РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год
рабочая программа

Мустапаева Асель Ердаулетовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Согласована:                                                                                                                                             Утверждена

Зам. директора _______________Т.Е. Гутенева                                                зам.директора____________В.Ю. Андреева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха

IV года обучения

2018-2019 учебный год

Учитель - дефектолог: Мустапаева А.Е.

г. Нефтеюганск


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной образовательной политики большинства развитых стран, в том числе и Российской Федерации. Современное движение за качественное обновление образовательных учреждений требует создания в инклюзивной образовательной среде оптимальных условий, результатом действия которых является успешная адаптация к динамично меняющейся жизни как обучающихся (воспитанников) с особыми образовательными потребностями, так и их обычных сверстников с учетом социальных запросов населения и требований госстандарта.

        Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовании - сложный процесс, как в организационном, так и в содержательном аспекте, в этой связи, эффективная реализация включения ребенка с нарушением слуха в  общеобразовательную среду учреждения невозможна без специализированного педагогического сопровождения сурдопедагога, как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.   

       Для эффективной организации образовательного   процесса детей  с нарушением слуха в условиях инклюзивного общеобразовательного учреждения мной была выстроена  модель коррекционно - педагогического  сопровождения, где определены  направления сопровождения, его содержание,  как  в самом учреждении, так и вне его.  

    Настоящая программа является одним из составных частей сопровождения ребенка с нарушением слуха и разработана в соответствии с индивидуальными возможностями детей данной группы, носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет  имеющих нарушение слуха  и недоразвитие речи,  посещающих общеобразовательную группу четвёртый год, с  сопровождением учителя-дефектолога, направленных  городской ПМПК.

1.1Нормативно-правовая база рабочей программы:

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании", ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п. п  6. и 7.

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23.12. 2002, 01.02. 2005  30.12. 2005, 20.07.2007, 18.08. 2008, 10.03.2009).

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В.;

- Личностно-ориентированная программа «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны  К.Кауфманн;

- Образовательная программа детского сада

- Королёва И.В. учебно-методическое пособие «Развитие слухового восприятия у глухих дошкольников после кохлеарной имплантации», Санк-Петербург, 2010г.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: 

      создание  оптимальных условий для обеспечения  адекватного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, гармонического развития личности каждого ребенка  на основе систематической коррекционно-образовательной работы, результатом которой является социальное развитие воспитанника, обеспечение ему возможности интегрироваться в ординарное общество.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

- обеспечить общее разностороннее развитие дошкольников с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;

- организовать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;

- осуществить деятельный подход к воспитанию детей с нарушением слуха, т.е. проводить все виды воспитательной работы (образовательную и коррекционную) в русле основных видов детской деятельности;

- широко использовать и развивать остаточный слух у детей с нарушением слуха и применять звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования на всех занятиях;

- использовать речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми, имеющими нарушение слуха.

обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

-формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

-формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию;

- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка

1.3 Принципы  и подходы в организации образовательного процесса:

  • Принцип гуманизации предполагает уважительное отношение к личности ребенка с ограниченными возможностями. Общество здоровых сверстников принимает его, как равного себе товарища и личность.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для  каждого ребенка с нарушением слуха;
  • Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с нарушением слуха, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
  • Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в реализацию основной образовательной программы дошкольного образования;
  • Принцип непрерывности гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с нарушением слуха до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации программы,  предполагает постоянное сотрудничество педагогов, учителя - дефектолога,  администрации, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения воспитанников с нарушением слуха.
  • Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.  

Организационно-педагогические условия реализации программы: 

 - организация образовательного процесса  на основе индивидуальной  траектории развития ребенка с нарушением слуха;

- организация слухоречевой среды в едином образовательном пространстве, как условие овладения средствами общения;

- организация четкой системы взаимодействия  «сурдопедагог- воспитатель- учитель-предметник – учитель-логопед - педагог-психолог»;

- включение  в  образовательный процесс родителей для достижения образовательных результатов;

 - комплексная диагностика уровня речевого развития, состояния слуховой функции, психического развития, сформированности предметных компетентностей и социальных умений;

- проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса; 

- проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса;

 - осуществлять преемственные связи между специальным дошкольным учреждением для детей с нарушением слуха и соответствующим типом школы.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:

  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических   условий жизнедеятельности детей на занятиях;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья, состояния слуха, речи и развития ребенка;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Фонетическая ритмика
  • Физминутки.

