методическая разработка открытого урока "Минералы и горные породы"
план-конспект

Тукуреева Юлия Геннадьевна

Разработка открытого урока по фгос по дисциплине почвоведение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС

 «Минералы и горные породы»

Тукуреева Юлия Геннадьевна, преподаватель специальных дисциплин.

ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум»


Аннотация

В методической разработке изложено содержание и методика проведения урока на тему «Минералы и горные породы» по дисциплине «Почвоведение». Особое внимание уделено организации практической деятельности обучающихся.

В разработке подробно обоснованы цель, формируемые компетенции, и конкретно разработан ход занятия.    В процессе работы, обучающиеся овладевают навыками практической деятельности, умением работать с дополнительными источниками информации, а также и навыками работы в команде над решением поставленной проблемы.

Методическая разработка занятия представляет собой технологическую карту и подробный план-конспект урока с применением ИКТ, активных методов обучения и элементов технологии проблемного и дифференцированного обучения.

Данное занятие активизирует познавательную деятельность студентов, помогает проявить свои исследовательские способности. Занятие спланировано таким образом, что каждый студент принимает в нём активное участие, осуществляет само- и взаимопроверку на всех этапах урока.

Дидактические материалы и мультимедийная презентация к занятию представлены в Приложении.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями специальных дисциплин по экологическим  специальностям.


Технологическая карта урока № 14

по дисциплине «Почвоведение»

профессия: 35 «Мастер по лесному хозяйству»

Группа, дата

№ 4. 12 октября 2017 г.

Тема урока

Минералы и горные породы

Цель урока

Обучающая – познакомить с разнообразием горных пород и минералов, их происхождением и разнообразием.

Развивающая – сформировать умения диагностирования минералов и горных пород; продолжить формирование навыков работы в группах, с раздаточным материалом; умение делать самоанализ;

            воспитательная – расширить профессиональный интерес и кругозор; продолжить воспитание личностных качеств, необходимых в будущей специальности (целеустремленность и самостоятельность).

Студент должен

Знать

- основные виды минералов и горных пород;

- происхождение и разнообразие горных пород

Уметь

- определять минералы и горные породы;

- представлять информацию в виде схем, информационных карт;

- работать в группах.

Формируемые компетенции (или их элементы)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мониторинг окружающей природной среды.

ПК 4.3. Проводить сбор и систематизацию данных для почвенной экспертизы.

Средства обучения, оборудование

 конспект и презентация «Минералы и горные породы», раздаточный дидактический материал, образцы горных пород и минералов, ноутбук и презентация к уроку, анкета

Вид учебного занятия

Комбинированное, практико-ориентированн

Методы обучения

Словесные, объяснительно – иллюстративная, частично-поисковый, проблемные, исследовательские.

Применяемые технологии

ИКТ, технология проблемного обучения, дифференцированное обучение, дискуссия, лекция-визуализация.

Форма проведения

Парная, фронтальная, индивидуальная

Межпредметные связи

География, лесоводство

СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1 (3 мин.)

Организационный момент

Деятельность студентов

Подготовка к занятию

Деятельность преподавателя

- приветствует обучающихся;

- осуществляет проверку готовности обучающихся к занятию;

- отмечает   отсутствующих;

- позитивно настраивает на урок;

ЭТАП 2 (15 мин.)

Актуализация опорных знаний

Деятельность студентов

- объединяются в группы и выполняют дифференцированные задания: решение кроссворда, заполнение схем.

- осуществляют взаимопроверку заданий.

Деятельность преподавателя

- предлагает выполнить дифференцированные задания в группах: решение кроссворда, заполнение схем, ответы на вопросы.

- осуществляет корректировку и проверку правильности ответов;

- помогает и корректирует при необходимости ответы.

ЭТАП 3 (3 мин.)

Мотивация. Целевая установка.

Деятельность студентов

- знакомятся с темой занятия;

- определяют самостоятельно цель занятия;

- для достижения цели строят план действий изучения темы.

Деятельность преподавателя

- знакомит с темой занятия;

- предлагает обучающимся определить цель занятия;

- проводит позитивный настрой на достижение цели урока.

ЭТАП 4 (44 мин.)

Сообщение новых знаний

Деятельность студентов

- изучают подидактическому материалу, беседе и лекции-визуализации материал занятия;

- помогает составить конспект с помощью лекции-визуализации, беседы и презентации;

- составляют в группах информационные карты для проведения полевых работ:

- Виды почвенных образцов;

- Выбор места почвенного разреза;

- Перечень необходимого оборудования;

- Последовательность работ в «поле»;

- Необходимые записи в полевом дневнике;

- Правила закладки почвенного разреза;

- дискутируют на тему «вред или польза от полевых почвенных исследований»;

- подводят итог по новой теме.

Деятельность преподавателя

- помогает составить конспект с помощью лекции-визуализации, беседы и дидактического материала;

- предлагает в группах составить информационные карты для проведения полевых работ:

- Виды почвенных образцов;

- Выбор места почвенного разреза;

- Перечень необходимого оборудования;

- Последовательность работ в «поле»;

- Необходимые записи в полевом дневнике;

- Правила закладки почвенного разреза;

- организует дискуссию «вред или польза от полевых почвенных исследований»;

- предлагает сделать вывод по изученному материалу.

ЭТАП 5 (15 мин.)

Закрепление изученного материала

Деятельность студентов

- осуществляют само- и взаимопроверку заполненной карты урока;

- проводят игру «Категории землепользования».

- делают выводы.

Деятельность преподавателя

- проверяет заполненность карты;

- предлагает провести игру «Категории землепользования»;

- контролирует и при необходимости корректирует ответы.

ЭТАП 6 (3 мин.)

Поведение итогов Рефлексия

Деятельность студента и преподавателя

Преподаватель вместе с обучающимися подводит итог занятия, уровня достижения цели, оценивает работу обучающихся на занятии.

Студенты самостоятельно оценивают свою работу на занятии при помощи критериев самооценки.

ЭТАП 7 (2 мин.)

Домашнее задание

Содержание домашнего задания

Муравьев А.Г. и др. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. СПб «Крисмас+», 2000. С. 14-15  Ответить на вопросы или подготовить доклад  о полевых почвенных исследованиях экологов на территории Оренбургской области.

Конспект урока

Организационный момент

Здравствуйте. Я надеюсь, что все уже пришли и разместились удобно, комфортно. И мы можем начинать занятие.

Актуализация опорных знаний

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, мне хотелось бы узнать, как вы усвоили материалы предыдущих занятий.

Я буду зачитывать утверждения, среди них есть правильные и неправильные. Ваша задача – ответить да или нет.

Итак, начинаем:

1.Земная кора – это верхняя оболочка Земли (да).

2.Землю составляют мантия и земная кора ( нет, еще ядро).

3.Мантия находится в центре нашей планеты (нет, между земной корой и ядром).

Мотивация. Целевая установка.

Сообщение темы и цели (слайд №2)

Каждый день мы сталкиваемся с многообразием горных пород и минералов.

Некоторые из них спрятаны в коробку и чтобы узнать, что там лежит, вы должны ответить на вопросы:

– Хотите узнать, что там лежит?

1) Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься (мел)

2) Черен, как ворон, а греет, как Солнце? (уголь)

3) Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)

– Мел, уголь, соль.

– Как их можно назвать одним определением? (горные породы, минералы, полезные ископаемые.)

– Скажите, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Горные породы, минералы, полезные ископаемые).

-Тема нашего занятия «Минералы и горные породы» (на доске).

Как вы считаете, вы все знаете о строении Земли?

Из чего же состоит земная кара? (из горных пород и минералов)

– Итак, сегодня мы узнаем, чем же отличается горная порода от минералов, научимся различать горные породы по их происхождению, распознавать отдельные горные породы. Послушаем творческие сообщения, посмотрим видеоматериал, выполним практическую работу по определению минералов и горных пород по диагностическим признакам.

Сообщение новых знаний

Посмотрите, какое огромное количество горных пород и минералов.

СЛАЙД 2-15.

Какой вопрос у вас возникает? ( Почему горных пород так много)

Какую проблему мы сегодня будем решать? ( Почему горных пород так много?)

Мы с вами побываем в царстве долгожителей, исследуем различные минералы и горные породы. Ведь камни значительно старше растений, животных и человека. Но, они рождаются, живут и умирают, как живые существа.

Ребята 250 горных пород и 4 тыс. минералов на Земле!

Ребята, чтобы совершить путешествие в царство каменных долгожителей нам необходимо ответить на вопрос:

3.- В чём разница между минералами и горными породами? Ведь то и другое просто камни?

Чем минералы отличаются от горных пород?

Прочитайте на стр.14 внизу, что такое минералы? — Ответы ребят (Минералы - это однородные кристаллические вещества, форма которых различна: кубики, пластины, пирамиды и их сочетания)

Минералы различаются не только формой, но и по цвету, твердости, блеску, растворимости в воде, вкусу и другим свойствам. Изучением минералов занимается наука минералогия (от латинского «минера» - руда). Всего на Земле известно 4 тыс. минералов. Почти все они находятся в земной коре в твердом состоянии, но есть среди них и жидкие, например, ртуть. Самым распространенным минералом на Земле является вода. Такие минералы, как золото, серебро, платина, образуют самородки - куски или зерна металлов. А что такое горные породы? Прочитайте на странице 18. Ответы: ( Горные породы - это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору, состоящие из нескольких минералов).

Запомните, что любые камни, пески, глины - это все горные породы. Горных пород на Земле более 250.

Почему они породы называются горными? Разве они есть только в горах?

Название «ГОРНЫЕ» закрепилось в русском языке исторически. Оно указывает на то, что познание земных недр началось именно в горах. По той же причине выкапывание котлованов и карьеров, шахт и выемок на равнинах называют ГОРНЫМИ РАБОТАМИ!

Каждая горная порода состоит из определённых минералов, а расположение горных пород в земной коре имеет закономерности. Как вы думаете, почему горные породы имеют разные свойства? (учащиеся выдвигают гипотезы, свойства горных пород зависит от того, где, в каких условиях они образовались.)

Ребята, все горные породы делят по происхождению на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Таблица у ребят на столах как раздаточный материал. А теперь мы будем заполнять таблицу, которая у вас на столах по мере появления информации, которую необходимо отразить в таблице. Заполняем вместе.

Магматические горные породы образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Магма - расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии. Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы, например, гранит, габбро. Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся. Их остывание происходит быстро, кристаллы образуются мелкие, не такие твердые, либо вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы (пемза, обсидиан, базальт).

Глубинные:

Образуются из магмы в глубине земной коры.

Застывание магмы на глубине происходит медленно.

Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы, они хорошо видны в породе. Породы кристаллические, плотные, тяжелые.

Учитель. Найдите из образца горную породу по этим характерным признакам, запишите в таблицу (гранит, габбро, диорит)

Другим видом горных пород являются излившиеся магматические горные породы Излившиеся

Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры.

Застывание магмы на поверхности происходит быстро.

Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом.

Горные породы плотные, твёрдые, тяжёлые.

Учитель. Найдите из образца горную породу по этим характерным признакам, запишите в таблицу (пемза, базальт, обсидиан)

Давайте обобщим, выделим самое главное Ключевые вопросы?

Где образуются магматические горные породы? (на поверхности, в глубине Земли)

В результате чего они образуются? (в результате застывания магмы)

При каких условия, формируются изверженные горные породы? (если остывание магмы происходит на поверхности Земли)

При каких условиях, формируются глубинные горные породы? (если остывание магмы происходит, ниже поверхности Земли)

Итак, какой вывод можно сделать?

Учитель. Магматические горные породы образуются в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли. Если остывание происходит на поверхности Земли, то возникают изверженные горные породы такие как базальт, если остывание происходит ниже поверхности Земли, формируются глубинные породы как гранит.

Магматические горные породы образуются в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли. Если остывание происходит на поверхности Земли, то возникают изверженные горные породы такие как базальт, если остывание происходит ниже поверхности Земли, формируются глубинные породы как гранит.

Другим видом горных пород являются осадочные горные породы

Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения

горных пород в воде и на суше и делятся на 3 вида:

  • Обломочные;
  • Химические;
  • Органические.

Осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:

  1. Ветра
  2. Текучих вод
  3. Колебаний температуры и других воздействий

Давайте запишем их в таблицу: ( валуны, щебень, галька, песок, глина )

При помощи текста учебника скажите, как образуются осадочные горные породы химического происхождения? (Осадочные породы образуются из растворов на дне высохших водоемов.)

Учитель: Значит, осадочные химические породы образуются при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде

Занесем эти горные породы и занесите в таблицу (каменная, поваренная, калийная соли, гипс).

А как образуются осадочные породы органического происхождения?

Пользуясь текстом, выясните, как образуются этот вид горных пород?

На суше и на дне водоёмов накапливаются не только обломки горных пород и выпавшие в осадок соли. Там же откладываются останки существ, населявших в прошлом сушу или водоёмы. Это могут быть останки животных и частей растений. Таких горных пород очень много: уголь, нефть, известняк, мел

Образуются из останков животных и частей растений, накопившихся на суше и дне морей, океанов. Для них характерна слоистость. В течение тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы. Какие же породы образовались, занесите их в таблицу (известняк, мел, кам. уголь, торф, нефть)

При каких условиях образуются осадочные обломочные горные породы? (воздействие внешних факторов)

Как образуются осадочные горные породы химического происхождения? (из водных растворов минеральных веществ)

Как образуются осадочные органические горные породы? (осадочные органические горные породы образуются в результате накопления останков живых организмов на дне водоёмов или на поверхности суши)

Третий вид горных пород - метаморфические Слово «метаморфоз» от греческого превращение

Пользуясь учебником стр. 19 выясните, при каких условиях образуются метаморфические горные породы?

