РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Согласована: Утверждена
Зам. директора _______________Т.Е. Гутенева зам.директора____________В.Ю. Андреева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха
IV года обучения
2018-2019 учебный год
Учитель - дефектолог: Мустапаева А.Е.
г. Нефтеюганск
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной образовательной политики большинства развитых стран, в том числе и Российской Федерации. Современное движение за качественное обновление образовательных учреждений требует создания в инклюзивной образовательной среде оптимальных условий, результатом действия которых является успешная адаптация к динамично меняющейся жизни как обучающихся (воспитанников) с особыми образовательными потребностями, так и их обычных сверстников с учетом социальных запросов населения и требований госстандарта.
Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовании - сложный процесс, как в организационном, так и в содержательном аспекте, в этой связи, эффективная реализация включения ребенка с нарушением слуха в общеобразовательную среду учреждения невозможна без специализированного педагогического сопровождения сурдопедагога, как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.
Для эффективной организации образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного общеобразовательного учреждения мной была выстроена модель коррекционно - педагогического сопровождения, где определены направления сопровождения, его содержание, как в самом учреждении, так и вне его.
Настоящая программа является одним из составных частей сопровождения ребенка с нарушением слуха и разработана в соответствии с индивидуальными возможностями детей данной группы, носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет имеющих нарушение слуха и недоразвитие речи, посещающих общеобразовательную группу четвёртый год, с сопровождением учителя-дефектолога, направленных городской ПМПК.
1.1Нормативно-правовая база рабочей программы:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании", ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п. п 6. и 7.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23.12. 2002, 01.02. 2005 30.12. 2005, 20.07.2007, 18.08. 2008, 10.03.2009).
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В.;
- Личностно-ориентированная программа «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны К.Кауфманн;
- Образовательная программа детского сада
- Королёва И.В. учебно-методическое пособие «Развитие слухового восприятия у глухих дошкольников после кохлеарной имплантации», Санк-Петербург, 2010г.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, гармонического развития личности каждого ребенка на основе систематической коррекционно-образовательной работы, результатом которой является социальное развитие воспитанника, обеспечение ему возможности интегрироваться в ординарное общество.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
- обеспечить общее разностороннее развитие дошкольников с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;
- организовать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;
- осуществить деятельный подход к воспитанию детей с нарушением слуха, т.е. проводить все виды воспитательной работы (образовательную и коррекционную) в русле основных видов детской деятельности;
- широко использовать и развивать остаточный слух у детей с нарушением слуха и применять звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования на всех занятиях;
- использовать речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми, имеющими нарушение слуха.
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка
1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
- Принцип гуманизации предполагает уважительное отношение к личности ребенка с ограниченными возможностями. Общество здоровых сверстников принимает его, как равного себе товарища и личность.
- Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с нарушением слуха;
- Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с нарушением слуха, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
- Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в реализацию основной образовательной программы дошкольного образования;
- Принцип непрерывности гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с нарушением слуха до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации программы, предполагает постоянное сотрудничество педагогов, учителя - дефектолога, администрации, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения воспитанников с нарушением слуха.
- Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
- организация образовательного процесса на основе индивидуальной траектории развития ребенка с нарушением слуха;
- организация слухоречевой среды в едином образовательном пространстве, как условие овладения средствами общения;
- организация четкой системы взаимодействия «сурдопедагог- воспитатель- учитель-предметник – учитель-логопед - педагог-психолог»;
- включение в образовательный процесс родителей для достижения образовательных результатов;
- комплексная диагностика уровня речевого развития, состояния слуховой функции, психического развития, сформированности предметных компетентностей и социальных умений;
- проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса;
- проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса;
- осуществлять преемственные связи между специальным дошкольным учреждением для детей с нарушением слуха и соответствующим типом школы.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья, состояния слуха, речи и развития ребенка;
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Артикуляционная гимнастика;
- Фонетическая ритмика
- Физминутки.
1.4.Характеристика и особенности развития детей группы
Дети данной группы имеют нарушение слуха от 65дб до 90 дб и нарушение речевого развития. Дети слухопротезированы (3 имлантированы), что позволяет им воспринимать речевые и неречевые звуки с ЗУА на расстоянии более 8 - 14м. Все дети понимают обращённую речь, 4 ребёнка владеют связной разговорной речью. Речь детей данной группы страдает аграмматизмами, отмечаются фонетические неточности, нарушения слоговой структуры слова, обучающиеся чаще используют имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия, но допускают ошибки в их употреблении, неправильно употребляют предлоги, характерно наличие ошибок в падежных и родовых окончаниях. Для произношения характерна невнятность: общая смазанность артикуляции и обедненная интонация, в произношении обнаруживается характерное смешение звуков.
Уровень развития когнетивных навыков:
- умеют читать по слогам (4 человека);
- пишут печатными буквами, умеют списать слова (4 человека);
- знают слова, означающие время суток, понимают слова вчера, завтра;
- умеют составлять разрезные картинки 10 и более элементов;
- умеют классифицировать предметы, но не всегда знают обобщённое название группы предметов;
- знают цифры от 1до 10 и умеют считать от 1 до 20 (4 человека);
- умеют соотносить количество с цифрой (4 детей);
- при написании цифр испытывают затруднения (не умеют написать правильно)
- умеют сравнивать предметы по величине, по количеству, знают знаки >,< , =, но путаются в их расстановке;
- знают основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник)
- знают действия сложения и вычитания, но испытывают затруднения в решении примеров (4 детей);
- могут воспроизводить логические последовательности по картинкам;
- состав чисел до 10 не знают, но умеют заполнить «домики» на состав чисел (3 человека)
- рассказывают наизусть короткие стихотворения (4 человека).
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У двух детей наблюдается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения, у всех детей группы недоразвитие мелкой моторики.
1.5 Особенности коррекционно – развивающей работы
Обучение в группе организовано по разделам программы:
-Развитие речи.
- Развитие слухового восприятия и коррекция произношения;
- Формирование элементарных математических представлений
Материал по разделам программы спланирован в соответствии 4- 5 годами обучения программы для специальных дошкольных «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В., и дополнен материалом программы «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны К.Кауфманн для детей 6-7 лет.
Такое планирование обусловлено, временем обучения детей в учреждении- 4 года вместо 5 лет.
Каждое занятие рабочей программы решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением слуха.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:
- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
- индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
- введения специальных видов помощи (элементы фонетической ритмики, тактильное восприятие).
Учебный год в группе 4 года обучения для детей с нарушением слуха начинается первого сентября и заканчивается 31 мая. В рабочей программе запланированы для воспитанников каникулы: осенние (05.11-14.11, зимние (29.12-31.12, 09.01-16.01), весенние (23.03- 27.03).
Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 3-4 раза в неделю в режиме 20 минут в соответствии с индивидуальными планами по развитию слухового восприятия и коррекции произношения.
Все планирование осуществляется в соответствии с учебным планом
1.6 Планируемые результаты по разделам программы
Раздел программы | Знания и умения |
Развитие речи | К концу учебного года ребёнок должен знать и уметь: - Выбирать заданные предметы или их изображения из общей группы, размещать их в указанных местах; называть предметы, действия, качества. - Аналитически читать тексты по книге (8-10 предложений). - Уметь отвечать на вопросы по содержанию, а также на вопросы обобщающего характера, раскрывающие понимание смысла читаемого (о поступках персонажей, об особенностях их характера и т. д.). - Составлять рассказы по сюжетной картинке (из знакомых слов). - Уметь составлять рассказы по серии картинок, придумывать названия. - Уметь драматизировать короткие рассказы. Подбирать картинки к прочитанному тексту. - Уметь писать печатными буквами данные о себе (возраст, фамилия, имя, адрес), записывать названия знакомых предметов одной тематической группы (6 – 8 слов), списывать предложения, короткие тексты, писать под диктовку слоги, слова, короткие предложения. - Составлять рассказы о событиях дома, на прогулке, в группе. - Уметь описывать предметы, объекты с использованием схем (правильно и точно называть признаки, свойства, особенности, назначение предметов (цвет, форма, величина, размер, материал, сфера использования) - Воспринимать связный рассказ педагога на определенную тему (слухо-зрительное восприятие текста из 5 – 6 фраз ) - Уметь проводить короткие беседы (2 – 3 тематически связанных вопроса) в форме вопрос – ответ на заданную тему. - Уметь употреблять в речи вопросы. Что это? Кто это? Как называется? Где живет? Где растет? Кто дал? Где работает? Что делает? Какого цвета? Какой формы? - уметь задавать разноплановые вопросы при работе по картине (где это было? когда? кто? зачем? почему? и т. д. - уметь узнавать предметы по их описанию (описание из 3 – 4 предложений). - составлять рассказы из разрезного текста (из отдельных предложений, объем — 8—12 предложений); В данной программе принят тематический подход к предъявлению и отработке речевого материала. Тематика занятий определяется сферой интересов ребенка-дошкольника и тесно связана с их практической деятельностью, условиями жизни в детском саду и дома. |
Развитие слухового восприятия | - различать на слух и воспроизводить разнообразные ритмы (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); источник звука: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудка, т. п., голос (слогосочетания типа ТАтаТАта, таТА-та); - различать на слух и воспроизводить темп и ритм, темп и громкость, темп и слитность, громкость и слитность звучаний, а также их высоту (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); - определять на слух направление звука (справа, слева, спереди, сзади) и его источники (без звукоусиливающей аппаратуры); - различать и опознавать на слух звучание музыкальных инструментов; - различать на слух хоровое, оркестровое и сольное исполнение; - опознавать на слух при прослушивании голосов птиц и животных ; - опознавать на слух различные бытовые шумы и сигналы городского транспорта; - различать на слух и опознавать при прослушивании звучание марша, вальса, польки, полонеза (и других музыкальных ритмов; - различать на слух при прослушивании грамзаписей звучание мужского и женского голоса; - распознавать на слух знакомый речевой материал из различных разделов программы за все годы обучения; - распознавать и различать и опознавать на слух малознакомые и незнакомые слова, словосочетания и фразы, фразы, состоящие из знакомых и малознакомых слов, с некоторыми изменениями в их структуре: с изменением порядка слов, с их уменьшением или увеличением; - распознавать на слух незнакомые тексты по сюжетным картинкам, состоящие из 5—6 и более предложений и включающие незнакомые слова; различать и опознавать на слух слова, словосочетания и фразы, входящие в текст; отвечать на вопросы и выполнять задания по тексту, воспринятые на слух; -распознавать на слух незнакомые тексты из 5—6 и более предложений (без картинки и предварительного сообщения названия), речевой материал, входящий в текст; отвечать на вопросы и выполнять задания по тексту, воспринятые на слух; -вести на слуховой основе диалоги по хорошо знакомым детям темам и ситуациям; - различать на слух слова, отличающиеся друг от друга гласными и согласными звуками в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках (с целью развития фонематического слуха); опознавать на слух детские стихи и песенки, знакомые сказки (в том числе и с некоторыми изменениями), рассказы, включая в прозаические тексты новые слова. |
Обучение произношению | - самостоятельно произносить слова слитно, в нормальном темпе, с выраженным ударением, с соблюдением норм орфоэпии и звукослогового состава; - самостоятельно произносить фразы обиходно-разговорного характера и часто употребляемые на занятиях по различным разделам программы слитно, в естественном темпе, с выделением логического ударения и с соблюдением дыхательных пауз при воспроизведении длинных фраз; - произносить в словах, словосочетаниях и фразах все звуки родного языка (включая йотированные гласные и аффрикаты); - в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи выделять логическое ударение и выражать различные интонации; -соблюдать нормы орфоэпии в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи, при чтении с опорой на надстрочные знаки типа: а, и, п ава, н ца ш о э б ого ванна ться что и т.п. |
Формирование элементарных математических представлений | знать прямой и обратный счёт в пределах 10; - складывать и читает арифметическую строку из разрезных цифр; - владеть количественным (прямым и обратным) счетом в пределах 10; - знать место числа в -числовом ряду, уметь сравнивать соседние числа в пределах 10; - знать названия числительных и цифр в пределах 20; - уменьшать и увеличивать число на 1 в пределах 10; - при пересчете выделять итоговое число, согласуя числительное с существительным; - уметь выделять из множества любое количество предметов в пределах 10 по образцу, слову, цифре; - уметь сравнивать по количеству группы предметов, пользуясь разными способами сопоставления, выбирать наиболее подходящий способ; - знать состав числа в пределах 10, уметь раскладывать большее число на меньшие и составлять большее число из меньших (на предметах); - записывать действия с помощью разрезных цифр и знаков « + », « —», « = »; - разменивать деньги в пределах 10; -составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 по демонстрации действий и на предметах, записывать решение в виде примера из разрезных цифр; знакомые задачи изображать в действиях, на предметах, в рисунках; - уметь соизмерять по величине протяженные и объемные предметы, сыпучие и жидкие тела, пользуясь разными способами (приложением, наложением, измерением), выбирать соответствующую меру, соблюдать ее единство (полноту); - иметь представление об округлых и угловатых формах, о четырехугольнике; - ориентироваться в пространстве, принимая за точку отсчета себя или другой предмет; соотносить реальное пространство с его графическим изображением; ориентироваться в пространстве листа бумаги; двигаться в заданном направлении; - ориентироваться в близких, доступных восприятию отрезках времени: день, час, минута; иметь представление о смене дней— вчера, сегодня, завтра; о днях недели — количество, названия, последовательность; о временах года — количество, названия, последовательность; о месяцах — название текущего месяца; - знать все слова и выражения, связанные с предусмотренными программой требованиями по формированию элементарных математических представлений на всех годах обучения |
2.Содержание программы
2.1.Учебный план на
Основная общеобразовательная коррекционная программа | «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» (Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская, Р.Т.Есимханова, А.А.Катаева, Г.В.Короткова, Г.В.Трофимова) |
Раздел | Количество занятий в неделю |
Развитие речи | 5 |
Развитие слухового восприятия и обучение произношению | 2 |
Формирование элементарных математических представлений и обучение счету | 3 |
Недельная учебная нагрузка | 10 |
Индивидуальные занятия по 20 мин 3 раза в неделю |
2.2 Содержание коррекционно - развивающей работы по разделам программы
Раздел программы Цель, задачи | Содержание работы | Методы обучения |
Развитие речи. Цель: формирование речи как средства общения и познания окружающего мира. Задачи: -накопление словаря, развитие значений слов и целых высказываний; -упорядочение и приведение в систему всех усваиваемых в конкретных речевых условиях средств общения; -отработка конкретных речевых действий и развитие разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия). - развитие связной речи, прежде всего разговорной. | -Развитие языковой способности детей: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного); -подражание предметным и речевым действиям взрослого; -умение применять в общении любые усвоенные речевые действия и средства; - умение соотносить устное, письменное слово с обозначаемым содержанием; -умение улавливать аналогии в языковых формах. -Формирование разных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, слушания) в соответствии с задачами речевой коммуникации. -Отработка содержания ключевых тем и речевого материала, сгруппированного по темам и предъявленного в различных условиях практической деятельности и ситуациях общения. | - Побуждение ребенка к говорению по подражанию педагогу при создании игровой ситуации или при возникновении потребности в общении в практической совместной деятельности, в процессе действий с реальными предметами или их изображениями; -специальные тренировочные упражнения и дидактические игры, направленные на отработку различных элементов речи; - продуктивная деятельность детей (рисование, лепка) с речевым сопровождением действий; - работа с картинками, обыгрывание игрушек, проведение элементарных языковых наблюдений - работа с текстами: чтение, работа над пониманием, словарём, пересказы, драматизация текстов; - составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок; - описание предметов; -работа по закрытой картинке; - разучивание потешек и стихов. |
Развитие слухового восприятия Цель работы по формированию слухового восприятия: развитие слуховой функции, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
Задачи: - обогащать представления детей о звуках окружающего мира; - развивать речевой слух (формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух); - обучать детей правильному пользованию индивидуальными аппаратами. | - Формирование умения воспринимать звуки с помощью звукоусиливающей аппаратуры; -выработка слухового внимания к звукам окружающей среды; -дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в пространстве; -уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках встречающихся при проведении занятий, связанных с познанием предметов и явлений и окружающего мира; -развитие слухового восприятия речи; -сочетание работы по развитию слухового восприятия с развитием речи. | - различение на слух и воспроизведение разнообразных ритмов (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); источник звука: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудка, и т. п., голос (слогосочетания типа ТАтаТАта, таТА-та); - различение на слух и воспроизведение темпа и ритма, темпа и громкости, темпа и слитности, громкости и слитности звучаний, а также их высоту; -определение на слух направления звука (справа, слева, спереди, сзади) и его источника; - различение и опознавание на слух звучания музыкальных инструментов, называние звучащего инструмента; - различение на слух хорового, оркестрового и сольного исполнения; - опознавать на слух голосов птиц и животных; - опознавание на слух различных бытовых шумов и сигналов городского транспорта; - различение на слух и опознавание при звучания марша, вальса, польки, полонеза (и других музыкальных ритмов); - различение на слух при прослушивании звучания мужского и женского голоса; -восприятия на слух речевого материала: малознакомые и незнакомые слова, словосочетания и фразы, незнакомые тексты по сюжетным картинкам, ответы на вопросы и выполнение заданий по тексту; - ведение на слуховой основе диалогов; - различение на слух слов, отличающихся друг от друга гласными и согласными звуками в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках; - опознание на слух детских стихов и песенок, знакомых сказок. |
Обучение произношению. Цель обучения произношению - развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Задачи обучения произношению: -формировать навык устного общения; -формировать внятную, максимально приближенную к естественной устной речи; -формировать умение произносить слова в нормальном темпе, с сохранением их звуко-слогового состава, ударения и соблюдением норм орфоэпии; -совершенствовать навык произнесения в нормальном темпе коротких фраз; - учить произносить в словах, словосочетаниях и фразах не менее 23 звуков (а, о, у, э, и, ы, п, б, м, н, в, ф, т, д, л, р, с, з, ш, ж, к, г, х) и йотированные; -продолжать учить детей выделять логическое ударение и выражать повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации; -учить детей произносить безударные о как а, э как и, оглушать в конце слова звонкие согласные, произносить окончания ого, его как ова, ева. | - Работа над речевым дыханием, голосом, звуками, словами и фразами. - постановка, коррекция и автоматизация звуков; -совершенствование навыков самостоятельного устного общения детей с окружающими взрослыми и детьми; -совершенствование навыка воспроизведения слов в естественном темпе, с соблюдением их звуко-слогового состава, словесного ударения и норм орфоэпии; - работа над умением выделять логическое ударение, выражать различные интонации в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи; - совершенствование навыков орфоэпического произношения. | - отраженное и сопряженное говорение; - фонетическая ритмика; -специальные игры, некоторые логопедические приемы постановки звуков; - логопедические распевки; -речевые игры и упражнения, в соответствии с условиями которых используется называние предметов и их изображений; - ответы на вопросы; -составление поручений; -чтение предложений, текстов, описаний, стихов, загадок; - составление рассказов по картинкам, составление текста из отдельных предложений, подбор пропущенных слов. |
Формирование элементарных математических представлений. Цель курса обучения элементарным математическим представлениям: формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления – установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение. Задачи курса: - закрепить навыки количественного (прямого, обратного и порядкового) счета в пределах 10. - познакомить с числами и цифрами в пределах 20, научить выкладывать числовой ряд в пределах 20; -научить отсчитывать нужное число предметов из большого количества; - научить определять место того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему, уменьшать или увеличивать число на 1 в пределах 10; - познакомить с составом числа на числах до 10; -научить составлять группу предметов в пределах 10 из единиц, двоек, троек; -научить составлять большее число из двух меньших на числах до 10, обозначая указанное действие соответствующими знаками и цифрами из разрезных цифр (5 + 2=7; 4 + 3 = 7 и т. п.); -научить раскладывать большее число на два меньших числа до 10, обозначая указанное действие соответствующими знаками и цифрами (5—3 = 2; 7 — 2 = 5 и т. п.). -упражнять в объединении и разъединении совокупностей предметов с открытым и закрытым результатом в пределах 10 с записью в виде примеров (с помощью разрезных цифр); - формировать умение составлять и решать простейшие задачи по демонстрации действий и наглядные задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать результат в ви де примера (без условия), пользуясь разрезными цифрами; - учить сравнивать наглядно представленные множества, числа, выражения, с помощью знаков >, <, =. - формировать измерительные навыки - формировать временных представлений: начало, конец, последовательность, продолжительность временных отрезков (времен года, месяцев, дней недели, частей суток и т. д.) | Формирование: - количественных представлений; - представлений о величине; - представлений о форме предметов и их пространственном расположении; - временных представлений; - измерительных навыков. - проведение наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений. - раскрытие смысла арифметических действий связано, с решением простых задач. При формировании элементарных математических представлений ведется систематическая работа по развитию речи. | дидактические игры, специальные наблюдения, действия с предметами, упражнения. сопоставление объектов по количеству, величине, форме, пространственному расположению; - сопоставление предметов по количеству, величине, форме; - количественный и порядковый счет предметов (прямым и обратным); - составление числового ряда; - сравнение наглядно представленных множеств, чисел, выражений, с помощью знаков >, <, =; - объединение и разъединение групп объектов (сложение и вычитание), записывание результата с помощью разрезных цифр и знаков; - составление и решение простых арифметических задач по демонстрации действий на предметах с последующей записью в виде примера из разрезных цифр; -измерение и сопоставление по величине протяженных и объемных предметов, сыпучих и жидких тел, разными способами (приложением, наложением, измерением с помощью условной меры); -определение времени (день, час, минута), времени суток, дней недели, месяца, времени года. |
2.3 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию программы
Раздел программы | Методические пособия | Наглядно-дидактические пособия |
Развитие речи | - Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 2001. -Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1982. - Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2001 -Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. и др.; Под ред. Носковой Л.П. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с. - Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ — М., 2004. - Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. - Е.П. Кузьмичёва, Е.З. Яхнина, О. В. Шевцова «Развитие устной речи глухих школьников», М., НЦ ЗНАС, 2001 г. | - О.Жукова «Первые уроки грамоты» Ушарик готовится к школе, С-Петербург О.Жукова «развитие речи» Ушарик готовится к школе, С-Петербург И.А. Михаленкова Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха, С-Петербург, Каро, 2006 В.Д.Корсунская «Читаю сам», М. Владос , 2000г Е.Г. Речницкая, А.Л. Филоненко- Алексеева Солнечный зайчик, М., Владос.2000г. Зикеев А.Г., Азбука, часть 1, М., Просвещение, 2000 г. - Рау Ф.Ф., Кац З.Г.,слезина Н.Ф. Азбука, подготовительный класс ОУ I вида, М.Просвещение, 2002г. Н.Е. Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР в 4-х ч., М., гном, 2012г. Н.Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР, в 4-х ч., М. Гном, 2010г. Е.М. Косинова Грамматическая тетрадь в 4-х ч. М., ТЦ Сфера, 2008 г. О.Е Ясель Учимся употреблять предлоги в речи, демонстрационный материал,М.Гном, 2005 г. |
Развитие слухового восприятия и обучение произношению | -Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида 1ч. – М.: Владос, 2004. - Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… – М.: Просвещение, 1995, 2003 -Шматко Н.Д.«Диагностика и коррекция нарушения слуховой функции у детей первого года».полиграф сервис 2001 - Шматко Н.Д «Формирование устной речи у дошкольников с нарушением слуха» Владос, 2003 - Развитие слуха и речи у детей раннего детского возраста после кохлеарной имплантации, С-Петербург, 2009г. -Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия, М. Владос, 20017 | Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида 2ч. Дидактический материал М.: Владос, 2004.Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей / Головчиц Л.А., Дмитриева Л.В., Казанская В.Л., Каширская Е.В., Осипова Т.А. и др.; Под ред. Головчиц Л.А. – М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003. О.Жукова «развиваем зрительное внимание и память » Ушарик готовится к школе, С-Петербург - О.Жукова «Развиваем слуховое восприятие и память» Ушарик готовится к школе, С-Петербург Пфафенродт А.Н., ВласоваТ.М «Произношение» подготовительный класс М.Просвещение, 2000г. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких, м, Лисс, 2008г. |
Формирование элементарных математических представлений и обучение счету | Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2001 | - О.Жукова «Развиваем интеллект» Ушарик готовится к школе, С-Петербург - О.Жукова «Развиваем математические представления» Ушарик готовится к школе, С-Петербург В.Б. Сухова Математика, учебник для подготовительного класса специальных коррекционных учреждений вида, М., Просвещение, 2000 г. Зикеев А.Г., Азбука, часть 2, М., Просвещение, 2000 г. |
2.4. Формы организации коррекционно-образовательной работы
В организации образовательного процесса используются разнообразные формы работы: коллективная, дифференцированная, групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа с дозированной помощью педагога, а также самостоятельные работы с мотивационной помощью педагога, самостоятельная работа с контролем со стороны педагога и т.д.
2.5 Средства обучения
Для организации коррекционно-образовательного процесса есть все необходимые средства обучения:
- Слуховые аппараты, экран для слухового восприятия;
- логопедический стол с зеркалом;
- компьютеры – 2шт;
- индивидуальные ноутбуки для детей – 2шт.;
- мониторы – 2 шт.;
- интерактивный планшетник - 1 шт;
- магнитофон – 1 шт.;
-панно – 1 шт.;
-наборы тематических картин – 4 шт.;
-плакаты с изображением животных, растений, человека, декоративно-прикладного-искусства, по обучению грамоте – 15 шт.;
- подборка слайдовых презентаций по по разделам программы (развитию речи, коррекции произношения, развитию слухового восприятия и формированию математических представлений);
- муляжи овощей, фруктов, грибов- 3 комп., гербарии – 1 комп.
-печатные (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, тесты, памятки, алгоритмы.);
- дидактические игры;
- картинки, карточки для коррекции произношения, развития слухового восприятия и речи.
2.62.6 Взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса
Успех реализации поставленных задач в развитии детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного образовательного учреждения зависит, от чёткого взаимодействия участников коррекционно - педагогического сопровождения, оно встроено в соответствии с моделью субъектов взаимодействия, в которой определены направления и содержание коррекционно-образовательной деятельности каждого специалиста.
Координирует деятельность команды участников коррекционно - педагогического сопровождения - учитель-дефектолог.
Организация работы по коррекции речевого развития и слухового восприятия ребёнка распределяется между учителем-дефектологом и учителем логопедом.
Учитель – дефектолог | Учитель - логопед |
4 год коррекционно-развивающей работы с ребенком Учит:
| 4 год коррекционно-развивающей работы с ребенком Продолжает работу:
- составлять рассказы – описания по картинкам, по планам – схемам. |
Таким образом, учитель – дефектолог в своей работе большее внимание уделяет развитию слухового восприятия, учит узнавать, различать и опознавать на слух неречевые и речевые звуки. Учитель – логопед большее внимание уделяет развитию произносительной стороны речи: вызыванию и постановке звуков, накоплению активного словаря, развитию фразовой речи, формированию грамматического строя речи. Только совместная работа учителя сурдопедагога и учителя логопеда позволяет достичь оптимальных результатов в развитии детей с нарушением слуха.
2.7 Взаимодействие с семьей
Одним из важнейших направлений коррекционно - педагогического сопровождения детей с нарушением слуха является работа с родителями, в которую вовлечен весь педагогический коллектив, но координируется она учителем-дефектологом (сурдопедагогом).
Работа с родителями детей имеющих нарушение слуха организована в соответствии со следующей структурой.
С момента поступления слабослышащего ребёнка в детский сад, весь процесс по реабилитации и интеграции строится на основе участия в этом процессе родителей.
Задачи в работе с родителями:
- формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнка с нарушением слуха;
- осуществлять совместно с педагогическим коллективом работу по всестороннему развитию детей;
- распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приёмами и методами коррекционной работы;
-изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.
Комплексный подход в работе с семьей реализуется через
Просветительское направление: информирование родителей об особенностях детей; о значении интегрированного воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха.
Формами работы являются:
- индивидуальные и групповые консультации;
- родительские собрания.
Методическое направление: обучение родителей способам взаимодействия с ребенком, способствующим его социализации в обществе.
Формами работы здесь стали:
- открытые занятия, наглядно демонстрирующие родителям методы и приемы обучения детей, способы сотрудничества взрослого с ребенком.
- практические занятия по обучению родителей организации разных видов деятельности ребенка-дошкольника в условиях семьи, согласно его возрасту и возможностям, с участием педагога – родителя – ребенка.
- домашние задания учителя-дефектолога, направленные на закрепление изученного материала в домашних условиях.
Диагностико-коррекционное направление: изучение семейной микросреды и коррекция детско-родительских отношений.
Формы работы:
- анкетирование родителей;
- наблюдение педагога;
- тестирование по заявкам родителей, индивидуальные консультации.
Работа с родителями в текущем году организована согласно данному плану.
План работы с родителями
№ п/п | Планируемые мероприятия | Сроки |
1 | Проведение общего организационного родительского собрания во всех возрастных группах | Сентябрь |
2 | Проведение родительского собрания с родителями детей 1 года обучения, знакомство с организацией и особенностями образовательного процесса слабослышащих детей в условиях массового учреждения. | Сентябрь |
3 | Ведение папок домашних заданий и тетради взаимосвязи | Октябрь - май |
4 | Пополнение дидактическим материалом страницы сайта сурдопедагога для организации занятий дома | Сентябрь- май |
5 | Практикумы для родителей: - развитие слухового восприятия в домашних условиях; - закреплени6 правильного произношения звуков родителями | Октябрь Декабрь |
6 | Проведение открытых занятий для родителей | Декабрь, апрель |
7 | Проведение родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения» | Январь |
8 | Консультирование родителей по вопросам организации коррекционной работы в домашних условиях | Октябрь - апрель |
9 | Проведение общего родительского собрания во всех возрастных группах «Игры для развития речи и мышления слабослышащих дошкольников» | Февраль |
10 | Проведение родительского собрания для детей 4 года обучения, по готовности детей к обучению в школе. | Апрель |
11 | Речевая конференция | Май |
12 | Индивидуальные консультации | В течение года |
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий по ранней стимуляции развития ребенка в условиях семьи и включению родителей в образовательный процесс повышает качественный уровень развития, способствует социальной активности самого ребенка, нивелирует негативные переживания родителей, формирует оптимистические установки по отношению к будущему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие "Мир эмоций",для детей с нарушением слуха,старший дошкольный возраст.
Цель: - Развитие коммуникативных навыков и социальной активности у детей с нарушением слуха Задачи:Образовательные: - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике,...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в средней группе для детей ОВЗ.
Рабочая программа для детей средней группы с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе с детьми НВОНР (2 класс)
Коррекционно-развивающая программа реализует:– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.развитие у учащихся речевых навыков и ...