Программа учебной дисциплины ЕН.03. Экологические основы природопользования для ПОО
рабочая программа

Балашова Наталья Александровна

Программа учебной дисциплины ЕН.03. Экологические основы природопользования

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (приказ Министерства образования и науки РФ от 14.05.2014 г. №519), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства.

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon en.03_eop.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное  учреждение  Калужской области

«Калужский кадетский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03. Экологические основы природопользования

для специальности

08.02.09

Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Калуга

2017 г.

Программа учебной дисциплины ЕН.03. Экологические основы природопользования

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (приказ Министерства образования и науки РФ от 14.05.2014 г. №519), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства.

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Организация-разработчик:

ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум»

Разработчик:

Балашова Н.А. преподаватель высшей  квалификационной категории

Рассмотрена на заседании методической комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол от «16» мая 2017  г. №10


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

  1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины (далее программа УД) является частью ППССЗ ГБПОУ «ККМТ» по специальности СПО 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

Программа составляется для очной формы обучения.

1.2.Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

         Учебная дисциплина входит в обязательную часть  математического и общего естественнонаучного цикла   ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;
  • Использовать нормативные правовые акты по рациональному природопользованию окружающей среды;
  • Проводить мероприятия по защите окружающей среды и по ликвидации последствий заражения окружающей среды;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • Условия устойчивого состояния экосистем;
  • Причины возникновения экологического кризиса;
  • Основные природные ресурсы России;
  • Принципы мониторинга окружающей среды;
  • Принципы рационального природопользования

В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Содержание учебной дисциплины должно быть ориентировано на овладение профессиональными компетенциями (ПК):

  • ПК 1.1. Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий.
  • ПК 1.3. Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и гражданских зданий.
  • ПК 2.1. Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.
  • ПК 2.2. Организовывать и производить монтаж осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.
  • ПК 2.4. Участвовать в проектировании силового и осветительного электрооборудования.
  • ПК 3.1. Организовывать и производить монтаж воздушных и кабельных линий с соблюдением технологической последовательности.
  • ПК 3.3. Участвовать в проектировании электрических сетей.
  • ПК 4.1. Организовывать работу производственного подразделения.
  • ПК 4.2. Контролировать качество выполнения электромонтажных работ.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  72  часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     практические занятия

10

     контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

   Внеаудиторная самостоятельная работа:

Подготовка сообщений, рефератов, презентаций

Экологические исследования региона проживания

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Экологические основы природопользования

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Экология и природопользование

20

Тема 1.1. Современное состояние окружающей среды в России.

Содержание учебного материала

2

Экологическое состояние России. Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения   региона.

1

Практические занятия

2

Экологическое состояние Калужской области

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка сообщения на тему «Экологическое состояние Калужской области»

Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы.

Содержание учебного материала

2

2

Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу.

Понятие «охрана природы» и его составляющие.

Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии. 

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Определение экологического кризиса.

Основные причины экологического кризиса.

Прогнозирование.

Определение экологической катастрофы.

Причины и виды катастроф.

Практические занятия

2

Влияние человеческой деятельности на биоценозы

Тема 1.3.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала

2

2

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества.

Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Практические занятия

2

Качество пищевых продуктов

Самостоятельная работа обучающихся

4

Подготовка презентации на тему «Здоровое питание»

Тема 1.4.

Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание учебного материала

2

2

Определение понятия «Природопользование».

Основные аспекты охраны природы.

Принципы и правила охраны природы.

Ресурсные циклы.

Система управления отходами.

Тема 1.5.

Мониторинг окружающей среды.

Содержание учебного материала

2

2

Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».

Виды мониторинга.

Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных  ресурсов.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Наблюдение и оценка экологического состояния региона проживания

Тема 1.6.

Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах.

Содержание учебного материала

2

2

Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.

Классификация загрязняющих веществ.  

Определение степени загрязнения.

Тема 1.7.

Физическое загрязнение.

Содержание учебного материала

2

2

Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды.

Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

Понятие экологического риска.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Исследование по теме (по выбору):

«Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе»

«Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение»

Раздел 2. Охрана окружающей среды.

10

Тема 2.1.

Рациональное использование и охрана атмосферы.

Содержание учебного материала

2

2

Строение и газовый состав атмосферы.

Баланс газов в атмосфере.

Последствие загрязнение и нарушения  газового баланса атмосферы.

Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере.

Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.

Тема 2.2.

 Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Содержание учебного материала

2

2

Природная вода и ее распространение.

Истощение и загрязнение водных ресурсов.

Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их  истощения и загрязнения.

Рациональное использование подземных вод.

Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения.

Экологические проблемы химии гидросферы.

Практические занятия

2

Анализ вод

Тема 2.3.

Рациональное использование и охрана недр.

Содержание учебного материала

2

2

Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы    России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.

Тема 2.4. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.

Содержание учебного материала

2

Почва, ее состав и строение.

Роль почвы в круговороте веществ в природе.

Хозяйственное значение почв.

Естественная и ускоренная эрозия почв.

Система мероприятий по защите земель от эрозии.

Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

Фотоотчет «Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха, воды, недр в моем регионе»

Раздел 3. Мероприятия по защите планеты

18

Тема 3.1 Охрана ландшафтов.

Содержание учебного материала 

2

2

Охрана ландшафтов.

Их классификация.

Особо охраняемые территории.

Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.

Практические занятия

2

Особо охраняемы территории

Самостоятельная работа обучающихся

4

Презентация «Особо охраняемая территория» (по выбору)

Тема 3.2. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

Содержание учебного материала

4

2

Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий.

Экологическая общественная экспертиза.

Паспортизация промышленных предприятий.

Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды.

Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование.

Организация рационального природопользования в России.

Тема 3.3. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания.

Содержание учебного материала

4

2

Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов.

Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения

Тема 3.4. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание учебного материала

4

2

История международного природоохранного движения.

Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения.

Роль международных организаций в охране природы

Дифференцированный зачет 

2

Всего:

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
  • сканер;
  • принтер.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • фото или/и видео камера.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

  1. Константинов В.М.  Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
  2.  Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2012.
  3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2012.

Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2012.
  2. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.
  3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996
  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 уметь:

  • Проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;
  • Использовать нормативные правовые акты по рациональному природопользованию окружающей среды;
  • Проводить мероприятия по защите окружающей среды и по ликвидации последствий заражения окружающей среды;

знать:

  • Условия устойчивого состояния экосистем;
  • Причины возникновения экологического кризиса;
  • Основные природные ресурсы России;
  • Принципы мониторинга окружающей среды;
  • Принципы рационального природопользования

Текущий контроль:

  • рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно);
  • защита практических работ.

Промежуточный контроль:

  • рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2, 3.  
  • реферативная работа по предлагаемой тематике;

Итоговый контроль:

  • дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по пр...

Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...

Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования

программа УД Экологические основы природопользования по специальности 111402 "Обработка водных биоресурсов"...

рабочая программа учебной дисциплины Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

1. Паспорт раблчей программы2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины3. Примерный тематический планусловия реализации учебной дисциплины4.Контроль и оценка результатов...

Рабочая программа учебной дисциплины Экономические и правовые основы производственной деятельности по профессии:190631.01 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплиныЭкономические и правовые основы производственной деятельностипо профессии:190631.01 АвтомеханикУровень освоения: базовый...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО): 44.02.02 Препо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности и Основы безопасности жизнедеятельности

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07  Механизация сельского...