АНАЛИЗ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал
АНАЛИЗ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stilya_peddeyatelnosti.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Новикова В.П.,
методист МБУДО ЦДТ
АНАЛИЗ ПЕДАГОГОМ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ
СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель диагностического исследования: определение своего стиля преподавания и составление индивидуального плана совершенствования своего стиля.
Инструкция.
В предполагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам (при совпадении двух-трёх вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, вы можете определить свой стиль работы.
Вопросы | Варианты ответов | |||
ЭИС | ЭМС | РИС | РМС | |
1. Вы составляете подробный план занятия? | Нет | Да | Нет | Да |
2. Вы планируете занятие лишь в общих чертах? | Да | Нет | Да | Нет |
3. Часто ли вы отклоняетесь от плана занятия? | Да | Да | Да | Нет |
4. Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | Нет | Да | Да | Да |
5. Вы отводите большую часть занятия объяснению нового материала? | Да | Да | Нет | Нет |
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? | Нет | Да | Да | Да |
7. Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | Нет | Да | Да | Да |
8. В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого учащегося | Нет | Нет | Да | Да ; |
9. .Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | Нет | Да | Да | Да |
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? | Нет | Нет | Да | Да |
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | Да | Да | Да | Нет |
12. Вы часто меняете темы работы на занятии? | Да | Да | Нет | Нет |
13. Допускаете ли вы, чтобы обсуждение нового материала с учащимися спонтанно перешло в коллективное обсуждение? | Да | Нет | Нет | Нет |
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | Да | Нет | Нет | Нет |
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время работы? | Нет | Да | Нет | Нет |
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время занятия вывести вас из равновесия? | Да | Да | Нет | Нет |
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | Да | Да | Нет | Нет |
18. Вы всегда укладываетесь в рамки занятия? | Нет | Нет | Да | Да |
19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся выполняли практические работы самостоятельно, без подсказок? | Нет | Да | Нет | Да |
20. Вы всегда подробно оцениваете результат работы? | Нет | Да | Да | Да |
21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым учащимся? | Да | Нет | Нет | Нет |
22. Часто ли вы поощряете за хорошую работу? | Да | Да | Да | Нет |
23. Часто ли вы порицаете учащихся за плохую работу? | Нет | Да | Нет | Да |
24. Часто ли вы контролируете знания учащихся? | Нет | Да | Нет | Да |
25. Часто ли вы повторяете пройденный материал? | Нет | Да | Да | Да |
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | Да | Нет | Да | Нет |
27. Вы постоянно поддерживаете высокий темп занятия? | Да | Да | Нет | Нет |
28. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на занятии? | Нет | Да | Нет | Да |
29. Вас отвлекает «рабочий шум» на занятии? | Нет | Да | Нет | Да |
30. Вы часто анализируете свою деятельность на занятии? | Нет | Да | Нет | Да |
Анализ педагога особенностей собственного стиля педагогической деятельности.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Педагога с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой педагог строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учащимисч. Во время объяснения педагог с ЭИС обращается к большому числу учащихся, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, когда они сформулируют ответ самостоятельно. Для педагога с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на занятии он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличают высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для педагога с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для педагога с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на занятии, практикует коллективное обсуждение. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и педагог с ЭИС, в отличие от последнего стремится
активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для педагога с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей, педагог с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время занятия у него меньше, чем у педагога с эмоциональным стилем. Педагог с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность от-вечаюшим детально оформить ответ.
Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, педагог с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса педагог с РМС обращается к небольшому числу учащихся, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым учащимся. Для педагога с РМС характерна в целом рефлексивность.
Рекомендации по совершенствованию педагогом индивидуального стиля своей педагогической деятельности.
После того как вы определили свой стиль преподавания, предлагаем вам ознакомиться с общей характеристикой каждого стиля. Затем сопоставьте, пожалуйста, выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью вашей деятельности. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его выполнению. По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной оказалась ваша работа. В случае необходимости обратитесь за помощью к своим коллегам. Итак, в зависимости от выявленного стиля предлагаем вам следующие рекомендации.
Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учащихся преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши занятия отличает благоприятный психологический климат.
Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможны недостаточное внимание к уровню знаний слабых учащихся, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает вашу зависимость от ситуации на уроке.
В результате у ваших учащихся стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.
Преодолеть эти недостатки в ваших силах.
Рекомендуем вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учащимися. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учащихся. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы — отработки правил, повторения.
Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.
Во время опроса больше времени отводите ответу каждого учащегося, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а вы помогите ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.
Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.
Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.
Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизировать учащихся, вызвав у них интерес к особенностям предмета, умелое варьирование форм и методов обучения.
В результате у ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения.
Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на занятии, настроения и подготовленности учащихся.
Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая в полной мере высказаться вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.
По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.
Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.
У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.
Вы много времени отводите каждому учащемуся, добиваясь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения занятия обусловливает некоторое замедление темпа. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.
Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.
Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на занятии. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом занятии, и в конечном итоге вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
Рассуждающе-методический стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.
Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.
В результате у ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на ваших занятиях для многих из них томительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.
Преодолеть эти недостатки в ваших силах.
Рекомендуем вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния ваших учащихся зависят и результаты обучения.
Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Старайтесь использовать различные упражнения, ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ учебной деятельности школы
Анализ учебной работы по приоритетной задаче "Достичь усвоения всеми учащимися объема и качества знаний до уровня федеральных государственных образовательных стандартов"...
Проблемно-ориентированный анализ воспитательной деятельности коррекционной школы VIII вида
Проблемно-ориентированный анализ воспитательной деятельности МС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида, представленный в виде текстового и табличного анализа поможет начинающим руководителем...
Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"
В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...
анализ педагогической деятельности
анализ пед. деятельности учителя....
Анализ внеурочной деятельности в НОО по ФГОС
Анализ внеурочной деятельности 1х класов за 2011-2012 уч.год...
Анализ педагогической деятельности
Анализ педагогической деятельностиучителя иностранного языка первой квалификационной категории Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Овгортская Общеобразовательная Школа-Интерн...
Анализ методической деятельности РМО учителей математики( презентация)
Методическая разработка в помощь руководителю РМО...