Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агресивности"
материал по теме

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мешкова Ольга Сергеевна, социальный педагог,

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 п. Октябрьский

Чунского района Иркутской области

Тема родительского собрания:

«Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности»

Цели и задачи:

  1. Дать определение понятию детская агрессивность;
  2. Познакомиться с видами детской агрессивности;
  3. Изучить причины формирования и возникновения детской агрессивности;
  4. Изучить способы коррекции и профилактики детской агрессивности.

Ход собрания:

Вступительное слово: - Здравствуйте! Сегодня мы с Вами поговорим о детской агрессии, о причинах ее появления, формирования, о способах профилактики детской агрессии.

        Что такое агрессия и агрессивность? И как с ней бороться? Давайте разбираться.

  1. Понятия «агрессивность», «агрессия». Виды агрессии.

        Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

  • Ухудшением социальньных условий жизни части детей;
  • Кризисом воспитания в ряде семей;
  • Невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
  • Увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;
  • Социокультурными факторами, такими как средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, которые регулярно пропагандируют культ насилия.

Агрессия - это поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное на причинение вреда. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и ущерб в конечном счете наносится именно им. Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору.

А.А. Реан предлагает развести понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животному».

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

- Рассмотрим виды агрессии:

Любая форма агрессии – враждебность, упрямство, упорство – вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Агрессия делится на две основные формы:

Недеструктивная агрессия – настойчивое невраждебное садозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения человека. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

Враждебная деструктивная агрессия – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако  у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y – хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Такая агрессия генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или дистресса.

Как известно, человек, осознающий свою агрессивность как негативное качество, испытывает чувство одиночества. Однако он не может построить конструктивное взаимодействие с близкими людьми, поскольку продолжает злиться. В итоге, не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека.

Таким образом, агрессивность – феномен накопительный.

2. Формирование детской агрессивности

- Рассмотрим два варианта воспитания агрессивности у детей. А Вас, уважаемые родители, прошу определить, какой вариант воспитания агрессивности присутствуют в вашей семье:

Впервые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и приятия. В этот период больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности является одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, сучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит инструментальный характере, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнить все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и вообще не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дорого приведут у одному результату  ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители.

Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду – детский сад, двор, школу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероиные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка. Относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери).

Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее – замкнутый, очень тревожный, безынициативный, готовый подчиниться всем и каждому.

Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивных детей развивается где-то между этими двумя противоположными ситуациями, приводящими к одинаковому исходу.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями – в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

- совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

- восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную (в основном – с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где  и накапливается до поры.

Между тем управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно они стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии. Но рано или поздно проявления агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс – вина, совесть и мораль – будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

        Для того чтобы вызвать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и страхом неодобрения. Тревога обычно двояка: это и страх наказания, и боязнь вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии системы социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (становится частью психики человека), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

        У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется недостаточно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смуты, пребывание в толпе), а внутреннего контроля – совести - нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит.

        Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с помощью процесса идентификации – стремление поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения. Ведь подражая поведению родителей, дети добиваются одобрения своего поведения. А «исправляя ошибки» после родительского осуждения, дети получают вожделенное родительское (опять же!) одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах и играх стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают противоречивые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны, сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это иногда неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

3. Причины возникновения детской агрессивности

- Мы с Вами рассмотрели, как формируется детская агрессивности, а теперь я Вам предлагаю изучить причины возникновения детской агрессивности.

  1. Заболевание центральной нервной системы.

В случаях, когда агрессивность не носит патологического характера, над ее коррекцией работают родители в контакте с психологом или психоневрологом параллельно с лечением основного заболевания. Но неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребенка, особенно внезапно возникшая, может быть и одним из симптомов таких тяжелых расстройств, как судорожная готовность, эпилепсия, шизофрения. В этом случае необходимо тщательное обследование ребенка и при необходимости – лечение у детского психиатра.

  1. Агрессивность как средство психологической защиты.

