Система организации профориентационного обучения.Профориентационное содержание уроков химии
методическая разработка по химии
Данный материал предназначен для педагогов, знакомит педагогов с организацией профориентационной работы на уроках химии в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_avgust_23.docx | 34.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»с.Белые Копани
Система организации профессиональной ориентации обучающихся. Профориентационное содержание уроков химии.
(Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей химии)
Подготовила
Учитель МКОУ СОШ №11
с.Белые Копани
О.А.Хлипавка
Содержание
1. Введение
2. Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников
3. Теоретическое обоснование и актуальность Профориентационного минимума
4. Профориентационная работа на уроках химии
5. Источники информации
Система организации профессиональной ориентации обучающихся. Профориентационное содержание уроков химии.
Введение
Современная концепция общего среднего образования предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства.
Развитие науки и техники обусловливает потребность общества в высококвалифицированных специалистах новых профессий. Причем требования к уровню знаний и умений, необходимых для овладения специальностью, непрерывно повышается. Человек, работающий с интересом, не только приносит радость себе, но и огромную пользу обществу. А истоки такого интереса формируются в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии.
Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся.
Возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д.
Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации девятые классы, так как после их окончания многие учащиеся покидают школу, поступая либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.
Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников
Профессиональная ориентация – сложная комплексная программа. По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни страны.
Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, а выбирают себе другую. Нередко это происходит потому, что учащиеся не могут оценить свои психофизиологические возможности. В связи с этим необходима совместная работа педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников, в результате которой можно будет решить следующие задачи: 1) помочь подростку подобрать профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем; 2) предостеречь его от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма; 3) при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность минимальна.
Работа по профессиональной ориентации школьников базируется на следующих принципах:
Сознательность. Она предопределяет хорошее представление о профессии: необходимые знания и умения, условия труда, заработная плата, где можно получить эту профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда.
Научность. Она заключается в построении всей системы профессиональной ориентации на новейших данных науки.
Самостоятельность. В процессе профессиональной ориентации, предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся, следует совместными усилиями школы, семьи, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию; но окончательное право в выборе профессии остается за школьником.
Свобода выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья.
Соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии.
В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.
Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности школьников, беседу-интервью, статистический метод, аппаратурный метод, тестовый метод, педагогический эксперимент.
Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.
С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с 1 сентября 2023 г. внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, Единую модель профессиональной ориентации - профориентационный минимум.
Цели и задачи Профориентационного минимума
Цель - выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
- развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
- разработка научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
- разработка механизмов мониторинга, аналитики, верификации, валидации профориентационной деятельности, ведущейся в образовательных организациях
- систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
- включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций ВО, компаний-работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества и пр.;
- включение в профориентационную работу программы, предусматривающей поддержку обучающихся "группы риска" (с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства);
- разработка механизмов мониторинга и анализа профориентационной работы, ведущейся в образовательных организациях.
Теоретическое обоснование и актуальность Профориентационного минимума
Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории - это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.
Поскольку мир постоянно развивается и усложняется, появляются новые специальности и профессии, становятся востребованными новые компетенции, а полученные ранее знания и умения быстро устаревают, одной из важнейших задач современного образования становится формирование универсальных учебных действий (универсальных компетенций). Акцент смещается с передачи конкретной, узконаправленной информации на развитие у обучающихся готовности и способности эту информацию самостоятельно искать и далее применять в соответствии со стоящими перед ними учебными, профессиональными и жизненными задачами, а также способности критически эту информацию осмыслять, творчески перерабатывать и дополнять, участвовать в продуцировании нового знания. По сути, речь идет о формировании у обучающихся специфического навыка - готовности и способности к самоусложнению (развиваться всю жизнь, учитывая происходящие изменения), в противовес тенденции к самоупрощению, ориентации на простые объяснения, неосознанному воспроизведению чужих сценариев, некритичному восприятию мифов, в т.ч. в сфере профориентации.
Таким образом, современная и эффективная программа профессиональной ориентации должна выполнять опережающую, преадаптивную и прогностическую функции, способствуя развитию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. Используемое понятие профессионального самоопределения неслучайно, оно охватывает всю совокупность частных выборов, совершаемых человеком в данной области (в течение всей жизни). В отличие от профессионального выбора, профессиональное самоопределение затрагивает более широкую жизненную перспективу личности, опосредовано более отдаленными жизненными целями.
Профориентационная работа на уроках химии
Вопрос «Кем я буду?» волнует каждого старшеклассника. Выбор бедующей профессии – это серьезная жизненная проблема. Как сделать правильный выбор, как оценить свои возможности, интересы и не растерять в таком огромном многообразии профессий? Правильно сделанный подростком выбор — это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
В настоящий момент ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность – важнейшая государственная задача и педагогическая проблема.
Это отражается в новом федеральном государственном образовательном стандарте: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны.
Воспитание у учащихся устойчивого интереса к химии и к труду по химическим профессиям достигается путем высокого уровня преподавания, показа достижения современной химической науки. На современном этапе в условиях ФГОС от учителя требуется усиление профориентационной работы в рамках информатизации о значении различных химических продуктов и условиях их производства, еще целесообразно ознакомить с условиями труда, довести до сведения о перспективах творческого направления в химии.
Раскрытие практической значимости предмета может быть одним из эффективных способов зарождения профессиональных интересов обучающихся и их мотивации к изучению дисциплины. Обучающиеся, увлеченные химией, захотят сделать ее основой будущей профессии, будут узнавать о специальностях, связанных с этой наукой, и готовиться к поступлению в учебное заведение.
В своей педагогической деятельности для формирования учебной и профессиональной мотивации обучающихся использую активные методы обучения. Они способствуют становлению и развитию целого ряда профессионально и личностно значимых качеств будущего специалиста
В процессе подготовки учащихся к самостоятельному выбору профессии, связанной с химией, полезно использовать все разнообразие форм профориентационной работы: проведение производственных экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные объекты с учетом краеведческого принципа; подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, диспутов, посвященных выбору профессии, с выступлением на них представителей профессий; организация работы химического кружка.
Возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики.
На своих уроках я ненавязчиво рассказываю, что каждая профессия имеет свои признаки. К ним относятся: объект труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда и требования к здоровью. Чтобы ученик выбрал в будущем профессию химика, медика, технолога, лаборанта или учителя химии необходимо, прежде всего, возбудить у школьника интерес к химии. В первую очередь, это задача решается на уроках. На различных внеклассных мероприятиях интерес должен перерастать в заинтересованность, затем в стремление познавать большее и научиться большему, далее, у ученика появляется потребность в постоянной деятельности по совершенствованию своих знаний и умений по химии и, наконец, ученик решает свой профессиональный выбор в пользу химии.
Основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.
На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы:
-обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;
-устанавливать межпредметные связи политехнического характера;
-решать задачи с производственным содержанием;
-раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;
-показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;
-выявлять применение химических законов и теорий в технологии;
-развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и ---
-самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.
Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.
С первых же уроков учащиеся осваивают лабораторное оборудование. Выполняя практические работы, ребята видят плоды своих трудов, у них воспитывается бережное и экономное отношение к реактивам.
Большое значение имеют задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, так как они интересны и понятны школьникам. Здесь знание фактов закрепляется в прикладной деятельности творческого характера. На первом уроке изучают формулу соединения, состав, структуру. Затем физические и химические свойства – и все это основывается на эксперименте. Школьники осознают важность химических производств.
Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а так На уроках химии, посвященных изучению новых веществ, обязательными блоками являются «Получение» и «Применение», в ходе изучения которых, учащиеся получают первоначальные представления о технологических процессах, условиях технологии производства и применения веществ, а значит, получают первоначальные представления о профессии химика - технолога на различных химических комбинатах и других профессиях, так или иначе связанных с химической технологией. Например, в 8 классах при изучении темы «Соли», обязательно останавливаемся на солях, использующихся в производстве кондитерских изделий, медицинских препаратов, удобрений. При изучении темы «Кислоты» пропагандируем престижные рабочие профессии, такие как художник – витражист, использующий в своей работе плавиковую кислоту, при помощи которой плавится стекло, при изучении темы «Металлы» ориентируем учащихся на профессию металлурга, начиная с истории металлургического производства и до современных технологий пирро-, гидро- и электрометаллургии.
На лабораторных и практических работах при выполнении опытов учащиеся осваивают азы профессии химика – лаборанта, а при выполнении простейших анализов веществ – профессии химика-аналитика.
При этом, я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и формы:
На уроке стараюсь предлагать учащимся задания, ориентированные на ту или иную профессию, проводить беседы о профессиях при решении химических задач, а также показываю роль и значение химии в жизни и деятельности людей, что позволяет решать вопросы профориентации.
Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Я предлагаю темы для домашнего эксперимента. Этот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению. Домашний эксперимент, проведение лабораторных работ и практических работ позволяет попробовать практическим путем свои силы в таких профессиях, как лаборант и фармацевт.
Я считаю, что успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы, направленной на социализацию учащихся, в преподавании биологии и химии зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет.
Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является начальным звеном профессионального развития личности. Ежегодно выпускники нашей школы продолжили обучение в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Это медицинские работники, ветеринары, парикмахеры, агрономы, технологи
Таким образом, становление учащихся, как личность, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности подростку, его самоопределению в жизни необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиям, предъявляемым к каждой из них, о себе самом, своих способностях, интересах, возможностях, медицинских противопоказаниях. Необходимо постоянно расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой деятельности, создавать условия для самоопределения. И тогда каждый учащийся сделает правильный выбор.
Источники информации
- https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/
- http://магариф.рф/proforientaciya-uchashhikhsya-pri-obucheni/
- https://www.pedm.ru/categories/4/articles/799
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения
В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...
Организация работы учащи.хся на уроках химии в режиме дистанционного обучения
В настоящее время школа стремительно меняется. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Мои дистанционные уроки построены на идеях с...
Развитие творческих способностей учащихся при организации разных форм контроля на уроках химии
Отчет о работе по развитию творческих способностей учащихся при организации разных форм контроля...
Основы организации групповой деятельности обучающихся на уроках химии в рамках проведения лабораторных и практических работ
Важную роль на ЛПЗ играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также предварительный инструктаж. Преподаватель дол...
Формирование содержания урока химии
Что и как делать учителю химии, чтобы в его педагогической работе нашли cпособы такой организации обучения, при которой ученик сможет понять значимость формируемых знаний для развития личн...
Доклад «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии как условие эффективного усвоения нового материала»
Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно ...
Организация активной деятельности учащихся на уроках химии
Учитель не должен преподносить ученику истину, он должен учить находить ее. ( Дистервег) Я ознакомилась с материалами по научным основам проблемного обучения. Благодаря этим работам и курсам повышен...
- Мне нравится (1)