Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 4 года обучения
рабочая программа

Мустапаева Асель Ердаулетовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №3»

Тематическое планирование

по формированию элементарных математических представлений

для IV года обучения

2 часа в неделю

             

                                                              Учитель- дефектолог: Мустапаева А.Е.

г. Нефтеюганск

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

п /п

Кол-во

часов

Дата

Тема занятия

Знания и умения

Словарь

 I  период

 

 

   1

2

17.09

19.09

Cравнение предметов по величине:

большой – меньше – маленький; маленький  –  больше  –  большой;

Умеет показать большой  и  маленький предмет, сравнивает предметы по величине путём прикладывания друг  на друга.

Вот большой мяч. Это маленький мяч. Этот мяч  меньше. Покажи большую машину, меньше, маленькую

2

1

21.09

Cравнение предметов по величине:

высокий  – ниже  –  низкий; низкий  –  выше  –  высокий.

Измерение высоты предметов условными мерками  и сантиметром (работа с угольником и линейкой) сравнение.

Умеет сравнивать  предметы

по высоте путём прикладывания,

   находить высокий предмет, низкий, находить предметы выше и ниже по образцу и самостоятельно.

Умеет измерить предметы условными мерками и сантиметром, сравнить их.

Это высокий дом, этот ниже,  этот дом низкий

Покажи высокое дерево, покажи ниже,

низкое дерево

 

3

1

24.09

Cравнение предметов по величине: длинный  –  короче  –  короткий; короткий – длиннее – длинный

Измерение длины  предметов условными мерками  и сантиметрами (работа с угольником и линейкой) сравнение.

Умеет сравнивать  предметы

по длине путём прикладывания,

   находить длинный предмет, короче, короткий предмет и наоборот по образцу и самостоятельно.

Умеет измерить предметы условными мерками и сантиметром, сравнить их

Какая полоска длинная, короткая?

Покажи длинную полоску, короче, кроткую ( короткую, длиннее, длинную)

Дай такую же, положи одну полоску  на другую. Измеряем, мы измеряли, длина 5 шагов.

4

1

26.09

 

Cравнение предметов по величине: узкий  –  шире  –  широкий; широкий  –  уже  –  узкий. Измерение ширины  предметов  условными мерками  и сантиметрами (работа с угольником и линейкой) сравнение.

Умеет сравнивать  предметы

по ширине путём прикладывания,

   находить широкий предмет, уже, узкий предмет и наоборот по образцу и самостоятельно.

Умеет измерить предметы условными мерками и сантиметром, сравнить их

Широкая лента,  узкая лента

Широкая дорога, узкая дорога

Эта дорога уже, эта дорога шире

   5

1

28.09

Понятия: тяжелее – легче.   Ознакомление с бытовыми весами (без усвоения мер веса).

Умеет сравнить предметы по тяжести.

 

 Арбуз тяжёлый, яблоко легче. Перо лёгкое, а гиря тяжёлая.

Формирование количественных представлений

6

1

01.10

Прямой  и обратный счет в пределах 10

Умеет считать до 10-и обратно, называет числа по порядку,  соотносит последнее число со всей перечисленной  группой.

Считай до 10. Сколько мишек? 3 мишки.

Положи 4 зайчика, 8 морковок.

     7

1

03.10

Складывание и чтение арифметической строки из разрезных цифр в пределах 10

Складывает числа по порядку, читает арифметическую строк.  Называет «соседей» числа

Пере 5 стоит 4, за 5 стоит 6. Соседи числа 5 – 4 и 6

1

  Порядковый счёт в пределах 10

Умеет считать по порядку, называть порядковый номер

Первый, второй, третий, четвёртый, пятый… десятый

 8

1

05.10

Сложение в пределах 5

Умеет решать примеры на сложение в пределах 5 устно и письменно.

Плюс, прибавить, равно, получится. Два плюс три равно 5.

9

1

10.10

Вычитание в пределах 5.

Умеет решать примеры на вычитание в пределах 5 устно и письменно.

Минус, отнять, равно, получится. Пять минус два, получится три.

10

1

12.10

Сложение и вычитание в пределах 5

Различает действия на сложение и вычитание при решении примеров.

Плюс, прибавить, равно, получится. Минус, отнять, равно, получится.

11

1

15.10

Сравнение групп предметов по количеству

Умеет сравнивать группы предметов разного и одинакового количества.

Здесь 5 яблок, здесь 3 яблока, 5 больше, 3 – меньше.

    12

2

17.10

19.10

Решение задач  на нахождение суммы   по наглядной ситуации, демонстрации действия.

Умеет решать   задачи по наглядной ситуации, демонстрации действия, записать решение  в виде арифметической строки с последующим анализом компонентов задачи, зарисовать задачу.

Было, прилетели, прибежали – сколько стало?

13

2

22.10

24.10

Решение задач  на нахождение остатка по наглядной ситуации, демонстрации действия.

Умеет решать   задачи по наглядной ситуации, демонстрации действия, записать решение  в виде арифметической строки с последующим анализом компонентов задачи, зарисовать задачу.

Было, улетели, убежали – сколько стало?

  14

1

26.10

Геометрические фигуры:

 круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник,

Называет, умеет найти круг,  овал, квадрат, прямоугольник, треугольник  среди других  фигур. Умеет фигуры (одинаковые и разные по цвету,  размеру).

Умеет выделять форму в предметах и группировать предметы по форме

Это круг,  овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Покажи красные круги.

Покажи все круги.

Дай большие круги, дай маленькие

квадраты. На какую фигуру похож огурец, мяч, книга и т.д.

Четырёхугольник

Знаком с понятием  четырехугольник, его свойствами и разновидностями (квадрат, прямоугольник и др.), отличает от других многоугольников

Четырёхугольник – квадрат, прямоугольник

15

1

15.10

Сравнение: плоскостных фигур, имеющих формы круга, квадрата, овала, треугольника, четырехугольника.

Умеет выбрать предметы имеющие форму овала, квадрата, круга, прямоугольника, треугольника, (одинаковые и разные по цвету. размеру), сравнить их по величине, цвету, форме

Это яблоки, они все круглые, красные, большие – одинаковые. Шары разные по форме, размеру и цвету

   16

1

29.10

Геометрические фигуры:  куб, параллелепипед

Умеет назвать  куб, параллелепипед и  найти среди других объёмных геометрических фигур, правильно назвать.

Это шар. Это куб.  Слепи шар. Я лепил шар. Слепи куб. Я слепил куб.

Дай красный шар, дай большой куб.

Жёлтый куб больше красного куба.

  17

1

    31.10

    Сравнение фигур имеющих форму куба, квадрата, параллелепипеда.

Умеет выбрать предметы имеющие форму куба, квадрата, параллелепипеда и сравнить (одинаковые и разные по цвету, величине).

Эти шары одинаковые по размеру. Этот куб больше, этот куб меньше.

   18

1

    02.11

Прямая, ломаная, волнистая линии.

Умеет назвать линию и подобрать соответствующую табличку, умеет их изобразить.

Прямая, ломаная, волнистая линия.

         игрушки

  Мишка , кукла, мяч,

пирамида, машина, само-

лёт, зайка ,лопата

 

19

1

 

05.11

Расположение предмета

вверху -  внизу на  вертикальной плоскости и  на  горизонтальной плоскости

Ориентируется, может показать верх – низ, расположить предметы вверху – внизу на вертикальной доске,  на горизонтальной плоскости (листе бумаги, на столе), определить расположение предметов по картинке.

Положи круг вверху. Где лежит круг? Вверху.

Положи квадрат внизу. Где лежит квадрат? Внизу.

Где летит самолёт? Где ползёт ёжик?

20

1

07.11

Справа  - слева, посередине  на  вертикальной и  горизонтальной плоскости      

   

Различает правую и левую сторону, середину листа бумаги.

Определяет положение предмета на вертикальной и горизонтальной плоскости, определяет расположение предметов по картинке.

 

   Саша справа от Оли, Оля  посередине,   Вова слева от Оли. Возьми квадрат. Слева от квадрата положи большой круг, справа  - маленький круг.

  21

1

9.11

Вперёд, назад, вправо, влево.

Умеет двигаться в заданном направлении: вперед, назад, вправо, влево.

Вперёд, назад, вправо, влево. Я иду вперёд (назад).

  22

1

   12.11

   

Расположение предметов: впереди (перед), сзади (за) от себя под, над.

Ориентируется в пространстве. Умеет определить местоположение предмета  от себя и от другого предмета  

Где мишка? Мишка далеко.

Где кукла? Кукла близко.

   

   

     

  23

1

 

14.11

Число и цифра 6. Состав числа 6

Соотносит цифру с количеством предметов, подкладывает табличку со словом к цифре. Знакомится с составом числа 6.

Цифра шесть. Сколько мячей? Шесть мячей. Считай до шести. Шесть это 3 и 3 и т.д.

 24

2

  16.11

  19.11

Решение примеров в пределах 6

Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 6.

25

 

1

  21.11

Число и цифра 7 Состав числа 7

Соотносит цифру с количеством предметов, подкладывает табличку со словом к цифре. Знакомится с составом числа 7.

Считай до  7-ми Сколько яблок? 7 яблок.

 Назови соседей числа 7.  Какое число стоит перед 7, после 7.

26

2

   

23.11

26.11

Решение примеров в пределах 7

Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 7.

Что ты делаешь? Я решаю пример. Получилось 4

27

1

 

28.11

Состав чисел 5, 6, 7

Знает состав чисел 5, 6, 7

5 – это 2 и 3, 6 – это 4 и 2 и т.д.

    28

1

30.11

Число  и цифра 8.  Состав числа 8

Соотносит цифру с количеством предметов, подкладывает табличку со словом к цифре. Знакомится с составом числа 8.

Считай до  8-ми.  Сколько мячей? 8 мячей. Назови соседей числа 8.  Какое число стоит перед 8, после 8.

  29

2

03.12

05.12

Решение примеров в пределах 8

Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 8.

 Восемь  минус три равно пять. Я решил примеры.

  30

1

07.12

Число и цифра 9.  Состав числа 9

Соотносит цифру с количеством предметов, подкладывает табличку со словом к цифре. Знакомится с составом числа 9.

Считай! Покажи цифру 9. Нарисуй 9 ёлочек .

Цифра 9. 9 больше 8, 9 меньше 10.

   31

1

10.12

Состав чисел 6, 7, 8, 9

Знает состав чисел 6, 7, 8, 9

В домике живёт 6 жильцов, рассели их в  комнаты. Здесь живёт 4, а здесь 2. 4 и 2 – это 6

   32

2

12.12

14.12

Решение примеров в пределах 9

Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 9.

Сколько будет, если к 6 прибавим 3, если от 9 отнимем пять.

  33

1

17.12

Число и цифра 10.  Состав числа 10

Соотносит цифру с количеством предметов, подкладывает табличку со словом к цифре. Знакомится с составом числа 10.

Сколько гусей?  10 гусей. Положи 10 палочек, положи цифру 10.

  34

1

19.12

 Состав числа 10. Состав числа 10

Знакомится с составом числа 10, умеет разделить предметы при определении составных частей цифры 10

10 – это 5 и 5

  35

2

21.12

24.12

Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10

Умеет заполнить «домики» на состав чисел с опорой на таблицу

7 – это 3 и 4;  8 – это 4 и 4

 36

2

16.02

18.02

Решение примеров в пределах 10

Сравнивает числа, определяет, где больше, где меньше.

Здесь 4 яблока, здесь больше, там 3 яблока, там меньше.

  37

1

26.12

Обратный счёт в пределах 10.

Знает обратный счёт, расставляет цифры в обратном порядке.

Считай от 10.

  38

1

28.12

Порядковый счёт

Знает порядковый счёт, умеет определить, какой по счёту предмет.

Первый, второй, третий, четвёртый ит.д.

39

1

11.01

Прямой и обратный счет от одного заданного числа до другого заданного числа

Умеет считать от заданного числа в обратном порядке.

Считай от 8 до 3, от 6 до 2

  41

2

14.01

16.01

Сравнение чисел с  использованием  знаков: = (равно); > (больше), < (меньше).

Умеет сравнивать числа с  использованием  знаков: = (равно); > (больше), < (меньше).

7 больше 3, 6 равно 6, 2 меньше 8

Объёмные фигуры шар, цилиндр

Умеет назвать объёмные фигуры шар, цилиндр и  найти среди других объёмных геометрических фигур. Умеет выделять форму в предметах и группировать предметы по форме

Объёмные фигуры шар, цилиндр. Мяч похож на шар. Ведро похоже на цилиндр.

Сравнение объемных фигур шар, круг, цилиндр, овал

Умеет выбрать предметы имеющие форму куба, квадрата, параллелепипеда и сравнить (одинаковые и разные по цвету. величине).

Шар, цилиндр - объёмные фигуры. Круг, овал – плоские фигуры. Мяч похож на шар. Ведро похоже на цилиндр.

  42

1

21.01

Времена года

Знает и различает времена года. Выбирает картинки соответствующие времени года, читает  подписи к картинкам.

Осень. Идёт дождь.

На улице холодно. Дует ветер.

На небе тучи. Падают листья.

Это зима, выпал снег, сугробы, на улице мороз. Это весна. Тает снег, бегут ручьи. Прилетели птицы. Это лето. Жарко. Дети купаются, собирают грибы ягоды.

  43

2

23.01

25.01

Месяца

Подбирает таблички с названиями месяцев к времени года

Зима- декабрь, январь, февраль. Весна – март, апрель, май. Лето – июнь, июль, август. Осень – сентябрь, октябрь, ноябрь.

  44

2

28.01

30.01

Дни недели

Знает дни недели.

Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?

  45

1

04.02

Части суток -

ночь, утро, день, вечер

Знает и различает части суток. Выбирает картинки соответствующие частям суток, читает  подписи к картинкам.

Утро. Утром мы просыпаемся, делаем зарядку, идём в садик. Днём в садике играем, занимаемся. Вечером играем, смотрим телевизор. Ночью спим

46

1

06.02

Понятия: сегодня, вчера, завтра

Ориентируется в понятиях  сегодня, вчера, завтра. Отвечает на вопросы.

Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?

47

1

08.02

Понятия: позавчера, послезавтра

Ориентируется в понятиях   позавчера, послезавтра.  Отвечает на вопросы

Что ты делал вчера? Куда мы ходили позавчера? Когда было воскресенье?

48

1

11.02

Понятия: сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра

Ориентируется в понятиях   сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра.  Отвечает на вопросы

Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Куда мы ходили позавчера? Когда было воскресенье?

49

3

13.02

15.02

18.02

Определение времени по часам (с точностью до часа)

Умеет определять время по часам с точностью до часа.

Часы, стрелки, большая стрелка, маленькая стрелка. Сколько сейчас  времени?

50

3

20.02

22.02

25.02

Решение примеров в пределах 10.

Знаком с действием сложения, со значением слова «плюс». Умеет объединить предметы, разъединить предметы, проговаривает в процессе выполнения действия.

Составляет арифметическую строчку из разрезных цифр, записывает в тетрадь. Умеет читать пример вида 6+2 = 5    8 – 4 =4

Будем решать примеры. Плюс, минус, равно. Шесть прибавить два, получится восемь.

51

2

27.02

01.03

Решение примеров на сложение в пределах 10 с перестановкой мест слагаемых: 7 + 2 = 2 + 7.

Умеет решать примеры  на сложение в пределах 10 с перестановкой мест слагаемых: 7 + 2 = 2 + 7, с помощью учителя, самостоятельно.

От перестановки мест слагаемых сумма не меняется

52

3

04.03

06.03

11.03

Сравнение двух выражений, использование знаков: = (равно); > (больше), < (меньше). Например: 5 + 2 > 5 + 1;  4 + 1 < 4 + 4.

Умеет сравнить два выражения, с использованием знаков: = (равно); > (больше), < (меньше). Например: 5 + 2 > 5 + 1;  4 + 1 < 4 + 4.

5 плюс 3 меньше, чем 5 плюс четыре

53

2

13.03

15.03

Ознакомление с нумерацией в пределах 20.

