Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".
рабочая программа по теме

Елена Владимировна Селиванова

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. У детей данной категории имеются потенциально сохраненные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточной сформированностью многих психических функций: мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, плохой координацией движений. В связи с этим была разработана программа для проведения коррекционно - развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 5-7 лет с задержкой психического развития и не посещающих детский сад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к
школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений

Составители:

Селиванова Елена Владимировна,

педагог-психолог,

Алексинская Татьяна Васильевна,

Кондрашова Надежда Валерьевна

учителя-дефектологи

Москва 2015


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка        3

2. Календарно-тематическое планирование        7

3. Содержание программы        8

4. Механизм отслеживания результатов        12

5. Условия реализации программы        12

6. Список литературы        14

7. Приложение        15


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. У детей данной категории имеются потенциально сохраненные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточной сформированностью многих психических функций: мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, плохой координацией движений.

Кроме этого выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность. У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушение звукопроизносительной стороны речи. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. В дальнейшем недостаточная готовность детей к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного при выполнении последующих заданий.

В связи с этим была разработана программа для проведения коррекционно - развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 5-7 лет с задержкой психического развития и не посещающих детский сад. 

Актуальность, новизна программы направлена на воспитание и формирование предпосылок универсальных учебных действий, что способствует формированию элементарных математических представлений, умению применять полученные знания на практике, путем сознательного и активного присвоение нового опыта. Данная программа может использоваться педагогами, родителями при организации самостоятельной коррекционной работы с детьми.

Новизна программы заключается в оказании специальной коррекционно-развивающей помощи дошкольникам, в помощи при формировании учебной деятельности, которая позволяет избежать трудностей в овладении школьно-значимых функциях при поступлении в первый класс. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

 Нормативно-правовая база программы

 В основу рабочей программы положены нормативно-правовые документы Правительства Российской Федерации, методические рекомендации и базовые государственные программы.

  1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7 ФКЗ).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010г. № 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009г. №373; в ред. от 11 февраля 2013г. №26993.
  5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ дошкольного образования), от 16 марта 2010г. №16299.
  6. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016гг.) развития образования города Москвы («Столичное образование». Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01. 06. 2012г. №761).
  7. Устав ГБОУ ЦД и К «Участие» (ред. №2 от 29 августа 2011г.).
  8. Должностные инструкции педагога дополнительного образования ГБОУ ЦД и К «Участие».

Социальная значимость программы  заключается в преемственности между дошкольным и школьным образованием, что позволяет развивать потенциальные возможности ребенка, обеспечивать постепенный переход от непосредственности к произвольности, учитывать «зоны ближайшего развития», создавать условия для включения ребенка в социальные формы общения.

Цель программы: адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям, формирование элементарных навыков универсальных учебных действий, коммуникативных и речевых компетенций, создание предпосылок к школьному обучению и условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи программы

Образовательные:

  • формировать первичные навыки мыслительной операции;
  • развивать элементарные математические представления;
  • формировать умение включаться в поисковую деятельность, осуществлять контроль собственных действий, получать результат и оценивать его;
  • формировать и развивать графические навыки, правильную посадку

Коррекционно-развивающие:

  • развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, наблюдательность, сообразительность, фантазию;
  • развивать до необходимого уровня психофизические функции, обеспечивающие готовность к обучению: фонематический слух, мелкие мышцы пальцев, оптико-пространственную ориентацию, зрительно-моторную координацию и т. д.;
  • развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность поведения), коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учёт темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.);
  • организовывать благоприятную социальную среду

Воспитательные:

  • формировать коммуникативные навыки общения с окружающими; умение работать в коллективе сверстников.

Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М. С. Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития предложенная К.С.Лебединской в 1982г., которая отражает механизмы нарушения познавательной деятельности и причину возникновения задержки психического развития, выделяя четыре её типа: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.

Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

 Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, при которой наиболее стойкие нарушения темпа психического созревания осложнены рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств, особенно нуждаются в специальных условиях обучения. Дети, имеющие задержку психического развития конституционального и соматогенного происхождения, могут обучаться в условиях общеобразовательной школы при оказании им специальной помощи со стороны педагогов, детского врача, родителей, психолога, логопеда. Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией, и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие использования синтаксических и недостаток морфологических форм затрудняют развернутое высказывание.

Дети с ЗПР в 6-7-летнем возрасте не достигают необходимого для начала обучения уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности. Внимание у таких детей низкой концентрации, для них характерна повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение учебных и внеучебных заданий.

Во всех видах мыслительной деятельности у детей с ЗПР обнаруживается отставание: затруднение в объяснении причинно-следственных связей, в анализе словесно-логического мышления. Для них характерен недостаточно высокий уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций:  анализа,  обобщения, абстракции, переноса. Слабая сформированность обобщающей функции слова обуславливает трудности в овладении детьми родовыми понятиями - показателями запаса видовых конкретных понятий и умений самостоятельно выделять существенные признаки однородной группы предметов. У детей обнаруживаются недостаточная гибкость мышления, к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развёрнутость высказывания.

Подготовка к школе ребёнка с ЗПР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития у него положительных качеств личности.

Принципы, методы и формы организации коррекционно-образовательного процесса

 Основными принципами при формировании элементарных математических представлений являются:

  • принцип доступности;
  • принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения;
  • принцип создания оптимальных условий для обучения;
  • принцип прочности и действенности результатов;
  • принцип коррекционной направленности;
  • принцип преемственности между обучающими; обучающимися и родителями

Методы: анализ медицинской документации, анкеты и памятки для родителей, беседа с ребенком и родителями, диагностика ребенка, наблюдение за деятельностью ребенка, коррекционно-развивающие занятия; работа с родителями по актуализации их собственной активности в выполнении домашних заданий с ребенком.

Режим занятий: продолжительность занятия – 30 минут, один раз в неделю, общее количество часов – 36.

Формы: занятия проводятся в мине-группе или в группе. Формирование групп зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Основные направления работы

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.
  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  1. Развитие основных мыслительных операций:
  • навыков соотносительного анализа;
  • навыков группировки и классификации;
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
  1. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления;
  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
  2. Расширение представлений о мире и обогащение словаря.
  3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Структура занятия (30 минут).

  1. Организационный момент (1-2 минуты).

 Создание положительного настроя на обучение.

 Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия.

  1. Актуализация знаний (1-2 минуты).

 Повторение пройденного с целью введения детей в новую тему. Проверка домашнего задания.

 Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом.

  1. Подготовительный этап (1-2 минуты).

Ознакомление с темой и целью занятия.

  1. Этап получения новых знаний. (7-10 минут)

Знакомство с цифрой и числом. Определение связи числа с его графическим образом (цифрой). Выкладывание цифр из скрепок, пуговиц. Работа в тетради на печатной основе «Готовимся к школе»

5. Физкультминутка или пальчиковая гимнастика (3 – 4 минуты).

    Снятие усталости и напряжения.

6. Закрепление полученных знаний (5-7 минут).

 Работа в тетради на печатной основе «Готовимся к школе»

7. Подведение итогов (1-2 минуты).

Рефлексия. Самооценка детей.

8. Сообщение информации о домашнем задании (2-3 минуты).

Ожидаемые результаты программы

 В соответствии с требованиями ФГТ у дошкольников с ЗПР должны быть сформированы предпосылки универсальных учебных действий:

Личностные:

  •  мотивационные и коммуникативные; формирование самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению;
  • правильно сидеть за партой;
  • работать самостоятельно;
  • наводить порядок на парте;
  • при неудаче принимать помощь взрослых, не отказываться от выполнения задания.

Познавательные:

  • знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
  • сравнение и сопоставление;
  • выделение общего и различного;
  • осуществление классификации;
  • установление аналогии;
  • самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

  • осуществление действия по образцу и заданному правилу;
  • сохранение заданной цели;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • осуществление контроля своей деятельности по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные:

  • овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника;
  • слушать и слышать педагога, выполнять его инструкцию.

К концу учебного года по формированию элементарных математических представлений дошкольники узнают:

  •  представление о числах и цифрах до 10;
  • математические знаки +, -, =, <, >;
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

 Могут научиться:

  • понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета;
  • воспроизводить количество движений по названному числу;
  • писать цифры от 1 до 10;
  • считать по образцу и названному числу;
  • записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
  • устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами;
  • решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры;
  •  располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие определения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «широкий», «уже», «еще поуже», «самый узкий»; «высокий», «ниже», «еще ниже», «самый низкий» и т.д.);
  • называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;
  • ориентироваться в пространстве, листе бумаги, в том числе в тетради в клетку;
  • определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;
  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез.

