Выступление на педагогическом совете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»
учебно-методический материал

Борзенкова Татьяна Алексеевна

          Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tsos.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнелюбажская школа-интернат»

Фатежского района Курской области

Выступление на педагогическом совете

«Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»

                                                                                     Подготовила  

                                                                                                Борзенкова Т.А.,

                                                                                               учитель технологии

с. Верхний Любаж, 2022г.

          Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

         Жизнь не стоит на месте. Цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Таким образом, источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.

«Цифра» дает колоссальные преимущества: можно, никого не обгоняя, сразу быть впереди.

          Реализация федерального проекта «Образование» во многом зависит от уровня цифровизации в системе образования.

         Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Иными словами, это все те инструменты, которые уже есть у российских школ, и которых еще нет (их сильно не хватало при дистанционном обучении):

· электронные журналы и дневники;

· платформы для получения и обмена информацией;

· сервисы для связи с учителями и учениками в чатах и в режиме видеоконференций;

· инструменты для создания проектов и презентаций;

· платформы для выполнения заданий в режиме онлайн.

         Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды направлено на расширение доступа российских школ и учеников к качественным программам обучения и применения новых современных технологий. Но он не предполагает ухода от традиционных занятий в школах. Цифровая образовательная среда предполагает высокоскоростной интернет в школах, обеспечение соответствующей техникой и широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но "не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках".

Вынужденный переход всех российских школ на дистанционное обучение   "высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении". Внедрение цифровой образовательной среды должно исправить ситуацию и защитить от неожиданностей при таких вынужденных мерах, если они потребуются в дальнейшем. Кроме того, само дистанционное обучение также может быть востребовано, но не глобально, а тотально: например, при объявлении карантина по инфекционному заболеванию в отдельно взятом классе или школе, или для учеников, которые из-за травм не могут длительное время посещать занятия.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитиеи самореализациюличности.

Одна из важнейших задач современного учителя-это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной и воспитательной деятельности.

Каждый из нас в педагогической практике использует различные пути активизации познавательного интереса.  «А что же такое - познавательный интерес?   В чём он проявляется?»

 Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха.    Он проявляется в активности и внимании детей на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т. д.  Интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.    Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.                                                                                                    

 В современной школе одним из эффективнейших и действенных способов активизации познавательного интереса является использование на уроках цифровых образовательных ресурсов. (ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, соответствующие поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.)  

         Благодаря современным технологиям мы можем внести не только в урок незабываемый материал, но и дать возможность своим ученикам самостоятельно в игре при помощи различных тренажеров усовершенствовать свои знания.                      

Ни для кого не является секретом, что сейчас большинство обучающихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают дети, становится их реальностью.

Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.                                                                                                                        Для учителя электронная среда даёт наибольший эффект при использовании:                           

 – в проектной деятельности, при создании материалов к урокам, повышается наглядность предъявляемого материала, расширяются рамки урока за счёт использования всего богатства электронной среды;                                                                   

 – в качестве контроля, применяя различные виды тестирования;                                                

– при выступлении на родительских собраниях, педсоветах, методических   объединениях, семинарах, появляется возможность обмениваться актуальной     информацией, и т.д. 

Обучающимся электронная среда дает:

-доступ к электронному образовательному контенту;

- обучение в комфортной цифровой среде;

- повышение интереса к обучению;

-улучшение результатов освоения образовательной программы;

-развитие проектно – исследовательской деятельности;

- формирование осознанного выбора профессии на основании полученных цифровых компетенций и т.д. 

          Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что иногда теряешься в этом океане современнысервисов.                                                                                                        Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений. Они позволяют удовлетворять самые разные интересы школьников и выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Хорошими помощниками для учителя стали различные образовательные платформы, с   помощью которых можно существенно сократить рутинную работу учителя, и это очень важно. В своей работе использую следующие образовательные интернет-ресурсы: РЭШ, Яндекс.Просвещение, Инфоурок, ЯКласс, Zoom, Учи.ру, Сириус.

         Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи.

         Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ЦОС для повышения познавательного интереса обучающихся

Цифровая образовательная среда -один  из эфективных и действенных способов активизации познавательного интереса обучающихся....

Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса

Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Науч...

"Использование инструментов цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся"

Сценарный план  по теме "Использование инструментов ЦОС для повышения познавательного интереса обучающихся" может быть использован для  проведения семинара-практикума в рамках обра...

Доклад на тему: «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов  Минпросвещения России опубликован проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой ...

«Использование инструментов цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»

Статья может использована для выступления на методическом объединении с целью рассмотрения преимуществ цифровой образовательной среды в образовательном процессе....