Публичное представление инновационного педагогического опыта
статья по теме

В статье представлен инновационный педагогический опыт по теме  «Формирование  нравственной творческой личности на уроках русского   языка,   литературы и  внеурочное время»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_opyta.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление  инновационного

педагогического опыта Потехиной Ларисы Владимировны,

 учителя русского языка и литературы  МБОУ Краснослободского муниципального района Республики Мордовия  «Сивинская ООШ»

 

Тема моего инновационного педагогического опыта:  «Формирование  нравственной творческой личности на уроках русского   языка,   литературы и  внеурочное время»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

      Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.

      Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью,  воспитание гражданственности и любви к Родине".  Именно поэтому сегодня, на мой взгляд, очень актуальны и перспективны  направления, которые будут содействовать воспитанию нравственной творческой личности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    Хотя образование и воспитание не могут сами по себе изменить мир, но направить эти изменения в сторону более высокой нравственности, добра, справедливости могут и должны.  

   Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Поэтому у меня возникла потребность   через художественное произведение, через русское слово нацелить своих учеников  на верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.

      Ведущая педагогическая идея – создание условий для формирования  нравственной творческой  личности школьника в  соответствии  с  индивидуальными  возможностями  и особенностями каждого ребенка.

Теоретическая база опыта.

    Изучив литературу по проблеме  «Формирование нравственной творческой личности» я убедилась в том, что эта проблема   во все времена занимала  важное место  в системе образования.

    Развитию творческой личности придают большое значение такие ученые, как   Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская .

   Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Они утверждают, что творческий потенциал  заложен и существует в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Творчество не только развивает, но и воспитывает. Все выдающиеся  мыслители планеты способность творить считают главным качеством. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

  В основе развития нравственного  потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету лежат дидактические принципы деятельностного подхода. Например:

1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик,  добывая знания сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

3. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

4. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

5. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

  Проблема « Формирования нравственной творческой личности» раскрывается и  в   «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» (авторы: А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). В ней  говорится,  что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 

    Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

•        нравственного примера педагога;

•        социально-педагогического партнерства;

•        индивидуально-личностного развития;

•        интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

•        социальной востребованности воспитания.

  Задача учителя русского языка и литературы - воспитать гармонично развитую личность, способную самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.  Данные теоретические положения стали основой моего опыта и служат важным ориентиром в решении поставленных мною задач.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

    Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения и воспитания. Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. Но каким бы он не был по своему назначению ( уроком изучения нового,  уроком повторения, обобщающим,  уроком комбинированного типа), на нем должны быть  обеспечены  процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений,  делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, толерантности, стараться проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для  ученика.

На своих уроках,  наряду с традиционными технологиями и методами,  я использую и современные.

    На уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе использую информационно- коммуникационные технологии. Это  источник дополнительной информации по предмету,  способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. Он помогает учителю в организации урока. Удобно готовить раздаточный материал, использовать иллюстрирующий материал на уроках литературы.

  Для подготовки к урокам,  внеклассным мероприятиям  пользуюсь сетью Интернет, составляю презентации: игра «Последний герой» по русскому языку и литературе,  «Праздник Фразеологизмов», урок- путешествие «Лексика», экскурсия в школьный музей  «Строки, опаленные войной»  (по письмам земляков- участников Великой Отечественной войны),  урок русского языка  в 8 классе  «Строка, крапленная Афганом», урок- экскурсия по мемориальным местам села Сивинь «Только доблесть бессмертно живет» (литература,  5 класс)   и др. С целью проверки знаний учащихся по изученным темам использую тесты онлайн, обучающую программу- тренажер по русскому языку  «Фраза».

  Информационные технологии способствуют раскрытию творческого потенциала и ученика и учителя, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни.

   Тестовая технология помогает  при контроле знаний учащихся. Разработаны тесты по развитию речи учащихся, по жизни и творчеству писателей, изученным произведениям, по различным разделам языкознания.

     С целью сбора материала для написания творческих работ разрабатываю и  провожу уроки- экскурсии.

       Использую метод игрового обучения (например, урок- путешествие по теме «Лексика», «Имя существительное», «Три склонения имен существительных» - 5 класс, «Фразеология» - 6 класс и др.).  Викторины и лингвистические путешествия помогают проверить прочность  полученных знаний. Игра — это поле творчества. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. С успехом проходят ролевые литературные игры. Например, «Мордовские сказки».

     В рамках недели гуманитарного цикла проведена лингвистическая игра по русскому языку (5-9 классы), разработан урок русского языка с элементами ролевой игры по теме «Строка, крапленная Афганом» (9 класс).

