Осетинское село
методическая разработка (9, 10 класс) на тему
О древнем происхождении осетинских сел говорят их названия, иногда не поддающиеся объяснению: Рук, Мна, Нузал, Мизур, Цей и т.д. Формирование поселений в горной Осетии более четко прослеживается после монголо-татарского нашествия и оттеснения осетин в горы. Важным историческим источником являются фамильные предания, в которых отражается время возникновения сел.
Центром общественной жизни осетинского села был «Ныхас», в который входили самые уважаемые старшие села и ущелья.
Главное понятие осетинского общества «æгъдау» – уважение к старшему и женщине, забота о младшем, воздержанность в еде и питье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_osetinskoe_selo_tko.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Традиционная культура осетин
Класс 8
Учитель МБОУ СОШ № 30 Козаева Джульетта Георгиевна
ТЕМА УРОКА: «Осетинское село (Ирон хъæу)»
Э П И Г Р А Ф:
Село…
Слепящие оконца,
Слышны усталые шумы,
Садится стриженое солнце
В чешуи бархатные тьмы.
( Хазби Калоев)
Цель урока: Особенности развития осетинского села вчера и сегодня.
Задачи:
Образовательные:
- Выяснить, как природные и климатические условия влияли на хозяйственную деятельность жителей осетинского села
- Сравнить равнинные и горные села Осетии
Развивающие: развивать интеллектуальные способности учеников, позволяющие им самостоятельно добывать и обрабатывать информацию.
Воспитательные:
- продолжать формировать представления о лучших обычаях и традициях осетин («æгъдау»)
- воспитывать любовь к истории и традициям своего народа.
Оборудование: Карта « Осетинские общества в XV-XVIII вв.», рисунки учащихся, видеозаставка « Села Осетии», музыкальный клип « Песня о Лескене», сообщения учащихся.
Словарная работа: Сых, зылд,зиу, ныхас , фидиуæг, хъоды.
Галиат, Тиб, Цей, Мизур.
План урока.
I. Организационный момент.
Х
Ы А
Н С
Класс делится на 3 группы - «сых». На столе каждого « сыха» флаг (белый, красный, желтый). На «Ныхасе» гости урока.
Приветствие.
Вступительное слово учителя: «Представьте себе, что мы жители одного села, которое делится на три квартала. Что означают цвета на столе «сыха»? Придумайте условное название села. В конце урока ответьте, почему вы так назвали «село» и какова была роль сельского ныхаса в жизни села.
II./1. История возникновения некоторых осетинских сел (экскурс в историю). Сообщения учащихся и рассказ учителя.
Учитель: О древнем происхождении сел говорят их названия, иногда не поддающиеся объяснению: Рук, Мна, Нузал, Мизур и т.д. Формирование поселений в горной Осетии более четко прослеживается после монголо-татарского нашествия и оттеснения осетин в горы. Важным историческим источником являются фамильные предания, в которых отражается время возникновения сел.
Сообщения учащихся:
« Происхождение моей фамилии» (заслушать несколько).
Учитель: Обратите внимание на тот факт, что почти в каждом предании упоминается название населенного пункта.
Небольшие аулы, словно гнезда ласточек, находились на склонах грозных и величественных Кавказских гор. Размеры и планировка горных сел зависели от рельефа местности: в целях экономии земли жилые и хозяйственные постройки размещались под одной крышей в несколько этажей, что создавало большую скученность. Куртатинское ущелье, Фиагдонская котловина, Даргавс, Алагирское, Туальское, Дигорское ущелье– это места, где сохранились святыни и памятники истории Древней Осетии. Селение Даргавс достаточно большое, но постоянное население практически отсутствует. Даргавс известен боевыми башнями и «городом мёртвых». Котловина Верхнего Фиагдона – это мир башен. Они были всюду: и в покинутых аулах на склонах котловины, и в жилых придорожных дворах. По преданию, Дзивгисские крепостные сооружения преградили дорогу в Куртатинское ущелье персидскому шаху Аббасу в XVI веке, который двигался из Закавказья.
