РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
методическая разработка (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по духовно-нравственному
и гражданско-патриотическому воспитанию детей
«СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Возраст детей: 9–12 лет
Автор: Кострыкина Галина Алексеевна,
учитель начальных классов,
учитель ОДНКНР,
МКОУ Александровская СОШ
Таловского района Воронежской области
2018г.
Содержание
Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цели курса
- Задачи
- Описание места учебного предмета
- Отличительная особенность
- Планируемые результаты
- Содержание программы
- Материально –техническое обеспечение
- Календарно – тематический план
- Формы контроля планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
- Литература.
Пояснительная записка:
Программа курса внеурочной деятельности « Святые заступники Земли Русской» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов.
Нормативно-правовой и документальной основой примерной
программы внеурочной деятельности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся « Святые заступники Земли Русской» являются:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»,
2. ФГОС второго поколения,
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Актуальность программы
Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительного опыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в отечественной педагогике, обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Результативность воспитания нравственных начал тем выше, чем раньше начинается систематическая работа по формированию этих качеств у человека. Психологи установили, что именно младший и средний школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали». Воспитывать нравственные качества личности необходимо через обращение к жизни и опыту своего народа. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Каждое занятие по программе ориентировано на получение ребенком знаний по основам православия, воспитание чувства гордости за свою Родину и славные дела далеких предков, желание быть храбрыми, милосердными, сострадательными. Осознавать себя наследником великой истории и великой культуры, через жития святых, поэзию, архитектуру, историю, географию. Как камень точит воду так и задача учителя методично напоминать детям о главных жизненных ценностях православного человека. Ценить и хранить свое прошлое, любить и дорожить настоящим и приложить все усилия для сохранения культуры и традиции в будущем. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- приобщить младших школьников к нравственным устоям православной культуры;
- помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- выработать этические принципы на основе традиций отечественной культуры;
- создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности;
- показать на примере жизни святых моральные и духовные ценности жизни;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Описание места учебного предмета
Данная программа может быть использована для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных и воскресных школ. Она предназначена для учащихся 9 – 12 лет. На изучение материала отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю в возрастной группе 9 -12 лет или в любом из классов (3-6) или по 0,5 часа (на два года ).
Программа внеурочной деятельности «Святые заступники земли Русской» организована на основе принципов:
• принцип нравственной значимости и художественности материала;
•принцип привлекательности и доступности для детей;
•художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).
•преемственности,
•последовательности,
•развития,творчества,
•концентричности
•личностно-ценностного соответствия.
Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ является то, что она углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее исторических корнях, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее прошлому и настоящему.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Предметные
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев, воинов и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
В завершении изучения данного материала представленных тем
обучающий научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, объекты окружающего мира, семья, православный храм, икона, Россия, родина, история местного храма, а также православных храмов Таловского района;
- рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной стране, о своём селе, о храме;
- уважительно относится к людям, которые исповедают православие,
- оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской этики: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих.
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- формулировать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу:
- передавать в художественно- творческой деятельности свое эмоциональное отношения к своей семье, к окружающему миру;
- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, живописи, музыкальных произведений
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: благоверные князья, страстотерпцы, мученики, праведные, святители, блаженные и т.д;
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро – зло, трудолюбие – леность, красиво – некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных знаний по православной культуре;
- уважительно относиться к своему народу, людям, которые живут рядом и исповедают православие, к России как государству, являющимся нашей Родиной;
- описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы праздника;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою;
- проявлять познавательную инициативу;
Содержание программы курса
Раздел 1 Благоверные святые князья, воины земли русской. (11часов)
- Князь Владимир- креститель Руси, Красное Солнышко, святой
- Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб
- Святой Благоверный Князь Андрей Боголюбский.
- Благоверные князь Петр и Феврония Муромские – образец семьи, любви и верности.
- Князь Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой.
- Экскурсия в Александро – Невский храм.
- Святой Благоверный Князь Даниил Московский.
- Князь Дмитрий Донской – Благоверный, святой, заступник Руси.
- Святой праведный воин – Федор Ушаков.
- Открытое мероприятие «Урок мужества»
- Обобщение по разделу. Тест «Проверь себя». Творческая работа.
Раздел 2 Преподобные. (3 часа)
- Преподобный Сергий Радонежский.
- Преподобный Андрей Рублев – иконописец
- Преподобный Серафим Саровский.
Раздел 3 Святители и чудотворцы (7 часов)
- Святитель Николай – Чудотворец.
- Открытое мероприятие. «Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских».
- Святитель Спиридон Тримифунтский.
- Святитель Митрофан Воронежский.
- Святитель Тихон Задонский
- Святитель Лука Крымский.
- Святые покровители русского воинства в наши дни.
Раздел 4. Мученики. (5 часов)
- Святой мученик Георгий Победоносец.
- Творческая работа( изготовление герба Москвы из разных материалов).
- Великомученик Пантелеимон Целитель.
