Методические пояснения к уроку природоведения "Горные породы и минералы"
учебно-методическое пособие по природоведению (5 класс) по теме

Ипатова Наталья Владимирона

Добиваться поставленной цели помогают знания, приобретенные учащимися в школе и в повседневной жизни, навыки, полученные при выполнении практических работ и творческих заданий, а также любознательность и пытливость учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agao_microsoft_office_word.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Корниенко,

учитель русского языка и литературы,

Н.В. Ипатова,

учитель биологии и географии,

МБОУ «СОШ №18» (г. Бийск)

Горные породы и минералы

Поскольку мир ребенка неразрывно связан с эмоциями, переживаниями, то положительное самоопределение к познавательной деятельности с необходимостью должен включать эмоциональный компонент, который основывается, прежде всего, на его положительном жизненном прошлом опыте.

На уроке природоведения дети, посмотрев фрагмент фильма, с удовольствием вспоминали ранее прочитанную сказку П. П. Бажова «Каменный цветок», это помогло создать в сознании ученика внутреннюю актуализацию способностей к деятельности в указанной учебной области.

Положительная эмоциональная направленность на включение в учебную деятельность в начале урока может основываться только на положительном прошлом опыте ребенка. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, и создал положительную эмоциональную направленность на его включение в урок[2.С. 97].

На этапе включения в учебную деятельность, происходит внутренняя актуализация структуры учебной деятельности и способностей к выполнению учебных действий, формируется личное отношение учащихся к включению в учебную деятельность.

На этапе актуализации знаний планируется воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания, осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение[6. С. 38].

Этот этап знаком каждому учителю из методики традиционного урока. Особенности:

- соблюдать временные рамки (5 – 7 минут);

- создать затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика;

- использовать для проведения «мыслительной гимнастики».

На следующем этапе урока – этапе «открытия» нового знания - детям предстоит активная мыслительная деятельность: анализ возникшего затруднения, выявления его причины, создание собственного проекта выхода из затруднения. Поэтому мышление нужно привести в «форму». Это легко достигается подбором заданий: они должны быть удобны для организации мыслительных операций. Завершается этап актуализации знаний фиксацией затруднения в деятельности [6.С. 40].

На этапе проблемного введения нового знания дети ставят учебную задачу, которая в данном случае была сходна с темой урока.

На этапе выявления причины затруднений ребята фиксируют затруднения, место их возникновения. Находят способы устранения затруднений.

Построение проекта выхода из затруднений. На данном этапе проговаривается цель урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Первичное закрепление следует за этапом «открытия» нового знания и предполагает вербальное фиксирование построенного алгоритма или понятия с параллельной их записью. Ребята в форме коммуникативного взаимодействия выполняют типовое задание с проговариванием вслух[7. С. 49].

На этапе первичного закрепления происходит фиксирование уже оформленного знания в виде таблицы на интерактивной доске, то есть преобразования новой информации в мыслительный образ.

Цель этапа самоконтроля и самооценки – продемонстрировать, что новое понятие или алгоритм зафиксированы в его сознании. Достижение этой цели позволяет учащимся завершить рефлексивную деятельность, направленную на получение нового знания, на ситуацию успеха. Это укрепляет ребенка в мысли полезности такого способа действий при возникновении затруднений и не только в учебной деятельности.

Как создается ситуация успеха? Через самоконтроль и самооценку, что предполагает, во-первых, самостоятельную работу по применению нового знания, во-вторых, самостоятельную проверку выполненной работы, в-третьих, самостоятельное фиксирование достижения успеха с помощью некоторого знания[6.С. 42].

Этап включения в систему знаний проходит в виде практической работы и ее устной презентации. Практическая работа организована в малых группах и основывается на применении нового способа действий.

Заключительный этап учебной деятельности – этап рефлексии. Он является одним из основных этапов в структуре урока, ориентированного на развитие способностей.

Цель этапа – осознание обучающимся метода собственной познавательной деятельности. Наличие этого этапа позволяет оформить процесс  познания в виде следующего алгоритма:

1)установи, в чем существенное отличие новой ситуации от  ранее известных;

2)найди инструмент, позволяющий осуществить переход от известного к неизвестному;

3)примени этот инструмент;

4)определи границы применения знания.

Чтобы ученики осознавали перечисленные этапы познавательной деятельности, в конце урока организована рефлексия собственной учебной деятельности, что формирует в сознании алгоритм самостоятельного выхода из затруднения у детей с разным типом мышления. Ребенок – «логик» запомнит структуру деятельности, «образник» - запомнит состояние успеха, и будет к нему стремиться. Таким образом, каждый из них получит инструмент саморазвития, который поможет ему стать творцом себя.

На уроке развивается творческий потенциал детей. Ученики переживают радость открытия, у них формируется вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное и интеллектуальное развитие ребенка.

Урок природоведения – это в первую очередь, урок познания ребенком окружающего мира, своего места в этом мире. Именно поэтому он должен быть не только познавательным и интересным, но и иметь практическую направленность.

Цель учителяформирование у ребят знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе.

Добиваться поставленной цели помогают знания, приобретенные учащимися в школе и в повседневной жизни, навыки, полученные при выполнении практических работ и творческих заданий, а также любознательность и пытливость учеников.

Литература:

1.Плешаков, А.А.Природоведение. 5 класс: учебник  для общеобр. учреждений[2] /– 6-е изд., стереотип. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин – М.: Дрофа, 2011. – 174с.: ил.

2.Кириленкова, В.И.Природоведение. 5 класс: метод.пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина[7]/В.Н. Кириленкова, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007. – 185 с.

3.Плешаков, А.А.Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. «Природоведение»[6] / - 2-е изд., стереотип А. А. Плешаков, Н. И. Сонин  – М.: Дрофа, 2011. – 106 с.

4.Художественный фильм-сказка «Царство Хозяйки Медной горы», производство «Мосфильм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

Проект урока "Горные породы и минералы"

Урок в шестом классе в блоке "Литосфера" на тему "Горные породы и минералы" с использованием интерактивной доски. Форма проведения: практикум....

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Конспект урока "Горные породы и минералы"

Цель урока:а) сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, и...

Методический материал к уроку технологии "Породы древесины"

Методический материал, контрольные вопросы, лабораторно-практическая работа к уроку "Породы древесины"...

Презентация урока "горные породы и минералы" 5 класс

Презентация к уроку географии в 5 классе "горные породы и минералы" поможет учителю интересно провести урок....