Публичное представление инновационного педагогического опыта
статья по теме
В статье представлен инновационный педагогический опыт по теме «Формирование нравственной творческой личности на уроках русского языка, литературы и внеурочное время»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_opyta.docx | 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление инновационного
педагогического опыта Потехиной Ларисы Владимировны,
учителя русского языка и литературы МБОУ Краснослободского муниципального района Республики Мордовия «Сивинская ООШ»
Тема моего инновационного педагогического опыта: «Формирование нравственной творческой личности на уроках русского языка, литературы и внеурочное время»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.
Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине". Именно поэтому сегодня, на мой взгляд, очень актуальны и перспективны направления, которые будут содействовать воспитанию нравственной творческой личности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Хотя образование и воспитание не могут сами по себе изменить мир, но направить эти изменения в сторону более высокой нравственности, добра, справедливости могут и должны.
Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Поэтому у меня возникла потребность через художественное произведение, через русское слово нацелить своих учеников на верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.
Ведущая педагогическая идея – создание условий для формирования нравственной творческой личности школьника в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребенка.
Теоретическая база опыта.
Изучив литературу по проблеме «Формирование нравственной творческой личности» я убедилась в том, что эта проблема во все времена занимала важное место в системе образования.
Развитию творческой личности придают большое значение такие ученые, как Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская .
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Они утверждают, что творческий потенциал заложен и существует в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Творчество не только развивает, но и воспитывает. Все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают главным качеством. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
В основе развития нравственного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету лежат дидактические принципы деятельностного подхода. Например:
1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, добывая знания сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
3. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
4. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
5. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Проблема « Формирования нравственной творческой личности» раскрывается и в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» (авторы: А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). В ней говорится, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
• нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнерства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.
Задача учителя русского языка и литературы - воспитать гармонично развитую личность, способную самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Данные теоретические положения стали основой моего опыта и служат важным ориентиром в решении поставленных мною задач.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения и воспитания. Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. Но каким бы он не был по своему назначению ( уроком изучения нового, уроком повторения, обобщающим, уроком комбинированного типа), на нем должны быть обеспечены процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, толерантности, стараться проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для ученика.
На своих уроках, наряду с традиционными технологиями и методами, я использую и современные.
На уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе использую информационно- коммуникационные технологии. Это источник дополнительной информации по предмету, способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. Он помогает учителю в организации урока. Удобно готовить раздаточный материал, использовать иллюстрирующий материал на уроках литературы.
Для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям пользуюсь сетью Интернет, составляю презентации: игра «Последний герой» по русскому языку и литературе, «Праздник Фразеологизмов», урок- путешествие «Лексика», экскурсия в школьный музей «Строки, опаленные войной» (по письмам земляков- участников Великой Отечественной войны), урок русского языка в 8 классе «Строка, крапленная Афганом», урок- экскурсия по мемориальным местам села Сивинь «Только доблесть бессмертно живет» (литература, 5 класс) и др. С целью проверки знаний учащихся по изученным темам использую тесты онлайн, обучающую программу- тренажер по русскому языку «Фраза».
Информационные технологии способствуют раскрытию творческого потенциала и ученика и учителя, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни.
Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Разработаны тесты по развитию речи учащихся, по жизни и творчеству писателей, изученным произведениям, по различным разделам языкознания.
С целью сбора материала для написания творческих работ разрабатываю и провожу уроки- экскурсии.
Использую метод игрового обучения (например, урок- путешествие по теме «Лексика», «Имя существительное», «Три склонения имен существительных» - 5 класс, «Фразеология» - 6 класс и др.). Викторины и лингвистические путешествия помогают проверить прочность полученных знаний. Игра — это поле творчества. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. С успехом проходят ролевые литературные игры. Например, «Мордовские сказки».
В рамках недели гуманитарного цикла проведена лингвистическая игра по русскому языку (5-9 классы), разработан урок русского языка с элементами ролевой игры по теме «Строка, крапленная Афганом» (9 класс).
Включение в урок игр и игровых моментов помогает мне делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Важное место в своей работе уделяю проектно-исследовательскому методу. Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах урока, если в этом есть педагогическая целесообразность.
Применяя метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениям. С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать? Развиваю у них умение не только определять конечный результат, но и формулировать его.
