Использование нетрадиционных методов обучения как средство повышения познавательного интереса обучающихся к изучаемым дисциплинам
статья

Маяк образования

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого обучающегося и усвоение им знаний в объеме федерального государственного образовательного стандарта, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, по предположению автора опыта, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей обучающегося, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx50.56 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ»

Содержание

Информация об опыте……………………………………………………..3

Технология опыта…………………………………………………………10

Результативность опыта………………………………………………….12

Библиографический список………………………………………………14

Приложения ……….……………………………………………………...15

Информация об опыте

  1. Условия возникновения и становления опыта

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого обучающегося и усвоение им знаний в объеме федерального государственного образовательного стандарта, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, по предположению автора опыта, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей обучающегося, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

 Возникновение опыта на тему: «Использование нетрадиционных методов обучения как средство повышения познавательного интереса обучающихся к изучаемым дисциплинам» связано с переходом обучения на новые ФГОС. Которые предъявляют  высокие требования к выпускникам. За короткий срок обучения обучающиеся должны овладеть ОК и  ПК.

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда обучающийся занимается из-под палки, он доставляет преподавателю массу хлопот и огорчений, когда же он занимается с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Поэтому автор опыта обращается к личности каждого обучающегося, к его внутреннему миру, где сокрыты не развитые способности и возможности, и  соответственно, основная цель  - развить заложенные в обучающемся способности, не дать им погибнуть, укрепить духовные силы человека, помочь ему найти и понять самого себя. Поэтому дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. По этой причине сегодня имеет смысл говорить и об интеграции знаний, о видах интегрированного обучения, нестандартном подходе к планированию и проведению занятий.

Необходимость обращения к интегрированному обучению и использование нетрадиционных методов обучения вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в учебном заведении.

Одной из важнейших проблем, по мнению автора, является заметное снижениеинтереса обучающихся к дисциплинам, что во многом обусловлено

объективной сложностью становления квалифицированного рабочего.

Многие преподаватели ищут разные способы «оживления» урока, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения обучающихся. Но придать занятию нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это не замена «старых» уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких занятиях обучающиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность возрастает.

Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у обучающихся общих понятий; выработки у них обобщённых умений и навыков.

При этом естественным образом возникают противоречия:

  • между неэффективными традиционными методами и формами обучения и необходимостью развития познавательного интереса и способностей обучающихся;
  • между групповой формой обучения и индивидуальным развитием личности обучающегося с применением элементов разноуровневого обучения;
  • между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом;
  • между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;

Сравнивая предыдущий  государственный образовательный стандарт, рассчитанный на 3 годаобучения и нынешний ФГОС, рассчитанный  на 1 год, можно заметить какой прослеживается дефицит времени на  изучение дисциплин (приложение 1). Объём материала тот же,  а количество часов резко сократили, возложив достаточно много времени на самостоятельное изучение, что очень затрудняет работу преподавателя, да и напор информации очень большой, что сказывается на восприятии и запоминании обучающимися терминов, технологий и другой информации, связанной с получением профессии. Нехватка времени  сказывается на объяснении нового материала,   хотелось бы побольше рассказать, показать наглядного материала, макетов, решить ролевую производственную ситуацию, с которой обучающийся может встретиться в реальной жизни.

Все это и определило выбор темы опыта «Использование нетрадиционных методов обучения как средство повышения познавательного интереса обучающихся к изучаемым дисциплинам».

2. Актуальность опыта

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новыхФГОСов изменились цели образования,

разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.

Это требует иных подходов в организации учебного процесса, обновления методов, средств и форм организации обучения, разработки и

внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интерактивных, в результате использования, которых у обучающихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

 Но надо заметить, что в выборе нестандартных занятий нужна мера. Обучающиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных занятий в общей системе должно определяться самим преподавателем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого преподавателя.

Если учесть, что государство разрабатывает только стандарты, то на плечи преподавателя ложиться вся та рутинная работа по разработке всей остальной документации: тематических планов, программ, контрольно-измерительных средств, самостоятельной работы, планов уроков. В тоже время преподавателю нужно подготовить и провести на должном уровне занятие, чтобы обучающиеся с желанием приходили к нему на урок, чтобы материал воспринимался, запоминался обучающимися.

В настоящее время, считает автор, имеет смысл разрабатывать и апробировать систему интеграции в обучении, которая предполагает, прежде

всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом межнаучных, переход от согласования преподавания разных дисциплин к глубокому их взаимодействию.

Необходимо также отметить ещё один важный момент: интегрированное обучение призвано отразить интеграцию научного знания, объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или

показывать их поверхностно было бы большим недостатком современного урока. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать

междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук.

3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития обучающегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на занятиях современных образовательных технологи, создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к изучаемым дисциплинам через интегрированное  обучение, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности преподавателя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных дисциплин, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

 Личная концепция,  автора данного опыта, состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и нетрадиционных форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения

  • Развитие логического мышления обучающихся;
  • Привитие познавательного интереса  и стимулирование творческого подхода в изучении;
  • Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей;
  • Умелое использование нестандартных форм проведения урока;
  • Применение дифференцированного подхода в обучении;
  • Применение межпредметных связей на уроке.

4.        Длительность работы над опытом

       Работа над опытом охватывает период с сентября 2011 года, когда обучение осуществлялось по старым стандартам и по 2014 год включающий работу по стандартам нового поколения для выявления и сравнивания качества знаний обучающихся (приложение 2)

1-й этап 2011-2012  г.г.-Внедрение в проведение уроков новых технологий, использование интегрированных уроков, разноуровневых тестов.

2-й этап2012-2013 г.г. - Определение целей и задач, разработка уроков и внеклассных мероприятий. Апробация и моделирование содержания  с корректировкой действий. Подготовка выступлений и докладов.

3-й этап 2013-2014г.г. - Обобщение результатов исследования, их апробация и литературное оформление. Выступления на педагогическом совете, методическом объединении.

  1. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен дидактической системой преподавателя по использованию на занятиях различных методов, направленных на  желание учиться,  развивать потребность обучающегося заниматься познавательной деятельностью на уроках и  во внеурочной деятельности, а это значит, что в самом процессе ее обучающийся должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Опыт  охватывает  возможности реализации развивающих, проблемных  технологий, использование информационно-коммуникационных технологий, Интернет ресурсов, электронных учебников,сообщений обучающихся, постановки перед ними проблемы, которая решается преподавателем или с привлечением обучающихся, обучающиеся "сталкиваются" с трудностями, у них возникает желание найти способы преодоления их, желание приобрести новые, недостающие знания. Усвоение нового материала тогда становится для обучающихся мотивированным процессом, вызывающим внимание, сосредоточенность и активность. Стержнем обучения  является решение производственных задач, составление меню на основе данного сырья изготовление макетов, поиск дополнительной информации и др. Овладение этим инструментарием позволило автору, как педагогу, расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявить нестандартность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать логическое мышление.

Современная дидактика придает большое значение развитию  творческой активности обучающихся. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы обучающиеся не механически запоминали рассказ преподавателя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки обучающихся, слишком быстрых подсказок представлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения, больше использовать производственных ситуаций, проблем, задач.

         Анализ, проведенный в ходе изучения проблемы познавательного интереса у обучающихся, позволяет сделать следующее заключение: целостного комплексного подхода к решению исследуемой проблемы нет. Развить познавательный интерес у обучающихся  можно лишь применением комплексных методов обучения, в которые обязательно должны входить самостоятельная работа, использование нового, увлекательного материала, проведение различных занимательных викторин, конкурсов, а также

организация коллективной работы обучающихся и использование наглядных пособий, макетов, агрегатов.