Система оценки достижений детей: система проведения занятий безоценочная.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Вводная диагностика. Вводный инструктаж по технике безопасности. Графические работы: слева, справа.

1

2.

Графические работы: вверху, внизу. Использование предлогов: в, на, под, между.

1

3.

Графические работы: перед, за, над, налево, направо, вверху, внизу.

1

4.

Число и цифра 1. Первый, последний. Столько же.

1

5.

Большой, маленький. Больше, меньше, столько же. Ориентация на плоскости.

1

6.

Число и цифра 2. Пара. Закономерность. Ближе, дальше.

1

7.

Решение примеров и задач. Первый, второй.

1

8.

Дорисовывание. Больше, меньше, столько же. Знаки больше, меньше, равно.

1

9.

Круг, окружность. Сборка из частей целого. Понятия: внутри, вне, на стороне.

1

10.

Число и цифра 3. Состав числа 3. Решение примеров.

1

11.

Решение задач. Квадрат.

1

12.

Больше, меньше, одинакового размера. Сборка целого из частей. Понятия: пересекаются, не пересекаются.

1

13.

Число и цифра 4. Состав числа 4. Решение примеров.

1

14.

Решение задач. Подборка и запись чисел.

1

15.

Выше, ниже. Одинаковой высоты. Треугольник.

1

16.

Порядковый счет. Пересечения. Проверочная работа.

1

17.

Число и цифра 5. Состав числа 5. Инструктаж по технике безопасности.

1

18.

Решение задач. Старше, младше. Подборка и запись чисел.

1

19.

Короче, длиннее, одинаковой длины. Прямоугольник.

1

20.

Число и цифра 6. Состав числа 6.

1

21.

Выше, ниже. Подборка и запись чисел.

1

22.

Толще, тоньше. Одинаковой толщины. Овал.

1

23.

Число и цифра 7. Ориентировка в пространстве и на плоскости.

1

24.

Состав числа 7. Решение задач.

1

25.

Дни недели. Форма. Подборка и запись чисел.

1

26.

Число и цифра 8. Состав числа 8.

1

27.

Решение задач. Ориентировка по плану. Рисование по клеточкам.

1

28.

Цвет, изменение цвета. Подборка и запись чисел.

1

29.

Число и цифра 9. Состав числа 9.

1

30.

Решение задач. Подборка и запись чисел.

1

31.

Дорисовывание. Изменение признаков – размера и формы.

1

32

Число и цифра 0. Решение числовой цепочки.

1

33.

Решение задач. Подборка и запись чисел.

1

34.

Число 10. Состав числа 10.

1

35.

Решение задач. Подборка и запись чисел.

1

36.

Итоговая диагностика. Рекомендации на лето.

1

Всего

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие №1. Вводная диагностика. Вводный инструктаж по технике безопасности. Графические работы: слева, справа (1час).

Знакомство с ребенком и родителями (беседа, анкетирование). Ознакомление родителей с правилами посещения Центра. Ознакомление детей с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях. Диагностическое обследование: выявление общей осведомленности, знание сведений о себе и своей семье, знания и представления об окружающем, уровня развития мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, зрительно-моторной и слухомоторной координации.

Занятие №2. Графические работы:. Использование предлогов: в, на, под, между (1час).

Формирование правильной посадки, графических навыков. Формирование умения ориентироваться в тетради. Развитие мышления на основе выполнения упражнения «Продолжи ряд». Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Расширение словарного запаса на основе использования предлогов: в, на, под, между, вверху, внизу в речи. Развитие пространственной ориентации.

 Занятие №3. Графические работы: перед, за, над, налево, направо, вверху, внизу (1час).

Формирование и отрабатывание умения ориентироваться в тетради, графических навыков на основе упражнения на развитие ручной моторики (обводка). Развитие мышления на основе выполнения упражнения «Продолжи ряд». Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Расширение словарного запаса на основе использования предлогов: перед, за, над, налево, направо, вверху, внизу в речи. Развитие пространственной ориентации.