С учащимся 6 класса при изучении темы « Фразеология» по русскому языку предлагаю такое задание, как составить «Словарик фразеологизмов», при изучении устного народного творчества по литературе – подобрать пословицы на тему «Родина». Результатом проекта после изучения рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» стал «Словарик «сибирских» диалектов», использованных в рассказе. Учащиеся 6, 7 классов работали над проектом – презентацией «Природа в творчестве поэтов и художников XIX- XX века».
Такая работа дает учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.
Интересной была работа по составлению мини – проекта литературного творчества «Прекрасное рядом» (6 класс). Предлагалось написать произведение в прозе (рассказ, сочинение). Результатом этого проекта стал рассказ «Один день в осеннем лесу» (Дерунов Егор), который занял 2 место на муниципальном конкуре литературного творчества «Искусство слова» .
На уроках литературы использую и ролевые проекты. Они уместны при изучении, например, басен И.А. Крылова (5, 6 классы), комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (9 класс) и др.
Важное место на уроках и внеурочное время занимает технология исследовательского обучения. Например, на уроке русского языка по теме «Фразеология» (6 класс) приглашаю учеников в лингвистическую лабораторию, где они делятся на исследовательские группы, каждая из которых проводит своё исследование, делится полученными результатами о фразеологизмах, делает вывод. Учащиеся работают с разными словарями, изучают историю возникновения фразеологизмов их значение.
Разработала урок- исследование « Письма героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс). Это произведение - яркий пример раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора. Изучая роман, ученики находят ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.
Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, ученик может выбрать для себя задание согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями.
Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету.
Проведение учебных исследований с учащимися сельской малокомплектной школы рассматриваю как особое направление внеклассной работы по предмету, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Валентин Распутин писал: « Малая родина»- это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и уклад и традиции живущих. Это и язык, и мечты, и определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека…
Важным направлением внеклассной работы по русскому языку и литературе считаю краеведение. Вместе с учащимися мы работаем над проектом- сборником творческих работ «Тропинками родного края». Основная цель этого проекта - сбор материала о родном крае, его истории, о жизни земляков Результатом большой исследовательской работы во внеурочное время стало создание творческих работ учащихся: «Человек, Учитель», « Отец- это звучит гордо!», «Истоки творчества в родной», « Солдатские матери», «Герои земли сивинской», «История страны в истории моей семьи». «Рассказ старой фотографии», «Памятники природы. Из поколения к поколению» и др. Они играют большую роль в нравственном воспитании личности. С этими работами учащиеся выходят на конференции и конкурсы разного уровня. Становятся победителями и призерами.
Дерунов Егор, ученик 6 класса, участвовал во Всероссийском Интернет- проекте для одаренных детей «Алые паруса».А ученица 9 класса Гаврилова Анастасия приняла участие в Республиканском проекте «Наши улицы». В газете «Известия Мордовии» ( от 30.11.2016 г.) была опубликована ее статья «Улица в честь братьев- героев. Их было пятеро»
Работа по проектно – исследовательской деятельности включает в себя применение информационно- коммуникационных и групповых технологий.
На уроках большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Они являются средством повышения эффективности урока. Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Роль переключения внимания детей могут успешно выполнять физкультминутки. Они наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Упражнения для физкультминуток подбираю с учетом характера занятия. Чаще всего я использую зарядку для глаз, так как на уроках русского языка и литературы довольно значительная нагрузка на зрение.
Использование данных технологий позволяет мне равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
В своей работе использую адаптивные технологии, в основе которых лежит самостоятельная работа, самоконтроль, исследовательская деятельность учащихся: работа по карточкам, выполнение тестовых заданий, анализ отрывков из произведений художественной литературы, написание мини-сочинений. При этом есть возможность не только наблюдать за работой всего класса, но и работать индивидуально с каждым учеником.
Большое внимание уделяю личностно- ориентированному обучению. Оно помогает создать творческую атмосферу на уроке, создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Провожу индивидуальную работу с одаренными детьми: подготовка к конкурсам, конференциям, олимпиадам.
В своей работе использую технологию гуманно-личностного и проблемного обучения. Она способствует становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.
Развитию творческих способностей способствуют разные формы организации деятельности детей.
