Разработка педсовета."Анализ педагогической деятельности"
методическая разработка

Включает повестку, доклад, работу в группах, проект решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области «Основная общеобразовательная школа №44»

Педсовет

«Анализ и самоанализ педагогической деятельности

как средство повышения профессиональной компетенции

учителя»

       

                                             

                             

                                           Заместитель директора  по УВР   Воловикова Т.Н.         .


Цели: 

  • определение актуальных проблем реализации компетентностного урока в образовательном процессе;
  • создание условий для становления готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в обучении детей;
  • формирование у членов педагогического совета следующих компетенций: умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности; умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности; умение проектировать урок.

Задачи:

  • Обосновать значимость компетентностного урока для социализации личности выпускника в рамках владения ключевыми компетенциями.
  • Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя 
  •  Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога 
  • Познакомить с построением компетентностного урока.

Дата проведения: март 2017г

Форма проведения педсовета:  дискуссия за круглым столом, «мозговой штурм» - совещание в группах, предназначенное для решения поставленных  проблем.


План  педагогического совета:

1. Выполнение решения предыдущего педсовета 

2. Доклад по теме: «Характеристика компетентностного  урока, его критерий и самоанализа».

(заместитель директора по УВР Воловикова Т.Н.)

3. Работа творческих групп.

4. Рефлексия.

5. Проект решения педагогического совета (по теме).

6. Разное.

а) Рассмотрение выбора предметов и сроков проведения промежуточной аттестации  в переводных классах в 2016-2017 учебном году

б) Выработка плана  методического месячника по теме: «Дифференциация и индивидуализация  обучения как средство  эффективности  развития потенциала школьника».


- Уважаемые коллеги. Педагогический совет хотелось бы начать с известной притчи.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Действительно, всех педагогов, людей, которые выбрали такую профессию, как учить детей, можно назвать мудрецами.  В наших руках находится возможность формировать личность маленького человека. Личность любознательную, интересующуюся, активно познающую мир( такой она  приходит к нам в школу). Личность, умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности, уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру своего народа. Личность доброжелательную, умеющую слушать и слышать других, уважающую своё и чужое мнение, готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки (такой она  должна  выйти из школы).

Чтобы полностью войти в тему нашего педсовета, давайте используем метод «Ассоциации» и поработаем в группах.

Вхождение в тему.  Метод «Ассоциации» (работа в группах).

На карточках напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «компетентность»? Все слова должны начинаться с букв данного слова.

к - креативность…

о - организованность…

м - модернизация…

п - планирование…

е - единство…

т - толерантность…

е - единомышленники…

н - новизна…

т - творчество…

н - научность…

о - осведомлённость…

с - сотрудничество…

т - терпимость…

ь

Каждая группа зачитывает свои ответы.

Уважаемы коллеги , названные  Вами  компетенции, это то, что нам  необходимо   при организации образовательного процесса в современной школе. Анализ результатов обученности и воспитанности детей нашей школы позволяет сделать вывод, что педагогическому коллективу необходимо решать очень важную проблему. Это проблема снижения познавательного интереса учащихся,  снижения мотивации к учению. Данная проблема касается не только нашей школы, сегодня по результатам диагностики психологов, педагогов отмечается нежелание учиться детей в связи со многими причинами: высокая информативность жизни, что приводит к интеллектуальному и физическому переутомлению, огромное количество социальных проблем (в том числе нежелание родителей заниматься воспитанием). Возникает противоречие, которое требует разрешения: учитель в процессе обучения должен так построить учебный процесс (урок), чтобы ребенок хотел учиться. 

Сегодня нам предстоит в ходе педсовета   ответить на вопросы:

  • Как учить детей? 
  • Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению предметов?
  • Каким способам деятельности обучать детей?

Эпиграфом к современному уроку можно было бы взять слова: Г.Песталоцци

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня,

они будут открывать новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить свои идеи».


 

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2017 году все учебные программы и методы обучения были обновлены. Решением многих проблем становится компетентностный подход.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Какие же это принципы?

1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.

3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.

Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

Цели современного школьного образования  заключаются в следующем:

1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.

2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.

3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).

4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.

5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.

7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.

Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в современное обучение , должны в итоге дать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Наиболее востребованные качества и умения

  • саморазвитие (способность к самообразованию)
  • решение проблем общения (устная и письменная коммуникация)
  • работа с другими (сотрудничество)
  • владение информационными технологиями
  • адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность)

Сегодня нет гарантии, что все обучающиеся развивают ключевые компетенции, которые будут так необходимы им в дальнейшем.

Поэтому сегодня возникла необходимость:

-       выделить ключевые компетенции, чтобы они могли развиваться во время освоения образовательной программы ( в урочной и внеурочной деятельности);

-       довести важность формирования ключевых компетенций до педагогов, учащихся и родителей;

-       и оценивать достижения именно по ключевым компетенциям учащихся. 

Сегодня на уроке необходимо формировать:

Учебные компетенции.

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта;
  • выбирать необходимое оборудование и приборы;
  • владеть измерительными навыками;
  • описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать с результатами своего исследования, в том числе с использованием компьютерных средств и технологий.
  • связывать воедино и использовать отдельные части знания.

Исследовательские  компетенции.

  • Получение и обработка информации.
  • Обращение к различным источникам данных и их использование.
  • Организация консультации с экспертом.
  • Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
  • Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности

Социально-личностные компетенции..

  • критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
  • видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
  • оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, потребителя, покупателя и т.д.
  • понимать произведения искусства и литературы; владеть культурными нормами и традициями.
  • владеть эффективными способами организации свободного времени.
  • действовать в сфере трудовых отношений.

Коммуникативные компетенции.

  •  Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
  • Дискутировать и защищать свою точку зрения.
  • Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках.
  • Выступать на публике.
  • Самовыражать себя в литературном произведении.
  • Читать графики, диаграммы и таблицы данных.

Информационные компетенции.

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет.
  • самостоятельно искать и извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её.
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
  • владеть навыками использования информационных устройств.

Личностно-адаптивные компетенции.

  • Использовать новую информацию .
  • Придумывать новые решения.
  • Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
  • Быть упорным и стойким перед трудностями.
  • Быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Здоровьесберегающие компетенции.

  • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде.
  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: природных и социальных.
  • позитивно относиться к своему здоровью.
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи.

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностный  подход  в  обучении   школьников являются:

Технология проблемного обучения;

Технология проектного обучения;

Технология развития критического мышления;

Технология когнитивного обучения;

Технология обучения в глобальном информационном сообществе

        «По-настоящему об «уровне» государства  говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна».

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену пришла новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию и т.д. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности. Они называются – ключевыми компетентностями.

Понятно, что ребёнку усвоить в полном объёме всё многообразие школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению возникающих проблем.

При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем. Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа и др.

Алгоритм построения урока в системе компетентностного т.е.современного образования может включать в себя три основных этапа:

1-й этап – целеполагание. Ученик сам ставит цель или участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи.

2-й этап – проектирование   урока.

1.    Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

  • теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
  • практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
  • воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.

2.  Установление связей внутри содержания.

3-й этап – выбор формы организации образовательной деятельности.  Предпочтение отдаётся творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.

Основные характеристики творческого урока:

  1. Исследовательский метод и вид деятельности.
  2. Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока.
  3. Многообразие подходов и точек зрения.
  4. Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.

Учебный план    подразумевает, чтобы каждая тема в каждом предмете содержала несколько принципиально важных «модулей»(4):

  • ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля);
  • блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника);
  • практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование);
  • модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен, презентация и т.д).

Таким образом меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности.

4-й этап – диагностический.

Задача педагога  научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения. Л.Н. Толстой  писал : «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Написано давно, но это так актуально сегодня.

Провести современный урок, сформировать УУД у обуч-ся,  выпустить из школы подготовленных и востребованных обществом  людей  может только современный учитель, который уже является  таковым, или должен таковым стать. Насколько я отвечаю современным требованиям? Каждый из нас сам сможет ответить на этот вопрос.
Урок — это видимая часть работы учителя.  Урок можно и нужно сравнить с айсбергом: 45 минут – это вершина айсберга, которая видна всем, а его огромная подводная часть – это ежедневный кропотливый, порой тяжкий, но всегда творческий, созидательный труд учителя, который виден и понятен порой только ему самому.  Но именно эта подводная часть, в которую вкладывается ум и сердце учителя, делает 45 минут урока эффективными, полезными, познавательными и запоминающимися для учеников.

Далеко не все уроки учителя посещают директор, заместитель директора, коллеги,  но эффективность работы учителя как на ладони — она в статистических результатах, в отношении учащихся к предмету и к самому учителю, в отзывах родителей, в «портрете» ученика.

Уроку предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения, анализа и самоанализа.

      Современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях. 
      Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования. 
      Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. 

Работа творческих групп: (5-7мин.).

   

   1.Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: 


      - Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. 


      - Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. 


      - Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека. 


      - Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, а это влияет на  определение нагрузки. 


      - Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем! 


      - Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя.

2.Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.      

 

  профессиональное (предмет преподавания);      

  психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);      

  методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);      

  правовое;      

  эстетическое (гуманитарное);      

  историческое;      

  иностранные языки;      

  политическое;      

  информационно-коммуникативные технологии;      

  охрана здоровья;      

  интересы и хобби.      

3.Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.       

  систематический просмотр определённых телепередач;      

  чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;      

  обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;      

  решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;      

  посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;      

  дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;      

  изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;      

  систематическое прохождение курсов повышения квалификации;      

  проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;      

  организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;      

  изучение информационно-компьютерных технологий;      

  посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;      

  ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.


Факторы, препятствующие саморазвитию.

      Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии.  Выявлены факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина: 
      - Недостаток времени; 
      - Состояние здоровья; 
      - Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач; 
      - Недостаточная поддержка со стороны администрации; 
      - Собственная инерция. 
      

Чтобы самообразование стало продуктивным, а наши уроки современными, влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму.

Проект решения педагогического совета

1. С целью повышения профессионального мастерства всем педагогам вести целенаправленную и систематическую работу по самообразованию (постоянно, педагоги); 

2. Регулярно анализировать результативность работы педагогов по самообразованию на заседаниях методических объединений, методического совета (постоянно, заместитель директора по УВР, руководители  МО); 

3. Принимать участие в тематических проблемных семинарах, консультациях, вебинарах и т.д. проводимых специалистами по данному вопросу (Срок: постоянно);

4.Администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению (Срок: постоянно);

5.Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы (Срок: второе полугодие 2016-2017уч.г.);

6.Продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода (Срок: постоянно).

Вхождение в тему.  Метод «Ассоциации» (работа в группах).

На карточках напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «компетентность»? Все слова должны начинаться с букв данного слова.

к - ___________________________________

о - ___________________________________

м - __________________________________

п - ____________________________________

е - ___________________________________

т - ____________________________________

е - _____________________________________

н - ______________________________________

т - _______________________________________

н - ______________________________________

о - ______________________________________

с - ________________________________________

т - _____________________________________

ь

Вхождение в тему.  Метод «Ассоциации» (работа в группах).

На карточках напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «компетентность»? Все слова должны начинаться с букв данного слова.

к - ___________________________________

о - ___________________________________

м - __________________________________

п - ____________________________________

е - ___________________________________

т - ____________________________________

е - _____________________________________

н - ______________________________________

т - _______________________________________

н - ______________________________________

о - ______________________________________

с - ________________________________________

т - _____________________________________

ь

   1.Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: 

2.Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.      

3.Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

анализ педагогической деятельности

анализ пед. деятельности учителя....

Анализ педагогической деятельности

 Анализ педагогической деятельностиучителя иностранного языка   первой квалификационной категории Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Овгортская Общеобразовательная Школа-Интерн...

Форма анализа педагогической деятельности за год педагога дополнительного образования

Форма анализа педагогической деятельности за год педагога дополнительного образования...

презентация " Диалектический подход к анализу педагогической деятельности."

Презентация содержит рекомендации по составлению аналитической справки в период   проведения аттестации педагога.Включает содержание и структуру справки, краткую характеристику описываемых критер...

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...