Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"
материал

Скорина  Марина  Викторовна

Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioty.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яйская основная общеобразовательная школа №3»

652100, Кемеровская обл., Яйский район, пгт Яя, ул.Озерная,3         тел. 8 (38441) 2-16-08

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Яйская оош №3»

____________Н.Г.Булаева

«ПАТРИОТЫ»

Программа

духовно-нравственного и гражданско-патриотического

воспитания детей и молодежи

срок реализации – 3 года

возраст детей –  10- 15 лет

Разработчики:

Скорина М.В.

зам. директора  по БОП,

Ситникова А.В.

учитель русского языка

и литературы

Пгт Яя

2019г

Содержание

Паспорт программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического

воспитания детей и молодежи «Патриоты»……………………………………....3

Пояснительная записка………………………………………………………….…5

Этапы реализации программы……………………………………………….…..11

Основные направления программы………………………………………….….13

Формы занятий  и подведение итогов планируемых по каждому

направлению……………………………………………………………………...18

Мероприятия  по реализации программы  по духовно - нравственному  и

гражданско патриотическому  воспитанию детей и молодежи……………....19

Паспорт программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического

воспитания детей и молодежи «Патриоты»

Исполнители

Педагоги,  учащиеся, родители МБОУ «Яйская оош№3»

 

Цель программы

  • Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества; формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы

  • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
  • воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
  • формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка;
  • воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны;
  • изучение истории и культуры Отечества и родного края;
  • передача и развитие лучших традиций российского воинства;
  • доведение до обучающихся боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами.

Сроки реализации

2019 – 2022 гг.

Ожидаемые результаты

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;
  • формирование стойкой патриотической позиции;
  • формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;
  • воспитание уважения к труду, человеку труда;
  • создание условий для уважительного отношения к правам ребенка;
  • консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку;
  • повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий;
  • формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.

  1. Пояснительная записка

          Сегодня  в современном обществе остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. И это не может не беспокоить всех, кому дорога судьба России.

       Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами воспитания. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

       В связи с этим разработана программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи «Патриоты».

       Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и обучающихся, материальное и методическое обеспечение.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье ФЗ-273 РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

  1. Цели и задачи программы

Цель: 

  • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества; формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи: 

  • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
  • воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
  • формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка;
  • воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны;
  • изучение истории и культуры Отечества и родного края;
  • передача и развитие лучших традиций российского воинства;
  • доведение до обучающихся боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами.

  1. Основные принципы организации патриотического воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

  1. Контроль над  реализацией  Программы.

Для координации  и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования  создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

 В состав  совета входят:

1.     Заместитель директора по воспитательной работе.

2.     Преподаватель  ОБЖ

3.     Руководитель МО классных руководителей.

4.     Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

5.     Вожатая

   

  1. Оценка эффективности реализации Программы:

В результате реализации Программы ожидается:

  • обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста   подрастающего поколения;
  • создание условий для преемственности поколений;
  • конкретизация цели воспитательной работы;
  • содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
  • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
  • создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
  • повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
  • поступление обучающихся в  военные учебные заведения и учебные заведения МЧС.

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

  • доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
  • создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;
  • привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
  • повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся;
  • разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.

Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.

  1. Организация программы

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.

Структура и организация данной программы строится с учётом  возрастной  категории учащихся (5-9 классов), в связи со специфическими особенностями и задачами   развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

      У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

Задачи:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
  • заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и за пределами школы;
  • формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
  • формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды

Этапы реализации Программы

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Патриоты».

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
  4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  5. Проводить мониторинг реализации программы.
  6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы учреждения.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период.

Основные направления программы

1. Направление «Связь поколений»

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
  3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
  2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
  3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  1. Изучать историю родного края.
  2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я –  Кузбасса гражданин».
  3. Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4. Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
  3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседыродительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих  принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание воспитательной работы:

  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
  • удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы
  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
  • организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;
  • привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
  • демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы

Формы внеклассной работы:

  • родительские собрания, посещение семей учащихся;
  • анкетирование;
  • тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
  • семейные праздники;
  • спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
  • календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя и т.д.;
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины;
  • дни творчества, дни открытых дверей.

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:
  • создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. В образе выпускника:
  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Воспитанники:

  • дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
  • они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
  • они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
  • они способны к изменению самих себя.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.

Формы занятий  и подведение итогов планируемых по каждому направлению

Название направления

Формы занятий

1

« Связь поколений»

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2

«Растим патриота и гражданина России»

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3

 «Мой край родной»

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4

« Я и семья»

Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Мероприятия

 по реализации программы  по духовно-нравственному и

гражданско –патриотическому  воспитанию детей и молодежи

« Патриоты »

Название мероприятия

Направление программы

Ответственные

1. Проведение массовых мероприятий

1

Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне

1

Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая

2

Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

2

Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая

3

Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта

2

Вожатая, педагог дополнительного образования, учителя физкультуры, учителя ОБЖ

4

Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»

1

Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая, библиотекарь

5

Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий

4

Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая

6

Проведение операции «Забота»:

•поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;

• концерты для ветеранов;

1

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования, вожатая, юнармейский актив

7

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла

1

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования, вожатая, юнармейский актив

2. Экскурсионно-туристическая деятельность

1

Организация экскурсий

3

Вожатая, классные руководители

3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

1

Проведение игр на местности «Учимся выживать»

2

Учителя ОБЖ

2

Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!»

2

Вожатая,  заместитель директора по воспитательной работе, учителя  физкультуры

3

Проведение соревнований по мини-футболу

2

Учителя физкультуры

4. Краеведение

1

Проведение тематических мероприятий «Почетные граждане поселка»

3

Педагог дополнительного образования

2

Встречи с замечательными людьми  поселка

3

Заместитель директора по воспитательной работе

3

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:

  • «Моя родословная»;
  •  «Есть такая профессия - Родину защищать»
  • « Есть такой поселок Яя»

3

Заместитель директора по воспитательной работе,

учителя русского языка и литературы.  

4.

Организация походов по родному краю

3

Учителя физкультуры, ОБЖ

5. Общественно полезный труд

1

Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет

Заместитель директора по воспитательной работе, завхоз

2

Благоустройство территории учреждения

Классные руководители

3

Организация работы трудовых отрядов  в летнее время

Администрация ОУ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»

Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данном...

«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Ф...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации

  Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» ...

Программа воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся 10 «А» класса «Ступени совершенства» на 2019-2020 уч. год

Как организовать процесс воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств у старшеклассников.? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов...