Рабочая программа по курсу "Основы духовно - нравственной культуры народов России"
календарно-тематическое планирование (5 класс)
Данный курс представлен по УМК Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Поляковв
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnknr.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тогучинского района
«Тогучинская средняя общеобразовательная школа №3»
ПРИНЯТО Решением методического объединения учителей______________________________________ протокол от ___._____.__2015__ № ______ ПРИНЯТО методическим объединением учителей ______________________________________________ протокол от ____._____.________№ _______ ПРИНЯТО методическим объединением учителей ______________________________________________ протокол от ____._____.________№ _______ ПРИНЯТО методическим объединением учителей ______________________________________________ протокол от ____._____.________№ _______ ПРИНЯТО методическим объединением учителей ______________________________________________ протокол от ____._____.________№ _______ ПРИНЯТО методическим объединением учителей ______________________________________________ протокол от ____._____.________№ _______ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ С. Г. Кайль СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ _____________ СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ _____________ СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ _____________ СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ _____________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
для основного общего образования
срок освоения программы: 17 часов
Составитель: Учитель русского языка и литературы А.Н. Березовская |
Ι. Пояснительная записка
Данная рабочая программа (далее – Программа) разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Методических документов:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Учебный план образовательной организации.
Цель изучения предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Задачи изучения предмета
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Используемые в образовательном процессе учебники:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016., В.И. Власенко, А.В. Поляков.
Место предмета в учебном плане:
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 17 часов, исходя из 1 часа в неделю во 2 и 3 четверти.
Описание организации и содержания оценивания:
Виды и формы текущего контроля:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной / заданной теме, декламация стихов, чтение текста, пересказ текста, аудирование);
- письменные (сочинения, письменная проверочная работа,);
Формы тематического контроля:
- зачётная работа;
- собеседование;
- комбинированная проверка знаний (сочетание устного и письменного ответов);
- защита проекта.
Оценивание результатов:
При оценивании ученических работ, выполненных в рамках тематического, периодического контроля и промежуточной аттестации, придерживаюсь следующей шкалы перевода процента правильно выполненных заданий в отметку:
- на уровне основного общего образования:
отметка | Процент правильно выполненных заданий на базовом уровне (БУ) | Процент правильно выполненных заданий на уровне выше базового (ВБ) |
«5» | 85 – 100% | 65 – 100% |
«4» | 75 – 84% | 50 – 100% |
«3» | 50 – 74% | - |
«2» | менее 50% | - |
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Предметные результаты – овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. бережное отношение к своей родной культуре .
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
· готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
· достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
· личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г.Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Вклад наших земляков в отечественную науку. Знакомство с деятельностью известных учёных нашего края.
Художники, поэты, музыканты Искусство росписи тканей, народные промыслы Палеха и Холуя, творчество композиторов Бородина А.П., Рахманинова С.В., певца Шаляпина Ф.И.; художников Голикова И.И., Корина П.Д., Левитана И.И., Пророкова Б.И.
Раздел 3. Мир добрых соседей.
Культурные и религиозные традиции православных жителей Вклад православия в развитие материальной и духовной культуры общества. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Православные праздники.
Культурные и религиозные традиции мусульман. Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Еврейские культурные и религиозные традиции. Иудаизм и культура. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь. Иудеи .
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Музеи. Восстановление и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в 5 классе
№ п/п | № в теме | Тема урока | Планируемая дата проведения | 5 «А» | 5 «Б» | 5 «В» |
1 | 1 | В мире культуры (2 часа) Величие многонациональной российской культуры | 07.11 | |||
2 | 2 | Человек – творец и носитель культуры | 14.11 | |||
3 | 1 | Нравственные ценности российского народа (7 часов) «Береги землю родимую, как мать любимую» | 21.11 | |||
4 | 2 | Жизнь ратными подвигами полна | 28.11 | |||
5 | 3 | В труде – красота человека | 05.12 | |||
6 | 4 | «Плод добрых трудов славен» | 12.12 | |||
7 | 5 | Люди труда | 19.12 | |||
8 | 6 | Бережное отношение к природе | 26.12 | |||
9 | 7 | Семья – хранитель духовных ценностей | 09.01 | |||
10 | 1 | Религия и культура (5 часов) Роль религии в развитии культуры | 16.01 | |||
11 | 2 | Культурное наследие христианской Руси. | 23.01 | |||
12 | 3 | Культура ислама | 30.01 | |||
13 | 4 | Иудаизм и культура | 06.02 | |||
14 | 5 | Культурные традиции буддизма | 13.02 | |||
15 | 1 | Как сохранить духовные ценности (2 часа) Забота государства о сохранении духовных ценностей | 20.02 | |||
16 | 2 | Хранить память предков | 27.02 | |||
17 | 1 | Твой духовный мир (1 час) Что составляет твой духовный мир | 06.03 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...
рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России
Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
Рабочая программа к учебнику Н. Ф. Виноградовой...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»
Автор представляет рабочую программу и календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Оновы духовно-нравственной культуры народов России"...