Методическая разработка по ОРКСЭ "Добро и зло"
методическая разработка (5 класс) на тему
Знакомство учащихся с определением добра и зла. Все начинается с человека, нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру , к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит перед нравственным выбором между добром и злом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_avtonomnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 283 КБ |
dobro.ppt | 834 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа-интернат»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по факультативу «Основы религиозных культур и светской этики»
на тему:
Добро и зло
Выполнил: Бутакова Н.В.
Каргаполье 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы уроков «Добро и зло» состоит в том, что именно два этих понятия оказывают огромное влияние на жизнь и характер личности и общества.
Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.
Данная методическая разработка направлена на совершенствование педагогического мастерства в области проектирования учебных уроков по курсу «Основы светской этики»
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней подобран комплекс упражнений и заданий по теме «Добро и зло»
Цель разработки: систематизация и обобщение педагогического опыта в области проектирования учебного занятия курса «Основы светской этики» по теме «Добро и зло».
Особенности урока:
Занятие проводится с учащимися 9-10 лет. При проектировании урока нами были использованы личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и системно - деятельностный подходы.
Форма организации деятельности обучающихся – коллективная беседа, групповая.
Используемые методы:
- методы проблемного обучения,
-эвристический
- рефлексия.
Приемы педагогические технологии:
Проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.
План-конспект урока
Тема раздела программы: Основы светской этики (34 часа)
Тема: Добро и зло
Тип: Урок комбинированный
Вид: Урок
Цель формирование представления о добре и зле. | |
Задачи: | Обучающая - создавать условия для формирования чёткого представления о понятии добра и зла.
|
Воспитывающая – способствовать правильному представлению о добре, добрых поступках, доброжелательности; раскрыть понимание основных категорий этики.
| |
Развивающая – организовать совместную деятельность обучающихся, направленную на активизацию мыслительной деятельности. |
Формы ОДО: коллективная беседа, групповая.
Методы: - методы проблемного обучения, эвристический.
Педагогические технологии: Проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.
Методическое обеспечение: Данилюк А.Я. Основы светской этики 4-5классы:учебное пособие для общеобразовательных учреждений.-М.: Прсвещение, 2010.
Охохонина Н.А. Хрестоматия по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики - Курган, 2012.
Материально-техническое обеспечение: оборудование, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями, рисунки солнышка и сердца.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир
Основные понятия: добро, зло, бескорыстие, унижение
Структура урока
№ | Этапы занятия | Время |
1 | Подготовительный (орг. момент) | 1-2 мин |
2 | Основной | 34-31 минуты |
3 | Заключительный | 5 -7 минут |
Всего | 40 минут |
Информационная карта урока
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | |
В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженной солнце достать. И подарить его людям. | 1. Эмоциональный настрой на работу. |
2. Актуализация знаний | |
Зло как снежный ком катилось И все больше становилось Тут добро, как будто солнце Глянуло в свое оконце. И от Зла не отвернулось А спокойно… улыбнулось. Знаете, что вдруг случилось Зло исчезло… Растворилось Е.Королёва | Прослушивание стихотворение. |
3. Постановка учебной задачи | |
-О чём стихотворение, которое я Вам сейчас прочитала? -Какова его тема? Основная мысль? -Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока? | - о добре и зле Добро победило зло. Добро и зло |
4. Построение проекта выхода из затруднения «Открытие нового знания». | |
-Можете ли вы сформулировать понятия добра и зла. -Попробуйте разбить данные понятия на две группы Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла. Мужество, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, бескорыстие. -Давайте в учебнике найдём понятия 1 ряд-добра и 2 ряд-зла стр 12,13 -А вот как об этих качествах человека записано в словаре С.И. Ожегова(сл.6) -Добро и зло – главные понятия в жизни. Давайте попробуем разобрать-ся, чем отличаются добро и зло.(прил.) | Дети затрудняются сформулировать понятия. Работают в группах с карточками, под словом «добро» выкладывают качества «помощники добра»-мужество, скромность милосердие, совесть, честность, правдивость, справедливость, бескорыстие под словом «зло» выкладывают качества «помощники зла»- хвастливость, жестокость, трусость, зависть, жадность, хитрость, лживость, Дети работают с материалом учеб-ника: выборочное чтение Ученики работают в группах: делят на две группы, предложенные им приз-наки добра и зла. |
5. Первичное закрепление | |
Чтение учителем притчи «Песок и камень» (приложение) -Что вы можете сказать о мальчиках? -Какие отношения были между ребя-тами? -Почему обиженный мальчик не сер-дился? -Почему он написал первые слова на песке, а вторые –высек на камне? | -друзья -хорошие -умел прощать -плохие поступки смоет море, а хорошие поступки должны помнить люди. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | |
-Русский народ придумал много пословиц о добре и зле. (приложение) Соедините начало и конец пословицы. Игра «Купон на добрую услугу» Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело. -Предлагаю задание по группам 1 ряд – солнышко грустное, постарайтесь найти слова, которые бы подняли настроение солнышку 2 – ряд сердце обиженного человека, постарайтесь подобрать слова, чтобы оттаяло сердце друга. | Работают в парах, собирают пословицы дети подбирают слова. дети подбирают слова. |
7. Итог урока | |
Возьмите мягкую игрушку и, передавая друг другу, называйте доброе слово. -Почему нужно стремиться к добру? -Что вы можете сделать, чтобы наш мир стал добрее? - Будьте добрее и терпимее друг к другу. Обогрейте взглядом Обласкайте словом От хорошей шутки Тает даже снег, Это так чудесно Если с вами рядом Станет добрым и веселым, Каждый человек. | 7.1. Проводят рефлексию. Дети передают игрушку и называют слова. Чтобы в мире было лучше жить. Совершать хорошие поступки, помогать тем, кому нужна твоя помощь. |
8. Домашнее задание | |
Решить тест (приложение), прочитать стр12-13 учебника |
Приложение
ПЕСОК И КАМЕНЬ
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Карточки с признаками добра и зла
Добро: совершается сознательно и бескорыстно, совершается без расчёта на выгоду, поступки, которые способствуют развитию человеколюбия, понимания и уважения, поступки, которые помогают развиваться человеку и окружающим людям.
Зло: унижение других людей, неуважительность и нетерпимость к людям, обман, насилие, которое подавляет свободу, разрушает отношения, препятствует развитию человеческих способностей, приносит беды и страдания.
Пословицы о добре и зле
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Тест – тренажер к уроку №5 по теме «Добро и зло»
1.Вставьте пропущенные слова:
……………. – образец поступков людей и отношений между ними.
……………. – противоположность добра, то, что стремится устранить и исправить мораль.
2.Как творят добрые дела
- Бескорыстно и сознательно
- В надежде на вознаграждение
- В надежде на похвалу
- Чтобы избежать наказания
3.Что считается добрым поступком
- Опоздать на неинтересную встречу
- Дать списать домашнее задание
- Забыть о неприятной просьбе
- Помочь соседу по парте разобрать задачу
4. Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»
- Взаимовыручка
- Насилие
- Обман
- Унижение
- Помощь
- Умение говорить правду
- Ограничение свободы другого человека
- Борьба за свободу
5.Что является последствием злых дел
- Дружба
- Радость
- Вражда
- Мирное сосуществование
6. Знания о добре зле помогают людям
- Дружить
- Проявлять заботу о близких людях
- Жить в мире
- Все ответы верны
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОБРО ЗЛО Тема урока
Цель урока: Формирование представления о добре и зле. Задачи: Обучающая - создавать условия для формирования чёткого представления о понятии добра и зла. Воспитывающая – способствовать правильному представлению о добре, добрых поступках, доброжелательности; раскрыть понимание основных категорий этики. Развивающая – организовать совместную деятельность обучающихся, направленную на активизацию мыслительной деятельности.
Форма организации деятельности обучающихся – коллективная беседа, групповая. Используемые методы: - методы проблемного обучения, -эвристический Приемы педагогические технологии: Проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.
Добро побеждает зло
Добро Зло бескорыстие мужество скромность совесть честность правдивость справедливость хвастливость жестокость трусость зависть жадность хитрость лживость
С.И.Ожегов Добро – всё положительное, хорошее, то что полез- но людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду. Зло – нечто дурное вредное, беда, несчастье, неприят- ность, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжи- гает вражду.
Притча «Песок и камень» Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Пословицы о добре и зле Доброе слово лечит, Доброе слово человеку, Кто любит добрые дела, Худо тому, а злое калечит. что дождь в засуху. тому и жизнь мила. кто добра не делает никому.
Купон на добрую услугу
Доброе слово душу греет
Спешите делать добрые дела Обогрейте взглядом Обласкайте словом От хорошей шутки Тает даже снег, Это так чудесно Если с вами рядом Станет добрым и веселым, Каждый человек.
Домашнее задание: стр.12-13, выполнить тест
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...