Оптимизация работы учителя ритмики по выявлению одаренности детей в хореографии.
статья

Перед педагогом, работающим в современном образовательном учреждении и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zinko_i.yu_._statya.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимизация работы учителя ритмики

по выявлению одаренности детей в хореографии.

Зинько Ирина Юрьевна,

учитель ритмики

Аннотация. Перед педагогом, работающим в современном образовательном учреждении  и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.

Ключевые слова: одаренность, хореография, инновационные педагогические технологии.

Одаренный ребенок понятие очень многогранное, потому что, как правило - это ребенок с незаурядными возможностями. Но на практике выясняется, что одаренные дети не всегда отличаются в жизни или школе какими-то особенностями.

В младшей группе у меня есть совершенно замечательный пример

Дима И.. Он непослушный, неусидчивый, очень темпераментный, но, тем не менее, он танцевально одарен. Танцевальную одаренность Димы не было видно сразу, она была завуалирована его сложным характером. Он раскрылся после того, как почувствовал доверие к педагогу. И только тогда он начал работать, показал, какой он есть на самом деле.

Чтобы одаренность раскрылась, нужно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя раскрепощенным, почувствовал доверие со стороны педагога, был максимально загружен, чувствовал собственную значимость. Ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей и педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Необходимо диагностировать, выявлять и поддерживать одарённых детей потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны. Именно поэтому проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

 Хотя, как таковые критерии одаренности в хореографии не определены. Есть общие критерии, сходные с другими направлениями одаренности. Такие как: музыкальность, чувство ритма, пластика, выдержка, эмоциональная раскрепощённость, креативность мышления. Поэтому в работе с одаренными детьми  я использую дидактические технологии, которые позволяют выявить потенциал творческих способностей участника. Для развития творческой одаренности школьника на занятиях хореографии применяются следующие инновационные педагогические технологии:

•         диагностические технологии. Это технологии, позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
•         технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
•         технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
•         технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;                                    ;
•         технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик;
•         технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу.
        Тренинги и репетиции проходят в рамках индивидуально-групповых занятий с учащимися.  Развитие творческих возможностей ребенка посредством танцевального искусства возможно только при условии упорной и систематической работы. На протяжении длительного времени. Именно такая работа хорошо сплачивает детский коллектив, помогает преодолеть излишнюю застенчивость, приучает к взаимопомощи, дисциплинированности, делает детей более коммуникабельными.

Работа с детьми по обучению музыкально-ритмическим навыкам показала, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Задача хореографа – создать условия для его раскрытия и развития. Оптимизируя  свою работу, я убедилась в правильности построения принципов работы с одарёнными детьми.

  • Индивидуализация обучения (осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе занятий и внеурочной деятельности, наличие индивидуального плана обучения учащихся).
  • Принцип опережающего обучения (обогащение учебного материала дополнительными данными, заданиями творческого характера).
  • Принцип комфортности в любой деятельности.
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  • Принцип развивающего обучения.

На занятия хореографией я принимаю всех, поскольку внеурочное время, это тот случай, когда дети могут попробовать себя в разных направлениях деятельности. При естественном отборе остаются только те, которые могут и хотят танцевать, прикладывают к этому все свои усилия и возможности. У нас танцуют все: у кого хорошо получается и не очень, собственно как в большинстве коллективов. В первую линию ставятся дети, которые показывают достаточно высокий результат: технику, пластику, эмоциональность. Особый акцент на первую линию я никогда не делаю, хотя конечно все хотят оказаться именно там.  Но в своей работе я, прежде всего, выделяю «истинных» лидеров и лидеров «ложных». Истинному лидеру необходимо давать возможность работать и показать коллективу, что это тот человек, за которым нужно идти.

А для каждого ребенка создается индивидуальный маршрут, учитывающий максимальное  развитие  одаренности детей и дающий  им возможность самореализоваться, достичь особых результатов, дать предпрофессиональную подготовку.

Именно с помощью соответствующих движений, мимики, жестов, поз и музыки ребенок способен передать свое настроение, чувства, переживания, точно раскрыть целостный музыкально-двигательный образ. Все это помогает развивать танцевальное творчество, под которым понимают способность ребенка к созданию новых движений, вариантов комбинирования и усложнения знакомых элементов, а также умение самостоятельно импровизировать в процессе музыкально-двигательной деятельности, в соответствии с особенностями музыкального произведения на основе доступных танцевальных и образных движений.

На основании критериев общефизического и двигательного развития по результатам контрольных уроков и анализа тестов можно сделать вывод, что воспитанники средней, старшей и подготовительной групп:

- имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;

- умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;

-увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;

- значительно улучшились темпо-силовые показатели у всех детей;

- знают основы правильного дыхания при движении;

- освоили хореографическую нумерацию точек музыкального зала, знают основные направления движения, умеют использовать пространство музыкального зала относительно зрителя;

- сохраняют высокий уровень двигательной активности на протяжении всего занятия.

Самореализация через творчество поднимает чувство достоинства, а эмоциональность, связанная с творческим актом, не позволяет останавливаться на достигнутом, она обязательно приведет к необходимости нового творчества уже более высокого уровня, следующей ступени в развитии личности.

   Хореографическая одаренность связана с особенностями эмоциональной и волевой сфер ребенка. Эмоциональная чувствительность, уязвимость — характерные свойства художественно одаренного человека. У детей, которые занимаются хореографией, она проявляется в реакции на музыкальные впечатления, в заинтересованном эмоциональном отношении к занятиям.

  Творческое развитие учащихся, предусматривается в содержании современной программы уроков ритмики, но не используется в полной мере педагогами начальной школы. Результаты проведенного тестирования учащихся начальных классов показывают низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества.

Хореография создает условия, обеспечивающие развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, воспитывает человека, умеющего ценить материальные и духовные богатства, накопленные человечеством, способного чувствовать изменяющийся мир и творчески обогащать его. Навыки, приобретённые учащимися на занятиях, востребованы в различных сферах деятельности. Выступления дают положительный результат: учащиеся получают возможность реализации приобретённых танцевальных навыков, большое удовлетворение, радость, заряд бодрости и настроения, огромное наслаждение от своих выступлений.     Культура танца не только дает возможность передачи общественных и национальных норм и традиций, но и раздвигает рамки выбора. Развивает творческие способности и художественный вкус - а в целом, помогает проявиться творческой одаренности у ребенка.                                                                                                                              

Список литературы:

  1. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004.
  2. Петросян, Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея [Текст]: «Дополнительное образование детей», 2001. - № 24. - 37-39 с.
  3. Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М., 2004.
  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Ссылки на интернет: Fes http://www.syntone.ru/library/books/ content/2620.html?current_book_page=all/

  1. Синтон –тренинг центр/ Дружинин В. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  2. tival.1september.ruПедагогический совет: "Интеллектуальная одаренность: реалии, проблемы...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление одаренных детей на уроках хореографии

В статье представлены методы выявления одаренных детей на уроках хореографии....

Работа с одаренными детьми ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», выявление одаренных детей по видам спорта.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.Здоров...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Одаренность.Критерии выявления одаренных детей.

Одаренность-это качество, определяющее  возможность достижения  ребенком более высоких  результатов в одном  или  нескольких  видах  деятельности.Одаренный  реб...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....

Активизация работы в школе по выявлению одаренных детей

С целью поиска, поддержки, развития творческого потенциала одарённых детей в школе в октябре 2022 года было организовано проведение школьного этапа олимпиады по17 предметам....