Методическая разработка "Ассоциативные схемы на уроках географии"
методическая разработка

Конышева Марина Васильевна

разнообразие видов деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assotsiativnye_shemy_na_urokah_geografii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

    «Ассоциативные схемы на уроках географии»

                                                                                        География - наука благородных кровей!
                                                                                         Мы хотим показать всё её благородство,                          
                                                                           Её эстетичность, красоту и увлекательность.

В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.

Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят наших выпускников к практической жизни. Поэтому необходимы изменения. Все эти проблемы явились причиной изучения именно данной темы.

В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.

            Ассоциация (от лат. аssociatio — соединение) — некая закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые известны и находятся в памяти.

            Ассоциативные схемы — это метод, позволяющий найти известные, понятные обучающемуся объекты и явления в окружающей его жизни и проиллюстрировать с их помощью новый географический материал, географические объекты, явления и закономерности.

         Они позволяют:

- стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

- раскрыть свои способности;

-приобрести уверенность в себе;

-совершенствовать свои коммуникативные навыки;

- возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе;

- увеличивают развивающий эффект обучения.

Выбор данных методов ассоциативного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.

Ассоциативные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.

  • Обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);
  • эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);
  • развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);
  • повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра);
  •  отработка изучаемого материала (тренинги);
  • применение знаний, умений и навыков (баскет – метод - метод обучения на основе имитации ситуаций);
  • использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);
  • обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);
  • эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);
  • развитие навыков работы в группе (метод проектов);
  • выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод);
  • развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);
  • развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).

          Развитие творческих способностей достигается путем обучения школьников выполнению групп логических операций:

  • на комбинирование операций;
  • определение причинно-следственных связей;
  • планирование и выполнение практической деятельности.

           Освоение данных логических операций возможно на основе комплектов творческих заданий по каждой теме.

1.Творческие задания должны обеспечивать достижение творческих целей. Данный прием «ассоциативные схемы» на обучение таким аспектам комбинирования информации, как:

  • выделение  главного в тексте;
  • сравнение  понятий;
  • систематизация  информации.

2. Творческие задания должны обеспечивать выполнение учащимися конкретных действий. Без осмысленного действия каждого ученика задание не может считаться творческим.

3. Учитель должен следовать конкретному алгоритму действий при работе с каждым типом творческих заданий: объяснить суть задания ученикам и особенности его выполнения, помочь в решении, проверить. Скорректировать и объяснить исправления.

4. До учащихся должны быть донесены правила выполнения творческих задании. Как общие, так и конкретные(как можно и как нельзя выполнять задания, что необходимо быть готовым объяснить свой ответ).

         Главным правилом всех творческих заданий является большое количество вариантов правильных ответов.

Поэтому учитель поверяет не соответствие ответа ученика эталону, а степень достижения поставленных развивающих целей. Это сделать сложнее, чем при проверке репродуктивных знаний. Поэтому необходима детальная система оценивания, донесенная ученикам до того. Как они начнут выполнять задания.

5. Творческие задания должны обеспечивать успех каждого ученика, а не только сильного. Многие учителя считают, что творческие задания подходят только для сильных и одаренных учеников. Однако это не так. Правильно продуманные и составленные творческие задания, способны выполнить даже самые слабые ученики(возможно просто на своем уровне). При выполнении таких заданий можно разрешить таким ученикам пользоваться учебником, объяснить, что необходимо обращать внимание на выделенные термины и т.д.

Вывод:

Помните! Недопустимо давать и оценивать творческие задания, если учащиеся еще не научились их выполнять. Необходимо также работать с каждым видом творческих заданий на протяжении всего курса или хотя бы нескольких тем.

Описание приема.

      Прием предусматривает создание сети ассоциативных рядов из терминов, которые связаны с главным различными способами: целое-часть (карта -координатная сетка), причина- следствия (рельеф- горизонтали), средство-результат( съемка- план).

      Главное условие- элементы в созданной ассоциативной схеме должны быть связаны между собой по определенному принципу. Выбор которого обязательно аргументируется, а число элементов должно быть как можно большим.

       Данный прием можно использовать при повторении и закреплении материала в виде соревнования между командами. Победит команда, которая составит логическую схему. Используя как можно больше составных понятий по определенной теме.

       Учитель ни к коем случае не задает линию ассоциаций (например, составляющие карты или виды карт). Такая «подсказка» станет лишь ограничивающим фактором.

            Типы задач.

   Применяя данный прием, можно выполнять следующие типы задач:

1. Создание сети ассоциаций, на основе определенного предлагаемого термина или понятия.

2. Составление ассоциативной схемы с максимальным использованием предложенных понятий (также предлагаются понятия, которые не имеют непосредственного отношения к большинству предложенных, они вводятся для усложнения условий составления ассоциативной схемы).

3. Ассоциативная схема создается в произвольной форме на основе определенного принципа («целое- часть» , «причина- следствие», и т.п.) таким образом, чтобы были использованы все предложенные понятия.

              Возможные формы работы.

а) Если это прием применяется как командное соревнование, понятия, от которых строятся ассоциативные схемы, должны быть опорными.

б) если задание является индивидуальным, а учитель дифференцирует класс по уровню потенциальной успеваемости, тогда ученикам, претендующим на высший балл, следует предложить ассоциативную схему, опираясь на вспомогательные (второстепенные) понятия темы.

              Критерии оценивания.

      Система и шкала оценивания результатов работы по данному приему должна разрабатываться учителем в зависимости от формы работы, в которой этот прием используется (групповое соревнование или индивидуальная работа). Наиболее важными критериями оценивания должны быть:

  • количество элементов схемы;
  • умение обосновать причастность конкретных элементов к начальному     понятию;
  • наличие разноуровневых связей в схеме.

     Если задача выполняется в условиях групповых соревнований, то обязательными критериями должны быть:

  • сплоченность команды, т.е.активное участие всех членов команды и предотвращение раскола команды на отдельные группы;
  • выполнение задачи в условиях наименьшей шумности;
  • скорость выполнения.

Данные критерии целесообразно учитывать в условиях штрафно-бонусной системы. То есть, если максимально выполнены предложенные организационные условия, учитель поощряет команду бонусами (дополнительными баллами), а за их нарушение вычитаются баллы

          Итог.

Подводя итоги, стоит отметить, что данный прием помогает закрепить полученные знания по теме, еще раз разложив по полочкам что с чем и как именно связано. То есть на ряду с другими, главными, формируются навыки систематизации знаний и аргументации собственной (командной) позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка схемы конспекта урока-практикума по технологии для 4 класса (учебник и рабочая тетрадь Т. М Геронимус) Тема урока: "Каскад колокольчиков"

Схема конспекта    урока-практикумапо технологиидля 4 класса Карточка    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4135195","attributes":{"alt":"","class":"media...

структурно-логические схемы на уроках географии.

P { margin-bottom: 0.08in; }A:link { } Представленная мною тема не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов со...

Методический семинар по теме "Опорные схемы на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов"

Эффективным инструментом, который может помочь педагогу совершить переход на новые стандарты будет систематическое использование приемов  интерпретации учебных текстов в виде опорных схем....

«Использование опорных схем на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов» (статья)

В основе формирования универсальных учебных действий лежит умение учиться. Главная задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а  научить детей учиться, формировать потребность в ...

6 класса .Тема Гидросфера.Приём составления схем на уроках географии

6 класса .Тема Гидросфера. Приём составления схем на уроках географии.Учебник  АА Лобжанидзе  Планета Земля 5-6 класс  УМК "Сферы"...

Авторское учебно-методическое пособие «Структурно-логические схемы на уроках географии» (на примере раздела «Население РФ», 8 класс)

Методическое пособие представляет собой дидактический материал – авторский аналог тетради с печатной основой, который содержит различные учебные задания, практические работы и позволяет педагогу...