Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Автор Джафарова Айханым Физуллиевна
Учитель физической культуры
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален на все времена. Выявление одаренности у школьников является задачей и родителей ребенка, и школы в лице преподавателей. Начиная с самого раннего возраста родители, проявляя внимания к малышу раскрывают его наклонности, интересы, способности. Задача школы заключается в том, чтобы создать условия для развития его способностей и раскрыть его таланты.
Одаренные дети обычно выделяются среди своих сверстников очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеют предпосылки для таких достижений, в различных видах деятельности. Их отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата и степень погруженности в задачу.
Выявление талантливых детей происходит постепенно и занимает довольно длительное время. Поскольку каждый ребенок раскрывается по-разному, некоторые обладают явными талантами и способностями, а некоторые требуют индивидуальной работы. Задача учителя проявить особое терпение, внимание, профессионализм: ведь от его способности обнаружить в маленьком человечке способности зависит будущее ребенка.
«Физическая культура», как учебный предмет, обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления. Задачей которого является развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой. В условиях современной образовательной системы и основных принципов концепции физической культуры и спорта РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.
«Физическая культура» создает условия для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, отражает результаты обучения, включающие положительную динамику личных показателей физического развития, физической подготовленности, физического совершенствования каждого обучающегося. Умения выполнять технические и тактические действия, приемы и физические упражнения из различных видов спорта важны для дальнейшего использования в двигательной, игровой и соревновательной деятельности на протяжении всей жизни человека.
Очень важную роль в выявлении одаренных детей играет опыт, квалификация и чутье педагога. Учителю необходимо правильно оценить способности и степень одаренности ребенка, составить план работы с ним. Создать благоприятную среду для развития таланта ребенка и стимулировать его интересы. При этом нужно учитывать, что даже очень талантливые дети – это в первую очередь дети, которые нуждаются в любви, внимании, ласке, поддержке.
На начальном этапе для выявления спортивной одаренности я применяю метод наблюдения или «знакомства» с ребенком.
Во-первых: наблюдение за общим физическим состоянием ребенка. В современных условиях сложной –социальной и неблагоприятной экологической ситуации остро стоит проблема высокой заболеваемости детей, подверженность к вирусным и инфекционным заболеваниям, что мешает физическому развитию ребенка. Важно внимательно наблюдать за самочувствием ребенка на уроках физической культуры. Плохое самочувствие при выполнение физических нагрузок могут выработать у ребенка негативное представление о занятиях спортом, не желание посещать уроки физической культуры.
Во-вторых: наблюдение и определение психологического состояния ребенка. Необходимо выявить волевые, моральные и духовные качества ребенка. Определить заинтересованность ребенка в физическом воспитании, умение ставить перед собой задачи, преодолевать трудности и достигать поставленной цели.
В-третьих: наблюдение и определение возможностей моторной организации ребенка и его врожденных и/или приобретенных в процессе деятельности способностей. Здесь зада учителя физической культуры состоит в том, чтобы проследить за двигательной активностью ребенка, разглядеть в ребенке физические способности: силу мышц, быстроту, выносливость. Выявить сильные стороны, помочь раскрыть их, создать условия для их развития и реализации возможностей.
В своей работе использую следующие признаки одаренности:
- Быстрое освоение деятельности и ее выполнения,
- Использование новых типов деятельности,
- Проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности,
- Устойчивость интересов, упорство в достижении цели,
- Широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах,
- Наблюдение.
Второй этап заключается в создании условий, при которых будет максимально нагружена ведущая способность ребенка – в конкретном случае его спортивная активность. Необходимо создать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала и удовлетворения потребностей ребенка.
Очень важно при выборе содержания и методов работы с одаренными детьми учитывать их возрастную категорию развития и подбирать соответствующие виды деятельности. Основным методом работы с одаренными детьми является спортивно-игровой метод. Применение этого метода, как на уроке направленно на обеспечение полноценного физического развития, укрепления здоровья учащихся, реализацию их творческих способностей.
Следующий этап работы с одаренными детьми, состоит в том, чтобы включать их в соревнования с такими же одаренными детьми, или более старшими, т.к. конкуренция дает хорошие результаты. Даже опыт поражения ставит перед ребенком новые задачи и стимулирует его к дальнейшему росту.
Среди сверстников одаренный ребенок довольно часто отличается тем, что является организатором групповых дел, игр и деятельности. Поэтому таких детей нужно привлекать к демонстрации упражнений на уроках, к работе с отстающими детьми в качестве инструктора, к работе судейства соревнований, к помощи организации и проведения спортивных мероприятий, праздников и дня здоровья.
В наиболее старшем возрасте целесообразно использовать научно –исследовательскую деятельность как важный аспект самоопределения школьника. Объектом исследования в данном случаи выступает он сам, окружающий его мир в котором он должен спрогнозировать у себя такие способности, которые помогут ему успешно социализироваться в самостоятельной жизни.
Научно-исследовательская деятельность так же дает возможность работать с детьми относящимися к специальной медицинской группе. Учащиеся индивидуально или в группе ведут исследовательскую работу над интересующим им темой, ставят перед собой цели и задачи, готовят рефераты, доклады, выступления, презентации. Проведенные работы представляются на спортивно -оздоровительных мероприятиях, конференциях, конкурсах. А так же их работы используются учителями начального и среднего звена при проведение тематических классных часов.
В среднем и старшем звене мы стараемся привлекать учащихся к активному участию в соревнованиях, конкурсах, к научно-исследовательской деятельности, в олимпиадах различного уровня, занятиям спортивной деятельностью.
Педагогу важно тщательно выстроить систему развития одаренности ребенка. Она должна быть индивидуальна для каждого ребенка и должна приходиться на благоприятный возрастной период.
Задача учителя физической культуры заключается не только в выявление одаренных детей, он так же обязан прививать детям желание вести здоровый образ жизни, любовь к активному движению, регулярным занятиям спортом, что является залогом успешной интеллектуальной и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Виды работы с одарёнными детьми и результативность этой работы....
Методическая разработка на тему: «Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры»
В данной работе представлены теоретическое обоснование и практические советы на тему:«Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры»...
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.
В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....
Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми на уроках физической культуры"
В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми. Приведены примеры игр, которые могут использовать в своей работе учителя физической культур...
Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми на уроках физической культуры"
В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми. Приведены примеры игр, которые могут использовать в своей работе учителя физической культуры, инс...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
«Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры»
Методическая разработка по рпботе с педагогами...