Методическая разработка урока (ОРКСЭ) Добро и зло.
методическая разработка

АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

Технологическая карты урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" - Добро и зло (4 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.tk_dobro_i_zlo._afanaseva_e.a.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», 2019г. Афанасьева Е.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

                        

Предмет: ОРКСЭ (Основы светской этики) 

класс: 4

Тема урока: Добро и зло

Место урока по теме: 5-6 урок (2ч.)

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: практическое занятие (1-ый урок)

                    круглый стол с участием родителей (2-й урок)

Формы, приемы, методы: мультвикторина, работа со словарем, анализ ситуаций, поделка/ фронтальная, индивидуальная, групповая работа

Цель урока: формирование ценностных представлений о добре и зле

        

Задачи урока:

- Способствовать расширению знаний о понятиях «добро» и «зло»; представлений о роли добра в жизни людей; углублению представлений о добре в разные исторические эпохи.

- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, навыков сотрудничества внутри и меж-поколениями;

- Содействовать воспитанию чувства доброты, сострадания.

Предполагаемый результат

Знать: понятия «добро/зло», особенности представлений о добре в разные исторические эпохи, об относительности добра.

Уметь: работа с понятиями; работа с текстом учебника, словарем,  дополнительным материалом; работа в группах.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект

Предметные: знание, понимание и принятие учащимися ценности добра.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД): умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра.

- ситауционно-ролевая

- создание проблемной ситуации

- ситуация успеха

Тех.средства: ПК, экран, проектор, колонки.

Литература: А.Я.Данилюк Основы светской этики, учебник; материалы сети Интернет. Доп.средства: клей, бумага, картон, цветная бумага.

ХОД УРОКА

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

1.Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

- Приветствие. Эмоциональный настрой.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка

- У вас сегодня хорошее настроение? Что помогло вам создать это настроение?

 -Есть у кого плохое настроение? Почему?

-Да.

Улыбка мамы утром, ее теплый завтрак…приятная новость от друга…помощь одноклассника.

-Да. …

Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои  предположения, учитель подводит к выводу, что на настроение человека оказывают хорошие и плохие поступки)

Личностные  УУД: положительный настрой на работу

Регулятивные УУД: организация рабочего места

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания

фронтальная работа.

Устные ответы.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

(Презентация с образами мультгероев)

Вопрос:  Узнали этих героев? Какие они? Почему?

(демонстрируются герои из мультфильмов и сортируются учителем в две колонки: добрые и злые)

- Определите тему урока.

Дети смотрят, вспоминают, отвечают.

-Бабка из сказки «Золотая рыбка», злая и жадная, т.к. не жалела старика и мучил рыбку своими многочисленными желаниями.

-Кот Леопольд из м/ф…

И т.д.

- Добро и зло.

Личностные УУД: умение учитывать мнение одноклассников и выслушивать их

Коммуникативные УУД: умение вступать с учителем в учебный диалог

Мультвикторина . фронтальная работа

Определение темы урока

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- А что такое добро? Как вы определили, что данный герой добрый?

-Как отличить добро от зла?

-Значит, мы с вами еще не все знаем о, казалось бы, таких простых понятиях как добро и зло.

Фронтальная  работа. (Участники высказывают свои идеи)

Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои  предположения)

Личностные УУД: нравственно – этическое оценивание добрых  отношений, умение учитывать мнение партнера в совместной работе

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания

Контроль игровой ситуации, проверка решения проблемного вопроса по результатам фронтальной работы.

Решение проблемной ситуации.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

-Определим цель урока?

-Как мы сможем этой цели достичь?

Задачи:1.что же такое добро? 2.Что такое зло? 3.Почему нужно стремиться к добру? Что вы для этого делаете?

-Работаем с учебником и словарями. Поиск определений понятий «добро» и «зло».

-Проверьте, совпадает ли ваше мнение с мнением авторов учебника.

(Определяют цель и задачи урока фронтально)

Самостоятельная работа с учебником и словарями в парах. Один работает с понятием «добро», другой в паре-«зло».

Взаимопроверка.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение  ориентироваться в учебнике, словаре, понимать информацию, представленную в виде текста.

Коммуникативные УУД:   умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий.

Проверка работы с учебником, словарем, инд. И парной работы

Составлены представления о новых понятиях темы.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

-Обсуждение и разъяснение каждого понятия.

Добро-нравственная ценность, поступки людей, способствующие взаимопониманию и развитию людей.

Зло-противоположность добра, поступки, приносящие горе и разрушающие самого человека.

ФИЗМИНУТКА.

-Но как отличить добро от зла?

