различные варианты организации углубленного изучения предметов – от введения факультативных занятий по определенным направлениям до создания профильных классов и школ с углубленным изучением отдельных предметов [5].
В последние годы весьма популярной и успешной моделью, реализующей принцип дифференциации обучения стали образовательные организации с углубленным изучением отдельных предметов (художественно-эстетического цикла, музыкального цикла, физики и математики, иностранных языков, естественно-научного цикла и т.д.). Все эти образовательные организации можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся образовательные организации с углубленным изучением общеобразовательных предметов, входящих в перечень ЕГЭ (физика, математика, естественные науки, иностранные языки и др.). Во вторую же группу попадают образовательные организации с углубленным изучением предметов, не входящих в перечень ЕГЭ и, как правило, выносимых в сферу дополнительного образования (предметы музыкального, художественно-эстетического циклов и др.) Согласно распоряжению Комитета по образованию от 01.01.2001. «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на учебный год, порядку организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений - гимназий и лицеев Санкт-Петербурга, в образовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов вариативная часть учебных планов формируется самостоятельно в соответствии с действующими нормативами. Образовательная организация может самостоятельно перераспределять годовую нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Таким образом, в образовательных организациях, отнесенных к первой группе, увеличивается количество часов, отводимое на углубленно изучаемые общеобразовательные предметы, а в образовательных организациях второй группы специальные предметы (музыка, живопись, хореография и др.) гармонично включены в структуру образовательного процесса за счет вариативной части учебных планов. Такая организация образовательного процесса, бесспорно, способствует соблюдению принципа дифференциации, а также способствует более полной реализации индивидуальных способностей обучающихся.
Однако, с другой стороны, при такой организации образовательного процесса возникает проблема, связанная с доминированием у обучающихся интереса к углубленно изучаемым предметам в ущерб остальным общеобразовательным дисциплинам, что влечет за собой снижение результатов учебной деятельности. Кроме того, подобная расстановка акцентов обуславливает тенденцию к одностороннему развитию их личности, что противоречит базовым целям образования в современных условиях [6].
Теоретический анализ, многолетние наблюдения за образовательным процессом, построенным по такой модели, а также личный педагогический опыт, позволили обозначить ряд проблем в образовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов. Эти проблемы связаны, прежде всего, с мотивацией учения, от уровня развития которой в значительной степени зависит как успешность деятельности, направленной на получение общего образования а, соответственно, результативность образовательного процесса, так и развитие личностного и творческого потенциала обучающихся, в целом [2,3].
Исследование мотивации учения в школах с углубленным изучением отдельных предметов позволило сделать следующий вывод: наиболее проблемными с точки зрения уровня мотивации учения и познавательного интереса являются образовательные организации, отнесенные ко второй группе, то есть те, в которых углубленно изучаются предметы, не входящие в перечень ЕГЭ[8]. К таким организациям относятся, прежде всего, школы с углубленным изучением музыкальных предметов. Установлено, что обучающиеся в подобных школах обладают рядом психологических особенностей, которые во многом определяют их поведение и особенности мотивации. Их отличает от обучающихся массовых школ повышенная школьная тревожность, характерологические особенности (демонстративность, лабильность и сензитивность), а также особенности ценностных смысложизненных ориентаций [8].
По результатам наблюдения, анкетирования и консультирования обучающихся, их родителей и педагогов можно выделить следующие причины снижения мотивации учения у обучающихся в школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла:
- повышенная тревожность обучающихся, обусловлена личностными особенностями и особенностями социализации [1,2,7];
- отсутствие интереса к общеобразовательным предметам у обучающихся вследствие их увлеченности музыкой и ориентацией на будущую музыкальную карьеру, а также несформированность целостной картины мира, в которой знания, полученные при изучении различных предметов находятся во взаимоствязи;
- влияние родителей, большинство из которых, выбирая для своего ребенка школу с углубленным изучением музыки, более связывают свои ожидания либо с музыкальными успехами, либо с комфортной образовательной средой и невысокой степенью загруженности общеобразовательными предметами и мало внимания уделяют развитию познавательного интереса и эффективности общеобразовательного учебного процесса[9];
- недооценка педагогами-музыкантами значения изучения общеобразовательных дисциплин для всестороннего развития личности обучающихся;
В процессе поиска путей оптимизации образовательного процесса с целью формирования устойчивой положительной мотивации учения в школах с углубленным изучением музыкальных предметов, была выдвинута гипотеза о целесообразности применения методов межпредметной интеграции ( интеграции предметов музыкального и общеобразовательного циклов).