Работа в группах, парах позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, в короткий срок опросить весь класс. При этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. После выполнения самостоятельной работы применяю взаимопроверку и самопроверку. Ученик при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
В работе использую и метод дифференцированного обучения, который способствует развитию интересов и способностей детей. Этот метод лежит в основе авторской программы внеурочной деятельности «Тайны русского языка», 6 класс.
На занятиях курса учащиеся создают проекты (например, «Дорога к письменности), проводят исследования, эксперименты, самостоятельно добывают новые знания, работают с информацией, делают выводы, работают с онлайн- тестами, программой- тренажер «Фраза».
В своей работе я применяю технологию проблемно- диалогического обучения. Она позволяет организовать на уроках, внеурочных занятиях самостоятельное открытие учащимися новых знаний и является универсальной. Особенно активно использую данную технологию на уроках русского языка на этапе введения знаний, который организуется посредством определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? («Склонение имен существительных», 5 класс). Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? («Фразеология», 6 класс). Зачем нужно изучать фонетику ?( «Фонетика», 5 класс) и т.д.
В развитии нравственной творческой личности большую роль играет чтение книг. Оно формирует человека- гуманиста, что невозможно без сотворчества, сотрудничества, самореализации личности учащихся. Совместная работа над художественным словом объединяет детей, изменяет в лучшую сторону их ценностные ориентации, помогает растить граждан- а это главный результат.
При работе с художественной литературой в классе, а также при обсуждении самостоятельно прочитанных книг также уместна технология проблемно- диалогического обучения . Создавая проблемную ситуацию, я не даю прямой подсказки, а организую коллективный поиск. Даже при минимальном участии в общей работе ученик чувствует себя соавтором. Выполняя задания, он развивает способность к самостоятельной деятельности, верит в свои силы. Каждый ребенок- личность, со своими способностями и характером.
Проблемно- диалогическое обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Такие уроки очень эффективны. У детей появляется уверенность в своих силах и знаниях.
Помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли кейс-технология. С использованием элементов этой технологии был проведен урок литературы в 7 классе при изучении «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Применение в педагогической практике указанных технологий является для меня хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной и воспитательной работы и освоения новых методических решений, а для учащихся возможностью интересно овладевать знаниями, умениями, навыками, развивать личностные качества, необходимые для жизни, приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Использование вышеуказанных методов и технологий на уроках и внеурочное время способствует формированию нравственной творческой личности.
Анализ результативности
В результате использования вышеописанных подходов в изучении русского языка и литературы удается:
- повысить качество знаний учащихся;
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- воспитать любовь и интерес к русскому языку и литературе;
- развить устную и письменную речь школьников;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
- способствовать воспитанию нравственных качеств личности.
Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении и воспитании детей, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников, формирует их личные качества .
Учащиеся принимают активное участие в творческих конкурсах, конференциях. Становятся победителями и призерами. Многие работы дети создали на основе краеведческого материала, который воспитывает любовь к родному краю, его истории, гордость за земляков, уважительное отношение к старшему поколению.
Учебный год | Уровень | Название мероприятия | ФИ | Результат участия |
2015 | муниципальный | Московский Международный форум «Одаренные дети» | Пшеничникова Диана | победитель |
Конкурс чтецов «Живая классика» | Карандашова Ирина | победитель | ||
Конкурс молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий» | Пшеничникова Анна | победитель | ||
Творческий конкурс «Православные праздники января» | Гаврилова Анастасия | 2 место | ||
Конкурс детского творчества «Святыни земли мордовской» | Пшеничникова Анна | победитель | ||
Конкурс литературных работ «Искусство слова» | Антяскина Алина | 3 место | ||
республиканский | Московский Международный форум «Одаренные дети» | Пшеничникова Диана | Лауреат 1 степени | |
Историко-патриотический конкурс, посвященный памяти святого праведного воина Федора Ушакова «Наш святой». Номинация: «Эссе» | Пшеничникова Анна | 2 место | ||