Доступность опыта состоит в том, что он может быть успешно использован преподавателями  для повышения уровня индивидуального развития каждого обучающегося, повышения его познавательного интереса при изучении дисциплин.

  1. Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи Я. А. Каменского. К. Д. Ушинского, И. Д. Зверева, В. Н. Максимова, В. К. Кириллова, Е.Ю.

Сухаревской, А.К. Марковой  и других. В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественно научных, обществоведческих, технических дисциплин,деятельностные подходы в обучении. 

    К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить обучающихся умению в знакомом материале видеть новое. «Кто постигает новое,  лелея старое,  тот может быть учителем».

Ян Амос Коменский в своем знаменитом труде «Великая дидактика» говорил о роли учителя в формировании у детей стремления к знанию «учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению». Следовательно, Коменский призывал поддерживать у детей стремление к обучению, т.е. одной из главных задач любого образовательного учреждения является формирование и поддержание стойкого интереса, познавательной активности к процессу обучения.

     Педагог, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль обучающихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

7. Новизна опыта

            Новизна опыта заключается в комбинации применения элементов, методов, приемов,современных образовательных технологий, интегрированных уроков, для развития активной познавательной деятельности обучающихся. Это не значит, что каждое занятие должно строиться на основании новых образовательных технологий, а один из элементов уже придаст занятию неординарность, разовьет интерес обучающихся, привлечет внимание, отвлечет от отвлекающих факторов. Во время подготовки и проведения занятий автор использует большую подборку информации, макетов, иллюстраций, презентаций, подбор сюжетов из жизни, исторические справки, значение слов, терминов и другие приемы для достижения конечного результата, а это усвоения материала и повышения познавательного интереса к дисциплинам и профессии.

8. Характеристика условий,  в которых возможно применение данного опыта.

Материалы опыта могут быть использованы в различных учебных заведения с обучающимися разных профессий. При организации занятий и внеурочной работы независимо от учебно-методического комплекса.

 Трудоемкость работы заключается в том, что использование современных педагогических технологий в группе во время урока является наиболее

сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.

Сознание обучающихся уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Преподаватели, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть собучающимися, тоже должны войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность.

Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы стремиться заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может

поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность

невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению. Это быстро может наскучить обучающемуся, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности. 
Но более прогрессивные результаты в сфере развития познавательного интереса у обучающихся, дают занятия, на которых применяется

комбинированная форма ведения занятия, теория и практическое ее подкрепление.

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение познавательного интереса к дисциплинам посредством использования нетрадиционных методов обучения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создание оптимальных условий для успешного развития интереса к изучаемым дисциплинам;
  • внедрения современных педагогических технологий на уроках  для формирования достаточно полных, глубоких, прочных знаний по изучаемым дисциплинам связывая их с другими науками;
  • научить обучающихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
  • повысить самостоятельность и активность обучающихся при изучении дисциплин.

Описания содержания обучения:

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках предоставленного опыта используются разнообразные формы, методы и средства обучения.

        Наряду с традиционными методами и формами проведения учебных занятий (лекции, практические занятия, беседы, рассказы и др.) автор опыта использует и другие разновидности

  • урок – дидактическая игра по теме «Соусы»  проводится в виде кулинарного путешествия на поезде знаний, состоящей из несколько этапов:

«посадки на поезд», где каждому участнику задаются вопросы, согласно приобретенных билетов;станции «теории» проводится в виде карточек-домино, состоящих из двух клеточек с вопросами и ответами, станция «технологии» игра «шпаргалка» - это письменная работа на знание технологии приготовления соусов, станция«истории» проводится в виде «снежного кома» рассказа по цепочке истории происхождения блюд, станция  «сообразительности» игра «третий лишний» карточки с соусами, найти лишний. Все этапы игры подготавливаются заранее и содержат элементы индивидуальной  и командной игры.(приложение 3);