      Включение в урок игр и игровых моментов помогает мне делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

    Важное место в своей работе уделяю проектно-исследовательскому методу. Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности.  Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах урока, если в этом есть педагогическая целесообразность.

   Применяя  метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениям. С  какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать? Развиваю у них  умение не только  определять конечный результат, но и  формулировать его.

   С учащимся 6 класса при изучении темы « Фразеология» по русскому языку  предлагаю такое задание, как составить «Словарик фразеологизмов», при изучении устного народного творчества по литературе – подобрать пословицы на тему «Родина». Результатом проекта после  изучения  рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» стал «Словарик «сибирских» диалектов», использованных в рассказе.   Учащиеся 6, 7 классов работали над  проектом – презентацией «Природа в творчестве поэтов и художников XIX- XX века».

 Такая работа дает учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

   Интересной была работа по составлению мини – проекта литературного творчества «Прекрасное рядом» (6 класс). Предлагалось написать произведение в прозе (рассказ, сочинение). Результатом этого проекта стал рассказ «Один день в осеннем  лесу» (Дерунов Егор), который занял 2 место  на  муниципальном конкуре литературного творчества «Искусство слова» .

   На уроках литературы использую и ролевые проекты. Они уместны при изучении, например, басен И.А. Крылова (5, 6 классы), комедии  А.С.  Грибоедова «Горе от ума» (9 класс) и др.

    Важное место на уроках и внеурочное время занимает  технология исследовательского  обучения. Например, на уроке  русского языка по теме «Фразеология» (6 класс) приглашаю учеников в лингвистическую лабораторию, где они делятся на исследовательские группы, каждая из которых проводит своё исследование, делится  полученными результатами о фразеологизмах, делает вывод. Учащиеся работают с разными словарями, изучают историю возникновения фразеологизмов их значение.

   Разработала урок- исследование « Письма героев романа А.С. Пушкина  «Капитанская дочка» (8 класс). Это произведение - яркий пример раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора. Изучая роман, ученики находят ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.  

   Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, ученик может выбрать для себя задание согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями.

   Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету.

  Проведение учебных исследований с учащимися сельской малокомплектной школы рассматриваю  как особое направление внеклассной работы по предмету, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

  Валентин Распутин писал: « Малая родина»- это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и уклад и традиции живущих. Это и язык, и мечты, и определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с её  солью. Это «родимые» пятна каждого человека…

  Важным направлением внеклассной работы по русскому языку и литературе считаю краеведение.    Вместе с учащимися  мы работаем над проектом- сборником творческих работ «Тропинками родного края». Основная цель этого проекта -  сбор материала о родном крае, его истории,  о жизни  земляков Результатом большой исследовательской  работы во внеурочное время стало создание творческих работ учащихся: «Человек, Учитель», « Отец- это звучит гордо!», «Истоки творчества в родной», « Солдатские матери», «Герои земли сивинской», «История страны в истории моей семьи». «Рассказ старой фотографии», «Памятники природы. Из поколения  к поколению» и др. Они играют большую роль в нравственном воспитании личности.   С этими работами  учащиеся выходят на конференции и конкурсы разного уровня. Становятся победителями и призерами.  

Дерунов Егор, ученик 6 класса, участвовал  во Всероссийском Интернет- проекте для одаренных детей «Алые паруса».А ученица 9 класса Гаврилова Анастасия приняла участие в  Республиканском проекте «Наши улицы». В газете  «Известия Мордовии» ( от 30.11.2016 г.) была опубликована ее  статья «Улица в честь братьев- героев. Их было пятеро»

   Работа по проектно – исследовательской деятельности  включает в себя применение информационно- коммуникационных и групповых технологий.

  На уроках  большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Они являются средством повышения эффективности урока. Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Роль переключения внимания детей могут успешно выполнять физкультминутки. Они наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Упражнения для физкультминуток подбираю с учетом характера занятия. Чаще всего я использую зарядку для глаз, так как на уроках русского языка и литературы довольно значительная нагрузка на зрение.

       Использование данных технологий позволяет мне равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

   В своей работе использую  адаптивные технологии, в основе которых лежит самостоятельная работа, самоконтроль, исследовательская деятельность учащихся: работа по карточкам, выполнение тестовых заданий, анализ отрывков из произведений художественной литературы, написание мини-сочинений. При этом есть возможность не только наблюдать за работой всего класса, но и работать индивидуально с каждым учеником.

   Большое внимание уделяю личностно- ориентированному обучению. Оно помогает создать  творческую атмосферу на уроке,  создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Провожу индивидуальную работу с одаренными детьми: подготовка к конкурсам, конференциям, олимпиадам.

