Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"
материал
Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioty.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яйская основная общеобразовательная школа №3»
652100, Кемеровская обл., Яйский район, пгт Яя, ул.Озерная,3 тел. 8 (38441) 2-16-08
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Яйская оош №3»
____________Н.Г.Булаева
«ПАТРИОТЫ»
Программа
духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания детей и молодежи
срок реализации – 3 года
возраст детей – 10- 15 лет
Разработчики:
Скорина М.В.
зам. директора по БОП,
Ситникова А.В.
учитель русского языка
и литературы
Пгт Яя
2019г
Содержание
Паспорт программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания детей и молодежи «Патриоты»……………………………………....3
Пояснительная записка………………………………………………………….…5
Этапы реализации программы……………………………………………….…..11
Основные направления программы………………………………………….….13
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому
направлению……………………………………………………………………...18
Мероприятия по реализации программы по духовно - нравственному и
гражданско патриотическому воспитанию детей и молодежи……………....19
Паспорт программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания детей и молодежи «Патриоты»
Исполнители | Педагоги, учащиеся, родители МБОУ «Яйская оош№3»
|
Цель программы |
|
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 2019 – 2022 гг. |
Ожидаемые результаты |
|
- Пояснительная записка
Сегодня в современном обществе остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. И это не может не беспокоить всех, кому дорога судьба России.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами воспитания. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
В связи с этим разработана программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи «Патриоты».
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и обучающихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье ФЗ-273 РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
- Цели и задачи программы
Цель:
- Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества; формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи:
- Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
- воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
- формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка;
- воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны;
- изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- передача и развитие лучших традиций российского воинства;
- доведение до обучающихся боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами.
- Основные принципы организации патриотического воспитания:
- Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
- Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
- Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
- Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
- Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
- Контроль над реализацией Программы.
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1. Заместитель директора по воспитательной работе.
2. Преподаватель ОБЖ
3. Руководитель МО классных руководителей.
4. Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
5. Вожатая
- Оценка эффективности реализации Программы:
В результате реализации Программы ожидается:
- обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
- создание условий для преемственности поколений;
- конкретизация цели воспитательной работы;
- содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
- воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
- создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
- поступление обучающихся в военные учебные заведения и учебные заведения МЧС.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
- создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;
- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
- повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
- разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.
- Организация программы
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.
Структура и организация данной программы строится с учётом возрастной категории учащихся (5-9 классов), в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Задачи:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
- заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и за пределами школы;
- формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
- формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Патриоты».
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
- Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации программы.
- Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы учреждения.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.
Основные направления программы
1. Направление «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
- Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
- Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
- Формировать культуру проявления гражданской позиции.
- Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
- Изучать историю родного края.
- Воспитывать у обучающихся позицию «Я – Кузбасса гражданин».
- Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
- Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
- Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
- Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
- удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы
- разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
- организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;
- привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
- демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
- поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Формы внеклассной работы:
- родительские собрания, посещение семей учащихся;
- анкетирование;
- тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
- семейные праздники;
- спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
- календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя и т.д.;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
- походы выходного дня, экскурсии, викторины;
- дни творчества, дни открытых дверей.
В результате реализации Программы ожидается:
- В учреждении, как в образовательной системе:
- создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Воспитанники:
- дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
- они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
- они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
- они способны к изменению самих себя.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
№ | Название направления | Формы занятий |
1 | « Связь поколений» | Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. |
2 | «Растим патриота и гражданина России» | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. |
3 | «Мой край родной» | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. |
4 | « Я и семья» | Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. |
Мероприятия
по реализации программы по духовно-нравственному и
гражданско –патриотическому воспитанию детей и молодежи
« Патриоты »
№ | Название мероприятия | Направление программы | Ответственные |
1. Проведение массовых мероприятий | |||
1 | Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне | 1 | Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая |
2 | Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества | 2 | Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая |
3 | Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта | 2 | Вожатая, педагог дополнительного образования, учителя физкультуры, учителя ОБЖ |
4 | Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт» | 1 | Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая, библиотекарь |
5 | Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий | 4 | Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая |
6 | Проведение операции «Забота»: •поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда; • концерты для ветеранов; | 1 | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования, вожатая, юнармейский актив |
7 | Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла | 1 | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования, вожатая, юнармейский актив |
2. Экскурсионно-туристическая деятельность | |||
1 | Организация экскурсий | 3 | Вожатая, классные руководители |
3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность | |||
1 | Проведение игр на местности «Учимся выживать» | 2 | Учителя ОБЖ |
2 | Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!» | 2 | Вожатая, заместитель директора по воспитательной работе, учителя физкультуры |
3 | Проведение соревнований по мини-футболу | 2 | Учителя физкультуры |
4. Краеведение | |||
1 | Проведение тематических мероприятий «Почетные граждане поселка» | 3 | Педагог дополнительного образования |
2 | Встречи с замечательными людьми поселка | 3 | Заместитель директора по воспитательной работе |
3 | Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:
| 3 | Заместитель директора по воспитательной работе, учителя русского языка и литературы. |
4. | Организация походов по родному краю | 3 | Учителя физкультуры, ОБЖ |
5. Общественно полезный труд | |||
1 | Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет | Заместитель директора по воспитательной работе, завхоз | |
2 | Благоустройство территории учреждения | Классные руководители | |
3 | Организация работы трудовых отрядов в летнее время | Администрация ОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»
Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данном...
«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Ф...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» ...
Программа воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся 10 «А» класса «Ступени совершенства» на 2019-2020 уч. год
Как организовать процесс воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств у старшеклассников.? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов...