Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы
статья на тему
Окружающий человека мир многолик и многогранен. С самого раннего детства человек исследует этот мир, и добытые самостоятельным путём знания становятся прочным фундаментом для последующего обучения и будущего профессионального самоопределения. Рассматривая исследование, как процесс выработки нового знания, как один из видов познавательной деятельности, необходимо отметить, что человек в этом случае проявляет наибольшую степень самостоятельности и творчества. А.Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
На современном этапе большое внимание уделяется внедрению исследовательских методов обучения в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskay_deytelnost.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трефилова Раиса Поликарповна
МОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край
учитель биологии, руководитель школьного экологического центра
Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы
(из опыта работы)
Окружающий человека мир многолик и многогранен. С самого раннего детства человек исследует этот мир, и добытые самостоятельным путём знания становятся прочным фундаментом для последующего обучения и будущего профессионального самоопределения. Рассматривая исследование, как процесс выработки нового знания, как один из видов познавательной деятельности, необходимо отметить, что человек в этом случае проявляет наибольшую степень самостоятельности и творчества. А.Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
На современном этапе большое внимание уделяется внедрению исследовательских методов обучения в образовательный процесс. Дело это перспективное и актуальное, но требует специальной подготовки как педагогов, так и учащихся. В Пермском крае педагоги получают соответствующие знания на семинарах, проводимых краевым управлением охраны окружающей среды, краевым эколого-биологическим центром, на различных курсах. Учащиеся занимаются в научных объединениях, секциях при Домах детского творчества, на станциях юннатов и кафедрах вузов. В Карагайском районе Пермского края наработан уникальный опыт организации исследовательской работы учащихся через районную заочную школу «Юные экологи-исследователи». Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях в природу, летних полевых практикумах. Но, как показывает наш опыт, для проведения глубоких и серьезных исследований в природе этого недостаточно.
Проведённый нами опрос 102 учащихся восьмых-девятых классов показал, что рекомендуемые программой практические и лабораторные работы по биологии не удовлетворяют потребности в исследовании у 68 % обучающихся. 24 % учащихся хотели бы принять участие в более серьезной исследовательской работе, причём, из этих 24 % - шесть процентов учащихся выбрали коллективную исследовательскую работу, остальные 18 % респондентов предпочитают работать индивидуально, что, очевидно, в этом возрасте объясняется потребностью в самоактуализации и самореализации личности. Для подготовки учащихся к исследовательской работе нами разработан элективный курс «Основы исследовательской деятельности», который рассчитан на 17 часов и предназначен для учащихся 8-10 классов.
Основные задачи курса: научить учащихся работать с научной литературой, познакомить с методами научных исследований, со способами применения ИКТ на разных этапах исследования, развивать умения по подготовке публичного выступления и защите исследовательской работы.
На занятиях рассматриваются следующие темы:
1. Исследование как способ познавательной деятельности.
2. Методы исследования.
3. Подготовка к исследованию.
4. Этапы исследовательской деятельности.
5. Применение ИКТ в исследовании.
6. Оформление результатов исследования.
7. Способы представления результатов исследовательских работы.
Занятия курса посещают учащиеся, которые проявляют интерес к исследовательской работе, стремятся реализовать свои способности в новом увлекательном деле. На первом занятии необходимо показать значение исследовательских умений и навыков для дальнейшего обучения, создать условия для мотивации к самообразованию и саморазвитию личности. Ожидаемые результаты дифференцируются в зависимости от возраста. Подростки участвуют в коллективной исследовательской работе, старшеклассники выполняют индивидуальное исследование, в том числе используют проектную методику.
Элективный курс был апробирован в течение двух лет. В школе создано научное объединение учащихся, члены которого получают специальное удостоверение. Работает совет НОУ, раз в год проводится общешкольная конференция. На конференцию учащиеся представляют работы, как связанные с учебными предметами (химия, история, биология, география, математика, музыка, физика), так и междисциплинарные (краеведение, экологический мониторинг, исследование социальных явлений).