- Святая преподобномученица Елизавета Федоровна Романова.
- Мученики, страстотерпцы – Последний Российский царь Николай II с семьей.
Раздел 5. Блаженные (3 часа)
- Блаженная Ксения Петербуржская
- БлаженнаяМатрона Московская
- Экскурсия в Троицкий храм с. Тишанка.
Раздел 6. Святые заступники в годы великой отечественной войны.( 4 часа)
- – 31. Защита творческих проектов.
- 33. Открытое мероприятие «Защитники Земли Русской в разные времена». Творческий отчет.
34. Резерв.
ИТОГО: 34 часа.
Материально – техническое обеспечение
Компьютер, Медиа проектор, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных выступлений, защиты творческих проектов
Музыкальный центр - даёт возможность
непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы
окружающего мира.
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Раздел 1 Благоверные святые князья, воины земли русской. Князь Владимир- креститель Руси, Красное Солнышко, святой | 1 | ||
2 | Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб | 1 | ||
3 | Святой Благоверный Князь Андрей Боголюбский. | 1 | ||
4 | Благоверные князь Петр и Феврония Муромские – образец семьи, любви и верности. | 1 | ||
5 | Князь Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой. | 1 | ||
6 | Экскурсия в Александро – Невский храм. | 1 | ||
7 | Святой Благоверный Князь Даниил Московский | 1 | ||
8 | Князь Дмитрий Донской – Благоверный, святой, заступник Руси. | 1 | ||
9 | Святой праведный воин – Федор Ушаков. | 1 | ||
10 | Обобщение по разделу. Тест проверь себя. Творческая работа | 1 | ||
11 | Открытое мероприятие «Урок мужества» | 1 | ||
12 | Раздел 2 Преподобные. Преподобный Сергий Радонежский. | 1 | ||
13 | Преподобный Андрей Рублев – иконописец | 1 | ||
14 | Преподобный Серафим Саровский | 1 | ||
15 | Раздел 3 Святители и чудотворцы Святитель Николай - Чудотворец | 1 | ||
16 | Открытое мероприятие. «Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских» | 1 | ||
17 | Святитель Спиридон Тримифунтский | 1 | ||
18 | Святитель Митрофан Воронежский | 1 | ||
19 | Святитель Тихон Задонский | 1 | ||
20 | Святитель Лука Крымский | 1 | ||
21 | Святые покровители русского воинства в наши дни | 1 | ||
22 | Раздел 3 Мученики. Святой мученик Георгий Победоносец | 1 | ||
23 | Творческая работа. | 1 | ||
24 | Великомученик Пантелеимон целитель. | |||
25 | Святая преподобномученица Елизавета Федоровна Романова | 1 | ||
26 | Мученики, страстотерпцы – последний Российский царь Николай II с семьей. | 1 | ||
27 | Раздел 5. Блаженные Блаженная Ксения Петербуржская | 1 | ||
28 | Блаженная Матрона Московская | 1 | ||
29 | Экскурсия в Троицкий храм с. Тишанка. | 1 | ||
30- 31 | Раздел 6. Святые заступники в годы великой отечественной войны. Защита творческих проектов. | 2 | ||
32- 33 | Открытое мероприятие «защитники земли Русской в разные времена». Творческий отчет | 2 | ||
34. | Резерв | 1 |
Формы контроля планируемых
результатов освоения программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в усвоении содержания данной Программы; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, исследовательские работы учащихся.
Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником
Используемая литература.
1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.М.: Издательский дом «Покров», 2014.
2. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 2013.
3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа_Пресс, 2015.
4. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2015; 2_е изд.Новосибирск, 2010.
5. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2013.
6. Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн. М.: Лествица, 2014.
8. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11_ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М._Л.,2013. С. 425–488.
9. «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология / Автор- составитель В.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», 2016.
11. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2015. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
12. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М., Изд. ”Первое сентября”, 2015.
13. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. М., Отдел религиозного образования и катехизации, 2016г.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009. – С. 9.
15. Школьная энциклопедия. История России. 18-19 вв., М., «ОЛМА - ПРЕСС Образование», 2013. – С. 20.
16. http://www.vidania.ru/saints/
17. http://www.verapravoslavnaya.ru/?Carmz_Nikolai_Aleksandrovich_i_ego_semmzya
18. https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykhhttps://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-374144-1389193177.jpg)
Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.
Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/20/picture-246896-1597949400.jpg)
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы
Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-832214-1476639610.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственного воспитания"
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-545518-1418044961.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-1009954-1579320348.png)
Внеурочная деятельность Направление «Духовно-нравственное воспитание» «Грамматика нравственности (уроки нравственности русской и зарубежной литературы)»
Рабочая программа "Грамматика нравственности"...
Педагогическая деятельность как система работы в гражданско-патриотическом воспитании
Ситуация, складывающаяся в настоящее время в настоящее время в системе воспитания детей и подростков, характеризуется рядом системных изменений, которые с изменениями в обществе. Для них характерны фи...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...