Профориентационная работа "Маршрут успеха"
элективный курс (9 класс)
Программа дает возможность глубоко узнать мир профессий, осознанно выбрать свой профессиональный путь для детей неохваченных дополнительным образованием.
Главная цель программы: создание условий для формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Своевременная профориентационная работа с учащимися приведет их к правильной самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к проекту "Маршрут успеха" | 1.48 МБ |
приложение | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. https://ru.wikipedia.org/ ДЕВИЗ: КОГДА Я ВЫБИРАЮ ПУТЬ К УСПЕХУ, УСПЕХ ВЫБИРАЕТ МЕНЯ.
Пояснительная записка Актуальность программы Цели и задачи программы Ожидаемые результаты Тематическое планирование Список используемой литературы ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Маршруты успеха» для учащихся разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии со следующими документами: а) примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию б) локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе курсов внеурочной деятельности учителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию коммуникативных умений подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.
Актуальность программы Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Профориентационная работа с детьми школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем
Цель программы создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися , способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и с учетом социокультурной и экономической ситуации в своем районе и селах.
Основные задачи: Расширить знания, связанные с миром профессий; Расширить знания о современном рынка труда, о средних и высших учебных заведениях, о способах поиска работы и трудоустройства; Сформировать умение выстраивать профессионально – жизненный путь в соответствии с интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда;
Ожидаемые результаты Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии. Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации . Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально – жизненный путь, опираясь на полученные знания.
Тематическое планирование № Тема Кол- во часов Деятельность учащихся Домашнее задание Форма проведения 1 Вводное занятие «Знакомство» 1 Развивающие упражнения Составление дневника «Мой маршрут к успеху». Придумать эмблему и девиз для достижения цели Тренинг ВСЕ ЛИ ПРОФЕССИИ ХОРОШИ ДЛЯ МЕНЯ…. 2-3 Что такое рынок труда? Востребованные профессии. 2 Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. Составление дневника 1работа. Самые востребованные профессии - выписать Выступления по итогам исследовательской деятельности. 4-5 Новые профессии и модные профессии 2 Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. 2 работа. Новые профессии и модные профессии- выписать Выступления по итогам исследовательской деятельности. 6-7 Профессии в нашем селе 2 Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. 3 работа. Профессии в нашем селе- выписать, подсчитать сколько людей охвачено в той или иной профессии Выступления по итогам исследовательской деятельности. 8-9 Профессии в нашей семье. Что такое династия 2 Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. 4 работа. Профессии в нашей семье- выписать, в том числе профессии бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Если есть династия, то составить альбом. Выступления по итогам исследовательской деятельности. 10-11 Конкурс «Кто больше знает о профессиях?» Проверка работы с дневником. 2 Соревнование 5 работа. Сочинение «Я хочу стать…» или «Я мечтаю стать…» Викторина
ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ (хочу + могу + надо) 12-14 Мой мир и его возможности 3 Тестирование «Нравится, не нравится…» 6 работа. Нарисовать вокруг солнца свои хорошие качества. А плохие качества в воздушном шаре. Лекция, тестирование 15-17 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). 3 профориентационные игры 7 работа – написать характеристику 3-х профессий, которые вам нравится, к чему лежит душа; Лекция, профориентационные игры 18-20 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). 3 Практическая работа Знакомство с описаниями профессий. 8 работа – написать отзыв о 3-х профессиях, который вам по силам и по способностям; Лекция, профориентационные игры 20-22 Социальные проблемы труда («надо»). Разделение труда. Практическая работа Определить, в деятельности каких профессий преобладает труд сложный, простой, умственный, физический. 9 работа – нарисовать и подписать маршрут, каким образом можно достичь самую востребованную профессию (надо – это всё, что нужно для общества, страны). См. 2 занятие Лекция САМОПОЗНАНИЕ и САМОРАЗВИТИЕ 22-24 Смысл жизни и цель жизни человека 3 Обсуждение и релаксирующие упражнение 10 работа – продолжить сочинение- рассуждение «Жизнь – это огромная книга, в которой записана биография каждого из нас. Для того, чтобы в книге было как можно больше страниц, нужно прожить жизнь с достоинством, оставить после себя незабываемый след…» Лекция с элементами тренинга 25-27 Изучение особенностей личности учащихся 3 Тестирование, анкетирование и обсуждение результатов 11 работа. Создание психологического портрета самого себя. Какой Я? Тестирование, анкетирование и обсуждение результатов 28-30 Здравствуйте! Я профессионал… 3 Интервью, составление портрета различных профессий 12 работа. Выбрать одну профессию и составить портрет представителя данной профессии Встреча с представителями других профессий 31-32 Составление профессиограмы 2 Создание картотеки профессий 13 работа . Создание стенда, буклетов о профессиях. Выступления по итогам исследовательской деятельности. 