Доклад НПК г. Кызыл КПКУ Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся
презентация к уроку по алгебре

Доржукай Уран Соскоовна

С данным докладом выступила в КПКУ 24 марта 2023 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Кочетово Тандинского кожунна

Республики Тыва

Доклад по теме:

«Использование возможностей

цифровой образовательной среды

для повышения познавательного

интереса обучающихся»

 

 

 Подготовила:

Учитель математики

Доржукай Уран Соскоовна-в.к.к.

 

                                            Кочетово

                                                  2023

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

Инновация - (от латинского «innovation» - нововведение, изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)

Инновационные технологии - это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

  • усвоением максимального объема знаний;
  • максимальной творческой активностью;
  • широким спектром практических навыков и умений.

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность

Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:

  • умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
  • умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи;

’ умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;

  • умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
  • умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области. Инновационные технологии предполагают:

-повышение уровня мотивации к учебному труду.

-формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность.

-при активной поддержке учителя.

-постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем, -ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.

  • создание когнитивной схемы мышления.

-воспитание чувства собственного достоинства

-в основе- дифференцированный подход.

-хорошее знание теоретического материала успешность обучения.

-создание проблемной ситуации.

-работа с одаренными детьми.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены: -развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективная система обучения;

-технология решения задач;

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технологии модульного обучения;

-лекционно-семинарско -зачетная система обучения;

использование в обучении игровых технологий

(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Цифровыми образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов  Минпросвещения России опубликован проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Этот эксперимент по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды было запланировано начать с сентября 2020 года. Также постановлением утверждена целевая модель цифровой образовательной среды.

Как сказано в документе:

Провести с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых.

«Цифровая образовательная среда» — один из федеральных проектов национального проекта «Образование». В его рамках еще в 2019 году запланировали выделить 3 миллиарда рублей на развитие необходимой для эксперимента инфраструктуры в 1,7 тысячи российских школ. По проекту федерального бюджета, финансирование проекта составит более 44 миллиардов рублей в 2020-2022 годах.

          Что такое цифровая образовательная среда?

Из проекта следует, что цифровая образовательная среда (ЦОС) – это совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Иными словами, это все те инструменты, которые уже есть у российских школ, и которых еще нет (их сильно не хватало при дистанционном обучении):

·  электронные журналы и дневники;

·  платформы для получения и обмена информацией;

·  сервисы для связи с учителями и учениками в чатах и в режиме видеоконференций;

·  инструменты для создания проектов и презентаций;

·  платформы для выполнения заданий в режиме онлайн.

Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды направлено на расширение доступа российских школ и учеников к качественным программам обучения и применения новых современных технологий. Но он не предполагает ухода от традиционных занятий в школах. Цифровая образовательная среда предполагает высокоскоростной интернет в школах, обеспечение соответствующей техникой и широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но "не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках".

  Вынужденный переход всех российских школ на дистанционное обучение   "высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении". Внедрение цифровой образовательной среды должно исправить ситуацию и защитить от неожиданностей при таких вынужденных мерах, если они потребуются в дальнейшем. Кроме того, само дистанционное обучение также может быть востребовано, но не глобально, а тотально: например при объявлении карантина по инфекционному заболеванию в отдельно взятом классе или школе или для учеников, которые из-за травм не могут длительное время посещать занятия.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитиеи самореализациюличности.

Одна из важнейших задач современного учителя  – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды.     Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного и воспитательного процесса и определяет успешность учебной и воспитательской деятельности.

Каждый из нас в педагогической практике использует  различные пути активизации познавательного интереса.

 «  А что же такое - познавательный интерес?   В чём он проявляется? » Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха.    Он проявляется в активности  и внимании детей на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т. д.  Интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.    Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как  долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.                                                                                                    

           В современной школе одним из эффективнейших и действенных способов активизации познавательного  интереса  является  использование на уроках цифровых образовательных ресурсов. (ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, соответствующие  поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.)  

            Благодаря современным технологиям мы можем внести не только в урок незабываемый материал, но и дать возможность своим ученикам самостоятельно в игре при помощи различных тренажеров усовершенствовать свои знания.                      

       Ни для кого не является секретом, что сейчас большинство учащихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают дети, становится их реальностью.

Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.                                                                                                                                 

 Для учителя электронная среда даёт наибольший эффект при использовании:                           

  – в проектной деятельности, при создании материалов к урокам, повышается              наглядность предъявляемого материала, расширяются рамки урока за счёт                использования всего богатства электронной среды;                                                                   

  – в качестве контроля, применяя различные виды тестирования;                                                

  – при выступлении на родительских собраниях, педсоветах, методических                     объединениях, семинарах, появляется возможность обмениваться актуальной     информацией, и т.д. 

Обучающимся  электронная среда дает:

-доступ к электронному образовательному контенту;

- обучение в комфортной цифровой среде;

- повышение интереса к обучению;

-улучшение результатов освоения образовательной программы;

-развитие проектно – исследовательской деятельности;

- формирование осознанного выбора профессии на основании полученных цифровых компетенций и т.д. 

Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что иногда теряешься в этом океане современных сервисов.                                                                                                                      Использование  цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений. Они позволяют удовлетворять самые разные интересы школьников и выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Хорошими помощниками для учителя стали различные образовательные платформы,    с   помощью которых  можно существенно сократить рутинную работу учителя, и это очень важно.

Например— это сборник заданий по русскому языку и математике для 2-4 классов. Все задания  Яндекс.Учебника составлены с учетом ФГОС и примерных рабочих программ по предметам. Можно быстро подбирать упражнения, как для всего класса, так и для отдельных групп и учеников, что позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории. Проверять задания тоже не нужно — система делает это автоматически и показывает статистику: сколько времени каждый ребенок потратил на решения задания, сколько попыток он использовал, где ошибся. Задания сформулированы интересно и понятно, но самое главное — дети сами могут моментально увидеть свой результат. Для них очень важна обратная связь.