Всем известно, что у взрослых существует такая поговорка: «Лучшее средство защиты – это нападение». Как правило, такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты неприемлем, так как требует слишком много внешней активности, которой они избегают. От чего же дети защищаются?

Чаще всего они защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезно и тяжелого по своим последствиям нарушения – отсутствия «базового доверия к миру».

- Рассмотрим несколько примеров из жизни:

Ситуация 1: Молодая мама хотела еще немного «пожить для себя», но вот – незапланированная беременность, аборт делать страшно, родившийся ребенок прерывает учебу в институте, вырывает молодую женщину из привычной среды, резко ограничивает общение с друзьями, другие стороны жизни. Мать честно ухаживает за ребенком и вроде бы любит его, но он почему – то зло плачет во время кормления, отталкивает или кусает грудь, просыпается и требует внимания в самый неподходящий момент, хотя вроде бы, согласно режиму, должен был еще как минимум час спать.

Ситуация 2: Отношения супругов были на момент зачатия ребенка далеко не идеальными, но мать очень рассчитывала на то, что ребенок поможет подлатать полуразвалившиеся отношения. Ребенок родился, но супружеские отношения спасти не удалось. Муж ушел, а сын каждой своей черточкой и манерой поведения напоминает отца. Так же шаркает ногами, так же крошит хлеб за столом, так смеется и морщит нос… Мать ничего не рассказывает об отце, но каждый раз, когда он садит обедать или смеется…. И ребенок почему – то растет неласковым, замкнутым, агрессивным….

Ситуация 3: Сын познакомился с девушкой, про которую его мать сказала при первой же встрече: «Она тебе не ровня». Сын не стал прислушиваться к советам родителей и спустя какое-то время женился. Родился ребенок. Супруги живут как все, с родными мужа поддерживают ровные, не близкие, но бесконфликтные отношения, никто ни про кого дурного слова не скажет. Но вот беда, в подрастающего ребенка словно бес вселился – может оскорбить бабушку, ударить ее, намеренно испортить ее вещи…

- А с вами такое случалось? Были  Вашей жизни подобные случаи?

3. Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания.

Неприятие детей родителями.

        Это одна из базовых причин агрессивности, кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежелательных детей. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Безразличие или враждебность со стороны родителей.        

        Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то т враждебны по отношению к ним.

Разрушение эмоциональных связей в семье.

        К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями, когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, их семья напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил ребенок пытается примирить родителей, но в результате он сам может попасть «под горячую руку». В итоге ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

Неуважение к личности ребенка.

        Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями – в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его.

        Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вредны, чем полное отсутствие такового. Подавляемый гнев, как джин из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

        Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка, не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых) агрессивное поведение «угнетаемого» ребенка. Его агрессия – это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое «Я», и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто и не думает на него нападать.

Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

        Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто случается в семьях, где, как говорится, «и мамка и нянька». Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он – небесное создание, которому все готовы служить. Только проснулся – вот тебе тапочки, чтобы ножки не застудить, только за игрушкой потянулся – держи, мы ее тебе в руку вложим. Стремление родителей угодить малышу и предупредить каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого ребенка, они получают в ответ вспышку агрессии: «Не купили мне игрушку – я на пол упаду и буду орать назло вам до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть – я вам ножницами занавески порежу».

        Диаметрально иная природа возникновения агрессии – агрессия детей вечно занятых родителей. Их агрессия – это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: «Лучше пусть отчитает, чем не заметит».

        «Взрослое» восприятие мира очень отличается от детского. То, что представляется нам пустяком, может показаться нашему ребенку катастрофой вселенского масштаба. Мы, взрослые, иногда смеемся над тем, что происходит в детских душах, не верим им, считаем, что они притворяются или балуются. Нередко случается, что мы не обращаем внимания на страдания детей, на настоящую душевную боль, но при этом придаем огромное значение тому, что для них кажется пустяком. В результате у ребенка может сложиться ощущение или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять – значить, не способны и помочь. Вокруг ребенка сгущается атмосфера одиночества и безысходности, он чувствует себя напуганным, незащищенным и беспомощным. И как результат – неадекватные, агрессивные реакции.

Запрет на физическую активность.

        Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

        Поэтому если и попытаться поставить ребенка по стойке «смирно», он, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой. Ведь был нарушен главный закон поведения ребенка: его энергия обязательно должна найти выход.

Отказ в праве на личную свободу.

        Как только ребенок начинает осознавать свое «Я», он н7ачинает делить мир на «своих» и «чужих», соответственно и окружающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Начиная с этого момента, ему требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или отгородить его персональный уголок в общей комнате шкафом или ширмой. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так кК его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной. Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

4.Нарушенная исследовательская активность ребенка.

        Совсем маленький ребенок может ногой ткнуть в бок собаку и отбежать, ударит песочной лопаткой сверстника и смотрит не зло, а с любопытством – что будет? Шлепнет бабушку по щеке ладошкой и смеется. Бабушке обидно, а ему весело. Такой род «исследований» часто встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Такие дети просто не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Для них что постучать палкой по доске, что по спине соседа – и то и другое всего лишь объект для исследования, интереса. Настоящей агрессивности в них поначалу нет, но когда их поступки встречают естественный отпор (для нас естественный, а для ребенка с эмоциональными нарушениями или завышенным болевым порогом совершенно непонятный), то они могут и «озвереть», так как морально-нравственный компонент у детей находится в тесной связи с развитием тонкой эмоциональности.

  1. За агрессивность принимают что-то другое.

Наиболее часто за агрессивность принимают детское упрямство в возрасте от двух до четырех лет. В этот период ребенок настойчиво и достаточно последовательно отстаивает свою физическую автономию от родителей. «Не буду», «не пойду», «не хочу», «я сам» - слышится в этот период практически постоянно. Если на ребенка в это время очень «давить», ТОО есть тащить его волоком гулять, когда он не хочет идти, или одевать насильно, когда он не хочет одеваться, то можно получить тот тип сопротивления, который легко принять за самую настоящую агрессивность. Но все же это не агрессия, а всего лишь сопротивление! Перестали «насиловать» ребенка, миновал кризисный возраст - и всю «агрессивность» как рукой сняло, словно ее и не было.

        - Далее предлагаю Вам познакомиться с факторами, которые способствуют росту агрессивности у детей.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков

  • Эндокринный взрыв, резкое нарастание количества половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.
  • Органические поражения головного мозга – травмы, арахноидиты, менингиты и т.п.
  • Неправильное отношение взрослых – школы и, главное родителей.

Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами:

А. Эмоциональное отвержение.

Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда переживают «вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.

Б. Ужесточение контроля.

        Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

        Конфликтуя с родителями, дети обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не умея и ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их имению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до ребят, которые младше их по возрасту (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).

        - Какие же дети вырастают агрессивными чаще всего? Давайте рассмотрим несколько примеров:

Мальчики: А. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мама, бабушки, тети и пр.).

        Б. дети, выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестоким и авторитарным.

Девочки: А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью.

        Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни; в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.

4.Как вести себя с агрессивными детьми. Коррекционная работа.

        - Мы с вами обсудили причины возникновения агрессивности у детей. А теперь я Вам предлагаю рассмотреть способы и методы работы с агрессивными детьми.

        Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

-изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

Изменение стиля взаимодействия с детьми;

-расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Самое важное – создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) – это главное условие предотвращения агрессивности.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице, представленной ниже, даны общие «рецепты» избавления от гнева, которые будут полезны всем родителям.

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

Содержание

Пути выполнения

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

  • Слушайте своего ребенка;
  • Проводите вместе с ним как можно больше времени;
  • Делитесь с ним своим опытом;
  • Рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;
  • Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

  • Отложите совместные дела с ребенком;
  • Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

  • Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в своей комнате»

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

  • Выпейте чаю;
  • Послушайте любимую музыку;
  • Почитайте книгу.

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

  • Не давайте ребенку играть с теми вещами, которыми дорожите;
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия;
  • Научитесь предчувствовать настроение собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией.

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее.

  • Изучайте силы и возможности своего ребенка;
  • Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте заранее.

        - Далее я хочу познакомить Вас с конкретными практическими рекомендациями, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакции ребенка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но…»);

- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помогите мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

        Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

  1. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при  этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценивать свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие примеры:

- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

-констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

-раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

-обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

-апелляция к правилам («Мы же с тобой договорились!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявлять, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность, твердость. Последнее касается только конкретного поступка; ребенок должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

  1. Контроль над собственным негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характере, силу и длительность возобладавших чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

  1. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

-повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

-демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);

-крик, негодование;

-агрессивные позы и жесты: сжатие челюсти, перекрещивание или сцепление руки; разговор «сквозь зубы»;

-сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

-негативная оценка личности ребенка, его друзей;

-использование физической силы;

-втягивание в конфликт посторонних людей;

-непреклонное настаивание на своей правоте;

-нотации, проповеди, «чтение морали»;

-наказание или угрозы наказания;

-обобщение типа: «Ты, как всегда,…», «Ты никогда не…»;

-сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

-команду, жесткие требование, давление;

-оправдания, подкуп, награды.

Некоторые их этих реакций могут оставить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

  1. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то де время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но прежде всего для самого.

  1. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

-публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

-не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование по-своему;

-предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделать то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

  1. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

-нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать:

 –поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

-пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

-внушение спокойствия невербальными средствами;

-прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

-использование юмора;

-признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

        - Хочу обратить Ваше внимание на таблицу, где указаны типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними. Познакомившись с данной таблицей Вы сможете определить тип агрессии у Вашего ребенка и правильно выстроить с ним отношения.

ТИПЫ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

 И СПРОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ

Название типа агрессии

Рекомендации

  1. Гиперактивно - агрессивный ребенок:

Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки.

Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим – сверстникам, взрослым и ко всему живому.

  1. Агрессивно – обидчивый и истощаемый ребенок:

Обидчивость ребенка может быть  связана не только с недостатками воспитании, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

  1. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведение:

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверно, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

  1. Агрессивно – боязливый ребенок:

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения».

Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

  1. Агрессивно - бесчувственный ребенок:

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим напряжена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких людей. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными, обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность – «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку») и тому подобное.

  1. Заключение.

- Подводя итоги нашего родительского собрания, можно смело заявить, что сегодня мы с Вами получили краткий курс работы с агрессивными детьми. Рассмотрели причины, факторы, способствующие проявлению агрессивного поведения. Рассмотрели примеры из жизни, которые помогут нам не совершать своих собственных ошибок в отношениях с детьми. А также вашему вниманию предложены методики избавления от гнева, способы построения отношений с агрессивными детьми, анкеты и тесты, которые помогут Вам определить уровень тревожности, агрессивности у Ваших детей.

Приложения для родителей и педагогов

АНКЕТА

 «Признаки агрессивности»

Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет».

№ п/п

Утверждения

Да

Нет

1

Злой дух временами вселяется в меня

2

Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет мне зло, я стараюсь оплатить ему тем же

4

Иногда мне без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что я с удовольствием ломаю то, что попадет мне под руку

6

Иногда я так сильно настаиваю на чем – либо, что окружающие теряют терпение

7

Иногда я не прочь подразнить животных

8

Очень сержусь, если мне кажется, что кто-то подшучивает надо мною

9

Кажется, что иногда у меня вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

10

В ответ на обычное распоряжение стараюсь все сделать наоборот

11

Часто не по возрасту ворчливый

12

Воспринимаю себя как самостоятельно и решительного

13

Люблю быть первым, командовать, подчинять себе других

14

Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, поиски виноватых

15

Легко ссорится, вступает в драку

16

Стараюсь общаться с младшими и физически более слабыми

17

У меня нередки периоды мрачной раздражительности

18

Не считаюсь со сверстниками, не уступаю, не делюсь

19

Уверен, что любое задание выполню лучше других

Фрейбургская анкета агрессивности.

№ п/п

Высказывание

Да

Нет

1

Я знаю, что ребята за моей спиной говорят обо мне плохо.