На школьную конференцию было представлено 72 работы. На секции «Биология, экология и краеведение» защищено 45 работ, которые можно разделить на следующие группы:
информационно-реферативные (написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения поставленной проблемы) – 10,7 %. К этому типу отнесены работы по темам: «Многообразие хищных птиц Прикамья», «Изменение климата и человек» и др.
проблемно-реферативные, предполагающие собственную трактовку поставленной проблемы на основе изученных литературных источников - 10,7 % («Биологические особенности кочующих птиц Пермского края», «Биологические особенности птиц семейства Ласточковые» и др.)
экспериментальные работы (выполненные на основе научного эксперимента, имеющего известный результат, и предполагающие свою трактовку в зависимости от изменения исходных условий - 21,4 % ( «Химия запахов», «Краски разных времен» и др.)
описательные работы (приводится описание объектов, явлений по определённой методике с фиксацией результата - 25 %. Такие работы имеют элементы научного творчества: «Пчеловодство в селе Карагай», «Чистый исток», «Атлас комнатных растений» и др.
Исследовательские работы - 32,2 % («Влияние автотранспорта на загрязнение атмосферы», « Экологическое состояние Ефремятского пруда» и др.)
Для исследовательских работ характерно использование научной методики, собственного экспериментального материала. В работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы), презентация полученных результатов. Главная особенность исследовательских работ: получение новых, заранее неизвестных результатов.
По итогам школьной конференции формируется заявка на районный конкурс учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ учащихся. Авторы наиболее успешных работ получают рекомендации для обучения в районной заочной школе «Юные экологи-исследователи» (РЗШЮЭИ), которая входит в состав эколого-биологического отдела МОУ ДОД «Дом детского творчества». Занятия РЗШЮЭИ проводились на базе Карагайской средней общеобразовательной школы № 2.
ЦЕЛЬ РЗШЮЭИ: создание условий для самореализации личности, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через различные формы эколого-ориентированной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- формирование у юных экологов основ научного экологического мировоззрения и современного экологического мышления;
- предпрофильная подготовка выпускников основной школы;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся, выявление индивидуальных интересов при выборе тематики для учебных исследований, разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- развитие у школьников ключевых компетентностей;
- углублённое изучение основ экологических знаний, содействие становлению экологически грамотного поведения в окружающей среде и здорового образа жизни;
- научно-методическая помощь учащимся ЗШЮЭИ и их руководителям в организации и выполнении учебно-исследовательских работ.
Разработаны основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся ЗШЮЭИ должны знать основные экологические понятия:
экология, экологические факторы среды, экосистема, природные ресурсы, природопользование, охрана природы, экологическое равновесие, мониторинг окружающей среды и его виды, биоиндикация и организмы-индикаторы, приспособления растений и животных к среде обитания, экологические группы растений и животных, охраняемые природные территории, охраняемые виды растений и животных, Красная книга России, Среднего Урала, Пермского края, ООПТ края, устойчивое развитие территории.
Учащиеся ЗШЮЭИ должны уметь:
- соблюдать правила поведения в природе, правила здорового образа жизни;
- давать оценку экологического состояния природных экосистем, определять, какие экологические факторы действуют на экосистему;
- проводить самостоятельно несложное исследование в природе и более сложное исследование - под руководством преподавателя, научного руководителя;
- анализировать собранный материал, оформлять таблицы, графики, диаграммы;
- написать исследовательскую работу и защитить ее на конференции НОУ, на районном и краевом конкурсе исследовательских работ учащихся;
- выступить перед учащимися с докладом по итогам своей исследовательской работы, написать заметку о своей работе, оформить плакат или листовку по охране природы.
РЗШЮЭИ даёт возможность учащимся изучить в естественных условиях растения и животных в составе природных комплексов-экосистем. Знания о природе, получаемые учащимися на уроках биологии, географии, химии закрепляются на практике в ходе непосредственного общения с природным окружением. Наряду с теоретическими занятиями и практикумами большое внимание в работе РЗШЮЭИ уделяется экскурсиям, исследовательской работе в природе, реализации детских природоохранных проектов. Важной педагогической задачей в ходе учебно-исследовательской работы является развитие у детей наблюдательности, умения замечать любые изменения объекта. Если умение анализировать, обобщать полученные результаты и классифицировать их с помощью научной литературы приходит с возрастом и опытом исследовательской работы, то наблюдательность, особая сметливость в умении подмечать природные явления развивается в детстве, при этом закладывается особый вкус к поисковой, исследовательской работе. Экологическое мировоззрение человека не может быть сформировано без чёткого и понятного представления о том, как «устроена» природа, как она существует, какие взаимосвязи в ней прослеживаются, и как человек влияет на эти взаимосвязи.
Обучение в РЗШЮЭИ проводится по направлениям, выбранным учащимися в ходе предварительного анкетирования:
- Экология водоёмов.
- Ботаника. Основы геоботаники.
- Зоология.
- Медицинская экология и фармакогнозия.
- Экология населенных пунктов.
В РЗШЮЭИ принимаются учащиеся 7-9 классов школ района на основе личного заявления. Занятия для учащихся проводятся на базе экологического центра МОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2», которая предоставляет помещения и необходимое оборудование: учебные пособия, микроскопы, лупы, учебные фильмы, компьютерный кабинет и т.д. Занятия РЗШЮЭИ организуются в каникулярное время в течение 3-х дней.
Этапы обучения:
- Анкетирование на выявление общего уровня развития и индивидуальных интересов учащегося, проводится ежегодно в сентябре-октябре.
- Первая сессия (осенняя). Сроки – осенние каникулы.
- Первое творческое задание. Слушатели получают краткую информационную справку и список литературы для изучения, знакомятся с материалом по теме исследования и методиками, выполняют задания областной школы юных экологов- исследователей.
- Вторая сессия (зимняя). Сроки – январь, каникулы.
- Слушатели продолжают обучение по выбранной тематике, выполняют практикумы, приглашаются на районные экологические мероприятия, получают индивидуальные консультации по темам исследования.
- Третья сессия (весенняя). Сроки – март, каникулы.
- Учащиеся оформляют исследовательские работы, выступают на конференции ЗШЮЭИ, представляют результаты своих исследований на конференции научных объединений учащихся и участвуют в районном, межрайонном и краевом конкурсе учебно-исследовательских работ.
- Четвертая сессия (летняя). Сроки – июнь.
Проводятся практикумы в природе по темам исследовательских работ. Для проведения практикума приглашаются ученые вузов на договорной основе. Наиболее отличившиеся учащиеся получают направление в школьный и краевой экологический лагерь.
В межсессионный период проводятся консультации по выполнению заданий районной заочной школы юных экологов- исследователей и краевой заочной школы естественных наук, по организации исследований на территориях, где проживают учащиеся, проводятся районные экологические мероприятия для расширения кругозора и углубления знаний учащихся, экскурсии в вузы г. Перми, краевой эколого-биологический Центр.
В ходе обучения учащиеся школ района получают:
помощь в выборе тематики самостоятельной исследовательской работы;
обеспечение необходимыми методическими пособиями;
помощь в методологическом оснащении исследования;
помощь в оформлении выполненной учебно-исследовательской работы;
оценку уровня выполненной работы в соответствии с разработанными критериями.
Теоретические занятия проводятся для всего состава учащихся одновременно. Практикумы, в связи с учетом интересов учащихся, организуются в группах разновозрастного состава по 12-15 человек. Обучение в разновозрастных группах имеет большое воспитательное значение: старшие помогают младшим в освоении научных методик, а младшие учатся трудолюбию, целеустремленности и ответственности за порученное дело на примере старших. Групповые консультации проводятся с выездом в школы района. Индивидуальные – по телефону, электронной почте, а также путем размещения соответствующих материалов на сайте школы. Для учащихся организуются консультации учёных из вузов г. Перми.