1.4.Характеристика и особенности развития детей группы

       Дети данной группы имеют нарушение слуха от 65дб до 90 дб  и нарушение речевого развития. Дети слухопротезированы (3 имлантированы), что позволяет им воспринимать речевые и неречевые звуки с ЗУА на расстоянии более 8 - 14м. Все дети  понимают обращённую речь,  4 ребёнка владеют связной разговорной речью. Речь детей данной группы страдает аграмматизмами,  отмечаются фонетические неточности, нарушения слоговой структуры слова,     обучающиеся чаще используют имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия, но  допускают ошибки в их употреблении, неправильно употребляют предлоги, характерно наличие ошибок в падежных и родовых окончаниях. Для произношения характерна невнятность: общая смазанность артикуляции и обедненная интонация, в  произношении обнаруживается характерное смешение звуков.

       Уровень развития когнетивных навыков:

- умеют читать по слогам (4 человека);

 - пишут печатными буквами, умеют списать слова (4 человека);

- знают слова, означающие время суток, понимают слова вчера, завтра;

- умеют составлять разрезные картинки 10 и более элементов;

- умеют классифицировать предметы, но не  всегда знают обобщённое название группы предметов;

-  знают цифры от 1до 10  и умеют считать от 1 до 20 (4 человека);

- умеют соотносить количество с цифрой (4 детей);

- при написании  цифр испытывают затруднения (не умеют написать правильно)

- умеют сравнивать предметы по величине, по количеству,  знают знаки >,< , =, но путаются в их расстановке;

- знают основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник)

- знают действия сложения и вычитания, но испытывают затруднения в решении примеров (4 детей);

- могут воспроизводить логические последовательности по картинкам;

- состав чисел до 10 не знают, но умеют заполнить «домики» на состав чисел (3 человека)

- рассказывают наизусть короткие стихотворения (4 человека).

     Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности  его распределения,  снижена вербальная память, страдает  продуктивность запоминания. У   двух детей наблюдается  соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; некоторое отставание  в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения,  у всех детей группы недоразвитие мелкой моторики.

1.5 Особенности коррекционно – развивающей работы  

     Обучение в группе организовано по разделам программы:

-Развитие речи.

- Развитие слухового восприятия и коррекция произношения;

- Формирование элементарных математических представлений

   Материал по разделам программы спланирован в соответствии 4- 5 годами обучения программы для специальных дошкольных «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В., и дополнен материалом программы «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны  К.Кауфманн для детей 6-7 лет.

Такое планирование обусловлено, временем обучения детей в учреждении- 4 года вместо 5 лет.

     Каждое занятие рабочей программы решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением слуха.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

- индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

- введения специальных видов помощи (элементы фонетической ритмики, тактильное восприятие).

    Учебный год в группе 4 года обучения для детей с  нарушением слуха начинается первого сентября и заканчивается 31 мая. В  рабочей программе запланированы для воспитанников каникулы: осенние (05.11-14.11, зимние (29.12-31.12, 09.01-16.01), весенние (23.03- 27.03).

    Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 3-4 раза в неделю в режиме 20 минут  в соответствии с индивидуальными планами по развитию слухового восприятия и коррекции произношения.

    Все планирование осуществляется в соответствии с учебным планом 

1.6 Планируемые результаты по разделам программы

Раздел программы

Знания и умения

Развитие речи

К концу учебного года ребёнок должен знать и уметь:

-  Выбирать заданные предметы или их изображения из общей группы, размещать их в указанных местах; называть предметы, действия,   качества.

- Аналитически читать тексты по книге (8-10 предложений).

- Уметь отвечать на вопросы по содержанию, а также на вопросы обобщающего характера, раскрывающие понимание смысла читаемого (о поступках персонажей, об особенностях их характера и т. д.).

- Составлять рассказы по сюжетной картинке (из знакомых слов).

- Уметь составлять рассказы по серии картинок, придумывать названия.

- Уметь драматизировать короткие рассказы. Подбирать картинки к прочитанному тексту.

- Уметь писать печатными буквами данные о себе (возраст, фамилия, имя, адрес), записывать названия знакомых предметов одной тематической группы (6 – 8 слов), списывать предложения, короткие тексты, писать под диктовку слоги, слова, короткие предложения.

- Составлять рассказы о событиях дома, на прогулке, в группе.

- Уметь описывать предметы, объекты с использованием схем (правильно и точно называть признаки, свойства, особенности, назначение предметов (цвет, форма, величина, размер, материал, сфера использования)

- Воспринимать связный рассказ педагога на определенную тему (слухо-зрительное восприятие текста из 5 – 6 фраз )

- Уметь проводить короткие беседы (2 – 3 тематически связанных вопроса) в форме вопрос – ответ на заданную тему.

- Уметь употреблять в речи вопросы. Что это? Кто это? Как называется? Где живет? Где растет? Кто дал? Где работает? Что делает?   Какого цвета? Какой формы?

- уметь задавать разноплановые вопросы при работе по картине (где это было? когда? кто? зачем? почему? и т. д.

- уметь узнавать предметы по их описанию (описание из 3 – 4 предложений).

- составлять рассказы из разрезного текста (из отдельных предложений, объем — 8—12 предложений);

В данной программе принят тематический подход к предъявлению и отработке речевого материала. Тематика занятий определяется сферой интересов ребенка-дошкольника и тесно связана с их практической деятельностью, условиями жизни в детском саду и дома.

Развитие слухового восприятия

- различать на слух и воспроизводить разнообразные ритмы (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); источник звука: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудка, т. п., голос (слогосочетания типа ТАтаТАта, таТА-та);

- различать на слух и воспроизводить темп и ритм, темп и громкость, темп и слитность, громкость и слитность звучаний, а также их высоту (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

- определять на слух направление звука (справа, слева, спереди, сзади) и его источники (без звукоусиливающей аппаратуры);

- различать и опознавать на слух звучание музыкальных инструментов;

- различать на слух хоровое, оркестровое и сольное исполнение;

- опознавать на слух при прослушивании голосов  птиц и животных ;

- опознавать на слух различные бытовые шумы и сигналы городского транспорта;

- различать на слух и опознавать при прослушивании звучание марша, вальса, польки, полонеза (и других музыкальных ритмов;

- различать на слух при прослушивании грамзаписей звучание мужского и женского голоса;

- распознавать на слух знакомый речевой материал из различных разделов программы за все годы обучения;

- распознавать и различать и опознавать на слух малознакомые и незнакомые слова, словосочетания и фразы, фразы, состоящие из знакомых и малознакомых слов, с некоторыми изменениями в их структуре: с изменением порядка слов, с их уменьшением или увеличением;

- распознавать на слух незнакомые тексты по сюжетным картинкам, состоящие из 5—6 и более предложений и включающие незнакомые слова; различать и опознавать на слух слова, словосочетания и фразы, входящие в текст; отвечать на вопросы и выполнять задания по тексту, воспринятые на слух;

-распознавать на слух незнакомые тексты из 5—6 и более предложений (без картинки и предварительного сообщения названия), речевой материал, входящий в текст; отвечать на вопросы и выполнять задания по тексту, воспринятые на слух;

-вести на слуховой основе диалоги по хорошо знакомым детям темам и ситуациям;

- различать на слух слова, отличающиеся друг от друга гласными и согласными звуками в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках (с целью развития фонематического слуха);

опознавать на слух детские стихи и песенки, знакомые сказки (в том числе и с некоторыми изменениями), рассказы, включая в прозаические тексты новые слова.

Обучение произношению

- самостоятельно произносить слова слитно, в нормальном темпе, с выраженным ударением, с соблюдением норм орфоэпии и звукослогового состава;

- самостоятельно произносить фразы обиходно-разговорного характера и часто употребляемые на занятиях по различным разделам программы слитно, в естественном темпе, с выделением логического ударения и с соблюдением дыхательных пауз при воспроизведении длинных фраз;

- произносить в словах, словосочетаниях и фразах все звуки родного языка (включая йотированные гласные и аффрикаты);

- в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи выделять логическое ударение и выражать различные интонации;

-соблюдать нормы орфоэпии в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи, при чтении с опорой на надстрочные знаки типа:

       а,        и,    п    ава,     н             ца      ш

       о         э     б     ого     ванна    ться     что  и т.п.

Формирование элементарных математических представлений

знать прямой и обратный счёт в пределах 10;

   - складывать и читает  арифметическую строку из разрезных цифр;

- владеть количественным (прямым и обратным) счетом в пределах 10;

 - знать место числа в -числовом ряду, уметь сравнивать соседние числа в пределах 10;

- знать названия числительных и цифр в пределах 20;

- уменьшать и увеличивать число на 1 в пределах 10;

- при пересчете выделять итоговое число, согласуя числительное с существительным;

- уметь выделять из множества любое количество предметов в пределах 10 по образцу, слову, цифре;

- уметь сравнивать по количеству группы предметов, пользуясь разными способами сопоставления, выбирать наиболее подходящий способ;

- знать состав числа в пределах 10, уметь раскладывать большее число на меньшие и составлять большее число из меньших (на предметах);

- записывать действия с помощью разрезных цифр и знаков « + », « —», « = »;

- разменивать деньги в пределах 10;

-составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 по демонстрации действий и на предметах, записывать решение в виде примера из разрезных цифр; знакомые задачи изображать в действиях, на предметах, в рисунках;

- уметь соизмерять по величине протяженные и объемные предметы, сыпучие и жидкие тела, пользуясь разными способами (приложением, наложением, измерением), выбирать соответствующую меру, соблюдать ее единство (полноту);

- иметь представление об округлых и угловатых формах, о четырехугольнике;

- ориентироваться в пространстве, принимая за точку отсчета себя или другой предмет; соотносить реальное пространство с его графическим изображением; ориентироваться в пространстве листа бумаги; двигаться в заданном направлении;

- ориентироваться в близких, доступных восприятию отрезках времени: день, час, минута; иметь представление о смене дней— вчера, сегодня, завтра; о днях недели — количество, названия, последовательность; о временах года — количество, названия, последовательность; о месяцах — название текущего месяца;

- знать все слова и выражения, связанные с предусмотренными программой требованиями по формированию элементарных математических представлений на всех годах обучения

2.Содержание программы

2.1.Учебный план на

Основная общеобразовательная

коррекционная программа

«Воспитание и обучение  глухих детей дошкольного возраста» (Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская, Р.Т.Есимханова, А.А.Катаева, Г.В.Короткова, Г.В.Трофимова)

Раздел

Количество занятий

в неделю

Развитие речи

5

Развитие слухового восприятия и обучение произношению

2

Формирование элементарных математических представлений и обучение счету

3

Недельная учебная нагрузка

10

Индивидуальные занятия по 20 мин  3 раза в неделю

2.2 Содержание  коррекционно - развивающей работы по разделам  программы

 

Раздел программы

Цель, задачи

Содержание работы

Методы обучения

Развитие речи.

Цель: формирование речи как средства общения и познания окружающего мира.

Задачи:

-накопление словаря, развитие значений слов и целых высказываний;

-упорядочение и приведение в систему всех усваиваемых в конкретных речевых условиях средств общения;

-отработка конкретных речевых действий и развитие разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия).

- развитие связной речи, прежде всего разговорной.

-Развитие языковой способности детей: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного);

-подражание предметным и речевым действиям взрослого;

-умение применять в общении любые усвоенные речевые действия и средства;

- умение соотносить устное, письменное слово с обозначаемым содержанием;

-умение улавливать аналогии в языковых формах.

-Формирование разных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, слушания) в соответствии с  задачами речевой коммуникации.

-Отработка содержания ключевых тем и речевого материала, сгруппированного по темам и предъявленного в различных условиях практической деятельности и ситуациях общения.

- Побуждение ребенка к говорению по подражанию педагогу при создании игровой ситуации или при возникновении потребности в общении в практической совместной деятельности, в процессе действий с реальными предметами или их изображениями;

-специальные тренировочные упражнения и дидактические игры, направленные на отработку различных элементов речи;

- продуктивная деятельность детей (рисование, лепка) с речевым сопровождением действий;

- работа с картинками, обыгрывание игрушек, проведение элементарных языковых наблюдений

- работа с текстами: чтение, работа над пониманием, словарём, пересказы, драматизация текстов;

- составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

- описание предметов;

-работа по закрытой картинке;

- разучивание потешек и стихов.

Развитие слухового восприятия

Цель работы по формированию слухового восприятия: развитие слуховой функции, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

   

Задачи:

- обогащать  представления детей о звуках окружающего мира;

-  развивать речевой слух (формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух);

-  обучать детей правильному пользованию индивидуальными аппаратами.

- Формирование умения воспринимать звуки с помощью звукоусиливающей аппаратуры;

-выработка слухового внимания к звукам окружающей среды;

-дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в пространстве;

-уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках встречающихся при проведении занятий, связанных с познанием  предметов и явлений  и окружающего мира;

-развитие слухового восприятия речи;

-сочетание работы по развитию слухового восприятия с развитием речи.

- различение на слух и воспроизведение разнообразных ритмов (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); источник звука: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудка, и т. п., голос (слогосочетания типа ТАтаТАта, таТА-та);

- различение на слух и воспроизведение темпа и ритма, темпа и громкости, темпа и слитности, громкости и слитности звучаний, а также их высоту;

-определение на слух направления звука (справа, слева, спереди, сзади) и его источника;  

- различение и опознавание на слух звучания музыкальных инструментов,  называние звучащего инструмента;

- различение на слух хорового, оркестрового и сольного исполнения;

- опознавать на слух голосов птиц и животных;

- опознавание на слух различных бытовых шумов и сигналов городского транспорта;

- различение на слух и опознавание при звучания марша, вальса, польки, полонеза (и других музыкальных ритмов);

- различение на слух при прослушивании звучания мужского и женского голоса;

-восприятия на слух речевого материала: малознакомые и незнакомые слова, словосочетания и фразы, незнакомые тексты по сюжетным картинкам,  ответы  на вопросы и выполнение  заданий по тексту;

- ведение на слуховой основе диалогов;

- различение  на слух слов, отличающихся друг от друга гласными и согласными звуками в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках;

- опознание на слух детских стихов и песенок, знакомых сказок.

Обучение произношению. Цель обучения произношению - развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Задачи обучения произношению:

-формировать навык устного общения;

-формировать внятную, максимально приближенную к естественной устной речи;

-формировать умение произносить слова в нормальном темпе, с сохранением их звуко-слогового состава, ударения и соблюдением норм орфоэпии;

-совершенствовать навык произнесения в нормальном темпе коротких фраз;

- учить произносить в словах, словосочетаниях и фразах не менее 23 звуков (а, о, у, э, и, ы, п, б, м, н, в, ф, т, д, л, р, с, з, ш, ж, к, г, х) и йотированные;

-продолжать учить детей выделять логическое ударение и выражать повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации;

-учить детей произносить безударные о как а, э как и, оглушать в конце слова звонкие согласные, произносить окончания ого, его как ова, ева.

- Работа  над речевым дыханием, голосом, звуками, словами и фразами.

- постановка, коррекция и автоматизация звуков;

-совершенствование навыков самостоятельного устного общения детей с окружающими взрослыми и детьми;

-совершенствование навыка воспроизведения слов в естественном темпе, с соблюдением их звуко-слогового состава, словесного ударения и норм орфоэпии;

- работа над умением выделять логическое ударение, выражать различные интонации в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи;

- совершенствование  навыков орфоэпического произношения.

- отраженное и сопряженное говорение;

- фонетическая ритмика;

-специальные игры, некоторые  логопедические приемы постановки звуков;

- логопедические распевки;

-речевые игры и упражнения, в соответствии с условиями которых используется называние предметов и их изображений;

-  ответы на вопросы;

-составление поручений;

-чтение предложений, текстов, описаний, стихов, загадок;

-  составление рассказов по картинкам, составление текста из отдельных предложений, подбор пропущенных слов.

Формирование элементарных математических представлений.

Цель курса обучения элементарным математическим представлениям: формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных  представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления – установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение.

Задачи курса:

- закрепить навыки количественного (прямого, обратного и порядкового) счета в пределах 10.

- познакомить с числами и цифрами в пределах 20, научить выкладывать числовой ряд в пределах 20;

-научить отсчитывать нужное число предметов из большого количества;

- научить определять место того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему, уменьшать или увеличивать число на 1 в пределах 10;  

- познакомить с составом числа на числах до 10;

-научить составлять группу предметов в пределах 10 из единиц, двоек, троек;

-научить составлять большее число из двух меньших на числах до 10, обозначая указанное действие соответствующими знаками и цифрами из разрезных цифр (5 + 2=7; 4 + 3 = 7 и т. п.);

 -научить раскладывать большее число на два меньших числа до 10, обозначая указанное действие соответствующими знаками и цифрами (5—3 = 2; 7 — 2 = 5 и т. п.).

-упражнять в объединении и разъединении совокупностей предметов с открытым и закрытым результатом в пределах 10 с записью в виде примеров (с помощью разрезных цифр);

- формировать умение составлять и решать простейшие задачи по демонстрации действий и наглядные задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать результат в ви де примера (без условия), пользуясь разрезными цифрами;

- учить сравнивать наглядно представленные множества, числа, выражения, с помощью знаков >, <, =.

- формировать измерительные навыки

-  формировать временных представлений: начало, конец, последовательность, продолжительность временных отрезков (времен года, месяцев, дней недели, частей суток и т. д.)

Формирование:

- количественных представлений;

- представлений о величине;

- представлений о форме предметов и их пространственном расположении;

- временных представлений;

- измерительных навыков.

- проведение наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.

- раскрытие смысла арифметических действий связано,  с решением простых задач.

При формировании элементарных математических представлений ведется систематическая работа по развитию речи.

дидактические игры, специальные наблюдения, действия с предметами, упражнения.

сопоставление объектов по количеству, величине, форме, пространственному расположению;

- сопоставление предметов по количеству, величине, форме;

- количественный и порядковый счет предметов (прямым и обратным);

- составление числового ряда;

- сравнение  наглядно представленных множеств, чисел, выражений, с помощью знаков >, <, =;

- объединение и разъединение групп объектов (сложение и вычитание), записывание результата с помощью разрезных цифр и знаков;

- составление и решение простых арифметических задач по демонстрации действий на предметах с последующей записью в виде примера  из разрезных цифр;

-измерение  и сопоставление по величине протяженных и объемных предметов, сыпучих и жидких тел, разными способами (приложением, наложением, измерением с помощью условной меры);

-определение времени (день, час, минута), времени суток,  дней недели, месяца, времени года.

2.3 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию         программы

Раздел программы

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

Развитие речи

- Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 2001.

-Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1982.

- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. –  М.: Владос, 2001

-Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя.   Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. и др.; Под ред. Носковой Л.П. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.

- Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ — М., 2004.

- Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие.     / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.;     Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

- Е.П. Кузьмичёва, Е.З. Яхнина, О. В. Шевцова «Развитие устной речи глухих школьников», М., НЦ ЗНАС, 2001 г.

- О.Жукова «Первые уроки грамоты» Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

О.Жукова «развитие речи» Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

И.А. Михаленкова Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха, С-Петербург, Каро, 2006

В.Д.Корсунская «Читаю сам», М. Владос , 2000г

Е.Г. Речницкая, А.Л. Филоненко- Алексеева Солнечный зайчик, М., Владос.2000г.

Зикеев А.Г., Азбука, часть 1, М., Просвещение, 2000 г.

- Рау Ф.Ф., Кац З.Г.,слезина Н.Ф. Азбука, подготовительный класс ОУ I вида, М.Просвещение, 2002г.

Н.Е. Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР в 4-х ч., М., гном, 2012г.

Н.Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР, в 4-х ч., М. Гном, 2010г.

Е.М. Косинова Грамматическая тетрадь в 4-х ч. М., ТЦ Сфера, 2008 г.

О.Е Ясель Учимся употреблять предлоги в речи, демонстрационный материал,М.Гном, 2005 г.

Развитие слухового восприятия и обучение произношению

-Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида 1ч. – М.: Владос, 2004.

- Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… – М.:      Просвещение, 1995, 2003

-Шматко   Н.Д.«Диагностика и коррекция нарушения слуховой функции у детей первого года».полиграф сервис 2001

-  Шматко Н.Д «Формирование устной речи у дошкольников с нарушением слуха» Владос, 2003

- Развитие слуха и речи у детей раннего детского возраста после кохлеарной имплантации, С-Петербург, 2009г.

-Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия, М. Владос, 20017

Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида 2ч. Дидактический  материал М.: Владос, 2004.Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей / Головчиц Л.А., Дмитриева Л.В., Казанская В.Л., Каширская Е.В., Осипова Т.А. и др.; Под ред. Головчиц Л.А. –  М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003.

О.Жукова «развиваем зрительное внимание и память » Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

- О.Жукова «Развиваем слуховое восприятие и память» Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

Пфафенродт А.Н., ВласоваТ.М «Произношение» подготовительный класс

М.Просвещение, 2000г.

Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких, м, Лисс, 2008г.

Формирование элементарных математических представлений и обучение счету

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. –  М.: Владос, 2001

- О.Жукова «Развиваем интеллект» Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

- О.Жукова «Развиваем математические представления» Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

В.Б. Сухова Математика, учебник для подготовительного класса специальных коррекционных учреждений  вида, М., Просвещение, 2000 г.

Зикеев А.Г., Азбука, часть 2, М., Просвещение, 2000 г.

          2.4. Формы организации коррекционно-образовательной работы

      В организации образовательного процесса используются разнообразные формы работы: коллективная, дифференцированная, групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа с дозированной помощью педагога, а также самостоятельные работы с мотивационной помощью педагога, самостоятельная работа с контролем со стороны педагога и т.д.

2.5 Средства обучения

Для организации коррекционно-образовательного процесса есть все необходимые средства обучения:

- Слуховые аппараты, экран для слухового восприятия;

- логопедический стол с зеркалом;

- компьютеры – 2шт;

- индивидуальные ноутбуки для детей – 2шт.;  

- мониторы – 2 шт.;

- интерактивный планшетник - 1 шт;

- магнитофон – 1 шт.;

 -панно – 1 шт.;

 -наборы тематических картин – 4 шт.;

 -плакаты с изображением животных, растений, человека, декоративно-прикладного-искусства, по обучению грамоте – 15 шт.;

- подборка слайдовых презентаций по по разделам программы (развитию речи, коррекции произношения, развитию слухового восприятия и формированию математических представлений);

- муляжи овощей, фруктов, грибов- 3 комп., гербарии – 1 комп.

-печатные (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, тесты, памятки, алгоритмы.);

- дидактические игры;

- картинки, карточки для коррекции произношения, развития слухового восприятия и речи.

2.62.6  Взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса

       Успех реализации поставленных задач  в развитии детей с нарушением слуха  в условиях инклюзивного образовательного учреждения зависит,  от чёткого взаимодействия участников  коррекционно - педагогического  сопровождения,  оно встроено в соответствии с  моделью субъектов взаимодействия,  в которой определены направления и содержание коррекционно-образовательной деятельности каждого специалиста.      

           

Координирует деятельность команды  участников  коррекционно - педагогического  сопровождения -  учитель-дефектолог.

Организация работы по коррекции речевого развития  и слухового восприятия  ребёнка распределяется между учителем-дефектологом и учителем логопедом.

             Учитель – дефектолог

       Учитель - логопед

   4 год коррекционно-развивающей работы с ребенком   

   Учит:

  1. Различать и воспроизводить на слух громкость и высоту звучания.
  2. Различать и воспроизводить на слух количество звучаний в пределах 10.
  3. Различать и воспроизводить на слух разнообразные ритмы.
  4. Определять на слух источник звука, направление звука (слева – справа, сзади – среди).
  5. Различать (при выборе из 5 и более) и опознавать на слух голоса птиц и животных.
  6. Различать  и опознавать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта.
  7. Распознавать, различать и опознавать на слух мало знакомые слова, словосочетания и фразы.
  8. Распознавать на слух незнакомые тексты составленные по сюжетным картинкам, отвечать на вопросы. Выполнять задания по текстам.
  9. Вести на слуховой основе диалоги по хорошо знакомым детям темам и ситуациям.
  10. Различать на слух слова, отличающиеся друг от друга гласными и согласными звуками.

4 год коррекционно-развивающей работы с ребенком   

   Продолжает работу:

  1. По обогащением пассивного и активного словаря.
  2. Развитию фразовой речи.
  3. развитию произносительной стороны речи.
  4. Развитию общих речевых навыков (воспроизведение ритмов, развитию длительности и силы выдоха, голосом).
  5. Учит воспроизводить ритмико – интонационную структуру двух, трехсложных слов.
  6. Учить первоначальному словоизменению некоторых существительных и глаголов.
  7. Работает над развитием фонематического анализа и синтеза слогов, слов.
  8. Формирует связную речь:   - учит пересказывать  короткие рассказы, сказки с опорой на наглядность.

  - составлять рассказы – описания по картинкам, по  планам – схемам.

Таким образом, учитель – дефектолог в своей работе большее внимание уделяет развитию слухового восприятия, учит узнавать, различать и опознавать на слух неречевые и речевые звуки. Учитель – логопед большее внимание уделяет развитию произносительной стороны речи: вызыванию и постановке звуков, накоплению активного словаря, развитию фразовой речи, формированию грамматического строя речи. Только совместная работа учителя сурдопедагога и учителя логопеда позволяет достичь оптимальных результатов в развитии детей с нарушением слуха.

2.7  Взаимодействие с семьей

Одним из важнейших направлений коррекционно - педагогического  сопровождения детей с нарушением слуха является работа с родителями, в которую вовлечен весь педагогический коллектив, но координируется она учителем-дефектологом (сурдопедагогом).

 Работа с родителями детей имеющих нарушение слуха организована в соответствии со следующей структурой.

                     

       С момента поступления слабослышащего ребёнка  в детский сад,  весь процесс по реабилитации  и интеграции строится на основе участия в этом процессе родителей.  

Задачи в работе с родителями:

- формировать у родителей правильное понимание  целей воспитания и обучения ребёнка с нарушением слуха;

- осуществлять совместно с педагогическим коллективом работу по всестороннему развитию детей;

- распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приёмами и  методами коррекционной работы;

-изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.

    Комплексный подход в работе с семьей реализуется через

Просветительское направление: информирование родителей об особенностях детей; о значении интегрированного воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха.

 Формами работы являются:

- индивидуальные и групповые консультации;

- родительские собрания.

Методическое направление: обучение родителей способам взаимодействия с ребенком,  способствующим его социализации  в обществе.

 Формами работы здесь стали:

- открытые занятия, наглядно демонстрирующие родителям методы и приемы обучения детей, способы сотрудничества взрослого с ребенком.

- практические занятия по обучению родителей организации разных видов деятельности ребенка-дошкольника в условиях семьи, согласно его возрасту и возможностям, с участием педагога – родителя – ребенка.

- домашние задания учителя-дефектолога, направленные на закрепление изученного материала в домашних условиях.

Диагностико-коррекционное направление: изучение семейной микросреды и коррекция детско-родительских отношений.

Формы работы:

- анкетирование родителей;

- наблюдение педагога;

- тестирование по заявкам родителей, индивидуальные консультации.

Работа с родителями в текущем году организована согласно данному плану.

План работы с родителями

№ п/п

Планируемые мероприятия

Сроки

1

Проведение общего организационного родительского собрания во всех возрастных группах

Сентябрь

2

Проведение родительского собрания  с родителями детей 1 года обучения, знакомство с организацией и особенностями  образовательного процесса слабослышащих детей в условиях массового учреждения.

Сентябрь

3

Ведение папок домашних заданий  и тетради взаимосвязи

Октябрь - май

4

Пополнение дидактическим  материалом страницы сайта  сурдопедагога для организации занятий дома

Сентябрь- май

5

Практикумы для родителей:

- развитие слухового восприятия в домашних  условиях;

- закреплени6 правильного произношения звуков  родителями

Октябрь

Декабрь

6

Проведение открытых  занятий для родителей

Декабрь, апрель

7

Проведение родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»

Январь

8

Консультирование родителей  по вопросам организации коррекционной работы в домашних условиях

Октябрь - апрель

9

Проведение общего родительского собрания во всех возрастных группах  «Игры для развития речи и мышления слабослышащих дошкольников»

Февраль

10

Проведение родительского собрания для детей 4 года обучения,  по готовности детей к обучению в школе.

Апрель

11

Речевая конференция

Май

12

Индивидуальные консультации

В течение года

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий по ранней стимуляции развития ребенка в условиях семьи и включению родителей в образовательный процесс повышает качественный уровень развития, способствует социальной активности самого ребенка, нивелирует негативные переживания родителей, формирует оптимистические установки по отношению к будущему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Мир эмоций",для детей с нарушением слуха,старший дошкольный возраст.

Цель:  -  Развитие коммуникативных навыков и социальной активности у детей с нарушением слуха Задачи:Образовательные: - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха  II года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе с детьми НВОНР (2 класс)

Коррекционно-развивающая программа реализует:– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.развитие у учащихся речевых навыков и ...