Публичное представление инновационного педагогического опыта
статья по теме

Саранцева Тамара Константиновна

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Развитию познавательной активности учащихся, формированию их субъектной позиции способствует содержание обучения технологии, системообразующим компонентом которого является учебная проектная деятельность по широкому спектру видов и сфер практической деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя технологии
Саранцевой Тамары Константиновны, МОУ «СШ №41» г. о. Саранск

Активизация творческой деятельности на уроках технологии за счёт применения метода проектов.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется

мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.

В.А. Сухомлинский

                                                            Актуальность опыта.
   
«Умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение учащихся со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры» - эти слова В. Д. Симоненко отражают актуальность данного педагогического опыта, способствующего развитию личности, как учителя, так и ученика. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

    В образовательной области «Технология» использование метода проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Проекты создаются по разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретённый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательским миром профессий.

    Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс. Как воспитать убеждением в необходимости трудится, с уважением относится к любому виду общественно полезного труда, дать трудовые навыки и умения и на этой основе сформировать потребность в труде. Ведь сочетание физического и умственного труда обогащает человека, делает его более развитым, творческим, деятельным.

Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?

    Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому труд отличительное качество человека. Материальные результаты труда чрезвычайно важны для человека, но не менее важное значение имеет внутренняя, духовная, животворная сила, труда, которая служит источником человеческого достоинства и счастья. Животворную силу труда нельзя купить. Она принадлежит тем, кто трудится. Свободный, общественно значимый, творческий труд способствует развитию всей личности человека.

Человек не трудящийся деградирует, теряет человеческий облик. Разными видами рукоделия, своим личным примером создаю условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию трудовой деятельности учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях современного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях.
   Являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути», позволяет эффективно организовывать учебно - воспитательный процесс в учебных заведениях.

 Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Развитие становится для образовательного учреждения потребностью и необходимостью. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне предоставляется весьма важным аспектом, в первую очередь, формирование проектной культуры самого учителя.

Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность. Я рассматриваю проектирование, как и деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде, а именно как способ организации образовательного процесса.

Условия возникновения опыта.

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение проектный метод обучения.

    Специфика предмета технологии заключается в том, что само содержание направлено на формирование у обучающихся практических навыков, а основным эффективным средством для этого является проектная деятельность. Разработка проекта по изучаемым темам подразумевает определенную последовательность практических действий для получения изделия и предполагает творческий подход. Исследования в проекте помогают обучающимся проявить свои личностные качества и умения, выбирать пути решения исследовательских задач, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, учат творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

    Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий положение ребенка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе.

    Я считаю, что традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает творческие способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности.
   Применяемая мной в учебном процессе проектная деятельность, интегрирует содержание всех разделов образовательной области «Технология», показывает их взаимосвязь и дает возможность понять роль каждого «блока».

Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы. Вместе с тем обращается внимание на региональный компонент, связанный с экологической обстановкой в регионе, творчеством народных умельцев.

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

    Суть метода проектов - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Одна из главных целей метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени.

Теоретическая база опыта.

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач.

 Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов, склонностей, возможностей. Деятельность учителя при проектном обучении заключается в формирование банка учебно-познавательных задач – создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

    На уроках во время работы над проектом использую учебники по технологии 5-8 класс, под редакцией О.А. Кожиной, и дополнительную литературу:

1. Гуревич М.И., Павлова М.Б., Петрова И.Л., Питт Дж., Сасова И.А.

Технология. 5 класс: Сборник проектов. Пособие для учителя. М.: «Вентана-Граф», 2003.

2. Павлова М.Б., Гуревич М.П., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников 5 – 9 классы. Пособие для учителя. М.: «Вентана-Граф», 2003.

3. Симоненко В.Д., Жураковская В.М., Чиркова С.Е., Сидорова Л.В. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани.

Технология опыта.

      Метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология обучения, которая может применяться в работе с учащимися по любому предмету. Новая форма организации обучения способствует развитию личности обучающихся, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

    Основной целью опыта является формирование практических навыков и умений обучающихся II – III ступени в ходе изучения образовательной области «Технология», обеспечивающих развитие самостоятельности, трудолюбия, дальнейшее самосовершенствование личности, ориентацию на выбор профессии.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

-подбор проблем и проблемных задач по темам образовательной области «Технология» для создания творческих проектов;

-разработка и реализация творческих, исследовательских учебных, а также

социально-значимых проектов;

-создание педагогических условий для творческой самореализации школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности;

-использование разнообразия форм и методов проведения занятий с целью поддержания интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся; -сочетание коллективных, групповых и индивидуальных приемов обучения на уроке и во внеклассной работе;

-создание атмосферы сотрудничества, атмосферы созидания в ходе проектно-

исследовательской деятельности;

-вовлечение учащихся к участию в выставках, ярмарках, олимпиадах и конкурсах различного уровня (городской, региональный, всероссийский);

-реализация деятельностного, личностно-ориентированного подходов в организации учебной деятельности школьников;

-мониторинг эффективности проектной деятельности школьников.

Организуя практическую деятельность школьников, я строю свою работу с учетом основных требований к методу проектов:

- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых

результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных

результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

Проектная деятельность в моем опыте предполагает гибкую структуру учебного процесса по всей проектно–технологической цепочке - от идеи до ее реализации.
   Проектирование направлено в первую очередь на овладение учащимися

способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования – субъективна.

    В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью. Все это создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.

    Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-

подготовительного, технологического и заключительного.

    На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

    На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

    На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при

необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

    Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем.

    Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо знает своих питомцев и в состоянии предложить каждому нечто подходящее,

интересное и посильное.

Анализ результативности.

Метод проектов позволяет преодолеть типичную пассивность учащихся, включает всех в совместную деятельность, в корне меняет отношения «учитель - ученик»:

-ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

-ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источник знаний;

-ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

-ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

-ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

-ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценивать полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

Такое сотворчество увлекает, делает радостным общий труд, дает моральное удовлетворение, заставляет искать новые формы самовыражения.

    Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее

формулировка рождается не сразу. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Поэтому я включаюсь, как педагог, в создании условий для продуктивной творческой деятельности учащегося, в его работу по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых объектов, формирование атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях:

- методическая, организационно-техническая помощь, консультирование учащихся;

- контроль выполнения основных этапов творческих работ;

- оказание помощи исполнителям творческих работ в подготовке к участию в

олимпиадах и конкурсах творческих работ.

    Для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией.

    Считаю, что разработка проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компетентностный подход в обучении.

    В течение ряда лет я работаю над проблемой «Активизация творческой деятельности на уроках технологии». Развитию творческого потенциала способствует метод проектов, который активно мной внедряется. В течение ряда лет ученики становятся призёрами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии.

    Уронина Мария, Локтева Дарья – 2011 год.

    Уронина Мария, Локтева Дарья – 2012 год.

    Пронина Ольга, Уронина Мария – 2013 год.

    Пронина Ольга, Осипова Анастасия, Журавлёва Марина, Богданова Наталья – 2014 год.

    Журавлёва Марина, Богданова Наталья – 2015 год.

    С большим интересом учащиеся участвовали и в республиканском фестивале моделей одежды «Флора – Дизайн». Локтева Дарья «2012 год» - 2 место. 2013 год – Дредитова Юлия – 2 место. В I Международном конкурсе «Мастер и подмастерье» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» Уронина Мария стала призёром. Журавлёва Марина и Осипова Анастасия завоевали Диплом II степени за лучшую работу в VI Межрегиональном фестивале декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница».
                                                       
Трудности данного опыта.

    Трудоемкость внедрения опыта заключается в строгой продуманности при

подборе проблемных вопросов и задач при выполнении творческих проектов,

их посильности для определенного возраста учащихся, а также большой подготовительной работе при выполнении теоретической части проекта (сбор информации, построение чертежей).

    При работе над проектом используются знания и умения по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам, как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика, биология и др., так как касаемся этих предметов при изучении разделов программы.

    Межпредметные связи играют важную роль в образовательной области «Технология» и особенно, при выполнении творческого проекта.

                          Адресные рекомендации по использованию опыта.

    Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

    Учитель должен четко спланировать организацию проектной деятельности и начинать нужно с составления тематического планирования, обеспечивающего и изучение соответствующих технологий, и выполнение проектных работ.

    Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.

    Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты.

    Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и «нужных» объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности.

    Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности,

предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 8-9 классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты.

    Примерную тематику проектных заданий следует разработать по каждому году обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект.

    Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов

региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.
   
Библиографический список:

1. Марченко А.В. Технология 5-11 класс // Программно- методические

материалы. А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2007 – 203 с.

2. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в

проектной деятельности // Школа и производство, 2006 – №1, 80 с.

3. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Технология // Проектная деятельность

учащихся. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко. - «Учитель», 2008 – 203 с.

4. Павлов, М., Пит, Дж. Проектный подход в обучении технологии (из

опыта английской школы) //  Школа и производство, 2003 – №2, 80с.

5. Папилова М.П. Декоративная скатерть в технике художественной

росписи по ткани //  - Школа и производство, 2006 –

№2, 80 с.

6. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5 – 9 класс// Е.Н. Перова. -

М.: «5 за знания», 2006 – 203с.

7. Петрукевич О.А. Проектированию надо учить //  -Школа и производство, 2003 – 80с.

8. Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. Программы. Технология 5-11

классы //  М. «Просвещение», 2010-206 с.

9. Червякова И.В. Поурочные планы по учебнику В.Д.Симоненко

«Технология», (вариант для девочек), 7 класс//  «Учитель», 2008 – 192с.

10. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // М.: Центр «Педагогический поиск», 2010 – 80с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного педагогического опыта

     Мастахская средняя общеобразовательная школа с 2008 года работает по реализации инновационного образовательного проекта «Олоҥхо-сайдыы тирэҕэ», поэтому большое внимание удел...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

   Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет ...

Публичное представление инновационного педагогического опыта Зайцева А.А.

Публичное представление инновационного педагогического опыта Зайцева А.А....

Публичное представление инновационного педагогического опыта

В статье представлен инновационный педагогический опыт по теме  «Формирование  нравственной творческой личности на уроках русского   языка,   литературы и  внеурочное вр...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Представлен инновационный педагогический  опыт по проблеме "Воспитание поликультурной личности на уроках английского языка"...

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя английского языка

1. Актуальность и перспективность опыта.    Я работаю над методической проблемой «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  УЧАЩИХСЯ  В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ...

Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...