Знает  цифры и считает  до 20. Расставляет цифры по порядку, умеет показать число на пальцах.

Считай от 10 до 20. Покажи цифру 11, 14, 18. 10 и 5 – это 15 10 и 2 - 12

54

2

18.03

20.03

Решение примеров на сложение в пределах 20 на основе усвоения состава числа (десяток и единицы).

Решение примеров на сложение в пределах 20 на основе усвоения состава числа (десяток и единицы).

Считай от 10 до 20. Покажи цифру 11, 14, 18. 10 и 5 – это 15 10 и 2 - 12

55

2

22.03

25.03

Решение примеров на вычитание в пределах 20 на основе усвоения состава числа (десяток и единицы).

Решение примеров на вычитание в пределах 20 на основе усвоения состава числа (десяток и единицы).

12 минус 2 равно десять

56

2

27.03

29.03

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 на основе усвоения состава числа (десяток и единицы).

Умеет решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 на основе усвоения состава числа (десяток и единицы).

Считай от 10 до 20. Покажи цифру 11, 14, 18. 10 и 5 – это 15 10 и 2 – 12

10 плюс 7 равно семнадцать. 12 минус 2 равно десять

57

3

01.04

03.04

05.04

Решение задач  на нахождение суммы   по наглядной ситуации, демонстрации действия.

Умеет решать   задачи по наглядной ситуации, демонстрации действия, записать решение  в виде арифметической строки с последующим анализом компонентов задачи, зарисовать задачу.

Было, прилетели, прибежали – сколько стало?

58

3

08.04

10.04

12.04

Решение задач  на нахождение остатка по наглядной ситуации, демонстрации действия.

Умеет решать   задачи по наглядной ситуации, демонстрации действия, записать решение  в виде арифметической строки с последующим анализом компонентов задачи, зарисовать задачу.

Было, улетели, убежали – сколько стало?

58

2

15.04

17.04

 

Решение задач  на нахождение  суммы и остатка по наглядной ситуации, демонстрации действия.

Умеет решать   задачи по наглядной ситуации, демонстрации действия, записать решение  в виде арифметической строки с последующим анализом компонентов задачи, зарисовать задачу.

Было, стало. Я решил задачу. Получилось 5

59

5

  19.04

22.04

24.04

26.04

29.04

Решение примеров в пределах 20 на сложение и вычитание

Что ты делаешь? Я решаю примеры. Что ты сделал? Я решил примеры.  

60

3

06.05

08.05

10.05

Решение примеров на сложение в пределах 20 с перестановкой мест слагаемых: 10 + 2 = 2 + 10.

Умеет решать примеры  на сложение в пределах 20 с перестановкой мест слагаемых: 7 + 10= 10 + 7, с помощью учителя, самостоятельно.

От перестановки мест слагаемых сумма не меняется

61

3

13.05

15.05

17.05

Сравнение двух выражений, использование знаков: = (равно); > (больше), < (меньше). Например: 5 + 2 > 5 + 1;  4 + 1 < 4 + 4.

Умеет сравнить два выражения, с использованием знаков: = (равно); > (больше), < (меньше). Например: 5 + 2 > 5 + 1;  4 + 1 < 4 + 4.

5 плюс 3 меньше, чем 5 плюс четыре

62

2

20.05

22.05

 Повторение: Времена года, месяца, дни недели, части суток

Знает и различает времена года, дни недели, части суток. Выбирает картинки соответствующие времени года, подбирает таблички с месяцами к соответствующему времени года, знает по порядку дни  недели, подбирает картинки к частям суток, читает  подписи к картинкам.

Назови времена года. Какое время года  идёт? Какое время года было? Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?

63

2

24.05

27.05

Повторение: определение времени по часам

Умеет определять время по часам с точностью до часа.

Часы, стрелки, большая стрелка, маленькая стрелка. Сколько сейчас  времени?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 1 года обучения

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 1 года обучения...

Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия 1 года обучения

Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия 1 года обучения...

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 2 года обучения

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 2 года обучения...

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 3 года обучения

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 3 года обучения...