Основными формами работы РЗШЮЭИ являются: лекции; семинары; индивидуальные консультации; работа со специальной литературой и реферативными журналами в библиотеках ВУЗов; зимние и летние практикумы (сбор полевых материалов и их обработка и анализ); экспедиции; экскурсии; слеты; просмотр учебных фильмов; викторины, конкурсы, интеллектуальные игры.
Большое внимание уделяется использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): обучающих компьютерных программ, электронных учебников, дисков с учебными фильмами и электронными презентациями. Использование ЦОР приводит к изменению характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе, самостоятельное прохождение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала), формированию новых видов учебной деятельности (в том числе, дистанционного обучения, использование электронной почты, поиск информации на сайтах различных экологических организаций).
Учащиеся РЗШЮЭИ принимают участие в школьном и муниципальном туре олимпиад по биологии, экологии, медицине, лесоведению. Итоги своей исследовательской работы учащиеся представляют на школьном, районном и краевом конкурсе научных объединений учащихся (НОУ), краевом конкурсе «Чистая вода». Обучение в заочной школе осуществляется в течение трех лет, по окончании обучения учащимся вручается свидетельство. Программа рассчитана на 72 часа сессионных занятий ежегодно.
За десять лет работы РЗШЮЭИ прошла несколько этапов в своем развитии. С 1997 по 2001 гг. в РЗШЮЭИ реализована программа «Юный эколог-исследователь» с целью организации исследовательской работы учащихся в природе, воспитания у школьников основ экологической культуры, самореализации учащихся в мероприятиях экологической направленности. Организаторы РЗШЮЭИ исходили из того, что учащиеся должны знать не только теоретические основы наук, но и уметь оценивать экологическую обстановку на той территории, где проживают, проводить исследования леса, луга, реки, родника, участвовать в практических природоохранных мероприятиях. Такой подход дал положительные результаты: возрос интерес учащихся к исследованиям в природе, организовано научное руководство исследовательскими работами, появились призовые места на краевых конкурсах научных объединений учащихся.
С 2001 по 2010 гг. программа РЗШЮЭИ была направлена на освоение проектной методики. В рамках взаимодействия МОУ «Карагайская СОШ № 2» и МОУДОД «Дом детского творчества» был организован районный конкурс детских природоохранных проектов «Живи, Земля». Ежегодно на конкурс поступает до 20 проектов учащихся из всех образовательных учреждений района. Большинство проектов направлено на улучшение экологической обстановки в конкретном селе или деревне: очистка и благоустройство родников, водоохранных зон рек и прудов, озеленение населенных пунктов. Финансирование проектов осуществляется за счет средств «Межпоселенческой программы охраны окружающей среды Карагайского муниципального района». В настоящее время программа РЗШЮЭИ ориентирована не только на дополнительное экологическое образование, но и на предпрофильную подготовку выпускников основной школы. В основу программы положен компетентностный подход. Каждый учащийся с помощью руководителя разрабатывает свой образовательный маршрут, результативность обучения оформляется в виде портфолио.
За десять лет существования в РЗШЮЭИ обучалось более 400 учащихся, которые приобщились к прекрасному миру природы, внесли свой вклад в изучение родного края, овладели опытом реальной экологической деятельности и решения конкретных экологических проблем. Для проведения занятий и консультаций в заочную школу приглашались ученые пермских вузов: Алексевнина Маргарита Степановна - заведующая кафедрой зоологии беспозвоночных и водной экологии ПГУ, к.б.н.; Новоселова Лариса Викторовна - доцент кафедры ботаники ПГУ, д.б.н.; Сайкинова Наталья Николаевна - преподаватель Пермской государственной медицинской академии, к.м.н.; Преснова Елена Владимировна - преподаватель кафедры зоологии беспозвоночных и водной экологии ПГУ, к.б.н.; Воронов Георгий Анатольевич - заведующий кафедрой биогеоценологии ПГУ, доктор географических наук; Иванова Галина Анатольевна, доктор фармацевтических наук, ПГФА. Кроме этого, для занятий привлекались студенты вузов: Слюсарь Наталья и Трефилова Марина - из ПГТУ, Урамбаева Яна, Кудымов Борис - из ПГУ, Коняева Елена - из сельхозакадемии. Все это позволило обеспечить научный подход к изучению экосистем Карагайского района. Учащиеся пользовались научными методиками, адаптированными к местным условиям, а также получали информацию о тех специальностях, которые их интересовали в данных вузах.