Парная работа (учащиеся высказывают свои  определения, которые нашли).

Запись определений в тетрадь.

Дети проводят физминутку под контролем учителя.

Подготовка к решению ситуативных примеров.

Личностные УУД: умение выделить нравственный аспект поведения.

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, учёт позиции других людей, партнёров по общению.

Контроль работы с текстом и словарем.

Запись определений в тетрадь.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

-Обратите внимание на рисунок на с.12. Где здесь добро, а где зло? (ситуация №1)

Комментирование ситуаций, предложенных группам.

Ситуация №2:

«Витя получил по математике «2» и для того, чтобы мама меньше ругала, вымыл посуду, накормил домашних животных, полил цветы и сходил в магазин.»

Ситуация №3. …

(ситуации могут предложить и дети).

Таким образом, добро должно быть:

-бескорыстным

-не из-за страха наказания

-во имя других людей

Для определения особенностей добра, учащиеся совместно с учителем решают первую ситуативную задачу. Затем, работая в группах, разбирают другие ситуации.

Групповая работа.

Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.

Делают и записывают вывод в тетрадь.

Личностные УУД: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения

Познавательные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, доказательство, самостоятельное  создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:учёт позиции других,  умение слушать и вступать в диалог

Проверка работы в группах

Решение задач,Работа группах, знают: каким должно быть добро.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

-А какие добрые поступки совершаете вы?

-Давайте список ваших добрых дел за прошедшую неделю оформим в виде Дерева добра.

Индивидуальные ответы учащихся.

Индивидуальная практическая работа. Учащиеся рисуют, лепят, вырезают, клеят и оформляют дерево добра.

(см. готовые работы в Приложении №1)

Личностные УУД: установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов.

Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде иллюстративного текста.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно организовывать работу, осуществлять самоконтроль.

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

самопроверка

Анализ собственных поступков через поделку.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 Защита практических работ:

-Это мои добрые поступки…, потому что…

Защищают свои практические работы.

Познавательные УУД: анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания. Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Творческая защита

Защищая свою работу, ученик проговаривает ключевые моменты темы (понятия «добро» и «зло», особенности добра.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Информация о домашнем задании.

Подведение итогов.

Рефлексия: Чемодан, мясорубка, корзина.

Д/з: 1)творческое задание «Ромашка для мамы». (см.Приложение №1)  

                                                  2)опережающее задание (для 2-го урока по теме «Добро и зло»): подготовить доклады «Представления о добре и зле в разные исторические эпохи». Урок проходит в форме круглого стола, где обсуждается разность представлений этических категорий в разные исторические эпохи. Современность представляют родители, они составляют 4 группу и рассказывают о проявления добра и зла в современном мире.                                      По окончании урока дети вручают «Ромашки для мамы».

Дети определяют то, что им пригодится, понятно и готовы унести с собой («чемодан»). То, что следует доработать, переосмыслить («мясорубка»). И то, что совершенно не пригодится, выбросят («корзина»).

Учащиеся мастерят «Ромашку для мамы», где каждый лепесток, это доброе слово или поступок для мамы.

1гр.Доклад «Представления о добре и зле в эпоху античности».

2гр.Доклад «…в эпоху средневековья».

3кр.Доклады «…в эпоху Нового времени».

4гр.(родители) «Добр и зло в современном мире.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к содержанию изучаемой темы.

Познавательные УУД: самостоятельный мини-анализ изученного.

Анализ

Осознание ценности содержания урока (полученных знаний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЭ "Добро и зло в Православии"

Авторская презентация к уроку ОРКСЭ по модулю Основы православной культуры. Презентация создана на основе материала учебника А.В. Кураева " Основы православной культуры", толковых словарей. През...

Методическая разработка по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные книги религий мира"

В методической разработке урока по ОРКСЭ представлен вариант урока по данной теме. Дети знакомятся с главными книгами мировых религий: Библией, Кораном, Торой.  Используются презентации священных...

Методическая разработка по ОРКСЭ "Добро и зло"

Знакомство учащихся с определением добра и зла. Все начинается с человека, нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру , к окружающим нас людям....

Методическая разработка по ОРКСЭ.Модуль "Основы светской этики" на тему "Род и семья" 4 класс

Конспект урока по основам светской этики в 4 классе на тему "Род и семья"...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ для 4 класса. Совесть.

Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть.  4 класс. Преподавателям ОРКСЭ....

Методическая разработка урока ОРКСЭ Тема "Икона"

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики с использованием презентации Модуль:  Основы православной культуры...

Методическая разработка урока (ОРКСЭ) Добродетель и порок

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики) - Добродетель и порок....