Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
материал
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Барашевская средняя общеобразовательная школа" Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Машиной Татьяны Владимировны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя биологии
МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
Машиной Татьяны Владимировны
Тема инновационного педагогического опыта: «Здоровьесберегающий фактор на уроках биологии».
Сведения об авторе:
Машина Татьяна Владимировна, образование – высшее, в 1995 году закончила МГПИ имени М.Е. Евсевьева по специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Психология». Общий стаж работы – 23 года, стаж работы в МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» - 23 года.
Актуальность и перспективность опыта:
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время сложилась критическая ситуация, при которой почти все учащиеся школы имеют явные отклонения в состоянии здоровья. Статистика показывает, что уровень заболеваемости среди детей и подростков за последнее десятилетие сильно вырос. Виной этому является и экология, и увлечение детей телефонами и компьютерными играми, и неправильное питание, и учебная нагрузка, и отношения в семье, и стрессы родителей на производстве, и многое - многое другое. И в результате: быстрая утомляемость; снижение внимания, памяти; отсутствие интереса к предмету; недостаточная глубина и осознанность усвоения знаний; низкий уровень самостоятельности учащихся. По результатам ежегодной диспансеризации 2014-2015 учебного года количество учащихся МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа», имеющих разные заболевания, составило 80 чел (47% от общего числа учащихся). Вот это и определило тему исследования.
Основная идея опыта:
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Ответ один: необходимо использовать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Теоретическая база опыта:
Основателем направления в науке – здоровьесберегающей технологии, является В.Ф. Базарный. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:
- режим динамической смены поз;
- упражнения на зрительную координацию;
- зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры);
- упражнения на мышечно-телесную координацию.
По мнению сторонников применения системы, она позволяет вырастить и воспитать физически, психически и нравственно здоровых, всесторонне развитых детей.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов):
Своеобразие и новизна моего опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися с целью создания системы оптимального сочетания элементов разных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе с точки зрения сохранения здоровья учащихся.
Концепция сохранения здоровья предполагает:
- недопущение учебных нагрузок (умственное утомление, эмоциональный стресс, заболеваемость);
- реализацию активных оздоровительных мероприятий;
- соблюдение правильного режима труда и отдыха;
- рекомендации по рациональному питанию и личной гигиене.
Именно учителя способны повлиять на такие показатели, как осанка, зрение, сердечно-сосудистая система школьников, за счёт неукоснительного соблюдения норм санитарно-гигиенического режима, физкультурно-оздоровительных мероприятий, более настойчивой пропаганды среди учащихся и их родителей здорового образа жизни и вовлечения детей в спортивные секции, увеличения двигательной активности, предупреждения стрессовых ситуаций, особой организации учебного процесса, создания благоприятного эмоционального климата, способствующего решению личностных проблем каждого ребёнка.
В связи с этим, такое направление, как охрана здоровья и внедрение здоровьесберегающих технологий, становится важнейшим для школы и участников учебно-воспитательного процесса.
Технология опыта:
С 2016 года МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа», где я работаю учителем биологии, является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Под здоровьесберегающими факторами понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся. Моя основная цель как учителя – формировать установку на здоровый образ жизни, создать среду, максимально поддерживающую сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, развитие ученика как личности (его социализация).
Я считаю, что никакой другой предмет, как биология, не ориентирован на сохранение здоровья обучающихся во время учебно-воспитательного процесса. Практически каждый урок несет элемент здоровьесбережения, особенно программа 9 класса, где обучающиеся изучают основы анатомии, физиологии и гигиены.
Оптимальность и эффективность средств.
В своей педагогической деятельности я регулярно применяю здоровьесберегающие технологии, создаю на уроке условия, способствующие сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшению утомления, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке, и как следствие повышению качества знаний.
Одним из главных направлений здоровьесбережения я считаю создание здорового психологического климата на уроке. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока. В связи с этим рационально чередую виды учебной деятельности, придерживаюсь уважительного стиля общения, провожу на уроках физкультминутные паузы, слежу за правильной рабочей позой учащихся и положительными эмоциями. Особую роль в укреплении здоровья отвожу и экологическому пространству: обязательное проветривание, достаточное освещение, цветовая гамма стен, разнообразие растений. Для эффективного обучения использую тренажер для глаз для коррекции зрения учащихся. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Для снятия физического и психического напряжения на уроках, успокоения, провожу дыхательные упражнения, в том числе чередующееся носовое дыхание. Так, например, сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните правой ноздрёй на счёт 7, левую зажимая пальцем. Задержите дыхание на счет 3. Затем, закройте правую ноздрю и выдыхайте через левую на счёт 7 и т.д.
На уроке по теме «Зрительный анализатор» предлагаю выполнять упражнения для глаз. Можно воспользоваться методикой, которую предлагает В.Ф. Базарный. На потолке выбирается поле, на котором можно нанести схему максимально возможных размеров. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой и против часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя.
Физические упражнения на уроках в школе для предупреждения зрительного утомления и близорукости (методика офтальмолога Э.С. Аветисова):
1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
3. Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз. (тем, кто пользуется очками, их не следует снимать).
4. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы. Повторить 3-4 раза.
Упражнения для снятия напряжения и утомления на уроках при использовании компьютера:
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх – влево –вниз –вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
С целью улучшения слуха, профилактики заболеваний уха и снятия усталости предлагаю выполнять упражнение «небесный барабан»: закрыть уши плотно ладонями и средними пальцами рук барабанить по затылку 12 раз. Затем мгновенно убрать ладони. Проделать эту манипуляцию 12 раз. Это упражнение рекомендовано специалистами по китайской народной медицине.
В период повышения заболеваемости учащихся на уроках биологии проводится точечный массаж - эффективный способ уберечься от гриппа и других простудных заболеваний. В основе точечного массажа - механическое воздействие пальцем на биологически активные точки, имеющие рефлекторную связь (через нервную систему) с различными внутренними органами и функциональными системами.
При изучении темы «Дыхание» предлагаю лабораторную работу «Дыхательные упражнения для формирования дикции».
Инструкция для учащихся:
1. Погладьте нос (боковые части) от кончика к переносице и сделайте вдох. На выдохе постучите по ноздрям. Повторите пять раз.
2. На вдохе окажите сопротивление воздуху, легко постукивая по крыльям носа, выдох носом свободный. Повторите пять раз.
3. Поглаживайте нос и придаточные пазухи – вдох, выдох носом свободный. Повторите пять раз.
4. Произнесите протяжно звук М-М-М, одновременно легко постукивая кончиками пальцев по ноздрям. Повторить три раза.
5. Протяжно произнесите МАММ, МЭММ, МОММ, делая наклон вперед (голова, шея, плечи без напряжения). Вернувшись в исходное положение, прочтите текст, проверив звучание голоса: У Верки-вертушки во рту две ватрушки.
6. Произносите НАНН, НЭНН, НОНН, одновременно поворачивая голову влево, вправо, вверх-вниз. Вернувшись в исходное положение, прочтите текст, проверив звучание голоса:
Дали Алику рогалик,
Алик дал рогалик Алле.
Алла Алика ругала,
И рогалик ела Алла.
Результативность опыта:
Использование здоровьесберегающего фактора на уроках биологии дает результат в повышении эффективности обучения биологии, способствует проявлению учениками высокой познавательной активности, самостоятельности и влияет на качество усвоения биологических знаний. Среди причин позитивного отношения к предмету биологии учащиеся отмечают отсутствие усталости к концу урока, эмоциональный комфорт на уроке, постоянную поддержку со стороны учителя.
Результативность применения данного опыта проявляется в участии детей в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня.
