РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха
I года обучения
2018-2019 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_goda_obucheniya.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Согласована: Утверждена
Зам. директора _______________Т.Е. Гутенева и.о. директор____________В.Ю. Андреева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха
I года обучения
2018-2019 учебный год
Учитель - дефектолог: Мустапаева А.Е.
г. Нефтеюганск
Содержание
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика курса.
- Содержание курса.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
- Описание учебно-методического комплекта образовательного процесса.
- Приложение к программе.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной образовательной политики большинства развитых стран, в том числе и Российской Федерации. Современное движение за качественное обновление образовательных учреждений требует создания в инклюзивной образовательной среде оптимальных условий, результатом действия которых является успешная адаптация к динамично меняющейся жизни как обучающихся (воспитанников) с особыми образовательными потребностями, так и их обычных сверстников с учетом социальных запросов населения и требований госстандарта.
Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовании - сложный процесс, как в организационном, так и в содержательном аспекте, в этой связи, эффективная реализация включения ребенка с нарушением слуха в общеобразовательную среду учреждения невозможна без специализированного педагогического сопровождения сурдопедагога, как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.
Для эффективной организации образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного общеобразовательного учреждения мной была выстроена модель коррекционно - педагогического сопровождения, где определены направления сопровождения, его содержание, как в самом учреждении, так и вне его.
Общая характеристика курса
Настоящая программа является одним из составных частей сопровождения ребенка с нарушением слуха и разработана в соответствии с индивидуальными возможностями детей данной группы, носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3 - 4 лет имеющих нарушение слуха и недоразвитие речи и отставание в развитии всех психических процессов, посещающих общеобразовательную группу 1 - 2й год (неусваивающих прогарамму), с сопровождением учителя-дефектолога, направленных городской ПМПК.
Цель программы: создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, гармонического развития личности каждого ребенка на основе систематической коррекционно-образовательной работы, результатом которой является социальное развитие воспитанника, обеспечение ему возможности интегрироваться в ординарное общество.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
- обеспечить общее разностороннее развитие дошкольников с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;
- организовать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;
- осуществить деятельный подход к воспитанию детей с нарушением слуха, т.е. проводить все виды воспитательной работы (образовательную и коррекционную) в русле основных видов детской деятельности;
- широко использовать и развивать остаточный слух у детей с нарушением слуха и применять звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования на всех занятиях;
- использовать речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми, имеющими нарушение слуха.
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
- Принцип гуманизации предполагает уважительное отношение к личности ребенка с ограниченными возможностями. Общество здоровых сверстников принимает его, как равного себе товарища и личность.
- Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с нарушением слуха;
- Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с нарушением слуха, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
- Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в реализацию основной образовательной программы дошкольного образования;
- Принцип непрерывности гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с нарушением слуха до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации программы, предполагает постоянное сотрудничество педагогов, учителя - дефектолога, администрации, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения воспитанников с нарушением слуха.
- Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
- организация образовательного процесса на основе индивидуальной траектории развития ребенка с нарушением слуха;
- организация слухоречевой среды в едином образовательном пространстве, как условие овладения средствами общения;
- организация четкой системы взаимодействия «сурдопедагог- воспитатель- учитель-предметник – учитель-логопед - педагог-психолог»;
- включение в образовательный процесс родителей для достижения образовательных результатов;
- комплексная диагностика уровня речевого развития, состояния слуховой функции, психического развития, сформированности предметных компетентностей и социальных умений;
- проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса;
- проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса;
- осуществлять преемственные связи между специальным дошкольным учреждением для детей с нарушением слуха и соответствующим типом школы.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья, состояния слуха, речи и развития ребенка;
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Артикуляционная гимнастика;
- Фонетическая ритмика
- Физминутки.
Место в учебном плане
В организации коррекционно - развивающего процесса используются разнообразные формы работы: коллективная, дифференцированная, групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа с дозированной помощью педагога, а также самостоятельные работы с мотивационной помощью педагога, самостоятельная работа с контролем со стороны педагога и т.д.
Диагностика проводится с 1 сентября по 15 сентября. Коррекционный период начинается со 15 сентября. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка.
Ценностные ориентиры курса
Материал программы спланирован в соответствии со 1-м годом обучения программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В., и дополнен материалом программы «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны К.Кауфманн.
Каждое занятие рабочей программы решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением слуха.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:
- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
- индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
- введения специальных видов помощи (элементы фонетической ритмики, тактильное восприятие).
Содержание курса
Раздел программы Цель, задачи | Содержание работы | Методы обучения |
Развитие речи. Цель: формирование речи как средства общения и познания окружающего мира. Задачи: - уметь подражать речи взрослых в доступной для детей форме, формировать навык сопряженно-отраженного проговаривания; - фиксировать внимание детей на таблички, формировать умение подкладывать таблички с написанными словами; -накапливать словарь, развивать значение слов и целых высказываний; -упорядочить и привести в систему всех усваиваемых в конкретных речевых условиях средств общения; -отработка конкретных речевых действий и развитие разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, слухо-зрительного восприятия). - развивать связную речь, прежде всего разговорной. | -Развитие языковой способности детей: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного); -подражание предметным и речевым действиям взрослого; -умение применять в общении любые усвоенные речевые действия и средства; - умение соотносить устное, письменное слово с обозначаемым содержанием; -Формирование разных видов речевой деятельности (говорения, слухо-зрительного восприятия, слушания, подкладывание табличек) в соответствии с задачами речевой коммуникации. -Отработка содержания ключевых тем и речевого материала, сгруппированного по темам и предъявленного в различных условиях практической деятельности и ситуациях общения. | - Побуждение ребенка к говорению по подражанию педагогу при создании игровой ситуации или при возникновении потребности в общении в практической совместной деятельности, в процессе действий с реальными предметами или их изображениями; -специальные тренировочные упражнения и дидактические игры, направленные на отработку различных элементов речи; - продуктивная деятельность детей (рисование, лепка) с речевым сопровождением действий; - работа с картинками, обыгрывание игрушек, проведение элементарных языковых наблюдений - называние букв; - складывание знакомых слов с опорой на таблички, используя набор букв - подкладывание табличек к картинкам и предметам; - соотнесение картинки с натуральным предметом. |
Развитие слухового восприятия Цель работы по формированию слухового восприятия: развитие слуховой функции, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
Задачи: - обогащать представления детей о звуках окружающего мира; - развивать речевой слух (формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал); - обучать детей правильному пользованию индивидуальными аппаратами. - формировать умения различать на слух звучание игрушек реагировать на неречевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука; - развивать умения различать на слух и воспроизводить длительность, темп, громкость звучания. | - Формирование умения воспринимать звуки с помощью звукоусиливающей аппаратуры; -выработка слухового внимания к звукам окружающей среды; -дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в пространстве; -уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках встречающихся при проведении занятий, связанных с познанием предметов и явлений и окружающего мира; -развитие слухового восприятия речи; -сочетание работы по развитию слухового восприятия с развитием речи. | Игры на восприятие неречевых и речевых сигналов при постоянно увеличивающемся расстоянии от источника звука; - различение на слух звучаний игрушек, воспроизведение соответствующих движений под звучание игрушки с произнесением слогосочетаний; - различение на слух и воспроизведение громкости звучания музыкальных игрушек и голоса, темпа звучания, слитных и прерывистых звучаний; - различение, и опознавание на слух знакомых слов, словосочетаний фраз; - различение на слух при прослушивании голосов птиц и животных; |
Обучение произношению. Цель обучения произношению - развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Задачи обучения произношению: - побуждать детей общаться устно на уровне их произносительных возможностей; -формировать внятную, максимально приближенную к естественной устной речи; -формировать умение произносить слова в нормальном темпе, с сохранением их звуко-слогового состава; - побуждать произносить фразы из 2—3 слов сопряженно, отраженно и в самостоятельной речи слитно, в темпе, близком к естественному; - побуждать детей изменять темп (ускоряя и замедляя его) произнесения слов; - побуждать детей воспроизводить в речи близко к норме не менее 10 звуков; - учить изменять силу голоса в сопряженной и отраженной речи; - побуждать детей выражать элементы интонации в сопряженной и отраженной речи | - Работа над речевым дыханием, голосом, звуками, словами и фразами. - вызывание, постановка, коррекция и автоматизация звуков; -формирование навыков устного общения детей с окружающими взрослыми и детьми; -совершенствование навыка воспроизведения слов в естественном темпе, с соблюдением их звуко -слогового состава; - работа над умением выражать различные интонации в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи | - отраженное и сопряженное говорение; - фонетическая ритмика; -специальные игры, некоторые логопедические приемы постановки звуков; - речевые игры и упражнения, в соответствии с условиями которых используется называние предметов и их изображений; - логопедические распевки; - ответы на вопросы; - выполнение поручений; - называние букв. |
Формирование элементарных математических представлений. Цель курса обучения элементарным математическим представлениям: формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, а также усвоение способов количественного сопоставления – установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение. Задачи курса: - Научить детей выделять один предмет и много из группы однородных предметов по подражанию, образцу, слову. Познакомить со словами один, много; - научить количественному счёту пределах 5; - формировать у детей представление о том, что количество не зависит от цвета, формы, величины предметов; - учить сопоставлению предметов с помощью разных способов: наложения, приложения, пересчета; - учить сопоставлять предметы по величине (большой, маленький); - учить детей воспринимать плоскостные и объемные формы — шар, куб, квадрат, круг, треугольник, выделять форму в предмете; - формировать умение ориентироваться в пространстве комнаты и пространственном расположении предметов: тут — там, внизу — наверху, рядом. | Формирование: - количественных представлений; - представлений о величине; - представлений о форме предметов и их пространственном расположении; - измерительных навыков. - проведение наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений. При формировании элементарных математических представлений ведется систематическая работа по развитию речи. | Дидактические игры, специальные наблюдения, действия с предметами, упражнения. сопоставление объектов по количеству, величине, форме, пространственному расположению; - сопоставление предметов по количеству, величине, форме; - количественный и счет предметов; - составление числового ряда; - сравнение наглядно представленных множеств, чисел; - объединение и разъединение групп объектов (сложение и вычитание); - измерение и сопоставление по величине протяженных и объемных предметов, разными способами (приложением, наложением, измерением с помощью условной меры); -определение расположения предмета в комнате. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Раздел программы | Методические пособия | Наглядно-дидактические пособия |
Развитие речи | - Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 2001. -Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1982. - Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2001 -Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. и др.; Под ред. Носковой Л.П. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с. - Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ — М., 2004. - Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. - Е.П. Кузьмичёва, Е.З. Яхнина, О. В. Шевцова «Развитие устной речи глухих школьников», М., НЦ ЗНАС, 2001 г. | - О.Жукова «Первые уроки грамоты» Ушарик готовится к школе, С-Петербург О.Жукова «Развитие речи» Ушарик готовится к школе, С-Петербург А.А.Астахов, Н Астахова Моя перва книга от 6 мес. До 3 лет, М. Белый город, 2008г., И.А. Михаленкова Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха, С-Петербург, Каро, 2006 Е.Г. Речницкая, А.Л. Зикеев А.Г., Азбука, часть 1, М., Просвещение, 2000 г. - Рау Ф.Ф., Кац З.Г.,Слезина Н.Ф. Азбука, подготовительный класс ОУ I вида, М.Просвещение, 2002г. |
Развитие слухового восприятия и обучение произношению | -Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида 1ч. – М.: Владос, 2004. - Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… – М.: Просвещение, 1995, 2003 -Шматко Н.Д.«Диагностика и коррекция нарушения слуховой функции у детей первого года».полиграф сервис 2001 - Шматко Н.Д «Формирование устной речи у дошкольников с нарушением слуха» Владос, 2003 - Развитие слуха и речи у детей раннего детского возраста после кохлеарной имплантации, С-Петербург, 2009г. -Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия, М. Владос, 20017 | Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида 2ч. Дидактический материал М.: Владос, 2004.Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей / Головчиц Л.А., Дмитриева Л.В., Казанская В.Л., Каширская Е.В., Осипова Т.А. и др.; Под ред. Головчиц Л.А. – М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003. -О.Жукова Развиваем зрительное внимание и память Ушарик готовится к школе, С-Петербург. - О.Жукова «Развиваем слуховое восприятие и память» Ушарик готовится к школе, С-Петербург. - Пфафенродт А.Н., ВласоваТ.М «Произношение» подготовительный класс М.Просвещение, 2000г. - Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких, м, Лисс, 2008г. - И.Скворцова Логопедические игры, М.. ОЛМА Медиа Групп, 2007 г. |
Формирование элементарных математических представлений и обучение счету | Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2001 | - С.В. Корсун, И.А. Гинзберг Азбука неслышащего малыша,М, Олма – ПРЕСС, 2005 г. -О.Жукова «Развиваем интеллект» Ушарик готовится к школе, С-Петербург - О.Жукова «Развиваем математические представления» Ушарик готовится к школе, С-Петербург В.Б. Сухова Математика, учебник для подготовительного класса специальных коррекционных учреждений вида, М., Просвещение, 2000 г. Зикеев А.Г., Азбука, часть 2, М., Просвещение, 2000 г. «30 занятий для успешного развития ребёнка», рабочая тетрадь дошкольника, серия С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Мои первые тетрадки», г.Киров ООО «Дом печати- Вятка», 20013 г. - Большая книга упражнений для подготовки к школе, М., РОСМЕН, 2006г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в средней группе для детей ОВЗ.
Рабочая программа для детей средней группы с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе с детьми НВОНР (2 класс)
Коррекционно-развивающая программа реализует:– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.развитие у учащихся речевых навыков и ...