Дзивгисская пещерная крепость — одно из наиболее мощных фортификационных сооружений не только Осетии, но и Кавказа. Крепость состоит из шести построек, пристроенных к входам естественных пещер, располагающихся на различных высотах. Основное укрепление отличается большими размерами и располагается на нижнем уровне, доступ в него возможен по выложенной из камня лестнице. В остальные крепостные постройки имелся проход из соседних по высеченным в скалах тропкам и навесным лестницам, убиравшимся в случае необходимости. Поэтому в ходе боя сообщение между укреплениями было невозможно, и каждое из них было самостоятельным, автономным очагом обороны. Функцией этих небольших укреплений, устроенных на высоте 10-20 м и вмещавших до десятка воинов, было фланговое прикрытие основного. Дзивгисская крепость была серьёзно повреждена во время одной из карательных экспедиций царских войск.
Здесь же в селении расположен Дзивгисы дзуар (Дзивгисы Уастырджы) - христианский храм ХIII-ХV вв. Святого Георгия, склеповые могильники.
Дзивгис – первое село со стороны равнины, расположенное в Верхне-Фиагдонской котловине, которая издавна является центром Куртатинского ущелья.
Демонстрация картины «Горные поселения Осетии» и рисунков учащихся.
Вопрос: Что вы думаете о выборе места поселения?
( Примерные варианты ответов: близость к водным источникам, пахотным и сенокосным угодьям, безопасность от обвалов и сходов лавин).
Учитель: Коста Хетагуров писал: «Во многих аулах после выпадения снега и в ожидании завала прекращается всякое сообщение, иногда недели». Какие выводы из высказывания Коста можно сделать?
( Примерные ответы: опасность подстерегала в любую минуту, тяжелая беспросветная жизнь горца, нет связи с внешним миром и т.д.)
Учитель: Снежные заносы и обвалы были настоящим бедствием для осетин. Чтобы выжить в этих условиях требовалась необычайная сплоченность людей в борьбе со стихией.
Художнику М.С.Туганову принадлежит замечательная картина «Раскопки засыпанного обвалом аула Арашенда – Джусойтыхъæу». Село полностью уничтожила сошедшая снежная лавина, почти все жители села, представители фамилии Джусоевых, погибли. Близкий друг М.С.Туганова, известный общественный деятель Осетии Мусса Хаким такими словами описал картину: «Крутые утесы алеют кровавыми отблесками вечерней зари. В сумерках потонула долина. На фоне снеговых сугробов темными пятнами выделяется людская масса. На переднем плане - в отчаянии родственники погибших. В центре – старец-музыкант, играющий на хъисын-фæндыре. По старинному поверью, струна переставала звучать над мертвым телом, указывая, где нужно копать.
Потрясенный силой картины, замечательный осетинский писатель Дзанайты Иван (Нигер) написал элегию «Солнце –вестник тревоги»- стихотворное описание картины и изображенных на ней событий. Весть об этом страшном известии облетела близлежащие села, спешат на помощь их жители. Плачут люди, плачет хъисын-фæндыр… Кажется плачет и само солнце...
Беда показала не только грозную силу природы, но и величие духа людей, откликнувшихся на беду своих соседей и братьев, долг, совесть каждого человека. И мы должны учиться нравственности, добру и справедливости у своих предков, своими бескорыстными добрыми поступками продолжать нравственные традиции предков.
Вопрос: Какая трагедия произошла в Осетии в 2002г., потрясшая мир?
( Трагедия в Геналдонском ущелье- сход ледника Колка).
II./2. Переселение осетин на равнину и основание новых сел.
Учитель: После присоединения Осетии к России(1774г.), появились первые предгорные поселения: Бирагзанг, Кора, Дур-Дур ,Кобан, Хазнидон и др. Массовое переселение завершается в первой половине XIX века. Села носили имена и фамилии переселенцев: Брут – Шанаты хъæу, Зилгæ – Дудараты хъæу, Заманхъул – Берды хъæу, Беслан - Тлаттаты хъæу, Батакоюрт – Бæтæхъойы хъæу. Перед вами работы – раскладушки наших учеников, рассказывающие историю создания некоторых осетинских сел.
(Демонстрация работ).
III. Ныхас.
Чтение отрывка. М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (Читает ученик)
Учитель: Центром общественной жизни осетинского села был «Ныхас» (провести словарную работу).
Вопрос: Что вы знаете о «Ныхасе» в прошлом? Функции ныхаса.
( Примерные ответы учащихся: в ныхас входили самые уважаемые старшие села и ущелья. Ныхас имел право распределять общественные земли, выносить решение о начале сельскохозяйственных работ, начале строительства дома, строительстве дорог, разрешало прием новых поселенцев и т.д.)
Учитель: свидетельство важности ныхаса:
а) эпос нартов, фольклор.
б) с. Лац – памятник материальной культуры.
На ныхасе проводились упражнения в стрельбе, красноречии, сказители создавали лучшие песни. За тяжкое преступление Ныхас мог вынести смертный приговор: виновного или сжигали на костре или сбрасывали со скалы. Ныхас выносил «хъоды» (словарная работа).
Отрывок из произведения Секъа Гæдиаты «Азау».
Вопрос: Ваша оценка приговора, вынесенного Азау и Таймуразу старшими.
Можно ли было все решить иначе ?
Беседа по вопросам: Чем нас сегодня привлекает село? Что нам не нравится в современном селе? (Ответы учащихся).
А сейчас мы ответим на поставленный в начале урока вопрос. Как вы решили назвать село? (Хурзарин). Почему выбрали такое название? В современном селе есть ныхас? Нужен ли он? Кто должен входить в него? Какие основные вопросы должен решать сельский ныхас? Будет ли положительный результат от работы ныхаса? Если бы вы вошли в «Стыр Ныхас», решение какого вопроса поставили на первое место?
Разные варианты ответов учащихся.
Учитель: Мнений о работе ныхаса много и поэтому вам на следующий урок домашнее задание: составить «программу» работы ныхаса (школьного, сельского, городского, республиканского).
Вывод : обсуждение вопроса возвращает нас к главному понятию - «æгъдау», на котором держалось и держится наше общество – уважение к старшему, женщине, младшему. И у нас сегодня на уроке присутствует удивительный старший, прекрасный рассказчик, знаток обычаев и традиций (ФИО ) - предоставим ему слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мое село, село родное"
классный час, рассказывающий о селе Ивановское Аккольского района Акмолинской области...
Социализация ученика через изучение осетинского языка и осетинской литературы.
Социализация ученика через изучение осетинского языка и осетинской литературы....
Разработка праздника на осетинском языке"Я люблю осетинское слово,осетинский язык"
Праздник с показом презентации...
Открытый урок по осетинскому для девятого класса "Первая осетинская школа"
Открытый урок по осетинскому языку для девятого класса в не владеющих группах...
Доклад по теме "Песни Темирболата Мамсурова в осетинской литературе"(на осетинском и английском языках)
Доклад по теме "Песни Темирболата Мамсурова в Осетинской литературе".Доклад на осетинском и английском языках....
Методическая разработка по осетинскому языку и литературе «Мотивация учащихся на уроках осетинского языка и литературы с разным уровнем обученности».
Данная разработка предназначена для учителей осетинского языка и литературы....
Мастер класс по предмету технология на тему: « Плетение женского осетинского головного убора – косынка » филейное плетение челноком «Осетинская косынка» (национальный компонент).
Мастер класс по предмету технология на тему:« Плетение женского осетинского головного убора – косынка »филейное плетение челноком«Осетинская косынка» (национальный компон...