С целью повышения мотивации учащихся в сохранении и укреплении собственного здоровья в период с 2015 по 2018 учебный год мною были разработаны и введены в учебный план программы внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Здоровейка» (2015-2016 учебный год), «Планета здоровья» (2016-2017 учебный год), программа элективного курса «Валеология» для обучающихся 8 класса (2015-2016 учебный год).
Мои ученики – яркие пропагандисты здорового образа жизни, являются активными участниками научно-практических конференций. Наиболее успешными за данный период можно считать исследовательские работы: «Чайная презентация» (Ведяшкин К.), «Правильная осанка – залог твоего здоровья» (Попкова Е.), «Вся правда о мобильном телефоне» (Егоров Д,), «Загадки нашей памяти» (Попкова Е.), «Волшебные калории» (Бахлова Ю.), «Секреты вегетарианства» (Автайкина К.), «Этот загадочный индекс «Е» (Автайкина К.).
Работу по здоровьесбережению я провожу и как классный руководитель - это и организация горячего питания, осуществление контроля за физическим воспитанием учащихся и педагогический контроль занятий физкультурой; борьба с гиподинамией: проведение физкультминуток; проведение классных часов по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Осуществляю профилактику травматизма среди учащихся. Особое внимание уделяю пропаганде и организации спортивно – массовой занятости учащихся класса, регулярно осуществляю анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. Формирование здорового образа жизни провожу через эколого-познавательные туристические походы. На родительских собраниях просвещаю родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа дает хорошие результаты (снижение заболеваемости за последние три года на 8%). Зачастую у детей сохраняется интерес к предмету на протяжении всего школьного обучения, формируются навыки исследовательской деятельности. Многие из моих учеников продолжают изучать биологию в ВУЗах.
Таким образом, использование здоровьесберегающего фактора на уроках биологии позволило достичь следующих положительных результатов:
- повысить у учащихся познавательный интерес к собственному здоровью;
- сформировать у детей положительную установку на здоровый образ жизни;
- изменить у учащихся отношение к собственному здоровью;
- мотивировать учащихся на использование полученных знаний по сохранению своего здоровья в повседневной жизни.
Возможность тиражирования.
Над внедрением здоровьесберегающих технологий работают многие педагоги нашей школы. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, предметные недели, выступаю на семинарах, заседаниях методических объединений учителей школы и района. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом воспитания культуры здоровья в семье.
Я стараюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требованиям, и запросам образовательной среды, и запросам моих учеников.
Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу, что здоровьесберегающий фактор играет важную роль в системе образования.
Считаю, что моя деятельность по здоровьесбережению способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способного жить и действовать в постоянно меняющемся мире.
Список литературы:
1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
2. Жукова Л. А. Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе.- http://festival.1september.ru/articles/508906/
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М., 2002.
5. Информация о методике В. Ф. Базарного.-
http://www.deti.websib.ru/p76aa1.html
6. Кругликова О.А. Педагогическое сопровождение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного.- http://www.hrono.info/proekty/bazarny/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление инновационного педагогического опыта
Мастахская средняя общеобразовательная школа с 2008 года работает по реализации инновационного образовательного проекта «Олоҥхо-сайдыы тирэҕэ», поэтому большое внимание удел...
Публичное представление инновационного педагогического опыта
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффек...
Публичное представление инновационного педагогического опыта
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет ...
Публичное представление инновационного педагогического опыта Зайцева А.А.
Публичное представление инновационного педагогического опыта Зайцева А.А....
Публичное представление инновационного педагогического опыта
В статье представлен инновационный педагогический опыт по теме «Формирование нравственной творческой личности на уроках русского языка, литературы и внеурочное вр...
Публичное представление инновационного педагогического опыта
Представлен инновационный педагогический опыт по проблеме "Воспитание поликультурной личности на уроках английского языка"...
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя английского языка
1. Актуальность и перспективность опыта. Я работаю над методической проблемой «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ...