Методическая разработка урока (ОРКСЭ) Добродетель и порок
методическая разработка

АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики) - Добродетель и порок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8.tk_dobrodetel_i_porok._afanaseva_e.a.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», 2019г. Афанасьева Е.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

                        

Предмет: ОРКСЭ (Основы светской этики) 

класс: 4

Тема урока: Добродетель и порок

Место урока по теме:  7-8 урок (2ч.)

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: беседа (1-ый урок), составление и защита мини-проектов (2-й урок)

Формы, приемы, методы: работа с учебником и со словарем, анализ текста урока, мини-проекты/ фронтальная, индивидуальная, групповая работа

Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

        

Задачи урока:

- Способствовать расширению знаний о понятиях «добродетель» и «порок»; представлений о роли добродетели в жизни людей; углублению представлений о добродетели в эпоху античности.

- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, навыков сотрудничества;

- Содействовать воспитанию чувства доброты, сострадания.

Предполагаемый результат

Знать: понятия «добродетель/порок», примеры добродетели.

Уметь:  работа с текстом учебника, словарем,  дополнительным материалом; работа в группах.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект

Предметные: знание, понимание и принятие учащимися ценности добродетели.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД): умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра в группе.

- проектно-исследовательская

- создание проблемной ситуации

- ситуация успеха

Тех.средства: ПК, экран, проектор, колонки.

Литература: А.Я.Данилюк Основы светской этики, учебник; материалы сети Интернет.

ХОД УРОКА

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

1.Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

- Приветствие. Эмоциональный настрой.

Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

- Чего же я вам пожелала?

-Значит, я сделала для вас добро?

 

-Добра.

Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои  предположения, учитель подводит к выводу, что делание добра людям, тоже важная человеческая ценность)

Личностные  УУД: положительный настрой на работу

Регулятивные УУД: организация рабочего места

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания

фронтальная работа.

Настрой на тему урока.

Устные ответы.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

(Чтение учителем притчи)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет собой зло – это ненависть, зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро это мир, любовь, надежду, доброту, верность».

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «Дедушка, а какой волк в конце побеждает?».

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Чему учит притча?

Дети слушают.

-Что всё зависит от наших поступков.

Личностные УУД: умение слушать и слышать.

Коммуникативные УУД: умение вступать с учителем в учебный диалог.

Высказываний,  фронтальная работа

Понимание темы урока

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- Значит, речь пойдет не столько о добре (эту тему мы уже изучили), сколько о делании людьми добра. Сформулируйте понятие и тему урока.

-Добродетель и порок –

Это тема на урок,

Поработать, разобраться,

Ну и вывод сделать вкратце.

Фронтальная  работа. (Участники высказывают свои идеи)

Запись темы в тетрадь.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания

Контроль по результатам фронтальной работы.

Решение проблемной ситуации.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

-Определим цель урока?

-Как мы сможем этой цели достичь?

Задачи:1.что же такое добродетель? 2.Что такое порок? 3.Как понимали философы древности и наши современники, что такое добродетель? (разрабатываем и представляем мини-проекты)

-Работаем с учебником и словарями. Поиск определений понятий «добродетель» и «порок».

-Проверьте, совпадает ли ваше мнение с мнением авторов учебника.

(Определяют цель и задачи урока фронтально)

Самостоятельная работа с учебником и словарями в парах. Один работает с понятием «добродетель», другой в паре-«порок». Взаимопроверка.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение  ориентироваться в учебнике, словаре, понимать информацию, представленную в виде текста.

Коммуникативные УУД:   умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий.

Проверка работы с учебником, словарем, инд. И парной работы

Составлены представления о новых понятиях темы.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

-Обсуждение и разъяснение каждого понятия.

Добродетель - нравственная ценность, выражающая к добру.                                 Порок - действия, результатом, которого является причинение зла людям.

-Как определить добродетель, философы древности давали простой совет: определи золотую середину. Что это значит?

ФИЗМИНУТКА.

Парная работа (учащиеся высказывают свои  определения, которые нашли).                                Запись определений в тетрадь.

Индивидуальная работа

с текстом учебника.

-Это значит середина между пороком с избытком и пороком с недостатком. Например, щедрость – это добродетель, а пороки с недостатком и избытком – это жадность и расточительность.

Дети проводят физминутку под контролем учителя.

Личностные УУД: умение выделить нравственный аспект поведения.

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, учёт позиции других людей, партнёров по общению.

Контроль работы с текстом и словарем.

Запись определений в тетрадь.

6. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 -Вы получили опережающее д/з: подготовить материалы о добродетельных людях: детство, род деятельности, добрые дела. Сейчас, работая в группах, эти материалы вы оформляете в творческие проекты. Это могут быть демонстрационные плакаты об этом человеке, знакомство-презентация, репортаж, интервью…

(подготовка проектов, 20 минут (до конца 1-г урока, 2-й урок -защита практических работ)

Готовят оформление и защиту мини-проектов.

Защищают свои практические работы.

1 группа: информационный плакат о Ю.А.Гагарине.

2 группа: интервью со звездой (Чулпан Хаматова).

3 группа: презентация-знакомство «Роль И.Слуцкой в российском спорте.

Познавательные УУД: анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничества. Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль.

Творческая защита мини-проектов.

На примерах из содержания мини-проектов закрепляют примеры добродетели.

7. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Информация о домашнем задании.

Подведение итогов.

Рефлексия: Чемодан, мясорубка, корзина.

Д/з: подготовить доклады - примеры благотворительной деятельности людей.                                          

Дети определяют то, что им пригодится, понятно и готовы унести с собой («чемодан»). То, что следует доработать, переосмыслить («мясорубка»). И то, что совершенно не пригодится, выбросят («корзина»).

Личностные УУД: формирование положительного отношения к содержанию изучаемой темы.

Познавательные УУД: самостоятельный мини-анализ полученный знаний и навыков.

Анализ

Осознание ценности содержания урока (полученных знаний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по пьесе Н.Островского "Бедность не порок" (УМК под ред. В.Коровиной)

Методическая разработка  урока по творчеству Островского с биографическими данными по программе В.Коровиной. Обзорно рассматривается пьеса "Бедность не порок"...

Методическая разработка по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные книги религий мира"

В методической разработке урока по ОРКСЭ представлен вариант урока по данной теме. Дети знакомятся с главными книгами мировых религий: Библией, Кораном, Торой.  Используются презентации священных...

Методическая разработка по ОРКСЭ "Добро и зло"

Знакомство учащихся с определением добра и зла. Все начинается с человека, нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру , к окружающим нас людям....

Методическая разработка урока обществознания "Добродетели" 6 класс

Данная методическая разработка выстроена на основе метода проблемного обучения. Технологическая карта содержит все необходмые этапы урока, конструируемого в рамках ФГОС второго поколения. Разработка в...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ для 4 класса. Совесть.

Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть.  4 класс. Преподавателям ОРКСЭ....

Методическая разработка урока ОРКСЭ Тема "Икона"

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики с использованием презентации Модуль:  Основы православной культуры...

Методическая разработка урока (ОРКСЭ) Добро и зло.

Технологическая карты урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" - Добро и зло (4 класс)....