Программа учебной дисциплины ЕН.03. Экологические основы природопользования для ПОО
рабочая программа
Программа учебной дисциплины ЕН.03. Экологические основы природопользования
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (приказ Министерства образования и науки РФ от 14.05.2014 г. №519), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
en.03_eop.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Калужской области
«Калужский кадетский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.03. Экологические основы природопользования
для специальности | 08.02.09 | Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий |
Калуга
2017 г.
Программа учебной дисциплины ЕН.03. Экологические основы природопользования
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (приказ Министерства образования и науки РФ от 14.05.2014 г. №519), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Организация-разработчик:
ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум»
Разработчик:
Балашова Н.А. преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрена на заседании методической комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол от «16» мая 2017 г. №10
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
- Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины (далее программа УД) является частью ППССЗ ГБПОУ «ККМТ» по специальности СПО 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Программа составляется для очной формы обучения.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина входит в обязательную часть математического и общего естественнонаучного цикла ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- Проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;
- Использовать нормативные правовые акты по рациональному природопользованию окружающей среды;
- Проводить мероприятия по защите окружающей среды и по ликвидации последствий заражения окружающей среды;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Условия устойчивого состояния экосистем;
- Причины возникновения экологического кризиса;
- Основные природные ресурсы России;
- Принципы мониторинга окружающей среды;
- Принципы рационального природопользования
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины должно быть ориентировано на овладение профессиональными компетенциями (ПК):
- ПК 1.1. Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий.
- ПК 1.3. Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и гражданских зданий.
- ПК 2.1. Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.
- ПК 2.2. Организовывать и производить монтаж осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.
- ПК 2.4. Участвовать в проектировании силового и осветительного электрооборудования.
- ПК 3.1. Организовывать и производить монтаж воздушных и кабельных линий с соблюдением технологической последовательности.
- ПК 3.3. Участвовать в проектировании электрических сетей.
- ПК 4.1. Организовывать работу производственного подразделения.
- ПК 4.2. Контролировать качество выполнения электромонтажных работ.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка сообщений, рефератов, презентаций Экологические исследования региона проживания | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Экология и природопользование | 20 | ||
Тема 1.1. Современное состояние окружающей среды в России. | Содержание учебного материала | 2 | |
Экологическое состояние России. Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона. | 1 | ||
Практические занятия | 2 | ||
Экологическое состояние Калужской области | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Подготовка сообщения на тему «Экологическое состояние Калужской области» | |||
Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Влияние человеческой деятельности на биоценозы | |||
Тема 1.3. Природные ресурсы и рациональное природопользование | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Качество пищевых продуктов | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовка презентации на тему «Здоровое питание» | |||
Тема 1.4. Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы. Принципы и правила охраны природы. Ресурсные циклы. Система управления отходами. | |||
Тема 1.5. Мониторинг окружающей среды. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Определение понятия «Мониторинг окружающей среды». Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Наблюдение и оценка экологического состояния региона проживания | |||
Тема 1.6. Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения. Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения. | |||
Тема 1.7. Физическое загрязнение. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Исследование по теме (по выбору): «Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе» «Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение» | |||
Раздел 2. Охрана окружающей среды. | 10 | ||
Тема 2.1. Рациональное использование и охрана атмосферы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров. | |||
Тема 2.2. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Анализ вод | |||
Тема 2.3. Рациональное использование и охрана недр. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель. | |||
Тема 2.4. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. | Содержание учебного материала | 2 | |
Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Фотоотчет «Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха, воды, недр в моем регионе» | |||
Раздел 3. Мероприятия по защите планеты | 18 | ||
Тема 3.1 Охрана ландшафтов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории. Антропогенные формы ландшафтов, их охрана. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Особо охраняемы территории | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Презентация «Особо охраняемая территория» (по выбору) | |||
Тема 3.2. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация рационального природопользования в России. | |||
Тема 3.3. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения | |||
Тема 3.4. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы | |||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего: | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
- сканер;
- принтер.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- фото или/и видео камера.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
- Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2012.
- Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2012.
Дополнительные источники:
- Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2012.
- Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.
- Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996
- Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь:
знать:
| Текущий контроль:
Промежуточный контроль:
Итоговый контроль:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по пр...
Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...
Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования
программа УД Экологические основы природопользования по специальности 111402 "Обработка водных биоресурсов"...
рабочая программа учебной дисциплины Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
1. Паспорт раблчей программы2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины3. Примерный тематический планусловия реализации учебной дисциплины4.Контроль и оценка результатов...
Рабочая программа учебной дисциплины Экономические и правовые основы производственной деятельности по профессии:190631.01 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплиныЭкономические и правовые основы производственной деятельностипо профессии:190631.01 АвтомеханикУровень освоения: базовый...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО): 44.02.02 Препо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности и Основы безопасности жизнедеятельности
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского...