Методическая разработка урока (ОРКСЭ) Добродетель и порок
методическая разработка
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики) - Добродетель и порок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.tk_dobrodetel_i_porok._afanaseva_e.a.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», 2019г. Афанасьева Е.А.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Предмет: ОРКСЭ (Основы светской этики) | класс: 4 | ||
Тема урока: Добродетель и порок | Место урока по теме: 7-8 урок (2ч.) | ||
Тип урока: открытие новых знаний Вид урока: беседа (1-ый урок), составление и защита мини-проектов (2-й урок) | Формы, приемы, методы: работа с учебником и со словарем, анализ текста урока, мини-проекты/ фронтальная, индивидуальная, групповая работа | ||
Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
| Задачи урока: - Способствовать расширению знаний о понятиях «добродетель» и «порок»; представлений о роли добродетели в жизни людей; углублению представлений о добродетели в эпоху античности. - Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, навыков сотрудничества; - Содействовать воспитанию чувства доброты, сострадания. | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать: понятия «добродетель/порок», примеры добродетели. | Уметь: работа с текстом учебника, словарем, дополнительным материалом; работа в группах. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект Предметные: знание, понимание и принятие учащимися ценности добродетели. Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД): умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра в группе. | - проектно-исследовательская - создание проблемной ситуации - ситуация успеха | Тех.средства: ПК, экран, проектор, колонки. Литература: А.Я.Данилюк Основы светской этики, учебник; материалы сети Интернет. |
ХОД УРОКА
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
1.Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | - Приветствие. Эмоциональный настрой. Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро приветливым лицам! Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. - Чего же я вам пожелала? -Значит, я сделала для вас добро?
| -Добра. Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения, учитель подводит к выводу, что делание добра людям, тоже важная человеческая ценность) | Личностные УУД: положительный настрой на работу Регулятивные УУД: организация рабочего места Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания | фронтальная работа. | Настрой на тему урока. Устные ответы. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | (Чтение учителем притчи) Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет собой зло – это ненависть, зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро это мир, любовь, надежду, доброту, верность». Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «Дедушка, а какой волк в конце побеждает?». Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». - Чему учит притча? | Дети слушают. -Что всё зависит от наших поступков. | Личностные УУД: умение слушать и слышать. Коммуникативные УУД: умение вступать с учителем в учебный диалог. | Высказываний, фронтальная работа | Понимание темы урока |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | - Значит, речь пойдет не столько о добре (эту тему мы уже изучили), сколько о делании людьми добра. Сформулируйте понятие и тему урока. -Добродетель и порок – Это тема на урок, Поработать, разобраться, Ну и вывод сделать вкратце. | Фронтальная работа. (Участники высказывают свои идеи) Запись темы в тетрадь. | Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания | Контроль по результатам фронтальной работы. | Решение проблемной ситуации. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | -Определим цель урока? -Как мы сможем этой цели достичь? Задачи:1.что же такое добродетель? 2.Что такое порок? 3.Как понимали философы древности и наши современники, что такое добродетель? (разрабатываем и представляем мини-проекты) -Работаем с учебником и словарями. Поиск определений понятий «добродетель» и «порок». -Проверьте, совпадает ли ваше мнение с мнением авторов учебника. | (Определяют цель и задачи урока фронтально) Самостоятельная работа с учебником и словарями в парах. Один работает с понятием «добродетель», другой в паре-«порок». Взаимопроверка. | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение ориентироваться в учебнике, словаре, понимать информацию, представленную в виде текста. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий. | Проверка работы с учебником, словарем, инд. И парной работы | Составлены представления о новых понятиях темы. |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | -Обсуждение и разъяснение каждого понятия. Добродетель - нравственная ценность, выражающая к добру. Порок - действия, результатом, которого является причинение зла людям. -Как определить добродетель, философы древности давали простой совет: определи золотую середину. Что это значит? ФИЗМИНУТКА. | Парная работа (учащиеся высказывают свои определения, которые нашли). Запись определений в тетрадь. Индивидуальная работа с текстом учебника. -Это значит середина между пороком с избытком и пороком с недостатком. Например, щедрость – это добродетель, а пороки с недостатком и избытком – это жадность и расточительность. Дети проводят физминутку под контролем учителя. | Личностные УУД: умение выделить нравственный аспект поведения. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, учёт позиции других людей, партнёров по общению. | Контроль работы с текстом и словарем. | Запись определений в тетрадь. |
6. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | -Вы получили опережающее д/з: подготовить материалы о добродетельных людях: детство, род деятельности, добрые дела. Сейчас, работая в группах, эти материалы вы оформляете в творческие проекты. Это могут быть демонстрационные плакаты об этом человеке, знакомство-презентация, репортаж, интервью… (подготовка проектов, 20 минут (до конца 1-г урока, 2-й урок -защита практических работ) | Готовят оформление и защиту мини-проектов. Защищают свои практические работы. 1 группа: информационный плакат о Ю.А.Гагарине. 2 группа: интервью со звездой (Чулпан Хаматова). 3 группа: презентация-знакомство «Роль И.Слуцкой в российском спорте. | Познавательные УУД: анализ, обобщение. Коммуникативные УУД: умение сотрудничества. Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль. | Творческая защита мини-проектов. | На примерах из содержания мини-проектов закрепляют примеры добродетели. |
7. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Информация о домашнем задании. | Подведение итогов. Рефлексия: Чемодан, мясорубка, корзина. Д/з: подготовить доклады - примеры благотворительной деятельности людей. | Дети определяют то, что им пригодится, понятно и готовы унести с собой («чемодан»). То, что следует доработать, переосмыслить («мясорубка»). И то, что совершенно не пригодится, выбросят («корзина»). | Личностные УУД: формирование положительного отношения к содержанию изучаемой темы. Познавательные УУД: самостоятельный мини-анализ полученный знаний и навыков. | Анализ | Осознание ценности содержания урока (полученных знаний) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по пьесе Н.Островского "Бедность не порок" (УМК под ред. В.Коровиной)
Методическая разработка урока по творчеству Островского с биографическими данными по программе В.Коровиной. Обзорно рассматривается пьеса "Бедность не порок"...
Методическая разработка по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные книги религий мира"
В методической разработке урока по ОРКСЭ представлен вариант урока по данной теме. Дети знакомятся с главными книгами мировых религий: Библией, Кораном, Торой. Используются презентации священных...
Методическая разработка по ОРКСЭ "Добро и зло"
Знакомство учащихся с определением добра и зла. Все начинается с человека, нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру , к окружающим нас людям....
Методическая разработка урока обществознания "Добродетели" 6 класс
Данная методическая разработка выстроена на основе метода проблемного обучения. Технологическая карта содержит все необходмые этапы урока, конструируемого в рамках ФГОС второго поколения. Разработка в...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ для 4 класса. Совесть.
Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть. 4 класс. Преподавателям ОРКСЭ....
Методическая разработка урока ОРКСЭ Тема "Икона"
Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики с использованием презентации Модуль: Основы православной культуры...
Методическая разработка урока (ОРКСЭ) Добро и зло.
Технологическая карты урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" - Добро и зло (4 класс)....