межрегиональный | Конкурс исследовательских проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий «Культурно-педагогическое наследие М.Е. Евсевьева» | Пильщикова Олеся | 2 место | |
2016 | муниципальный | Московский Международный форум «Одаренные дети» | Пшеничникова Диана | победитель |
Конкурс творческих работ «А мы с тобой войны не знали» | Пшеничникова Анна | победитель | ||
Конкурс чтецов «Живая классика» | Дерунов Егор | победитель | ||
«Экология. Дети. Творчество» | Дерунов Егор | 2 место | ||
Конкурс литературных работ «Искусство слова» | Дерунов Егор | 2 место | ||
республиканский | Московский Международный форум «Одаренные дети» | Пшеничникова Диана | Лауреат 2 степени | |
всероссийский | Акция «Памятники природы. Из поколения к поколению». Эссе «Березовая роща – наша память и святыня» | Дерунов Егор | победитель | |
Акция «Письмо Победы» | Пшеничникова Анна | призер | ||
международный | Заочная предметная олимпиада по русскому языку «Эверест» | Антяскина Алина | победитель | |
Заочная предметная олимпиада по русскому языку «Эверест» | Пшеничникова Диана | победитель | ||
2017 | муниципальный | Конкурс сочинений. Номинация «Юбилейные даты писателей региона». Тема: «Певец земли мордовской» (о творчестве Н.Эркая) | Дерунов Егор | победитель |
Конкурс сочинений, посвященный 100- летию со дня рождения Героя Советского союза М.П. Девятаева | Антяскина Алина | победитель | ||
Конкурс молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий». Номинация: «Литературное творчество» | Дерунов Егор | 1 место | ||
«Защитим лес». Номинация: « Лес в моей судьбе» (Рассказ о людях, посвятивших себя лесу) | Дерунов Егор | 2 место | ||
Конкурс авторского творчества «Человек доброй воли». Номинация: «Литературное творчество» | Пшеничникова Диана | 1 место | ||
Экология. Дети. Творчество | Пильщикова Мария | 1 место | ||
Экология. Дети. Творчество | Дерунов Егор | 1 место | ||
Конкурс творческих работ «Сыны Отечества» | Антяскина Алина | 2 место | ||
Республиканский | Научно- исследовательская конференция школьников по экологии «Мой мир- мой дом». Экологическая игра | Антяскина Алина | победитель | |
Конкурс авторского творчества «Человек доброй воли». Номинация: «Литературное творчество» | Пшеничникова Диана | 2 место | ||
Конкурс «Творчество А.С. Пушкина» | Жилицина Жанна | 1 место | ||
всероссийский | Олимпиада по русскому языку для учащихся 5- 11 классов «Великий, могучий» | Антяскина Алина | 1 место | |
Конкурс научно- исследовательских и творческих работ студентов и учащихся общеобразовательных организаций «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»,посвященный Дню славянской письменности и культуры | Антяскина Алина | 1 место | ||
Конкурс «Творчество А.С. Пушкина» | Жилицина Жанна | 2 место |
Таким образом, результатами применения педагогического опыта являются:
- Изменение ценностных ориентаций;
- Личностное развитие эмпатии подростков, их духовно- нравственного потенциала,
- Переход на более высокий уровень морального сознания
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Трудность использования данного опыта заключается в планировании системы работы в данном направлении. Необходима переориентация деятельности учителя: отказ от информационно- объяснительных методов обучения в пользу деятельностно-развивающих. На мой взгляд, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важной становится не только информация, а способность сочувствовать, сопереживать, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт может и должен получить как можно более широкое распространение. Я активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому принимаю активное участие в работе муниципальных и республиканских семинаров и конференций. Выступаю на ШМО, РМО, даю открытые уроки для учителей школы и района, принимаю участие в очных и заочных конкурсах педагогического мастерства. Так, в 2015 году стала призером Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» (Номинация «Методическая разработка урока письма»). Присутствовала на награждении в г. Ставрополь.
Опыт моей работы обобщен и представлен на сайтах:
http://sivinschool.ucoz.ru/index/potekhina_l_v/0-49
http://festival.1september.ru/search?searchid= 1987306&text=Потехина+Лариса+Владимировна
http://nsportal.ru/potehina-larisa-vladimirovna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
публичное представление опыта
Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавате...
Публичная презентация опыта работы
Представлены основные достижения учителя за три последних года...
Публичная презентация опыта работы по пропускам уроков
Пропуски уроков актуальная проблема классных руководителей и социальных педагогов....
Публичное представление опыта
Публичное представление опыта...
Публичное представление опыта
В данном представлении описан мой опыт работы...
Публичное представление опыта работы
Публичное представление опыта работы...