     В своей работе использую  технологию гуманно-личностного  и проблемного обучения. Она способствует становлению, развитию  и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель  которого не просто дать учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно   диалог   является    такой формой  мышления, которая  учит делать выбор,  работать с ценностями.

    Развитию творческих способностей способствуют разные формы организации деятельности детей.

   Работа в группах, парах позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, в короткий срок опросить весь класс.  При этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. После выполнения самостоятельной работы  применяю взаимопроверку и самопроверку. Ученик при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

    В работе использую и метод дифференцированного  обучения, который  способствует развитию интересов и способностей детей. Этот  метод лежит в основе авторской  программы внеурочной деятельности «Тайны русского языка», 6 класс.

       На занятиях курса  учащиеся создают проекты (например, «Дорога к письменности),  проводят исследования, эксперименты, самостоятельно добывают новые знания, работают с информацией, делают выводы, работают с онлайн- тестами, программой- тренажер «Фраза».

            В своей работе я применяю технологию проблемно- диалогического обучения. Она позволяет организовать на уроках, внеурочных занятиях самостоятельное открытие учащимися новых знаний и является универсальной. Особенно активно  использую данную технологию на уроках русского языка  на этапе введения знаний, который организуется посредством определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? («Склонение имен существительных», 5 класс). Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? («Фразеология», 6 класс). Зачем нужно изучать фонетику ?( «Фонетика», 5 класс) и т.д.

    В развитии нравственной творческой личности большую роль играет чтение книг. Оно формирует человека- гуманиста, что невозможно без сотворчества, сотрудничества, самореализации личности учащихся. Совместная работа над художественным словом объединяет детей, изменяет в лучшую сторону их ценностные ориентации, помогает растить граждан- а это главный результат.

    При работе с художественной литературой в классе, а также при обсуждении самостоятельно прочитанных книг  также уместна  технология проблемно- диалогического обучения . Создавая проблемную ситуацию, я не даю прямой подсказки, а организую коллективный поиск. Даже при минимальном участии в общей работе ученик чувствует себя соавтором. Выполняя задания, он развивает способность к самостоятельной деятельности, верит в свои силы. Каждый ребенок- личность, со своими способностями и характером.

   Проблемно- диалогическое  обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Такие  уроки очень эффективны. У детей появляется уверенность в своих силах и знаниях.

   Помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли кейс-технология. С использованием элементов этой технологии был проведен урок литературы в 7 классе  при изучении «Повести о Петре и Февронии Муромских».

   

    Применение в педагогической практике указанных технологий является для меня хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной и воспитательной  работы и освоения новых методических решений, а для учащихся возможностью интересно  овладевать знаниями, умениями, навыками, развивать личностные качества, необходимые для жизни, приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

     Использование вышеуказанных методов и технологий на уроках и внеурочное время способствует формированию нравственной творческой личности.

Анализ результативности

В результате использования вышеописанных подходов в изучении русского языка и литературы удается:

      - повысить качество знаний учащихся;

      - раскрыть всесторонние способности учащихся;

      - воспитать любовь и интерес к русскому языку и литературе;

     -  развить устную и письменную речь школьников;

      - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

      - способствовать воспитанию  нравственных качеств личности.        

   Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении и воспитании детей,  а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников, формирует их личные качества .

Учащиеся принимают активное участие в творческих конкурсах, конференциях. Становятся победителями и призерами.  Многие работы дети создали на основе краеведческого материала, который воспитывает  любовь к родному краю, его истории, гордость за земляков, уважительное  отношение к старшему поколению.

Учебный

год

Уровень

Название мероприятия

ФИ

Результат

участия

2015

муниципальный

Московский  Международный форум «Одаренные дети»

Пшеничникова

Диана

победитель

Конкурс чтецов «Живая классика»

Карандашова Ирина

победитель

Конкурс молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий»

Пшеничникова Анна

победитель

Творческий конкурс «Православные праздники января»

Гаврилова Анастасия

2 место

Конкурс детского творчества «Святыни земли мордовской»

Пшеничникова Анна

победитель

Конкурс литературных работ «Искусство слова»

Антяскина Алина

3 место

республиканский

Московский  Международный форум «Одаренные дети»

Пшеничникова Диана

Лауреат 1 степени

Историко-патриотический конкурс, посвященный памяти святого праведного воина Федора Ушакова «Наш святой». Номинация: «Эссе»