С целью проверки гипотезы был проведен эксперимент в ГБОУ школе «Тутти» с углубленным изучением предметов музыкального цикла Центрального района Санкт-Петербурга, в рамках которого преподавателями музыкальных и общеобразовательных предметов подготовлены и проведены интегрированные уроки среди обучающихся 5-11 классов.
В частности, для обучающихся, включенных в экспериментальную группу, были проведены уроки-конференции «Музыкальное искусство древней Греции» (история, музыкальная литература, элементарная теория музыки, информатика), «Музыкальная культура Европы и Азии» (география, сольфеджио, музыкальная литература), «Металлы в духовых музыкальных инструментах» (химия, музыка), «Математические секреты музыки» (математика, сольфеджио, гармония, информатика).
По результатам эксперимента можно заключить следующее: у большинства обучающихся (56%), включенных в экспериментальную группу, было зафиксировано повышение интереса к общеобразовательным предметам. В этой связи целесообразно сделать вывод об эффективности использования интеграции общеобразовательных предметов и предметов музыкального цикла для повышения уровня мотивации учения в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Итак, по результатам эксперимента можно сделать вывод о том, что одним из необходимых условий формирования положительной мотивации учения в образовательных организациях с углубленным изучением предметов музыкального цикла является интеграция общеобразовательных и музыкальных предметов
Литература
1. Батчаева Н.А. Проблемы музыкальных способостей и одаренности/ Н.А.Батчаева // Наука и школа. – МПГУ, 2008. – с. 42-44.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983.- 96с.
3. Мотивация учения и педагогической деятельности: учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. Мелетичева В.В. – СПб.: СПбАППО, 2011.- 112с.
4. Морозова Н.В. Повышеная тревожность юных музыкантов: причины и пути оптимизации/ Н.В.Морозова// Вестник кафедры ЮНЕСКО музыкальное искусство и образование. – МПГУ, 2013. – с.56-61.
5. Перевозный, А. В. О дидактических и методических аспектах дифференциации школьного образования / А. В. Перевозный // Взаимосвязь дидактики и частных методик в обучении : тез. докл. конф., 1999. – М. : ИТОиП РАО, 1999. – 75 с.
6. Троицкая Г.Ю. Особенности формирования духовно-нравстенных ценностей подростков в условиях школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла./ Г.Ю.Троицкая// Сборник публикаций Московского научного центра психологии и педагогики по материалам международной научно-практической конференции: «Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения». – М.: Московский научный центр психологии и педагогики, 2015. – с.67-72.
7. Троицкая Г.Ю. Проблема мотивации учения в образовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов / Г.Ю. Троицкая// Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки» №5, том 2.- Белгород.: «Эпицентр», 2016.
8. Троицкая Г.Ю. Психологические особенности обучающихся в школах с углубленным изучением отдельных предметов и особенности мотивации учения / Г.Ю. Троицкая// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология.- Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017.- Вып. 55.- Ч.7. – с. 133-140.
9. Троицкая Г.Ю. Особенности родительских ожиданий и их влияние на мотивацию учения обучающихся в образовательных организациях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла/ Г.Ю. Троицкая//Служба практической психологии в системе образования: материалы XXI международной научно-практической конференции.: Вып 21 / Под общ.ред. Шингаева С.М. – СПб.: СПбАППО, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание математики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Статья о преподавании математики в школе с ХЭЦ...
Формирование мотивации учения школьников через использование межпредметных технологий
Усиление мотивации учения, развитие интересов и творческого потенциала школьников во все времена являлось важнейшей задачей учителя. Использование учителем современных образовательных техн...
Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе с уг...
Учение с развлечением. Повторяем тему "Семья" 3 класс школ с углубленным изучением английского языка
Материал содержит кроссворд с лексикой по теме "Семья" и может быть использован как на уроке, так и во внеурочной работе...
Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла.
Данная статья раскрывает особенности межпредметной интергации естественно- научного цикла .В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой е...
Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла
Об интеграции методов обучения....