Учи.ру. 

Для поддержания интереса к учебе важно давать ребенку то количество времени и заданий, которые необходимы для усвоения материала именно ему. Именно поэтому принципу построена работа на платформе «Учи.ру». Выстраивается индивидуальная траектория для каждого ребенка в классе и позволяет осваивать знания с оптимальной скоростью и количеством повторений и отработок. Мои ученики работают на данной платформе дома, при выполнении домашнего задания, созданного мной с помощью множества карточек по предметам. Очень удобно, что я могу отследить, что уже пройдено, в каких заданиях ученик допустил ошибку, сколько попыток было использовано, а самое главное при создании проверочной работы, автоматически выставляется оценка, также могу выдать работу над ошибками ученику, который не справился с данной работой. Учи.ру это еще и возможность нам участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. А самое главное принять участие в марафоне между участниками образовательного учреждения, как ребята радуются, когда класс занимает первое место в школе, а особенно когда обходят даже старшеклассников. Это позволяет не только проверить знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы. Также на данном  сайте есть возможность подготовки к ВПР, много тренировочных заданий.

«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дидактические и методические материалы.

Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart.

     Новый инструмент для учителей — интерактивные задания на основе пособий для самостоятельной работы,  разработанных АО «Издательство "Просвещение"» к учебникам из федерального перечня.

    Задания  по школьной программе:  Вы отправляете ученикам ссылку на задания — прямо на уроке или как домашнюю работу. Они могут заниматься с любого устройства — компьютера, планшета или смартфона. Нужен только интернет.

    Автоматическая проверка.

Интерактивная рабочая тетрадь Скайсмарт оценивает выполнение заданий, учитель сразу получает результаты и экономит до 2 часов в день на проверке. Вы видите статистику по всему классу и баллы конкретных учеников.

Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи.

Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ с. Кочетово Тандинского кожууна Республики Тыва Доржукай Уран Соскоовна Учитель математики 37с.р в.к.к

Слайд 2

Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся

Слайд 3

«… Самым важным явлением в школе, Самым поучительным предметом, Самым живым примером для ученика является сам Учитель.

Слайд 4

ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИЯ» Инновация –(от лат. « innovation »-нововведение,изменение,обновление)деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленными изменением.

Слайд 5

это организация образовательного процесса, построенная на качественнно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых: -усвоением максимального объема знаний; -максимальный творческой активностью; -широким спектром практических навыков и умений. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 6

Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки: Умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему; Умение находить нужные ресурсы ( в том числе- информационные)для решение своей задачи; Умение получать и передавать информацию,презентовать результат своего труда; Умение использовать компьютер и оирентироваться в незнакомой области.

Слайд 7

Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы: создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы; различные варианты школы полного дня; создание детско-родительских объединений внутри школы; телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

Слайд 8

Цифровыми образовательными ресурсами: Называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства . Как сказано в документе: Провести с 1сентября 2020года по 31 декабря 2022года эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых.

Слайд 9

Что такое цифровая образовательная среда? Из проекта следует, что цифровая образовательная среда (ЦОС)- это совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения,дистанционнных образовательных технологий. Электронные журналы и дневники; Платформы для получения и обмена информацией; Сервисы для связи с учителями и учениками в чатах и в режиме видеоконференций;

Слайд 10

«Познавательный интерес» это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании детей на уроках, в эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.д. Благодаря (ЦОР) мы можем внести не только в урок незабываемый материал, но и дать возможность своим ученикам самостоятельно в игре при помощи различных тренажеров усовершенствовать свои знания.

Слайд 11

Для учителя электронная среда дает: В проектной деятельности, при создании материалов к урокам, повышается наглядность материала, расширяются рамки урока за счет использования всего богатства электронной среды; В качестве контроля, применяя различные виды тестирования; При выступлении на род.собраниях,педсоветах.

Слайд 12

1.Доступ к электронному образовательному сервису; 2.Обучение в комфортной цифровой среде; 3. Развитие проектно- исследовательской деятельности; 4.Улучшение результатов освоения образовательной программы и т.д. Обучающимися ЭС дает

Слайд 13

Учу.ру. Для поддержания интереса к учебе важно давать ребенку то количество времени и заданий,которые необходимы для усвоения материала именно ему. Участие учащихся в марофоне и всероссийских олимпиадах.

Слайд 14

«Российская электронная школа» - Это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребенка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.

Слайд 15

Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart ( Скайсмарт) : Новый инструмент для учителей-интерактивные задания на основе пособий для самостоятельной работы, разработанных « Издательство Просвещение» к учебникам из федерального переченя.

Слайд 16

Использования ЭОР Это один из самых важных результатов инновационной работы в школе.Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии .

Слайд 17

Проектная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе доклад «Проектная деятельность как средство повышения познавательного интереса обучающихся к предмету история»

laquo;Проектная деятельность как средство повышения познавательного интереса обучающихся к предмету история»...

Использование возможностей ЦОС для повышения познавательного интереса обучающихся

Цифровая образовательная среда -один  из эфективных и действенных способов активизации познавательного интереса обучающихся....

Использование возможностей современной цифровой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы

Методический продукт проблемно-творческой группыгородского профессионального объединения учителей русского языка и литературы[1]:Комплект методических разработок уроков по литературе с использованием ...

Выступление на педагогическом совете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»

        Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного всех су...

Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса

Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Науч...

"Использование инструментов цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся"

Сценарный план  по теме "Использование инструментов ЦОС для повышения познавательного интереса обучающихся" может быть использован для  проведения семинара-практикума в рамках обра...