Пшеничникова Анна

 2 место

межрегиональный

Конкурс исследовательских проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий «Культурно-педагогическое наследие М.Е. Евсевьева»

Пильщикова

Олеся

2 место

2016

муниципальный

Московский  Международный форум «Одаренные дети»

Пшеничникова Диана

победитель

Конкурс творческих работ «А мы с тобой войны не знали»

Пшеничникова Анна

победитель

Конкурс чтецов «Живая классика»

Дерунов Егор

победитель

«Экология. Дети. Творчество»

Дерунов Егор

2 место

Конкурс литературных  работ «Искусство слова»

Дерунов Егор

2 место

республиканский

Московский  Международный форум «Одаренные дети»

Пшеничникова Диана

Лауреат

2 степени

всероссийский

Акция «Памятники природы. Из поколения к поколению». Эссе «Березовая роща – наша память и святыня»

Дерунов Егор

победитель

Акция «Письмо Победы»

Пшеничникова Анна

призер

международный

Заочная предметная олимпиада по русскому языку «Эверест»

Антяскина Алина

победитель

Заочная предметная олимпиада  по русскому языку «Эверест»

Пшеничникова Диана

победитель

2017

муниципальный

Конкурс сочинений. Номинация «Юбилейные даты писателей региона». Тема: «Певец земли мордовской» (о творчестве Н.Эркая)

Дерунов Егор

победитель

Конкурс сочинений, посвященный 100- летию со дня рождения Героя Советского союза М.П. Девятаева

Антяскина Алина

победитель

Конкурс молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий». Номинация: «Литературное творчество»

Дерунов Егор

1 место

«Защитим лес». Номинация:

 « Лес в моей судьбе» (Рассказ о людях, посвятивших себя лесу)

Дерунов Егор

2 место

Конкурс авторского творчества «Человек доброй воли». Номинация: «Литературное творчество»

Пшеничникова

Диана

1 место

Экология. Дети. Творчество

Пильщикова Мария

1 место

Экология. Дети. Творчество

Дерунов Егор

1 место

Конкурс творческих работ «Сыны Отечества»

Антяскина Алина

2 место

Республиканский

Научно- исследовательская конференция школьников по экологии «Мой мир- мой дом». Экологическая игра

Антяскина Алина

победитель

Конкурс авторского творчества «Человек доброй воли». Номинация: «Литературное творчество»

Пшеничникова Диана

 2 место

Конкурс «Творчество А.С. Пушкина»

Жилицина Жанна

1 место

всероссийский

Олимпиада по русскому языку для учащихся 5- 11 классов «Великий, могучий»

Антяскина Алина

1 место

Конкурс научно- исследовательских и творческих работ студентов и учащихся общеобразовательных организаций

«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»,посвященный Дню славянской письменности и культуры

Антяскина Алина

1 место

Конкурс «Творчество А.С. Пушкина»

Жилицина Жанна

   2 место

Таким образом, результатами применения педагогического опыта являются:

- Изменение ценностных ориентаций;

- Личностное развитие эмпатии подростков, их духовно- нравственного потенциала,

- Переход на более высокий уровень морального сознания

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

   Трудность использования данного опыта  заключается в планировании системы работы в данном направлении. Необходима переориентация деятельности учителя: отказ от информационно- объяснительных методов обучения в пользу деятельностно-развивающих. На мой взгляд, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важной становится не только информация, а способность сочувствовать, сопереживать, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.

   

 Адресные рекомендации по использованию опыта

  Опыт может и должен получить  как можно более широкое распространение. Я активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому принимаю активное участие в работе муниципальных и республиканских семинаров и конференций. Выступаю на ШМО, РМО, даю открытые уроки для учителей школы и района, принимаю участие в очных и заочных конкурсах педагогического мастерства. Так, в 2015 году стала призером Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» (Номинация «Методическая разработка урока письма»). Присутствовала на  награждении в г. Ставрополь.

 

Опыт моей работы обобщен и представлен на сайтах:

http://sivinschool.ucoz.ru/index/potekhina_l_v/0-49 

http://festival.1september.ru/search?searchid= 1987306&text=Потехина+Лариса+Владимировна 

http://nsportal.ru/potehina-larisa-vladimirovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

публичное представление опыта

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавате...

Публичная презентация опыта работы

Представлены основные достижения учителя за три последних года...

Публичная презентация опыта работы по пропускам уроков

Пропуски уроков актуальная проблема классных руководителей и социальных педагогов....

Публичное представление опыта

Публичное представление опыта...

Публичное представление опыта

В данном представлении описан мой опыт работы...

Публичное представление опыта работы

Публичное представление опыта работы...