33-34 Профессии, связанные с жизнью в родной таежной земле (в Тодже) 2 Обсуждение вопроса (Охота, рыболовство и собирательство) профессия или увлечение 14 работа. Сбор интересных фотографий, воспоминаний и историй из жизни охотников, рыболовов и собирателей ягод, орехов… Создание презентаций, исследовательских работ по итогам сбора материалов 35 Заключительное занятие Подведение работы с дневником 1 Обсуждение и релаксирующие упражнение 15. работа. Подготовить выступление в школе. Просветительская работа Обсуждение результатов
Используемая литература, Интернет сайты и т.п . 1. Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно- методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. М.: АСОУ, 2007. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений —М.: Прамбер , 1992. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006. 3. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. 4. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: " Импринт -Гольфстрим", 1998. 5. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011. 6. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина , 2013. 7. Р.Мэй Искусство психологического консультирования 1994 8. Р.Шмидт Классные часы и беседы по профориентации 2006 г. 7. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение,2014. 8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004. Интернет сайты http://mirznanii.com/ proprof.ru onlinetestpad.com postupi.online
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Рабочая программа кружка / секции
«Маршруты успеха»
(название кружка или секции)
Субъект РФ, муниципальное образование или городской округ
Республика Тыва Тоджинский район
Населенный пункт с. Ий
ФИО Монгуш Лейла Дадар-ооловна
Цель программы:
- создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и с учетом социокультурной и экономической ситуации в своем районе и селах.
Задачи:
- Расширить знания, связанные с миром профессий;
- Расширить знания о современном рынка труда, о средних и высших учебных заведениях, о способах поиска работы и трудоустройства;
- Сформировать умение выстраивать профессионально – жизненный путь в соответствии с интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда;
1.Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Домашнее задание | Форма проведения |
1 | Вводное занятие «Знакомство» | 1 | Развивающие упражнения | Составление дневника «Мой маршрут к успеху». Придумать эмблему и девиз для достижения цели | Тренинг |
ВСЕ ЛИ ПРОФЕССИИ ХОРОШИ ДЛЯ МЕНЯ…. | |||||
2-3 | Что такое рынок труда? Востребованные профессии. | 2 | Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. | Составление дневника 1работа. Самые востребованные профессии - выписать | Выступления по итогам исследовательской деятельности. |
4-5 | Новые профессии и модные профессии | 2 | Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. | 2 работа. Новые профессии и модные профессии- выписать | Выступления по итогам исследовательской деятельности. |
6-7 | Профессии в нашем селе | 2 | Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. | 3 работа. Профессии в нашем селе- выписать, подсчитать сколько людей охвачено в той или иной профессии | Выступления по итогам исследовательской деятельности. |
8-9 | Профессии в нашей семье. Что такое династия | 2 | Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. | 4 работа. Профессии в нашей семье- выписать, в том числе профессии бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Если есть династия, то составить альбом. | Выступления по итогам исследовательской деятельности. |
10-11 | Конкурс «Кто больше знает о профессиях?» Проверка работы с дневником. | 2 | Соревнование | 5 работа. Сочинение «Я хочу стать…» или «Я мечтаю стать…» | Викторина |
ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ (хочу + могу + надо) | |||||
12-14 | Мой мир и его возможности | 3 | Тестирование «Нравится, не нравится…» | 6 работа. Нарисовать вокруг солнца свои хорошие качества. А плохие качества в воздушном шаре. | Лекция, тестирование |
15-17 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). | 3 | профориентационные игры | 7 работа – написать характеристику 3-х профессий, которые вам нравится, к чему лежит душа; | Лекция, профориентационные игры |
18-20 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). | 3 | Практическая работа Знакомство с описаниями профессий. | 8 работа – написать отзыв о 3-х профессиях, который вам по силам и по способностям; | Лекция, профориентационные игры |
20-22 | Социальные проблемы труда («надо»). Разделение труда. | Практическая работа Определить, в деятельности каких профессий преобладает труд сложный, простой, умственный, физический. | 9 работа – нарисовать и подписать маршрут, каким образом можно достичь самую востребованную профессию (надо – это всё, что нужно для общества, страны). См. 2 занятие | Лекция | |
САМОПОЗНАНИЕ и САМОРАЗВИТИЕ | |||||
22-24 | Смысл жизни и цель жизни человека | 3 | Обсуждение и релаксирующие упражнение | 10 работа – продолжить сочинение- рассуждение «Жизнь – это огромная книга, в которой записана биография каждого из нас. Для того, чтобы в книге было как можно больше страниц, нужно прожить жизнь с достоинством, оставить после себя незабываемый след…» | Лекция с элементами тренинга |
25-27 | Изучение особенностей личности учащихся. Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий. | 3 | Тестирование, анкетирование и обсуждение результатов | 11 работа. Создание психологического портрета самого себя. Какой Я? | Тестирование, анкетирование и обсуждение результатов |
28-30 | Здравствуйте! Я профессионал… | 3 | Интервью, составление портрета различных профессий | 12 работа. Выбрать одну профессию и составить портрет представителя данной профессии | Встреча с представителями других профессий |
31-32 | Составление профессиограмы | 2 | Создание картотеки профессий | 13 работа . Создание стенда, буклетов о профессиях. | Выступления по итогам исследовательской деятельности. |
33-34 | Профессии, связанные с жизнью в родной таежной земле (в Тодже) | 2 | Обсуждение вопроса (Охота, рыболовство и собирательство) профессия или увлечение | 14 работа. Сбор интересных фотографий, воспоминаний и историй из жизни охотников, рыболовов и собирателей ягод, орехов… | Создание презентаций, исследовательских работ по итогам сбора материалов |
35 | Заключительное занятие Подведение работы с дневником | 1 | Обсуждение и релаксирующие упражнение | 15. работа. Подготовить выступление в школе. Просветительская работа | Обсуждение результатов |
- Результаты обучения по программе.
- Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.
- Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации.
- Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально – жизненный путь, опираясь на полученные знания
- Материально-технического обеспечения образовательного процесса. Педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория, ПК, ноутбук, проектор
- Методические материалы (литература, схемы, образцы изделий, Интернет сайты и т.п., используемые в работе).
1. Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-
методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой.
– М.: АСОУ, 2007.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений —
М.: Прамбер, 1992.
Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы,
сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.
3. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское
педагогическое агентство. 1996.
4. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим",
1998.
5. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом
Федоров, издательство «Учебная литература», 2011.
6. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической
направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.
7. Р.Мэй Искусство психологического консультирования 1994
8. Р.Шмидт Классные часы и беседы по профориентации 2006 г.
7. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная
деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни.
Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение,
2014.
8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество
России, М., 2004.
Интернет сайты
proprof.ru›tests/
onlinetestpad.com›ru/test/
postupi.online
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа. Факультативный курс "Успех и планирование твоей карьеры"
Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является ж...
Профориентационная игра для родителей и детей "Лестница к успеху"
В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться. Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальней...
Профориентационная игра "Перспектива успеха"
Профориентационная игра «Перспектива успеха» Цель: способствовать активизации процесса формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; развитие осознанного отношения у во...
Профориентационные экскурсии и встречи - важный элемент работы по профориентационному самоопределению.(из опыта работы)
Профориентационные экскурсии и встречи-важный элемент в работе по профориентационному самоопределению школьников. Экскурсий на предриятия и встречи с людьми различных профессий помогают обучающи...
Профориентационная программа "Успех начинается сегодня"
Программа обобщает профориентационную работу, проводимую в МБОУ "Мозжухинская ООШ"....
Профориентационная онлайн-викторина "Путь к успеху. Профориентационная прокачка"
Цель мероприятия: расширить знания обучающихся о мире профессий.Задачи мероприятия:· способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;· систематизировать знания учащихся о про...
Система организации профориентационного обучения.Профориентационное содержание уроков химии
Данный материал предназначен для педагогов, знакомит педагогов с организацией профориентационной работы на уроках химии в школе....