Метаморфические горные породы - это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления

  1. Известняк — мрамор
  2. Песчаник — кварцит
  3. Г ранит — гнейс

Занесите горные породы в таблицу

Метаморфические горные породы - это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.

В результате объяснения у ребят заполняется таблица:

6. Исследовательская работа.

У вас на столах есть карточка №1 (приложение 1). Ваша задача заполнить ее. На данном слайде указаны самые распространенные горные породы. Ваша задача распределить к какому виду они относятся. Затем мы проверим ваш успех в выполнении, этого задания.

Горные породы

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубин

ные

Излившиеся

Обломочные

Химические

Органические

Гранит

Вулканическое стекло

Глина

Поваренная соль

Нефть

Мрамор

Габбро

Базальт

Песок

Калийная соль

Газ

Кварц

Руды

Пемза

Гравий

Гипс

Каменный и бурый уголь

Гнейс

Щебень

Мел

Торф

Горючие сланцы

Известняк, мел

Проверяем ваши результаты. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Если все нет ошибок или 1 ошибка то 5. Если 2-3 то 4, если 4-5 то оценка 3.

Проверка опережающего задания.

У вас было задание найти, какие полезные ископаемые добывают на территории Территории Республики Тыва. Какие полезные ископаемые каменный уголь, алмазы, хромовые руды, рубидий, бром, йод, стронций, золото, платина, соли (калийные, магниевые, натриевые), гипс, ангидрид, карбонатное сырье для химической промышленности, цементное сырье, краски минеральные, известняки, пески формовочные, торф, поделочный гипс, облицовочные камни, строительные камни, кирпично – черепичное сырье, керамзитовое сырье, пески для строительных работ, лечебные грязи и много другое.      

Обобщение и закрепление изученного материала

А теперь мы немного поиграем.

Игра “Догадайся, о какой горной породе идёт речь”

№1. Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей.                  Графит.

№2. Болотное богатство. Его используют как горючий материал и для удобрения почвы.

        Торф.

№3. Люблю тебя, Петра творение,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное течение, береговой её        Гранит.

№4. Из неё изготавливают рубли.                Медь.

№5. Незаменимая “рубашка” для консервов        Олово.

№6. Из него делают колечки и сережки, о которых мечтают все девчонки.

        Золото.

№7. Она делает наши пяточки гладкими.                Пемза.

№8. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу - она понадобится сразу.        ... Глина

№9. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?         Нефть

№10. Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? ... Соль Белый, как сахар, но не сладкий, пока руки им не испачкаешь,

Ума- разума, не наберешься.                Мел

Черен, как ворон, а греет, как солнце. ,„„„„„„„„„„„.Уголь

Найди лишнее слово:

Нужно из перечня горных пород вычеркнуть одну лишнюю и объяснить свой выбор.

  1. Базальт, гранит, известняк, пемза (перечислены магматические горные породы, кроме известняка)
  2. Гравий, песок, гранит, галька (перечислены осадочные горные породы, кроме гранита)
  3. Известняк, кварцит, мрамор, гнейс (перечислены метаморфические горные породы, кроме каменного угля)

По описанию определить, о каких горных породах идёт речь?

  1. Распространённая глубинная магматическая горная порода. Состоит из кристаллов, хорошо видимых невооруженным глазом. Бывает серого, розового, красного и иного цвета (гранит)
  2. Лёгкая, пористая магматическая горная порода, образующая во время извержения вулкана при быстром остывании лавы (пемза)
  3. Бесцветная, прозрачная или слегка окрашенная порода. Растворима, в воде. солёная на вкус (каменная соль)

Домашнее задание

Творческое домашнее задание. Приготовьте сказку или легенду о происхождении минерала, его чудодейственной лечебной силе или о его особом применении в строительной деятельности.

Подведение итогов. Рефлексия.

Надеюсь, что вы много узнали нового и интересного. Вернемся к началу урока. Посмотрите, что вы запланировали? На столах у вас есть рефлексивная карточка №2 «Анкета» (приложение 2). Пожалуйста, заполните ее.

Спасибо большое занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...

Методическая разработка открытого урока по немецкому языку "Старый немецкий город"

Данная методическая разработка создана с целью приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширить кругозор учащихся, научить детей рассказывать о городе, в частности, в умении назвать и ...

Разработка урока по теме: "Горные породы. Минералы".

Разработка расчитана на проведение урока природоведения  в 5 классе....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...

Методические пояснения к уроку природоведения "Горные породы и минералы"

Добиваться поставленной цели помогают знания, приобретенные учащимися в школе и в повседневной жизни, навыки, полученные при выполнении практических работ и творческих заданий, а также любознательност...