Методическая разработка урока (ОРКСЭ) Добро и зло.
методическая разработка
Технологическая карты урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" - Добро и зло (4 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.tk_dobro_i_zlo._afanaseva_e.a.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», 2019г. Афанасьева Е.А.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Предмет: ОРКСЭ (Основы светской этики) | класс: 4 | ||
Тема урока: Добро и зло | Место урока по теме: 5-6 урок (2ч.) | ||
Тип урока: открытие новых знаний Вид урока: практическое занятие (1-ый урок) круглый стол с участием родителей (2-й урок) | Формы, приемы, методы: мультвикторина, работа со словарем, анализ ситуаций, поделка/ фронтальная, индивидуальная, групповая работа | ||
Цель урока: формирование ценностных представлений о добре и зле
| Задачи урока: - Способствовать расширению знаний о понятиях «добро» и «зло»; представлений о роли добра в жизни людей; углублению представлений о добре в разные исторические эпохи. - Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, навыков сотрудничества внутри и меж-поколениями; - Содействовать воспитанию чувства доброты, сострадания. | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать: понятия «добро/зло», особенности представлений о добре в разные исторические эпохи, об относительности добра. | Уметь: работа с понятиями; работа с текстом учебника, словарем, дополнительным материалом; работа в группах. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект Предметные: знание, понимание и принятие учащимися ценности добра. Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД): умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра. | - ситауционно-ролевая - создание проблемной ситуации - ситуация успеха | Тех.средства: ПК, экран, проектор, колонки. Литература: А.Я.Данилюк Основы светской этики, учебник; материалы сети Интернет. Доп.средства: клей, бумага, картон, цветная бумага. |
ХОД УРОКА
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
1.Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | - Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверь, дружок, - У вас сегодня хорошее настроение? Что помогло вам создать это настроение? -Есть у кого плохое настроение? Почему? | -Да. Улыбка мамы утром, ее теплый завтрак…приятная новость от друга…помощь одноклассника. -Да. … Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения, учитель подводит к выводу, что на настроение человека оказывают хорошие и плохие поступки) | Личностные УУД: положительный настрой на работу Регулятивные УУД: организация рабочего места Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания | фронтальная работа. | Устные ответы. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | (Презентация с образами мультгероев) Вопрос: Узнали этих героев? Какие они? Почему? (демонстрируются герои из мультфильмов и сортируются учителем в две колонки: добрые и злые) - Определите тему урока. | Дети смотрят, вспоминают, отвечают. -Бабка из сказки «Золотая рыбка», злая и жадная, т.к. не жалела старика и мучил рыбку своими многочисленными желаниями. -Кот Леопольд из м/ф… И т.д. - Добро и зло. | Личностные УУД: умение учитывать мнение одноклассников и выслушивать их Коммуникативные УУД: умение вступать с учителем в учебный диалог | Мультвикторина . фронтальная работа | Определение темы урока |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | - А что такое добро? Как вы определили, что данный герой добрый? -Как отличить добро от зла? -Значит, мы с вами еще не все знаем о, казалось бы, таких простых понятиях как добро и зло. | Фронтальная работа. (Участники высказывают свои идеи) Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения) | Личностные УУД: нравственно – этическое оценивание добрых отношений, умение учитывать мнение партнера в совместной работе Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания | Контроль игровой ситуации, проверка решения проблемного вопроса по результатам фронтальной работы. | Решение проблемной ситуации. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | -Определим цель урока? -Как мы сможем этой цели достичь? Задачи:1.что же такое добро? 2.Что такое зло? 3.Почему нужно стремиться к добру? Что вы для этого делаете? -Работаем с учебником и словарями. Поиск определений понятий «добро» и «зло». -Проверьте, совпадает ли ваше мнение с мнением авторов учебника. | (Определяют цель и задачи урока фронтально) Самостоятельная работа с учебником и словарями в парах. Один работает с понятием «добро», другой в паре-«зло». Взаимопроверка. | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение ориентироваться в учебнике, словаре, понимать информацию, представленную в виде текста. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий. | Проверка работы с учебником, словарем, инд. И парной работы | Составлены представления о новых понятиях темы. |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | -Обсуждение и разъяснение каждого понятия. Добро-нравственная ценность, поступки людей, способствующие взаимопониманию и развитию людей. Зло-противоположность добра, поступки, приносящие горе и разрушающие самого человека. ФИЗМИНУТКА. -Но как отличить добро от зла? | Парная работа (учащиеся высказывают свои определения, которые нашли). Запись определений в тетрадь. Дети проводят физминутку под контролем учителя. Подготовка к решению ситуативных примеров. | Личностные УУД: умение выделить нравственный аспект поведения. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, учёт позиции других людей, партнёров по общению. | Контроль работы с текстом и словарем. | Запись определений в тетрадь. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | -Обратите внимание на рисунок на с.12. Где здесь добро, а где зло? (ситуация №1) Комментирование ситуаций, предложенных группам. Ситуация №2: «Витя получил по математике «2» и для того, чтобы мама меньше ругала, вымыл посуду, накормил домашних животных, полил цветы и сходил в магазин.» Ситуация №3. … (ситуации могут предложить и дети). Таким образом, добро должно быть: -бескорыстным -не из-за страха наказания -во имя других людей | Для определения особенностей добра, учащиеся совместно с учителем решают первую ситуативную задачу. Затем, работая в группах, разбирают другие ситуации. Групповая работа. Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию. Делают и записывают вывод в тетрадь. | Личностные УУД: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения Познавательные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, доказательство, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера Коммуникативные УУД:учёт позиции других, умение слушать и вступать в диалог | Проверка работы в группах | Решение задач,Работа группах, знают: каким должно быть добро. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | -А какие добрые поступки совершаете вы? -Давайте список ваших добрых дел за прошедшую неделю оформим в виде Дерева добра. | Индивидуальные ответы учащихся. Индивидуальная практическая работа. Учащиеся рисуют, лепят, вырезают, клеят и оформляют дерево добра. (см. готовые работы в Приложении №1) | Личностные УУД: установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов. Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде иллюстративного текста. Регулятивные УУД: умение самостоятельно организовывать работу, осуществлять самоконтроль. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | самопроверка | Анализ собственных поступков через поделку. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Защита практических работ: -Это мои добрые поступки…, потому что… | Защищают свои практические работы. | Познавательные УУД: анализ, обобщение. Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания. Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль | Творческая защита | Защищая свою работу, ученик проговаривает ключевые моменты темы (понятия «добро» и «зло», особенности добра. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Информация о домашнем задании. | Подведение итогов. Рефлексия: Чемодан, мясорубка, корзина. Д/з: 1)творческое задание «Ромашка для мамы». (см.Приложение №1) 2)опережающее задание (для 2-го урока по теме «Добро и зло»): подготовить доклады «Представления о добре и зле в разные исторические эпохи». Урок проходит в форме круглого стола, где обсуждается разность представлений этических категорий в разные исторические эпохи. Современность представляют родители, они составляют 4 группу и рассказывают о проявления добра и зла в современном мире. По окончании урока дети вручают «Ромашки для мамы». | Дети определяют то, что им пригодится, понятно и готовы унести с собой («чемодан»). То, что следует доработать, переосмыслить («мясорубка»). И то, что совершенно не пригодится, выбросят («корзина»). Учащиеся мастерят «Ромашку для мамы», где каждый лепесток, это доброе слово или поступок для мамы. 1гр.Доклад «Представления о добре и зле в эпоху античности». 2гр.Доклад «…в эпоху средневековья». 3кр.Доклады «…в эпоху Нового времени». 4гр.(родители) «Добр и зло в современном мире. | Личностные УУД: формирование положительного отношения к содержанию изучаемой темы. Познавательные УУД: самостоятельный мини-анализ изученного. | Анализ | Осознание ценности содержания урока (полученных знаний) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ОРКСЭ "Добро и зло в Православии"
Авторская презентация к уроку ОРКСЭ по модулю Основы православной культуры. Презентация создана на основе материала учебника А.В. Кураева " Основы православной культуры", толковых словарей. През...
Методическая разработка по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные книги религий мира"
В методической разработке урока по ОРКСЭ представлен вариант урока по данной теме. Дети знакомятся с главными книгами мировых религий: Библией, Кораном, Торой. Используются презентации священных...
Методическая разработка по ОРКСЭ "Добро и зло"
Знакомство учащихся с определением добра и зла. Все начинается с человека, нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру , к окружающим нас людям....
Методическая разработка по ОРКСЭ.Модуль "Основы светской этики" на тему "Род и семья" 4 класс
Конспект урока по основам светской этики в 4 классе на тему "Род и семья"...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ для 4 класса. Совесть.
Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть. 4 класс. Преподавателям ОРКСЭ....
Методическая разработка урока ОРКСЭ Тема "Икона"
Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики с использованием презентации Модуль: Основы православной культуры...
Методическая разработка урока (ОРКСЭ) Добродетель и порок
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики) - Добродетель и порок....