Занятие №4. Число и цифра 1. Первый, последний. Столько же (1час).

Знакомство с числом и цифрой один, написанием цифры 1. Формирование умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числом 1. Развитие мышления на основе выполнения упражнения «Продолжи ряд». Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Развитие ориентировки в пространстве.

Занятие №5. Большой, маленький. Больше, меньше, столько же. Ориентация на плоскости (1час).

Формирование и отрабатывание графических навыков. Отрабатывание умения ориентироваться в тетради. Развитие мышления на основе выполнения упражнения «Нарисуй четвертую фигуру». Формирование умения сопоставлять предметы по размеру: большой – маленький, по количеству. Развитие зрительного внимания на основе упражнения «Повтори ломаную линию». Развитие ориентации на плоскости.

Занятие №6. Число и цифра 2. Пара. Закономерность. Ближе, дальше (1час).

Знакомство с числом и цифрой два, написанием цифры 2. Формирование умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами 1, 2. Развитие мышления на основе выполнения упражнений «Найди закономерность» и «Нарисуй четвертую фигуру». Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Определение положения предмета по отношению к себе. Развитие умения ориентироваться на плоскости.

Занятие №7. Решение примеров и задач. Первый, второй (1час).

Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости на основе графического диктанта. Развитие мышления на основе выполнения упражнения «Продолжи ряд». Формирование представлений о порядковом счете. Формирование и отрабатывание умения решать примеры, задачи. Развитие связной речи на основе чтения примеров разными способами.

 Занятие №8. Дорисовывание. Больше, меньше, столько же. Знаки больше, меньше, равно (1час).

Развитие восприятия на основе восстановления целостности изображения (дорисовывание недостающих частей ёлочки). Отрабатывание умения сопоставлять предметы по количеству. Формирование умения увеличивать или уменьшать количество предметов на один. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Формирование умения сравнивать множества предметов, числа. Развитие ориентировки в пространстве.

Занятие №9. Круг, окружность. Сборка из частей целого. Понятия: внутри, вне, на стороне (1час).

Формирование представлений о круге, окружности, способах деления круга на равные части разными способами. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Развитие восприятия на основе сборки из частей целого. Развитие умения выделять и находить круг среди множества геометрических фигур. Расширение словарного запаса на основе использования понятий: внутри, вне, на стороне в речи. Отрабатывание умения устанавливать закономерность. Развитие умения ориентироваться на плоскости.

Занятие №10. Число и цифра 3. Состав числа 3. Решение примеров (1час).

Знакомство с числом и цифрой три, написанием цифры 3. Формирование и отрабатывание умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами 1,2,3. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Формирование и отрабатывание умения решать примеры. Развитие связной речи на основе чтения примеров разными способами. Отрабатывание умения сравнивать числа.

Занятие №11. Решение задач. Квадрат (1час).

 Развитие мышления на основе выполнения упражнения «Продолжи ряд» и «Найди закономерность». Работа над составом числа 3. Формирование и отрабатывание умения решать задачи. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Формирование представлений о квадрате, способах деления квадрата на равные части разными способами. Развитие умения выделять и находить квадрат среди множества геометрических фигур.

Занятие №12. Больше, меньше, одинакового размера. Сборка целого из частей. Понятия: пересекаются, не пересекаются (1час).

Формирование и отрабатывание умения сопоставлять предметы по размеру: больше, меньше, такого же размера. Формирование и отрабатывание умения решать примеры. Развитие восприятия на основе восстановления целостности изображения (дорисовывание недостающих частей рыбки), сборки из частей целого. Расширение словарного запаса на основе использования понятий: пересекаются, не пересекаются в речи. Развитие умения ориентироваться на плоскости. Работа над развитием творческого воображения. 

Занятие №13. Число и цифра 4. Состав числа 4. Решение примеров (1час).

Знакомство с числом и цифрой четыре, написанием цифры 4. Формирование и отрабатывание умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами1, 2, 3, 4. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Формирование и отрабатывание умения решать примеры. Развитие связной речи на основе чтения примеров. Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости на основе графического диктанта. Работа над составом числа 4.

Занятие №14. Решение задач. Подборка и запись чисел (1час).

Развитие ручной моторики и мышления на основе упражнений «Найди закономерность и продолжи узор», «Нарисуй четвертую фигуру». Отрабатывание умения сравнивать числа. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Отрабатывание умения решать задачи. Развитие умения ориентироваться на плоскости. Развитие логического мышления на основе упражнения «Магический квадрат».

Занятие №15. Выше, ниже. Одинаковой высоты. Треугольник (1час).

Развитие восприятия на основе восстановления целостности изображения (дорисовывание котенка). Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе графического диктанта. Отрабатывание умения решать примеры.

Формирование и отрабатывание умения сопоставлять предметы по высоте: выше, ниже, такой же высоты. Формирование представлений о треугольнике, способах деления треугольника на неравные части разными способами. Развитие умения ориентироваться на плоскости.

Занятие №16. Порядковый счет. Пересечения. Проверочная работа (1час).

Формирование представлений о порядковом счете, о пересечении. Отрабатывание умения решать примеры. Закрепление состава чисел 3 и 4. Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе графического диктанта. Совершенствование умения выделять и находить среди множества геометрических фигур квадрат, треугольник, круг. Развитие восприятия.

Занятие №17. Число и цифра 5. Состав числа 5. Инструктаж по технике безопасности (1час).

Знакомство с числом и цифрой пять, написанием цифры 5. Отрабатывание умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами 4, 5. Закрепление порядкового счета. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Отрабатывание умения решать примеры. Развитие связной речи на основе чтения примеров. Работа над составом числа 5. Развитие мышления на основе упражнения «Продолжи ряд». Отрабатывание умения сравнивать множества предметов.

Занятие №18. Решение задач. Старше, младше. Подборка и запись чисел (1час).

Развитие восприятия на основе восстановления целостности изображения (дорисовывание цыпленка-близнеца). Закрепление состава числа 5. Отрабатывание умения сравнивать числа, решать задачи. Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе упражнения «Повтори ломаную линию», мышления с помощью задания «Магический квадрат». Формирование и отрабатывание умения делить фигуру на равные части по заданным параметрам.

Занятие №19. Короче, длиннее, одинаковой длины. Прямоугольник (1час).

Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе графического диктанта. Отрабатывание умения решать примеры. Развитие умения ориентироваться на плоскости. Формирование и отрабатывание умения сопоставлять предметы по длине: короче, длиннее, одинаковой длины. Формирование представлений о прямоугольнике, способах деления прямоугольника на равные части разными способами. Развитие умения выделять и находить прямоугольник среди множества геометрических фигур.

Занятие №20. Число и цифра 6. Состав числа 6 (1час).

Знакомство с числом и цифрой шесть, написанием цифры 6. Отрабатывание умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами 4, 5, 6. Закрепление порядкового счета. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Отрабатывание умения решать примеры. Развитие связной речи на основе чтения примеров. Формирование умения увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц. Работа над составом числа 6. Развитие мышления на основе решения числовой цепочки. Совершенствование умения сравнивать множества предметов.

Занятие №21. Выше, ниже. Подборка и запись чисел (1час).

Развитие мышления. Отрабатывание состава числа 6. Совершенствование умения сравнивать числа и решать задачи. Расширение словарного запаса на основе использования понятий: выше, ниже в речи. Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе графического диктанта. Развитие логического мышления на основе выполнения упражнений «Нарисуй четвертую фигуру», «Магический квадрат». Развитие восприятия.

Занятие №22. Толще, тоньше. Одинаковой толщины. Овал (1час).

Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе упражнения «Повтори ломаную линию» и графического диктанта. Совершенствование умения решать примеры. Расширение словарного запаса на основе использования понятий: тоньше, толще в речи. Формирование и отрабатывание умения сопоставлять предметы по толщине: тоньше, толще, такой же толщины. Формирование представлений об овале, способах деления овала на равные и неравные части разными способами. Развитие умения ориентироваться на плоскости.

Занятие №23. Число и цифра 7. Ориентировка в пространстве и на плоскости (1час).

Знакомство с числом и цифрой семь, написанием цифры 7. Отрабатывание умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами 5, 6, 7. Закрепление порядкового счета. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Отрабатывание умения решать примеры. Развитие связной речи на основе чтения примеров. Отрабатывание умения увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц. Развитие умения ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развитие творческого воображения.

