Эссе "Я- учитель"
статья
Эссе "Я-учитель" к профессиональному конкурсу "Учитель года". 2019 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эссе "Я-учитель" | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
"Я- учитель"
Моей матери посвящается...
Я помню себя совсем маленькой девочкой. Сегодня торжественный, праздничный день - 1 сентября! Я иду в школу в новой, очень красивой школьной форме, с цветами и ярко-красным портфелем в руках, маму за руку держу... Нет, не держу, иду самостоятельно, потому что моя мама уже на работе - она учитель, и она встречает нас с братом на крыльце школы. Так началась моя первая школьная жизнь - жизнь ученицы! Моя мама, Зубарева Валентина Степановна, была учителем начальных классов Знаменской основной школы. Я помню уважительное отношение сельчан к ней: при встрече они здоровались и кланялись. Я радовалась и гордилась ею, ещё бы, не каждого в деревне называют по имени и отчеству! Моя сестра, Васенина Татьяна Григорьевна, учитель физики Пижанской средней школы - Заслуженный Учитель Российской Федерации. Есть на кого равняться! Пролетели школьные годы и встал вопрос выбора профессии. Семейные традиции сыграли не последнюю роль в том, что мой профессиональный выбор был сделан в пользу профессии учителя. Так началась моя вторая школьная жизнь - жизнь учителя!
Учитель!
Пред именем твоим
позволь смиренно приклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе.
Как кстати пришли в голову строчки русского поэта Николая Некрасова, написанные в XIX веке. В этих строчках чувствуется глубокое уважение к учителю, понимание роли учителя в жизни каждого человека и в жизни всего общества. Как было больно и стыдно смотреть передовой, мыслящей интеллигенции России XIX века на оборванных, плохо одетых детей, играющих в грязи на деревенских улицах! Значительный шаг в развитии образования в России сыграли либеральные реформы второй половины XIX века. Но самый большой прорыв в развитие образования был совершен в годы Советской власти. Уровень образования в СССР был одним из самых высоких в мире! Именно поэтому мы первые освоили космическое пространство! И имя Юрия Алексеевича Гагарина навсегда останется в истории всего человечества, -это был советский космонавт!
Развитие общества невозможно без развития образования: остановится образование - остановится развитие всего человечества. На мой взгляд, роль учителя всегда была одной из самых важных ролей в жизни человечества. Учитель является носителем информации, он передает знания, опыт, ценности новому поколению. В современном информационном мире уровень развития страны во многом зависит от уровня развития образования. Выигрывают те страны, которые вкладывают инвестиции в человеческий капитал: образование, науку, культуру.
Сегодня изменилось отношение у учителю, к сожалению, не в лучшую сторону. Это результат развития общества, оно стало более свободным, информационно насыщенным. Современный человек погружен в постоянно растущий поток информации. Теперь можно найти необходимую информацию в различных источниках самостоятельно, не требуется помощь со стороны грамотных, компетентных специалистов. Но в огромном потоке информации становится труднее отделить правду от лжи; особенно, если информация преднамеренно искажена.
В чем же главная задача современного педагога? Если миссия педагога заключалась бы только лишь в том, чтобы передать необходимый объем знаний по тому или иному предмету, то, наверно, все бы вело к тому, что учителя давно заменили бы радио, телевидение и т.п. Захотел человек познать историю Египта в совершенстве – подключился к базе данных и к себе в голову перекачал. Легко? Безусловно! Но совершенно бесполезно. Эрудированность без умения мыслить - лишь имитация образования. Одновременно большой объем информации приводит к уменьшению маневренности, сужению возможностей мыслительных операций. Задача современного учителя – научить учиться, помочь выбрать правильный вектор в образовании, не только дать новые знания, но и научить их анализировать, сопоставить, сделать выводы и применить на практике. И выполнить эти задачи не может ни одна машина, ни один суперкомпьютер.
За годы преподавания в школе я выработала свои основные педагогические принципы, которые помогают в моей работе. Самый важный принцип, которому я следую, - принцип гуманизма. На мой взгляд, это самый важный принцип в работе учителя. Любовь, доброта, милосердие- ценности необходимые в любое историческое время. Я искренне люблю свою работу, и радуюсь каждому дню, проведенному с моими учениками. Люблю заходить в класс, где меня ждут ученики и начинать новый урок. Какие внимательные глаза у детей на уроках истории, особенно у пятиклассников! Понимаешь, что они познают мир, радуются новым открытиям и знаниям! Большое внимание уделяю воспитанию патриотизма, гражданственности, социальной ответственности. Огорчает, что часть молодежи пренебрежительно относятся к истории своей Родины, не интересуются прошлым, не читают художественную литературу, не интересуются достижениями русской культуры, они живут другой жизнью - жизнью телефонов, смайликов, компьютерных игр и развлечений.
Второй принцип, который я бы хотела выделить, - принцип профессионализма. Работа с людьми требует постоянного совершенствования. "Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учится, в нем умирает учитель,"- слова К. Д.Ушинского актуальны как никогда. В условиях развития современного образования учитель находится в состоянии постоянного обучения: курсы переподготовки, освоение компьютерных программ, изучение возрастной психологии и педагогики. Каждый раз готовясь к очередному уроку, я обдумываю, в какой форме лучше провести урок, как преподнести материал, чтобы он был понятен и интересен школьникам. И даже если я использую наработки с прошлых подготовок, то критически оцениваю их: что удалось – оставляю, слабые моменты – дорабатываю или заменяю новым материалом. Применяя современные образовательные технологии, новые методы, приемы в работе, вижу, как повышается интерес к обучению со стороны школьников. Наработанный профессионализм дает положительные результаты в работе, многие мои ученики выбирают профессии связанные с историей и обществознанием.
Принцип индивидуализации обучения помогает определить ту норму знаний и развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи обучения. Индивидуальный подход предполагает выстраивать педагогическую деятельность учитывая индивидуальные особенности учащихся. К примеру, при подготовке внеклассного мероприятия, используя индивидуальный подход, нужно разглядеть те способности и задатки, которые есть у детей и только на основании способностей, желаний учащихся распределить задачи среди учеников так, чтобы каждому было по душе предложенное задание. И тогда школьник с большим удовольствием и ответственностью подойдет к его выполнению. Точно так же и на уроке нужно правильно выбрать педагогический прием, метод для того, чтобы каждому из учеников было интересно и понятно. Главное достоинство индивидуального подхода заключается в том, что посредством разных педагогических приемов для каждого ученика формируется особый способ получения образования. При таком подходе особенно ценна обратная связь от ученика – умение нестандартно подойти к выполнению задания, проявить творческие наклонности и изобретательские способности. Каждый из моих учеников уникален, но все они требуют равного уважительного отношения к себе как со стороны учителя, так и со стороны ровесников. Задача педагога – личным примером и советом подсказать как вести себя в той или иной ситуации. В любом коллективе, в том числе и школьном, иногда возникают конфликты. Основная цель учителя в этом случае – помочь разрешить конфликт таким образом, чтобы честь и достоинство каждой из сторон были сохранены и найден приемлемый для всех компромисс.
Как учитель и как историк хочу обозначить некоторые тенденции в развитии образования современной России. Как и во всем обществе, в образовательном процессе явно прослеживается глубокая дифференциация. Колоссальная разница между уровнем жизни не способствует консолидации общества. Многие молодые люди, особенно в провинции, не могут получить то образование, которое бы хотели, так как оно стало платным, идет сокращение бюджетных мест в высших учебных заведениях. Эта тенденция опасна для развития государства и общества. Все возрастающие требования со стороны государства и общества к учителям, воспитателям приводит к тому, что молодежь неохотно идет работать в сферу образования. Увеличение дополнительных нагрузок на педагогов ведет к падению престижа профессии учителя. Еще одна из значительных проблем в образовании современной России - бюрократизация образовательного процесса. Сегодня учитель вынужден тратить массу времени на оформление различных отчетов, планов, программ, вместо того, чтобы работать с детьми или повышать свой профессиональный уровень. Как можно создать единое образовательное пространство в стране, если каждый учитель должен писать программу самостоятельно, если в стране "гуляют" десятки учебников по истории? Традиции - это то, что связывает нас с прошлым поколением, нельзя выкидывать традиционно сильные стороны российского образования, такие как воспитание патриотизма, нравственности, гражданственности, формирование трудовых навыков. Иногда хочется прокричать реформаторам:"Остановитесь, успокойтесь, не нужно все разрушать до основания, а затем заново выстраивать систему образования!"
Есть в российском образовании и положительные тенденции. В первую очередь - это гуманизация образования. Изменились отношения между учителями и учащимися, они стали более демократичными, открытыми. Возросла вариативность и разноуровненость содержания образования, произошло введение новых учебных дисциплин востребованных новыми социально-экономическими условиями , таких как право, экономика, информатика и др. Работать в современной школе сложно, но интересно.
Сегодня я учитель с большим педагогическим стажем, но как прежде, я с волнением жду самого главного праздника в моей жизни - 1 сентября! Какие они, мои новые ученики? Что ждет нас в новом учебном году? И я точно знаю, что все у нас получится! Здравствуй, новый учебный год! Здравствуй, родная Объячевская средняя школа!
Учитель истории и обществознания Екатерина Григорьевна Шулепова.
Февраль 2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
- Мне нравится (1)