Исследовательская деятельность учащихся в условиях сельской школы.
статья по биологии

Столярова Зоя Анатольевна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                  Столярова З.А

                                                            Учитель биологии 1кв.категория

                                                             МКОУ БГО Макашевская СОШ

                                                             Воронежской области.

Исследовательская деятельность учащихся в условиях сельской школы.

 (из опыта работы)

 Я работаю в Макашевской сельской школе. В нашей школе на данный момент обучается 86 учащихся. Это по городским меркам мало, но в этом  есть свои плюсы. Небольшое количество учеников в классе позволяет воплощать на практике идеи личностно-ориентированного обучения, индивидуальный подход к учащимся, что выражается, в частности, в использовании новых педагогических технологий.  Тесно контактируя с детьми в урочное и внеурочное время, мы узнаем способности и возможности каждого ученика. Ребята в результате такого общения перестают стесняться, становятся более раскрепощенными. У нас, у сельских учителей есть удивительная возможность помочь ученику полностью раскрыться, познать и попробовать себя в различных ипостасях.  

Ни для кого не секрет, что в сельской школе учитель чаще всего преподает несколько дисциплин. В этом тоже есть свои плюсы,  это позволяет учитывать межпредметные связи, успешно осуществлять комплексный подход, ориентировать процесс обучения на освоение школьниками необходимых компетентностей. Именно поэтому в сельской школе есть огромные возможности для ведения исследовательской деятельности.

 Существенным фактором обучения и воспитания сельских школьников является воздействие на них природной среды. Эти ребята близки к природе. Только оглянись: пруд, река, поля, леса, овраги, свалки и, конечно же, наши любимые птицы, всё это объекты потенциальных исследований.

 У сельских ребят представления о природной среде более разнообразны и конкретны, чем у городских ребят, так как они повседневно наблюдают труд взрослых, сами работают в огородах, ухаживают за домашними животными. Не секрет, что именно сельские дети, обладают достаточным количеством практических навыков, они реально смотрят на жизнь и знают, чего хотят, добиваясь успеха в жизни.

Исследовательская деятельность учащихся  в сельской школе основывается на:

  • жизненном опыте;
  • наглядности (можно увидеть, понаблюдать, взять пробы и т., д.);
  • ситуации успеха (вам это пригодится).

 Используя метод организации исследовательской деятельности обучающихся на протяжении нескольких лет работы в сельской школе, я пришла к выводу, что эта форма деятельности возможна только на добровольной основе, как и всякое творчество. Именно соблюдение принципа добровольности занятий обучающихся исследовательской деятельностью, добровольного выбора области и темы исследования, максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию обучения и личностного развития.

Работа начинается с выбора темы. Тема должна быть:

  • Интересна учащемуся, увлекать его;
  • Выполнима, решение ее должно быть получено участниками исследования;
  • Оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  • Доступной, соответствовать возрастным особенностям учащегося.

При всем разнообразии ученических исследовательских работ, они должны подчиняться общим требованиям к исследовательской работе учащегося:

  • Должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в какой либо области знаний;

 Работа над исследованием – сложный вид деятельности для ученика и для учителя. Успех  во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя

  • составляется план-график выполнения учебного исследования:
  • определяются временные рамки,
  • объем работы и этапы ее выполнения.

 Как правило,  организуется  начало работы над проектом или исследованием в начале учебного года и завершается к срокам проведения муниципального тура конкурсов исследовательских и проектных работ. В нашей школе ввиду перегруженности учителей из-за нехватки педагогов, организуем такую работу в субботние и каникулярные дни. Так получается, что каждый год работать приходится с новым учеником, поэтому после определения темы знакомимся со структурой работы, с требованиями к написанию, с положением о конкурсе.  К работе над проектом привлекаются и  родители: они являются и источниками информации, и проводниками, и фоторепортерами.

Работа по этому направлению ведется мной с 2011 года.

В 2011г. участие в городском заочном конкурсе «Юные исследователи окружающей среды» тема работы «Гнездование аиста белого на территории села Макашевка, Борисоглебского района, Воронежской области» -победитель,  1 место.

2016г. Окружная краеведческая конференция «Край родной», работа «Большие проблемы маленького села»- сертификат участника.

2019г. Окружная конференция «Тропою Е.Н. Павловского»,  работа «Тропою истории»,  победитель,2 место.

2019г. Окружная конференция «Тропою Е.Н.Павловского», работа « Гнездование орлана - белохвоста в окрестностях села Макашевка, Борисоглебского района, Воронежской области» победитель,1 место.

Сегодня я расскажу, как велась работа по данной теме. Тема работы возникла случайно, девочка увидела орлана и попросила о нем рассказать. Опираясь на ее интерес к птице, я предложила ей выполнить исследовательскую работу « Гнездование орлана - белохвоста на территории села Макашевка.»

 Цель данной работы: выяснить как много гнезд орлана – белохвоста в окресностях села Макашевки, характер распределения гнездовий и их доступность?

Объект исследования:  окресности села Макашевка.

Предмет исследования: птица орлан - белохвост

Методы исследования:

● наблюдение;

● анализ;

● поиск;

● фотографирование;

● анкетирование;

● обобщение;

● чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по проблеме исследования;

● поиск информации в глобальных компьютерных сетях. 

Задачи:

1. Изучить особенности строения, образ жизни, поведения, распространения, места обитания, особенности питания, размножения из литературно-информационных источников;

2. Провести опрос жителей села Макашевка о орлане - белохвосте, выяснить их отношение к птице.;

3. Отыскать гнезда орла - белохвоста, провести  осмотр прилежащей территории;

4.  Подготовить и разместить материал о орлане - белохвосте в местной газете « Макашевские вести», в группе Shkol-инфо на сайте в vk.

5.  Провести  классый час с презентацией о орлане - белохвосте в5-6 классах 

Практическая значимость работы: привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природы своей малой родины. (выступление Павловой Я. Презентация проекта)

В заключении хочется сказать, включение в проектную и исследовательскую деятельность, несомненно, способствует эмоциональному и личностному развитию учащихся, росту их социальной активности и является залогом будущей успешности при получении профессионального образования. Кроме того, этот вид деятельности эффективен для применения со всеми возрастными группами детей, как с одаренными, так и не проявляющими особых талантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"...

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»

Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...

Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях адаптивной школы

Современное общество ставит новые задачи перед системой образования, среди которых повышение его качества и доступности, создание условий для воспитания исследовательских способностей учащихся и приоб...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует созданию среды для развития одаренности как можно большего числа будущих выпускников. Наиболее эффективной формой внеклассной ра...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

Окружающий  человека мир  многолик  и  многогранен. С  самого  раннего  детства   человек  исследует  этот  мир, и  добытые  самос...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...