Рабочая программа по курсу "Основы духовно - нравственной культуры народов России"
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Березовская Анастасия Николаевна

Данный курс представлен по УМК Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Поляковв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тогучинского района

«Тогучинская средняя общеобразовательная школа №3»

ПРИНЯТО

Решением методического объединения учителей______________________________________

протокол от ___._____.__2015__  № ______

ПРИНЯТО методическим объединением учителей

______________________________________________

протокол от ____._____.________№ _______

ПРИНЯТО методическим объединением учителей

______________________________________________

протокол от ____._____.________№ _______

ПРИНЯТО методическим объединением учителей

______________________________________________

протокол от ____._____.________№ _______

ПРИНЯТО методическим объединением учителей

______________________________________________

протокол от ____._____.________№ _______

ПРИНЯТО методическим объединением учителей

______________________________________________

протокол от ____._____.________№ _______

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ С. Г. Кайль

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ _____________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ _____________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ _____________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ _____________

Рабочая программа

учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

для основного общего образования

срок освоения программы: 17 часов

Составитель:

Учитель русского языка и литературы

А.Н. Березовская

Ι. Пояснительная записка

Данная рабочая программа (далее – Программа) разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Методических документов:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  • Учебный план образовательной организации.

Цель изучения предмета

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Задачи изучения предмета

        Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Используемые в образовательном процессе учебники:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016., В.И. Власенко, А.В. Поляков.

Место предмета в учебном плане:

         Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета  в  5 классе  в объеме 17 часов, исходя из 1 часа в неделю во 2 и 3 четверти.  

Описание организации и содержания оценивания:

Виды и формы текущего контроля:

  • устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной / заданной теме, декламация стихов, чтение текста, пересказ текста, аудирование);
  • письменные (сочинения, письменная проверочная работа,);

 Формы тематического контроля: 

  • зачётная работа;
  • собеседование;
  • комбинированная проверка знаний (сочетание устного и письменного ответов);
  • защита проекта.

Оценивание результатов:

При  оценивании ученических работ, выполненных в рамках тематического, периодического контроля и промежуточной аттестации, придерживаюсь следующей шкалы перевода процента правильно выполненных заданий в отметку: 

  • на уровне основного общего образования:

отметка

Процент правильно выполненных заданий на базовом уровне (БУ)

Процент правильно выполненных заданий на уровне выше базового (ВБ)

«5»

 85 – 100%

65 – 100%

«4»

75 – 84%

50 – 100%

«3»

50 – 74%

-

«2»

менее 50%

-

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Предметные результаты –   овладение целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

-  умение различать основные религии народов России,  описывать памятников  культуры,  используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.  

Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. бережное отношение к своей  родной культуре .

   Личностные результаты  представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

· готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

· достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

· личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

                             

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных

народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г.Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Вклад наших земляков в отечественную науку. Знакомство с деятельностью известных учёных нашего края.

Художники, поэты, музыканты Искусство росписи тканей, народные промыслы Палеха и Холуя, творчество композиторов Бородина А.П., Рахманинова С.В., певца Шаляпина Ф.И.; художников Голикова И.И., Корина П.Д., Левитана И.И., Пророкова Б.И.

Раздел 3. Мир добрых соседей.

Культурные и религиозные традиции православных жителей  Вклад православия в развитие материальной и духовной культуры общества. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Православные праздники.

Культурные и религиозные традиции мусульман. Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Еврейские культурные и религиозные традиции. Иудаизм и культура. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь. Иудеи .

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Музеи. Восстановление и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. 

 Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Наименование темы

Количество часов

Краткое содержание

5 класс

1

В мире культуры

2

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

Жизнь ратными подвигами полна

2

Нравственные ценности российского народа

10

В труде – красота человека

«Плод добрых трудов славен»

Люди труда

 Бережное отношение  к природе труда

Семья – хранитель духовных ценностей

Роль религии в развитии культуры.

Культурное наследие христианской

Руси.

Культура ислама.

Иудаизм и культура.

Культурные традиции буддизма.

3

Мир добрых соседей

3

Иудаизм и культ ура

Культурные традиции буддизма

Забота государства о сохранении духовных ценностей

4

Как сохранить духовные ценности

1

Хранить память предков

5

Твой духовный мир

1

Твой духовный мир

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в 5 классе

№ п/п

в теме

Тема урока

Планируемая дата проведения

5

«А»

5

«Б»

5

«В»

1

1

 В мире культуры (2 часа)

Величие многонациональной            российской культуры

07.11

2

2

Человек – творец и носитель культуры

14.11

3

1

Нравственные ценности российского народа (7 часов)

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

21.11

4

2

Жизнь ратными подвигами полна

28.11

5

3

В труде – красота человека

05.12

6

4

«Плод добрых трудов славен»

12.12

7

5

Люди труда

19.12

8

6

Бережное отношение к природе

26.12

9

7

Семья – хранитель духовных ценностей

09.01

10

1

Религия и культура (5 часов)

Роль религии в развитии культуры

16.01

11

2

Культурное наследие христианской Руси.

23.01

12

3

Культура ислама

30.01

13

4

Иудаизм и культура

06.02

14

5

Культурные традиции буддизма

13.02

15

1

Как сохранить духовные ценности (2 часа)

Забота государства о сохранении духовных ценностей

20.02

16

2

Хранить память предков

27.02

17

1

Твой духовный мир (1 час)

Что составляет твой духовный мир

06.03


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...

рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для 5  класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России

Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»

Автор представляет рабочую программу и календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Оновы духовно-нравственной культуры народов России"...