Занятие №24. Состав числа 7. Решение задач (1час).

Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе графического диктанта. Работа над составом числа 7. Отрабатывание умения решать примеры, задачи. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Отрабатывание умения сравнивать множества предметов, числа. Развитие умения ориентироваться на плоскости. Формирование умения делить фигуру на равные части по заданным параметрам.

 Занятие №25. Дни недели. Форма. Подборка и запись чисел (1час).

Формирование и отрабатывание дней недели. Работа с натуральным рядом чисел. Развитие мышления на основе выполнения упражнения «Нарисуй четвертую фигуру». Формирование умения изменять форму фигуры. Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе рисования узора до конца строки. Развитие мышления на основе решения примеров.

Занятие №26. Число и цифра 8. Состав числа 8 (1час).

Знакомство с числом и цифрой восемь, написанием цифры 8. Отрабатывание умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами 6, 7, 8. Закрепление порядкового счета. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Закрепление умения решать примеры. Развитие связной речи на основе чтения примеров. Отрабатывание умения увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц. Работа над составом числа 8. Развитие мышления на основе решения числовой цепочки. Совершенствование умения сравнивать множества предметов.

Занятие №27. Решение задач. Ориентировка по плану. Рисование по клеточкам (1час).

Формирование умения ориентироваться по плану. Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе упражнения «Повтори ломаную линию». Закрепление состава числа 8. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Отрабатывание умения сравнивать числа, решать примеры задачи, рисовать по клеточкам. Развитие восприятия.

Занятие №28. Цвет, изменение цвета. Подборка и запись чисел (1час).

Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе упражнения «Повтори ломаную линию» и графического диктанта. Развитие мышления на основе упражнения «Магический квадрат». Совершенствование умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами. Формирование и отрабатывание умения изменять цвет предметов. Работа с натуральным рядом чисел.

Занятие №29. Число и цифра 9. Состав числа 9 (1час).

Знакомство с числом и цифрой девять, написанием цифры 9. Отрабатывание умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами 7, 8, 9. Закрепление порядкового счета. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Закрепление умения решать примеры. Развитие связной речи на основе чтения примеров. Совершенствование умения увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц. Работа над составом числа 9. Развитие мышления на основе решения числовой цепочки. Закрепление умения сравнивать множества предметов. Развитие восприятия на основе восстановления целостности изображения (дорисовывание недостающих частей мышке).

Занятие №30. Решение задач. Подборка и запись чисел (1час).

Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе упражнения «Повтори ломаную линию». Закрепление состава числа. Совершенствование умения сравнивать числа, решать задачи. Развитие творческого мышления, воображения. Развитие логического мышления на основе упражнения «Магический квадрат». Закрепление порядкового счета. Формирование и отрабатывание умения изменять размер геометрических фигур.

Занятие №31. Дорисовывание. Изменение признаков – размера и формы (1час).

Развитие восприятия на основе восстановления целостности изображения (дорисовывание недостающих частей лягушки). Совершенствование умения решать примеры. Закрепление состава чисел. Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе графического диктанта. Совершенствование умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числом.

Занятие №32. Число и цифра 0. Решение числовой цепочки (1час).

Знакомство с числом и цифрой ноль, написанием цифры 0. Отрабатывание умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами 8, 9, 0. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Закрепление умения решать примеры. Развитие связной речи на основе чтения примеров. Отрабатывание умения по увеличению и уменьшению числа предметов на несколько единиц. Развитие мышления на основе решения числовой цепочки. Совершенствование умения сравнивать множества предметов.

Занятие №33. Решение задач. Подборка и запись чисел (1час).

Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений на основе упражнения «Повтори ломаную линию». Отрабатывание умения изменять размер и форму геометрических фигур. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика Совершенствование умения сравнивать числа. Развитие логического мышления на основе решения задач и примеров. Закрепление состава чисел.

Занятие №34. Число 10. Состав числа 10 (1час).

Знакомство с числом десять, написанием числа 10. Отрабатывание умения устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числами 8, 9, 10. Закрепление порядкового счета. Развитие тонко-координированных движений: пальчиковая гимнастика. Закрепление умения решать примеры. Развитие связной речи на основе чтения примеров. Совершенствование умения увеличивать и уменьшать число предметов на несколько единиц. Работа над составом числа 9. Развитие мышления на основе решения числовой цепочки. Закрепление умения сравнивать множества предметов.

Занятие №35. Решение задач. Подборка и запись чисел (1час).

Развитие умения ориентироваться на плоскости. Развитие внимания и мышления на основе упражнения «Продолжи ряд». Закрепление состава числа 10. Закрепление умения сравнивать числа. Развитие связной речи на основе чтения неравенств. Закрепление умения решать задачи. Развитие восприятия на основе восстановления целостности изображения (дорисовывание недостающих частей предметов). Развитие логического мышления на основе выполнения упражнения «Магический квадрат». Отрабатывание числового ряда.

Занятие №36. Итоговая диагностика. Рекомендации на лето (1час).

Диагностика знаний, умений и навыков. Подведение итогов. Рекомендации на лето.

МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Коррекционно-развивающая работа начинается с диагностического обследования, на котором выясняется уровень развития речи ребенка: элементарный запас сведений об окружающем мире, о себе; способность к систематизации и классификации; умение отвечать на вопросы, знание букв, работу мелких мышц пальцев (моторика). По окончании цикла коррекционно-развивающих занятий педагог проводит итоговую диагностику, которая проводится в форме письменных работ: выполнение графических диктантов, решение примеров, задач, рефлексия.

Родители ребенка присутствует на первичной и итоговой диагностике. На протяжении всех коррекционно-развивающих занятий родители ребенка могут присутствовать на всех занятиях, получают от педагога рекомендации, задания после каждого занятия, могут задать интересующие их вопросы. С целью выявления положительной динамики, родителям ребенка предлагается анкета в начале и по окончании коррекции (Приложение №1).

 Во время коррекционных занятий ребенок научится выполнять задание до конца и оценивать качество его выполнения; сможет самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе. На итоговом занятии педагог может показать ребенку его рисунки, графические работы, которые были выполнены в начале коррекционных занятий и по его окончании, чтобы ребенок мог их сравнить и понять, какие произошли изменения за период работы с ним.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации данной программы необходимы определенные условия:

Материально-техническое оснащение. Отдельный, просторный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН, парты и стулья, соответствующие возрасту дошкольников; компьютер, магнитная доска, мел, магнитные цифры.

 Методическое обеспечение программы. Данная программа с содержанием работы и календарно - тематическим планированием реализуется именно в той последовательности, в которой представлена. Необходимая документация педагога дополнительного образования, работающего в учебном учреждении; анкеты для родителей, конспекты занятий, журнал посещаемости занятий. На занятиях можно использовать всю печатную методическую литературу, необходимую для формирования элементарных математических представлений, а также рабочие тетради на печатной основе, например К.В. Шевелева.

  1. Дети с временной задержкой психического развития Певзнер М. С., Власова Т. А.
  2. Актуальность проблемы диагностики задержки психического развития детей Лебединский К. С.
  3. Каждому ребенку – надлежащее обучение и воспитание Власова Т. А. (Дети с временными задержками развития).
  4. Практические рекомендации составлены на основе имеющихся разработок в коррекционной педагогике Шевченко С. Г.

УМК обучающегося. Рабочие тетради по формированию элементарных математических представлений: Шевелев К.В. «Готовимся к школе», дидактический материал, карточки, развивающие и обучающие пособия и игры по формированию элементарных математических представлений, обучающие комакт-диски.


Наглядный материал:

  1. Счетный материал
  2. Объемные геометрические фигуры

Игры:

  1. Палитра. Карточки «Основа счета». Серия «От 1 до 10»
  2. Палитра. Карточки «Цвета».
  3. Математическая пирамида. Сложение. Серия «От 1 до 10»
  4. Математическая пирамида. Вычитание. Серия «От 1 до 10»
  5. Числа и цифры.
  6. Головоломки: «танграм», «колумбово яйцо», «головоломка Пифагора»
  7. «Кубики для всех»
  8. «Сложи квадрат»
  9. «Веселая логика»
  10. «Математическое бинго»
  11. «Сколько не хватает»
  12. «Цифры»

Образовательные компакт-диски:

  1. Баба яга учится считать.
  2. Планета чисел для малышей. Развивающие игры.
  3. Забавная математика для детей 6-7 лет. Цифры и числа.
  4. Математика. Счет.

Взаимодействие с родителями. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, на них ложится ответственность за его развитие и воспитание. Включение родителей в коррекционную работу является необходимым условием коррекции. Они должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Существуют разнообразные формы работы с родителями: беседы, консультации, родительские собрания, открытые занятия для родителей, индивидуальные занятия с родителями и их ребенком, «Школа помощи родителям», день открытых дверей, информационный стенд, информационная папка для родителей, анкетирование родителей. Как показывает опыт и практика, эффективный результат коррекционной работы может быть получен только при взаимосвязи, согласованности и тесном контакте педагога и родителей.

Литература для родителей:

  1. Безруких М.М. «Трудности обучения в начальной школе» М. Эксмо 2009г.
  2. Безруких М.М. «Почему учиться трудно?» М.. Семья и школа, 1995г.
  3. Безруких М. М. Ступеньки к школе (книга для педагогов и родителей) М., Эксмо 2007г.
  4. Дробинская А.О. «Ребенок с ЗПР. Понять, чтобы помочь» М., «Школьная пресса», 2005г.
  5. Ковинько Л.В. «Воспитание младшего школьника» М., «Академия» 1996г.
  6. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология» М., «Сфера»2001 г.

Темы консультаций для родителей.

  • Помощь родителям слабоуспевающему ученику.
  • Развитие учебных навыков. Помощь ребенку при выполнении домашних заданий.
  • Школьные трудности медлительных детей.
  • Гиперактивный ребенок и его школьные трудности.
  • Причины возникновения трудностей при изучении математики.
  • Упражнения для развития памяти и внимания.
  • Работа с памятками и опорными таблицами.
  • Типичные ошибки и способы их преодоления.

Литература для детей:

1. Шевелев К.«Готовимся к школе 1, 2 части» М., Ювента, 2013г.

2. Нефедова Е.В. «Веселая геометрия малышам от 4 до 7 лет» М. Эксмо, 2005г.

3. Кузнецова М.И. «Счет от 1 до 5» М., Экзамен, 2013г.

4. Кузнецова М.И. «Счет от 6 до 10» М., Экзамен, 2013г.

Интернет-ресурсы

  1. http: //festival.1 september.ru. Дата обращения (5.08.2014г.)
  2. http://allforchildren.ru Дата обращения (10.08.2014г.)
  3. http://kladraz.ru Дата обращения (12.08.2014г.)
  4. http://pedsovet.su/load/306 Дата обращения (12.08.2014г.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М.М Программа по подготовке детей к школе 4,5-6,5 лет М., Эксмо 2010г.
  2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. — М., 2003.
  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М., 2001.
  4. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.
  5. Журбина О.А. Дети с ЗПР: подготовка к школе Р.-на- Д., Феникс 2007г.
  6. «Истоки». Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. Новоселова СЛ., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова Т.В. - М., 1995г.
  7. Коноваленко С. В. Психологическая профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета. М., Книголюб 2007г.
  8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб., 2003.
  9. Останкова Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. В., Учитель 2008г.
  10. Поливанова К.Н. Шестилетки. Диагностика готовности к школе. М, Эксмо 2010г.
  11. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников ЗПР у детей (методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы) Р-на-Д, Феникс 2007г.
  12. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
  13. Ткачева Т.А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении. М., Гном, 2011.
  14. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - М.: ВАКО, 2009.
  15. Шевченко С. Г. Подготовка детей к школе с ЗПР М., Школьная пресса 2005г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития на психокоррекционных занятиях

Формирование межличностных отношений у старшихдошкольников с ЗПР на психокоррекционных занятиях...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...

Рабочая программа "Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования навыков чтения".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

Адаптированная рабочая программа по общей биологии с задержкой психического развития(ЗПР)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная  индивидуальная рабочая программа по биологии для обучающихся 9  класса: с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего...

«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность»

        Выбранная  мною  проблема  является  актуальнейшей, т.к.  по  данным  специалистов, количество  дошкольников  с  за...