Методическая разработка урока обществознания "Добродетели" 6 класс
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему
Данная методическая разработка выстроена на основе метода проблемного обучения. Технологическая карта содержит все необходмые этапы урока, конструируемого в рамках ФГОС второго поколения. Разработка включает в себя помимо конспекта для учителя, также рабочий лист учащегося, а также презентацию и видеофрагмент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Добродетели. Технологическая карта | 29.46 КБ |
Добродетели. Презентация | 553.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
- ФИО учителя: Горностаева Екатерина Евгеньевна
- Место работы: МОУ СШ 33
- Должность: Учитель истории и обществознания
- Предмет: Обществознание
- Класс: 6
- Тема и номер урока в теме: Добродетели.
- Базовый учебник: Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014
- Планируемые результаты:
Личностные:
- Учащиеся научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
- У учащихся будет сформировано понимание значимости добрых поступков в жизни человека и общества.
Метапредметные:
Регулятивные:
- учащиеся научатся целеполаганию, включая постановку новых целей;
- учащиеся научатся планировать пути достижения целей;
- учащиеся научатся осуществлять рефлексию собственной деятельности.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
-основам изучающего и поискового чтения;
-ставить проблему;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-организовывать исследование с целью проверки гипотезы.
-делать выводы на основе аргументации;
-устанавливать причинно-следственные связи между поступками человека и их личностными и социальными последствиями;
- учащиеся научатся извлекать информацию о добрых поступках из различных видов источников.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные:
- учащиеся научатся давать определение понятию «добро»;
- учащиеся научатся называть отличительные признаки добрых поступков;
- учащиеся научатся характеризовать золотое правило нравственности;
- учащиеся научатся характеризовать значимость добрых поступков в жизни человека и общества.
- Тип урока: открытия нового знания
- Формы работы учащихся: Беседа, работа с видеоматериалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в группах.
- Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание», 6 кл, компьютер, мультимедиапроектор, иллюстрации, контрольно-измерительные материалы
Ход урока
Формирование конкретного образовательного результата | Длительность этапа | Средства ИКТ | Методы обучения | Форма организации деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивационно-целевой этап | ||||||
Познаватель- ный результат: учащиеся научатся: - ставить проблему; - учащиеся научатся планировать пути достижения целей; -выдвигать версии о связях и закономернос- тях событий, процессов, объектов. Регулятивный результат: учащиеся научатся самостоятельно ставить учебную цель. | 5 минут | Слайды 1-2 | Эвристиче- ская беседа | Фронтальная работа учащихся | - Организует диалог с учащимися по вопросам - О чем эта притча?
-Кого называют добрым человеком? - О чем мы сегодня будем говорить? Работа с притчей об императоре, который любил птиц): Задание 1: Прочитайте притчу про императора, который любил птиц и ответьте на вопросы. Вопросы: Император добрый человек? А его поступок? Что вас удивляет? Какой вопрос возникает? -Какие версии у вас имеются по данной проблеме? -Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? | - О добрых делах в жизни человека. Записывают тему в тетради «Добрые дела в жизни человека» Читают притчу (задание 1 в рабочем листе) Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют цель и задачи урока, формулируют проблему урока. Записывают проблемный вопрос в тетрадь: Как совершать поступки, чтобы они были действительно были добрыми? Выдвигают версии. Определяют способ и средства построения нового знания Составляют план работы:
|
2. Открытие нового знания | ||||||
Предметные: учащиеся научатся давать определение понятию «добро». | 5 минут | Слайд 3 | Составле- ние кластера «Добро» | Индивидуаль- ная работа учащихся | Работа над понятием «добро» - Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? - Что такое добро, по вашему мнению? - Сравните ваше мнение с тем, как определяют добро ученые. ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противополож- ное злу, добрый поступок | Составляют кластер, озвучивают результаты своей работы. |
Предметные: учащиеся научатся называть отличительные признаки добрых поступков. Познаватель- ные: учащиеся научатся извлекать информацию о добрых поступках из различных видов источников | 10 минут | Слайд 4, видеофрагмент | Извлечение информа- ции из видеофраг- мента | Фронтальная работа учащихся | -Для того, чтобы ответить на второй вопрос нашего плана, я предлагаю посмотреть отрывки из мультфильмов и определить какие же поступки героев можно назвать добрыми. Вопросы к Лунтику: 1. 1.Можно ли назвать поступки гусениц добрыми? Почему нет? Вопросы к «Просто так»: 1.Можно ли назвать поступок мальчика добрым? 2.Чем он отличается от поступка гусениц? Вопросы к «Смешарикам»: 1.Бараш совершил добрый поступок? 2.Почему? Ведь он шел творить добро, бескорыстно? - Вопросы к «Цветику-семицветику»: 1. Женя совершила добрый поступок? 2.Почему вы так считаете? 3.Какие чувства испытала Женя от своего поступка, потратив последний лепесток? | Смотрят видеоролики, формулируют характерные признаки добрых поступков. |
Предметные: учащиеся научатся характеризовать золотое правило нравственности Познаватель- ные: учащиеся научатся основам изучающего и поискового чтения | 3 минуты | Слайд 4 | Работа с текстом историче- ского документа | Индивидуаль- ная работа | Организует работу с главным правилом доброго поведения: - Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать о «золотом правиле». Прочитайте задание 2 в рабочем листе и ответьте: каково главное правило доброго поведения? | Читают и отвечают на вопрос |
Предметные: учащиеся научатся характеризовать значимость добрых поступков в жизни человека и общества. Познаватель- ные: устанавливать причинно-следственные связи между поступками человека и их личностными и социальными последствиями. Личностные: у учащихся будет сформировано понимание значимости добрых поступков в жизни человека и общества. | 3 минуты | Слайд 5 | Эвристиче- ская беседа | Фронтальная работа | -Скажите, почему добро и добрые поступки так важны для людей? -Для вас важно, чтобы люди к вам относились по - доброму? -А вы сами совершаете добрые поступки? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения |
3.Контроль и коррекция нового знания | ||||||
Познаватель- ные: учащиеся научатся делать выводы на основе аргументации. | 4 минуты | Слайд 6 | Обобщаю- щая беседа | Фронтальная работа | - Как мы можем ответить на наш вопрос? Какие версии подтвердились? | Обобщают изученный материал, делают выводы. |
| ||||||
Коммуникатив ные: -учащиеся научатся: аргументиро- вать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 8 минут | Слайд 7 | Игра «Добрый след» (Н.Е. Щуркова) | Работа в группах | Ваша группа получает одно слово. Каждая группа должен предложить ряд добрых дел, которые можно совершить с помощью выбранного слова. Победителем станет группа, составившая больше всех предложений. У вас 3 минуты. | Организуют работу в группе, распределяют обязанности. Высказывают по очереди составленные предложения. |
5.Рефлексия | ||||||
Регулятивные: учащиеся научатся осуществлять рефлексию собственной деятельности | 2 минуты | Слайд 8 | Индивидуаль- ная работа | Завершите незаконченные предложения: 1.Сегодня я обнаружил в себе… 2.Мне был интересен этот разговор тем, что… 3.Мне недостает такого качества, как… 4.Я хотел бы в себе изменить… 5.Я буду работать над собой… | Осуществляют саморефлексию собственной деятельности |
Рабочий лист
Фамилия имя_____________________________________________________
Задание 1. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы:
Притча об императоре, который любил птиц
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
Император ответил:
-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми
-Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал,- признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.
Вопросы:
- Император добрый человек?
- А его поступок?
- Что вас удивляет? Какой вопрос возникает?
Основной вопрос урока:______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитайте текст и назовите главное правило доброго поведения
Возникло золотое правило очень давно, еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в разных концах мира, у разных народов. Рассказывают, что к древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Существует также древнееврейский рассказ о нетерпеливом молодом человеке. Он просил умных людей изложить ему содержание священных книг так коротко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге не утомившись. И ответил ему знаменитый ученый: «Не делай никому того, чего не хочешь, что было бы сделано тебе».
А в начале нашей эры золотое правило прозвучало из уст Иисуса Христа: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Задание 3. Работая с товарищем по парте, составьте как можно больше добрых дел, которые можно совершить с этим словом.
СЛОВО ( песня, цветок, книга, земля и т.д.)
1.
2.
3.
Задание 4. Выберите одно или несколько предложений и завершите их.
- Сегодня я обнаружил в себе________________________________________________________
- Мне был интересен этот разговор тем, что________________________
- Мне недостает такого качества, как______________________________
- Я хотел бы в себе изменить_____________________________________
- Я буду работать над собой (в каком направлении)__________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сравните ваше мнение с мнением ученых Добро – это все хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь.
Добрые поступки Просмотр видео Выполните задание 2 в рабочем листе и назовите главное правило доброго поведения.
Вопросы: Почему добро и добрые поступки так важны для людей? Для вас важно, чтобы люди к вам относились с добротой? А вы сами совершаете добрые поступки?
Как мы можем ответить на наш вопрос? Добрые поступки должны быть бескорыстными Добро должно быть действительно добром Добрые поступки должны приносить пользу Если есть возможность помочь, обязательно помоги другому человеку Поступай по отношению к другим людям так, как хочешь чтобы они поступили по отношению к тебе- главное правило добрых поступков
ИГРА «Добрый след» Каждая пара получает одно слово (задание 3). Вы должны предложить ряд добрых дел, которые можно совершить с помощью выбранного слова. У вас 3 минуты.
Задание 4 Выберите одно или несколько предложений и завершите их. Сегодня я обнаружил в себе… Мне был интересен этот разговор тем, что… Мне недостает такого качества, как … Я буду работать над собой (в каком направлении)… Я хотел бы в себе изменить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...