Мастер - класс "Схема на уроках географии"
методическая разработка
Стержень любого современного урока - процесс формирования личности средствами содержания учебной дисциплины, а основа урока - единство деятельности учителя и учеников. В настоящее время необходима методика урока, основанная на организации самостоятельной деятельности школьников, которая побуждает их к упорядочению познавательного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.59 КБ |
![]() | 739.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Схема на уроках географии»
Федоришкина Лариса Григорьевна
учитель географии МКОУ Бетлицкая СОШ
Ведущая идея мастер-класса: наиболее значим тот учебный материал, который освоен учеником непосредственно на уроке.
Цель: планируется, что мастер-класс поможет учителям конструировать свои учебные занятия с использованием ЛОС.
Задачи:
1. Ознакомить с опытом использования приемов преобразования текстовой учебной информации в структурно-логические опорные схемы.
2. Рекомендовать алгоритмы деятельности по конструированию ЛОС.
3. Афишировать опыт работы по данной технологии.
Оборудование: электронная доска, презентация.
Этапы мастер – класса
- Индукция
Стержень любого современного урока - процесс формирования личности средствами содержания учебной дисциплины, а основа урока - единство деятельности учителя и учеников. В настоящее время необходима методика урока, основанная на организации самостоятельной деятельности школьников, которая побуждает их к упорядочению познавательного опыта.
К наиболее важным вопросам организации урока относят соотношение деятельности учителя и обучающихся, так как занятость всех учеников класса продуктивной работой на протяжении всего урока - одно из основных условий достижения его эффективности. Результатам урока уделяют особое внимание. Они выражаются в овладении новыми сторонами знаний, приемами и правилами мышления, навыками культуры труда, проявляются в обогащении эмоциональной сферы, в формировании идей, взглядов, интересов, стремлений.
На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определить цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает задания, консультирует. Главное на таком уроке - самостоятельная деятельность, не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.
- Отработка методических подходов.
В методике преподавания географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения. Я сегодня хочу поделиться опытом работы по технологии опорных схем (ЛОС). Слайд №1
О роли логических опорных схем на уроках географии писал еще Н. Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «научат выделять главное и основное, приучат отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Слайд №2
Схемы помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивать их творческий потенциал через приемы выражения учебного материала в символах и рисунках. У ученика опорные схемы развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также готовят к умению конспектировать лекционный материал при получении дальнейшего профессионального образования, выбирая основное излагаемого. Схемы позволяют рационально использовать время урока и значительно упрощают подготовку домашнего задания. К тому же при работе со схемой задействовано и зрительное восприятие, а это «дополнительный инструмент» запоминания. Воспроизведение схем в тетрадях обучающимися, устный рассказ по опорной схеме развивают все виды памяти школьников.
К особенностям этой технологии относят определенную закодированность учебной информации. При построении опорных схем целесообразно соблюдать ряд условий: Слайд №3
- определить цели урока и планируемые результаты;
- разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока (подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации);
- все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями.
Логические опорные должны удовлетворять следующим основным требованиям: Слайд №4
- схемы должны быть лаконичны, содержать не более 80-100 знаков, так как много знаков школьники не смогут запомнить;
- они должны отличаться структурностью (т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки);
- основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, толщины, геометрическими фигурами, шрифтом;
-при построении ЛОС необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии;
- схемы должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения.
3. Афиширование
Рассмотрим более подробно некоторые темы из курса географии. Так, например, уже на втором уроке в 5 классе я предлагаю схематизировать полученные знания по теме «Что изучает география» Слайд №5. Безеусловно данная схема будет простой. С каждым уроком работа со схемой станет более объемной и содержательной. Но для получения хорошего понимания технологии нужна поэтапность! Не своевременное применение сложных схем на уроке приведет к отторжению данной технологии учениками.
Во второй четверти в теме «Географические карты» составляется достаточно объемная схема, содержащая материал трех параграфов. Слайд №6. К этому времени ученики легко и быстро ориентируются в работе. Результатом изучения тем «Географические координаты», «Рельеф Земли», «Полезные ископаемые» являются ЛОС Слайды №7,8,9. Если в классе есть, слабые ученики им раздаю «скелет» опорной семы, что позволяет работать «слабым» и «сильным» ученикам в одном темпе. Слайд №10
Вывод: при более близком знакомстве с любой технологией мы выявляем плюсы и минусы в ее применении. В данной технологии я вижу преобладание положительных моментов – это работа каждого ученика на уроке, рациональное использование времени в ходе урока, возможность самовыражения, включение различных видов памяти в процесс усвоения материала. От учителя не требуется больших затрат времени к уроку. Единственный минус, который я могу отметить – не всегда можно применять схему из-за характера изучаемого материала. Но на уроках географии таких тем практически нет.
- Рефлексия.
А что Вы думаете, о приобретенных знаниях по проектированию и применению структурно-логических схем на своих уроках? Слайд №11
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Схемы научат выделять главное и основное, приучат отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогут ученикам усвоить урок». Н. Н. Баранский,
ЛОС – компактное графическое отображение основного учебного материала Опорно-логические схемы выполняют следующие функции: обобщение и систематизация, адаптация, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. При обучении работе со схемами следует представлять учебный материал в виде удобных для усвоения информационных блоков и модулей.
. К опорно-логическим схемам предъявляются следующие требования: - доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде; - убедительность – логика подачи информации не дает двусмысленной трактовки понятий; - лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке; - универсальность – их можно использовать при изучении различных тем по предмету.
Опорно-логические схемы должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить на доске и в тетради в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными. Они должны отличаться структурностью, т.е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.
Необходимо поэтапно переходить к работе с опорно-логическими схемами, отработав навыки: - выделять главное, существенное в учебном материале; - правильно определять и графически обозначать причинно-следственные связи; - правильно считывать информацию из блоков-схем.
Тема урока «Что изучает география», 5 класс ГЕОГРАФИЯ («ге» – Земля, «графо» – пишу) ФИЗИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Изучает природу Земли и Изучает население Земли и его различные природные хозяйственную деятельность. явления. (5-7 класс) (8-9 класс)
Тема урока «Рельеф», 5 класс РЕЛЬЕФ неровности земной поверхности горы равнины внутренние силы Земли опускают внешние силы Земли: вода, ветер, поднимают, растягивают, сжимают ледники, деятельность человека сминают в складки горные породы отметкой высот На карте отмечаются послойной окраской Анды, Кордильеры, Гималаи, Восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Альпы, Карпаты. Западно-Сибирская равнина, Амазонская низменность.
Тема урока «Горные породы и полезные ископаемые», 5 класс Горные породы МАГМАтические ОСАДОЧные МЕТАМОРФ ические глубинные обломочные глинистые (гранит-гнейс) (гранит) (щебень, песок) (глина) (известняк-мрамор) излившиеся (базальт) химического происхождения органического происхождения (соль, гипс) (торф, уголь)
Скелет схемы к теме «Строение гидросферы», 6 класс Гидросфера ( ) ? ? ? ? ? ? ? ?
Опорно-логические схемы могут быть использованы: - при изучении нового материала (абзац, параграф, глава); - при закреплении пройденного материала на уроке; - при подготовке домашнего задания; - при организации работы в группах, в парах; - при итоговом повторении.
Результатами систематической работы по использованию опорных схем у обучающихся являются: стабильно хорошие результаты качества знаний; умение самостоятельно или с помощью учителя «сворачивать» и «разворачивать» информацию; умение давать полные доказательные ответы на выявление причинно-следственных связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии
Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

Оргпроект мастер-класса"Эксперимент на уроке географии"
В оргпроете указаны шаги по проведению мастер-класса - эксперимент на уроках географии, как средство наглядности, для активизации деятельности учащихся....

Мастер-класс по географии «Технология развития критического мышления на уроках географии»
Мастер класс представленный на конкус "Учитель года 2013"...

Проведение мастер-классов на уроках географии.
19 февраля 2018 года в МБОУ СОШ №3 учащиеся 10 б класса совместно с Гилевой Л.В., учителем географии, приняли участие в мастер-классе, который провел Руслан Михайлович Ильясов, специалист ГИС, г...

Мастер-класс. Метапредметный подход как способ формирования интеллектуальной личности на уроке «Африка. Русский след» (интегрированный урок географии, истории).
Вниманию учителей представлена авторская разработка интегрированного урока географии – истории - литературы в 7 классе курса «Материки и океаны» д...