Час общения «Как вести себя с друзьями» (для воспитанников детского дома)
материал на тему

Уточнить правила и нормы общения, принятые в поведении с друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vesti_sebya_s_druzyami.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

 «Как вести себя с друзьями»

(для воспитанников детского дома)

Цель: уточнить правила и нормы общения, принятые в поведении с друзьями.
Задачи:
Продолжать работу по развитию положительных качеств личности воспитанников.Развивать умение высказывать и аргументировать свое мнение.
Сформировать представления о «Кодексе дружбы».
Оборудование: карточки с тестами, макет солнышка, карточки с ситуациями, парты поставлены по кругу.
Ход занятия.
1.Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы с вами уточним, какие правила общения, поведения приняты у друзей.
Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. Вы уже много лет живёте в одной семье. Подумайте, что вам нравиться в вашем товарище, который стоит справа, скажите ему об этом.
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, что вам не нравиться в вашей семье и почему. Скажите это товарищу, который стоит слева.

Воспитатель: Сегодня мы попытаемся с вами составить такие правила дружеских отношений, которые сделают нашу семью еще сплоченнее! 
Ребята садятся за парты.
б) Решение проблемной ситуации.

Воспитатель: Вы часто слышали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы думаете, а что же на самом деле лучше и почему?(Ответы детей).

Воспитатель: Согласна, хорошо иметь и сто рублей, и сто друзей одновременно! Но деньги найти гораздо легче, чем обрести хороших, верных друзей и сохранить дружбу, которую уже удалось найти!
Все люди разные, у каждого свои привычки и нрав. Часто случается так, что друзья ссорятся между собой, как разобраться, кто прав, кто виноват? Чью сторону принять и как сохранить дружеские отношения после ссоры? Давайте попробуем разобраться в этой проблеме.
На доске макет в виде солнца, в центре запись «если твои друзья поссорились то…», на каждом лучике записано правило поведения в ссоре (перевернуто записью вниз), дети по очереди читают правила и объясняют, почему необходимо поступать именно так.. 
Записи на лучах солнца:
Не спеши сразу становиться на сторону кого-либо из них.
Постарайся выяснить, из-за чего произошла ссора.
Предложи своим друзьям спокойно обсудить причину конфликта.
Ни в коем случае не встревай в словесную перепалку.
Дай товарищам высказать претензии, «выпустить пары», а потом начинай выяснять с ними отношения.
Постарайся сделать все возможное, чтобы избежать обид.
Помни, извиняться – никогда не поздно и не позорно.
Все ответы обсуждаются.

Воспитатель: А как себя вести после ссоры с друзьями? Стоит ли поддерживать отношения? Я раздам вам карточки, а вы отметьте ответы, которые считаете правильными.
Карточка:
Если твои отношения с кем-то из твоих друзей изменились после ссоры, то:
- не стоит делать из этого трагедии;
- при встрече делать вид, что не замечаешь товарища;
- отворачиваться, не разговаривать с ним;
- продолжать общаться, ведь учитесь в одном классе;
- настроить остальных ребят против этого человека.
- все люди меняются, надо воспринимать это спокойно.
Обсуждаются ответы детей.

Воспитатель: Конечно, любую ссору можно решить, нужно только не молчать, не копить обиды в себе, а поговорить об этом откровенно и спокойно, попытаться найти правильное решение! 

Воспитатель: К любому человеку можно найти подход, каждого можно понять, но каждый сам выбирает, с кем дружить по-настоящему. Нужно понять и принять для себя одно мудрое изречение: невозможно нравиться всем! Как вы это понимаете? (Высказывания ребят).
В) Выбор действия.

Воспитатель: Как помочь себе и друзьям исправить недостатки, опираясь на нормы этикета? Начнем с теста. (Детям выдается тест)
Тест:
Что делать, если ты не хочешь делиться с друзьями своей новой компьютерной игрой?
1.Притвориться, что болеешь очень заразной болезнью, поэтому нельзя дотрагиваться даже до твоих вещей.
2.Никому не говорить, что у тебя есть новая игра.
3.Назначить цену за прокат игры.
4.Дать вместо новой игры какую-нибудь старую.
5.Наврать, что она подходит только к твоему компьютеру.
6.Поссориться со своими друзьями.
7.Сказать, что игру взяли, но еще не вернули.
8. Сказать, что пока не наиграешься – никому ничего не дашь.

Воспитатель: Ребята, если вы выбрали хоть один ответ из предложенных, то вывод можно сделать только один – ты жадина! Но не отчаивайся, это не болезнь!
А если серьезно, то нужно просто четко определиться, какие свои вещи ты можешь дарить или давать на время своим друзьям. Когда ты научишься делиться с другом чем-либо без особых мучений, то сможешь точно понять глубокий смысл высказывания великого философа Сенеки «Высшее богатство – отсутствие жадности», это подтверждается, если тебе нравиться радовать своих друзей, ты испытываешь удовольствие от открытости и доверия к друзьям.
Какими вещами ты можешь распоряжаться?

Дети: Только своими.

Воспитатель: Как вежливо отказаться дать свою вещь другу, чтобы не прослыть жадиной?

Воспитатель: Не отказывай постоянно, а только в важных для тебя случаях, отказывая – извинись и поясни мотивы своего поступка. Как возможно было дать отказ в случае с игрой? (Высказывания детей).

ВоспитательВозможно было предложить другу поиграть, но на твоем компьютере, пригласив его в гости. 
А теперь хочу рассказать одну историю. Как-то раз пришла в гости к Вовочкиной маме ее подруга. Мама говорит сыну:
- Вовочка, поздоровайся с тетей Людой!
Вовочка вежливо:
- Здравствуйте, тетя Люда!
Та в восторге:
-Какая прелесть! Замечательный мальчик! На-ка тебе конфетку!
Вовочка хватает угощение. Мама говорит:
- Вовочка, а что сказать надо?
- Дай-ка еще одну, жадина!- сказал мальчик.

ВоспитательКак, по Вашему мнению, почувствовала себя мама мальчика? Почему так получилось? (Ответы ребят, обсуждение).
Г) Разговор о правде.

Воспитатель: Скажите, ребята, а нужно ли говорить другу правду? Если да, то о чём? Как это сделать? (Высказывания детей, подвести их к тому, что правду говорить необходимо).

Воспитатель: Единственное, что вызывает сомнения, - какую именно правду ты можешь высказать. Представьте, что у вас есть друг, очень веселый, сообразительный, надежный, но у него есть маленькие недостатки: любит похвастать, перебивает тебя, когда ты говоришь, частенько опаздывает, бывает забывчив и у него слишком большие уши. О каком из этих недостатков имеет смысл сказать другу? (Высказывания ребят).

Воспитатель: Конечно, можно сказать обо всем, кроме больших ушей, потому что это внешний недостаток, который нельзя исправить. Существует много способов так подать правду или критику, чтобы не оскорбить человека. А еще очень важно следить за речь, и тоном своих высказываний.
Работа в парах. 
Учитель:
 Я хочу предложить вам игру, попробуйте заменить высказывания, которые я вам подготовила такими выражениями, которые не обидят вашего товарища. (карточки на выбор, если ученик затрудняются с ответом, то карточки-подсказки).
«Вечно ты опаздываешь!» - «Мне всегда хотелось быть пунктуальным человеком, а тебе?»
«Знаешь, у тебя и так куча недостатков, так ты еще ругаешься плохими словами!» - «Мне кажется, что ругательства тебя не украшают, многие даже могут подумать, что ты плохой человек, хотя я знаю, что это не так!».
«Надоело выручать тебя, ты все время все забываешь!» - «Я вижу. У тебя нет ручки (ластика, линейки), мне хочется подарить тебе ее. Каждый человек должен иметь свою собственную любимую вещичку! Надеюсь, тебе понравится мой подарок и ты не захочешь с ним расставаться!»
«Ну чего ты ходишь лохматый как чучело, причешись!» - «Мне нравится, что ты всегда следишь за собой, хорошо одеваешься, но сегодня тебе, наверное, некогда было причесаться?»
Ребята обсуждают варианты ответов.

Воспитатель: Никогда не критикуйте своих товарищей незаслуженно, не обижай зря окружающих, как Вовочка из нашей истории. Помните, что друг – это очень близкий человек, который доверяет тебе самое тайное, но ты не имеешь права обсуждать его тайны и проблемы с другими людьми. Не обижайся, если друг не может решить твою проблему..
4) Обобщение.

Воспитатель: Каковы же правила поведения с друзьями? 
Дети высказываются.

Воспитатель: Эти правила можно объединить в Кодекс дружбы. Кодекс – это свод правил, законов. (Раздаются карточки).
Кодекс дружбы гласит, что друзья должны:
1. Делиться новостями и успехами.
2. Эмоционально поддерживать друг друга.
3. Добровольно помогать в случае нужды.
4. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.
5. Быть уверенным в друге и доверять ему.
6. Защищать друга в его отсутствие.
7. Быть терпимым к другим друзьям своего друга.
8. Не поучать. 
9. Не критиковать друга публично.
10. Сохранять доверенные тайны.
11. Уважать внутренний мир и свободу своего друга.

Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята, прикрепить этот кодекс на самом видном месте в семейном уголке и у вас в комнатах. Надеюсь, что все эти правила помогут вам сохранить и укрепить ваши дружеские отношения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.

В работе рассматриваются современные технологии формирования коммуникативного общения и их использование в работе воспитателя детского дома, с учетом особенностей личности воспитанников....

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агресивности"

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с ...