2

Я редко даю сдачи, когда меня бьют.

3

Я быстро теряю самообладание, однако так же быстро успокаиваюсь.

4

Если мне при размене денег дают на один рубль больше,  и если я его беру, то позднее меня мучают сильные угрызения совести.

5

Я могу так рассвирепеть, что буду, например, бить все подряд.

6

Честно говоря, мне иногда доставляет удовольствие мучить других.

7

Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего наказания

8

Я верю в то, что за зло можно отплатить добром, и в соответствии с этим и действую.

9

Если грубо обращаются к кому-нибудь из моих друзей, то мы вместе думаем о наказании.

10

У меня иной раз бывают трудности с родителями.

11

Собака, которая не слушает, заслуживает удара.

12

С ребятами, которые любезнее, чем я мог ожидать, я держусь осторожно.

13

Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.

14

У меня часто бывают разногласия с другими.

15

Мне кажется, что большая часть дурных поступков однажды будет наказана.

16

Когда я разъяренный, я охотно освобождаюсь от этого состояния во время физической работы.

17

Раньше я иногда очень охотно мучил других, например выворачивал руки, дергал за волосы и так далее.

18.

Иногда я себе представляю, какие ужасы должны были бы произойти с теми, кто ко мне несправедлив.

19.

Я могу припомнить, что однажды был так рассержен, что взял первую оказавшуюся под руку вещь и разорвал или разбил ее.

Тест  «Определение уровня школьная тревожности учащихся».

Инструкция: необходимо ответить на 10 вопросов.

                    Отвечать нужно только «да» или «нет».

№ п/п

Вопросы

Да

Нет

1

Бывает ли тебе страшно, когда ты отвечаешь у доски?

2

Ты никогда не подходишь сам с вопросом к учителю?

3

Тебе становится не по себе, когда ты не понимаешь объяснения учителя?

4

Бывает ли страшно, когда ты не можешь справиться с заданием?

5

Тебя пугает, когда учитель задает тебе неожиданный вопрос?

6

Тебе становится неприятно, когда в классе никто не обращает на тебя внимания?

7

Когда учитель задает трудную задачу, боишься ли ты, что не справишься с ней?

8

Становится ли тебе страшно, когда учитель называет оценки за урок?

9

Боишься ли ты, что ответишь на вопрос учителя неправильно?

10

Тебе часто хочется остаться дома и не идти в школу?

Обработка результатов: Если ребенок ответил «да» на 8-10 вопросов, то уровень школьной тревожности у него очень высокий, если ответил положительно на 5-7 вопросов – высокий, на 3-4 вопроса – средний, если ответов «да» меньше трех, то уровень школьной тревожности в норме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с ...

Рекомендации для родителей "Как нужно вести себя с агрессивным ребенком"

Первым делом нащупать все болевые точки в семьеНормализовать семейные отношенияЛиквидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражаетПринимать ребенка так...

Рекомендации для родителей "Как правильно вести себя с агрессивным ребенком"

В рекомендациях рассмотрены основные принципы, на которых должно строится общение с агрессивными детьми....

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Памятка для классных руководителей содержит правила экстренного вмешательства в конфликтную ситуацию с проявлением агрессии, типы агрессии у детей и способы построения оптимальных отношений с ними....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в начальной школе по теме "Причины детской агрессивности"

Почему  у детей возникает агрессия?Первая причина -   потому, что их переполняет накопившаяся энергия.Ребенку особенно в младшем школьном возрасте нужно бегать, прыгать, лазить, перегон...

Рекомендации учителям как вести себя с агрессивными, замкнутыми, аутичными, гиперактивными, тревожными.... детьми

Рекомендации учителям как вести себя с агрессивными,замкнутыми, аутичными, гиперактивными, тревожными.... детьми Как вести себя с агрессивным ребёнком?Запрет, а тем более лишь усугубят пробл...

Агрессивный подросток. Как вести себя с агрессивным подростком?

Как вести себя с агрессивным подростком?Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?Эффективные приёмы...