Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в средней группе для детей ОВЗ.
рабочая программа по теме
Рабочая программа для детей средней группы с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в средней группе для детей ОВЗ. | 71.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы
«Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»
(ГБОУ ШМК Бибирево)
127560, г. Москва, ул. Конёнкова, д.8А, тел. 8(499) 207-10-88, 8(499)206-94-66,
e-mail:shmk-bibirevo@edu.mos.ru, http://sch-bibirevo.mskobr.ru
ОГРН 1157746866562, ИНН/КПП 9715217689/771501001
Утверждено:
Директор ГБОУ
ШМК Бибирево
_______М.П.Андрианова
«__» _________2017г
Рабочая программа
коррекционно-развивающей деятельности
в средней группе для детей ОВЗ
Срок реализации 2017-2018 учебный год
Учитель – логопед:
Еремина Ольга Владимировна
Согласовано Методист, Руководитель Службы психолого-педагогического сопровождения Карпенко И.Н.____________________ ( ) | Рассмотрено на заседании Службы психолого-педагогического сопровождения Протокол № ____________ от «_____» _______________2017г. |
Москва 2017
Содержание
I. Пояснительная записка
1.1. Краткая характеристика детей
1.2. Цели и задачи.
II. Содержательный раздел
2.1. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы
2.2. Система коррекционной и образовательной деятельности
2.3. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с ОВЗ по развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя языка и связной речи
2.4. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с ОВЗ по развитию и совершенствованию фонетико-фонематического строя языка
III. Методическая литература
I.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе № 2/5 (средняя группа для детей с ОВЗ) разработана на основе «Примерной адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой.
Программа составлена в соответствии
- с Законом Российской Федерации «Об образовании»,
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
-Конвенцией ООН о правах ребенка,
-Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей,
-Декларацией прав ребенка,
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольной организации, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Рабочая программа разработана на период 2017-2018 учебного года (с 18.09.2017 по 15.05.2018 года).
Рабочая программа коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи разработана с учетом диагностических данных средней группы № 2/5. Для проведения индивидуальной педагогической диагностики мною использовалась «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой, «Речевая карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 5 лет» и материал для проведения обследования.
- Краткая характеристика ОНР I, II, III уровней речевого развития, характерных для детей группы№ 2/5.
Результаты диагностики, проведенной в начале учебного года:
19 детей с общим недоразвитием речи разного речевого уровня развития: 1 ребенок – I уровень речевого развития, 9 детей – II уровень речевого развития (из низ 6 ЗПР), 9 детей – III уровень речевого развития. (Филичева Т.Б)
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.
Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают
корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых
предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание
обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). По Т.Б.Филичевой.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с
уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель Программы: построение системы работы в группе для детей с ОВЗ (ТНР) в возрасте с 4 до 5 лет, направленную на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи Программы: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы
На занятиях с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5лет) планируется:
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Работа над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах
ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и
среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в
повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи.
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Формировать навык мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).
Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи.
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков,
автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными;
цепочки слогов со стечением согласных.
Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и
трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов,
различать слова с начальными ударными гласными.
Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и
прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пух, та, кот, уха).
Научить подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2 - 3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо
знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.
К окончанию учебного года планируется достижение следующих результатов (средний дошкольный возраст с 4 до 5 лет):
Речевое развитие.
Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые
простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и
ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.
Познавательное развитие
Ребенок знает, различает, соотносит основные цвета, геометрические формы и фигуры; хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела; складывает картинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу и словесной инструкции; может сравнить ряд предметов по величине и расположить их в
порядке возрастания или убывания; может соорудить элементарные постройки из деталей строительного конструктора по образцу и описанию; может сложить простые предметные картинки из четырех частей; владеет навыками счета в пределах трех; обобщающими понятиями (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, мебель, посуда,
обувь) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам; может установить связь между явлениями природы и знает правила поведения в природной среде.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15 - 20 минут; умеет импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, проявляет
потребность в общении со сверстниками, знает элементарные нормы и правила поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявляет волевые усилия в сложных ситуациях, проявляет симпатию к окружающим, испытывает
потребность в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания, выполняет просьбы взрослого, аккуратно убирает свои игрушки, одежду, обувь.
2.2. Система коррекционной и образовательной деятельности
Учебный год в группе для детей с ОВЗ (ТНР) начинается первого сентября, длится до конца мая:
1-2 неделя сентября – обследование детей. Фронтальные занятия проводятся четыре раза в неделю на протяжение всего учебного года с 18.09.17 по 15.05.2018. Продолжительность занятий 20 минут. Всего планируется проведение 127 фронтальных занятий по подгруппам (2 подгруппы).
Индивидуальные занятия с учителем-логопедом 2-3 раза в неделю с каждым ребенком, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (4 часа в неделю).
Занятия предусматривают целенаправленную работу по развитию и совершенствованию лексико - грамматического строя языка, связной речи; совершенствованию фонетического строя языка, подготовке детей к овладению навыками чтения и письма.
На фронтальных занятиях организуются игры для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
С 15 мая – обследование детей на конец учебного года.
2.3. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с ОВЗ по развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя языка и связной речи.
ТЕМА | Кол-во часов |
Сентябрь | |
«Мой дом» | 1 |
«Наша группа». Расширение словаря детей по теме. | 1 |
«Игрушки в нашей группе» | 1 |
«Я и моя семья» | 1 |
«Игрушки». Расширение словаря. Описательный рассказ. | 1 |
«Игрушки». Описательный рассказ. Продолжение. | 1 |
Октябрь | |
«Осень» (знакомство). Один - два – много – ни одного | 1 |
«Осень. Предлоги «НА», «С». | 1 |
«Осень. Описательный рассказ». | 1 |
«Я вырасту здоровым» | 1 |
«Овощи». Расширение словаря. Счёт до 3-х. Предлоги «НА», «С», | 1 |
«Овощи». Описательный рассказ. | 1 |
«Откуда хлеб пришел» (поля, сады, огороды) «Фрукты» (знакомство). | 1 |
«Фрукты» Счет до 5. Предлоги «НА», «С». | 1 |
«Фрукты». Описательный рассказ. | 1 |
Труд взрослых «Профессии» | 1 |
«Овощи – фрукты». Дифференциация. | 1 |
«Овощи – фрукты». Сад и огород. | 1 |
Ноябрь | |
«Неделя игры и игрушки» «Русские народные игрушки» | 1 |
«Наше тело». Знакомство. | 1 |
«Наше тело» (продолжение). | 1 |
«Наше лицо». Знакомство. | 1 |
«Гигиена». Средства гигиены | 1 |
«Обувь». Знакомство. | 1 |
«Обувь. Предлоги «В», «ИЗ». (продолжение) | 1 |
«Обувь. Пересказ». | 1 |
«Путешествие из прошлого в настоящее (сказки, традиции русского народа)» «Одежда». Знакомство. Предлоги «В», «ИЗ». | 1 |
«Одежда. Средний род имён существительных». | 1 |
«Одежда. Пересказ». | 1 |
«Моя мама» | 1 |
«Одежда. Обувь». Дифференциация. Описательный рассказ. | 2 |
Декабрь | |
«Зима. Природа зимой. (знакомство)». | 1 |
«Зима». Слоговая структура | 1 |
«Зима. Составление рассказа». | 1 |
Зима (знакомство с Русским Севером). «Зимующие птицы». | 1 |
«Зимующие птицы». Закрепление предлогов «НА», «С» | 1 |
«Описательный рассказ о зимующей птице» | 1 |
«Дикие животные» (знакомство). | 1 |
«Дикие животные. Части тела». | 1 |
«Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА». | 1 |
«Новогодние чудеса» «Новый год.» Описательный рассказ. | 1 |
«Наша елка». Составление рассказа. | 1 |
«Новый год» Составление рассказа». | 1 |
Январь | |
«Зимние игры и забавы». «Зимние забавы». | 1 |
«Зимние забавы. Описательный рассказ». | 1 |
«Детёныши диких животных. Знакомство». | 1 |
«Детёныши диких животных. Продолжение». Составление рассказа. | 2 |
«Домашние животные (знакомство)». | 1 |
«Домашние животные». Части тела. Словообразование | 1 |
«Домашние животные. Словоизменение». | 1 |
«Детеныши домашних животных» Словоизменение. | 1 |
«Детеныши домашних животных. Предлоги «ЗА», «ПОД». | 1 |
«Детеныши домашних животных. Составление рассказа. | 1 |
Февраль | |
«Предметы быта и их назначение» «Посуда (знакомство)». Предлоги «В», «НА», «ОКОЛО», «ЗА», «ПОД». | 1 |
«Посуда». Словоизменение. | 1 |
«Посуда». Составление рассказа. | 1 |
«Мебель (знакомство)». Предлоги «С», «ИЗ», «К», «ОТ». | 1 |
«Мебель». Словоизменение. | 1 |
«Мебель». Пересказ. | 1 |
«День защитника Отечества». Знакомство. | 1 |
«День защитника Отечества». Составление рассказа. | 2 |
«Высота» | 1 |
«Низкий – высокий» | 1 |
«Далеко – близко, высоко – низко» | 1 |
«Весна» (знакомство) | 1 |
«Весна». Предлоги «НА», «С» ….. | 1 |
Март | |
«Мамин праздник» | 1 |
«Мамин праздник». Пересказ. | 1 |
«Домашние птицы» (знакомство) | 1 |
«Домашние птицы» Части тела. | 1 |
«Домашние птицы» Словоизменение. | 1 |
«Домашние птицы». Описательный рассказ. | 1 |
«Птенцы домашних птиц» (знакомство) | 1 |
«Птенцы домашних птиц». Словоизменение. | 1 |
«Домашние птицы и их птенцы». Предлоги «НА», «С», «ОКОЛО», «ПОД» | 1 |
«Домашние птицы и их птенцы». Составление рассказа. | 1 |
«Дом и его части» (знакомство). | 1 |
«Дом. Плоскостное конструирование» Описательный рассказ. | 1 |
«Дом». Описательный рассказ. | 1 |
Апрель | |
«Профессии» Знакомство. | 1 |
«Профессии». Описательный рассказ. | 2 |
«Профессии на транспорте». Знакомство. | 1 |
«Неделя космонавтики» | 1 |
«Транспорт» (знакомство). | 1 |
«Транспорт. Предлоги «ПО», «К», «ОТ», «ОКОЛО», «НА», «В». | 1 |
«День космонавтики» | 1 |
«Птицы». Части тела. | 1 |
«Птицы «. Словоизменение. | 1 |
«Птицы». Предлоги «НАД», «НА», «ПОД», «ОКОЛО». | 1 |
«Птицы «. Словообразование. | 1 |
«Цветы» (знакомство). | 1 |
«Цветы» (продолжение). | 1 |
«Цветы «. Описательный рассказ. | 1 |
«Насекомые» (знакомство). | 1 |
Май | |
«Насекомые» Предлоги. | 1 |
«Наша победа» «День Победы». Составление рассказа. | 2 |
«Мир насекомых». Описательный рассказ. | 1 |
«Лето» | 1 |
«Лето». Составление рассказа. | 1 |
Всего часов: | 104 |
2.4. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с ОВЗ по развитию и совершенствованию фонетико-фонематического строя языка
Тема | Кол-во часов |
«Органы артикуляции». | 1 |
«Звуки вокруг нас». Звучащие игрушки. | 1 |
«Звуки вокруг нас». Неречевые звуки. | 1 |
«Звук У». | 1 |
«Звук А». | 1 |
«Звуки «У», «А». | 1 |
«Звук «И». | 1 |
«Звуки «А», «У», «И». | 1 |
«Звуки «А», «У», «И» закрепление. | 1 |
«Звук «О». | 1 |
«Звук «О». Закрепление. | 1 |
«Звуки «У», «О». Дифференциация. | 1 |
«Звуки «А», «У», «И», «О». | 1 |
«Звук «Э». | 1 |
«Звук «Э». Закрепление. | 1 |
«Звуки «Э», «И». Дифференциация». | 1 |
Звуки «А», «У», «И», «О», «Э». | 1 |
Звук «Ы». | 1 |
Звук «Ы». Закрепление. | 1 |
Звук «И», «Ы». Дифференциация. | 1 |
Звуки «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы». | 1 |
Чтение по изученным символам звуков | 2 |
Всего: | 23 |
Итого в течение года планируется провести 127 занятий по подгруппам (2 подгруппы).
III. Методический комплект к программе
1. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой — М. 2005.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. — М., 2012.
3. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим
недоразвитием речи. — М., 2002.
4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.
5. ФиличеваТ. Б.,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007.
6. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
7. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. — СПб., 2004.
8. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада Санкт-Петербург, 2014, - 203 с
9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Презентация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе
Презентация к рабочей программе учителя-логопеда в средней группе, разработанной на базе «Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год
Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с ФНР, ФФНР
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с ФНР, ФФНР...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...
Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...