  • урок по теме «Горячие напитки» это традиционный урок с применением  элемента игры,профдиктанта, привлечением обучающихся в проведение занятия, закрепление с помощью решения производственной задачи (приложение 4);
  • урок-игра по теме «Приготовление пирожных», состоящий из нескольких элементов: разминка (вопрос-ответ), решения разноуровневых тестов, проведения расчетов на скорость(приложение 5).
  • урок по теме «Жареная рыба (целиком)проверка домашнего задания проходит в виде решение разноуровневых тестов, игры-аукцион, изучение нового материала с помощью презентации, при закреплении нового материала применяется элемент на внимательность «найти ошибку в тексте» (приложение 6).

Проведение внеурочных мероприятий для повышения интереса к изучению дисциплин:

  • Чайные посиделки - это внеурочное мероприятие расширяет кругозор обучающихся, сближает их, повышает командный дух (приложение 7);
  • КВН - проверка знаний, эрудиции, выявляет сильных, определяет слабых, на которых преподавателю нужно обратить внимание для того, чтобы обучающиеся не чувствовали себя слабее других (приложение 8);

Результативность опыта

3 года (ГОС и ФГОС)

Наименование предметов

2011-2012 гг.

 2012-2013 гг.

2013-2014 гг.

Успева

емость

Качество знаний

Успева

емость

Качество знаний

Успева

емость

Качество знаний

Кулинария

100

35,7

Товароведение пищевых продуктов

100

35,7

Рисование и лепка

100

61,0

100

68

Оборудование ПОП

100

35,7

Организация производства на ПОП

100

43

100

50

Калькуляция и учет на ПОП

100

43

100

33,3

Технология производства мучных, кондитерских изделий

100

43

100

41,7

Приготовление блюд из овощей и грибов

100

90

100

77,8

Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста

100

90

100

66,7

Приготовление супов и соусов

100

90

100

77,7

Приготовление блюд из рыбы

100

90

100

66,7

Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

100

90

100

77,8

Приготовление и оформление холодных блюд и закусок

100

90

100

100

Приготовление сладких блюд и напитков

100

90

100

100

Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий

100

90

100

66,7

Физиология питания с основами товароведения продовольственных

товаров

100

66,7

Техническое оснащение и организация рабочего места

100

70,0

100

65,6

Итого

100

42,0

100

75,6

100

76,6

Таким образом, результативность деятельности по использованию нетрадиционных методов обучения по повышению уровня познавательного интереса обучающихся к изучаемым дисциплинам достигнутая посредством нетрадиционных методов обучения показывает положительную динамику качества знаний. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по применению нетрадиционных методов обучения с использованием новых технологий с целью достижения более высокого уровня сформированности творческой, конкуретной личности обучающегося на рынке труда.

Лукьянова Оксана Ивановна

преподаватель спецдисциплин первой

 квалификационной категории

ОГАОУ СПО «Дмитриевский

сельскохозяйственный техникум»

Библиографический список

  1. Васильева, О.С. Система средств развития познавательного интереса у студентов младших курсов вузов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Саратов, 2002. – 22с.
  2. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. // Психологическая наука и образование-2002-2-с.42  
  3. Коротаева, Е.О. Ситуации успеха в учебной деятельности.//РЯШ-2003-1-с.30 
  4. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998. — 256 с.
  6. Векслер С. И. Современные требования к уроку: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985.– 127 с.
  7. Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика, 1991 г .,   № 10, стр. 88-93.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...

эссе доклад «Проектная деятельность как средство повышения познавательного интереса обучающихся к предмету история»

laquo;Проектная деятельность как средство повышения познавательного интереса обучающихся к предмету история»...

Дидактические игры на уроках биологии как средство повышения познавательных интересов обучающихся 5-9 классов

Методическая разработка урока по биологии  содержит подробное рассмотрение понятия "игра", цели и фунцкции игр....

Выступление на педагогическом совете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»

        Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного всех су...