За последние три года в заочной школе обучалось 124 человека, в т.ч. 25 человек закончили трехгодичное обучение, 56 - двухгодичное обучение. Занятия посещали учащиеся из всех школ района.
Учащиеся РЗШЮЭИ активно проявляют себя в различных краевых конкурсах:
Краевой конкурс исследовательских работ учащихся «Юные исследователи окружающей среды». Ежегодно имеются лауреаты и призеры.
Конкурс «Чистая вода». За последние три года в конкурсе участвовало около 40 человек из РЗШЮЭИ. Большинство из них вошло в число призеров конкурса в разных номинациях.
В творческих конкурсах Пермского зоопарка «Помогите птицам», «Птица года» ежегодно участвуют около 50 человек.
В конкурсе заповедника «Басеги» «Я изучаю и сохраняю природу родного края» среди 90 участников 1 место заняла Пинаева Кристина, работа которой была рекомендована на Общероссийский конкурс «Заповедные острова России» и была отмечена дипломом 2 степени.
Необходимо отметить плодотворное сотрудничество РЗШЮЭИ с краевым управлением ООС, краевым эколого-биологическим Центром, региональным Центром «Экология», вузами г. Перми, районной администрацией, районным Домом детского творчества, Верещагинской станцией юннатов и другими организациями и учреждениями, что способствует развитию детского экологического движения, расширению образовательного пространства, социализации и профессиональному самоопределению детей. Выпускники РЗШЮЭИ, в частности из Карагайской СОШ №2, связывают свой путь с экологией и сопутствующими ей науками. В настоящее время два человека обучаются на географическом факультете ПГУ по специальности «Природопользование», два – на лесотехническом факультете ПГСХА, один – на автодорожном факультете ПГТУ по специальности «Охрана окружающей среды», два человека – на биологических факультетах ПГУ и ПГПУ. Многие связали свой жизненный путь с медициной, получив соответствующее образование в медакадемии, фармакадемии и медицинском колледже.
Дальнейшее обучение учащихся азам исследовательской деятельности продолжается в краевой заочной школе естественных наук (КЗШЕН)на следующих отделениях:
математика, физика, химия, география, биология, астрономия, эколог-исследователь, эколог- флорист.
В течение последних пяти лет краевую заочную школу «Юные экологи-исследователи» закончили 15 человек. Каждый выпускник получает свидетельство об окончании КЗШЮЭИ.
Анализ работы школьного научного общества, РЗШЮЭИ, КЗШЕН показывает, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности в условиях сельской школы решает несколько важных педагогических проблем:
- стимулирование интеллектуальной активности обучающихся;
- приобщение учащихся к самостоятельной творческой деятельности;
- развитие творческого потенциала личности, реализация потребности в самоутверждении личности;
- профессиональное самоопределение, подготовка к вузовскому образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...
Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях адаптивной школы
Современное общество ставит новые задачи перед системой образования, среди которых повышение его качества и доступности, создание условий для воспитания исследовательских способностей учащихся и приоб...
РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует созданию среды для развития одаренности как можно большего числа будущих выпускников. Наиболее эффективной формой внеклассной ра...
доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"
Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...
Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы
На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...
Исследовательская деятельность учащихся в условиях сельской школы.
Из опыта работы....