Формирование навыков общения воспитанников детского дома , как важное условие формирования личности.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Министерство Образования Республики Мордовия Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа»
Формирование навыков
общения воспитанников
детского дома ,как важное
условие формирования
личности.
Подготовила: Проказова Е.А.
г.о. Саранск
Большой интерес с точки зрения педагогов представляют взаимоотношения, возникающие между воспитанниками детского дома. На первый взгляд может показаться, что дети разных возрастов, проводя в условиях детского дома большую часть времени вместе, чувствуют себя одной семьёй. На самом деле их отношения не столь однозначны и далеко не благополучны. Формирование детского коллектива детского дома, как большой семьи- сложнейшая педагогическая задача. Режим, размещение детей в разного возраста в спальнях, желание воспитателей оградить малышей от, подчас, негативного влияния старших- всё это определённым образом изолирует их друг от друга. Положение порой усугубляется ещё и природной «некоммуникабельностью», безынициативностью некоторых детей.
В целом складывающиеся отношения между старшими и младшими воспитанниками детского дома условно можно разделить на 4 категории: равнодушное (не замечают, никак не выделяют младших из общей массы); партнёрское (общаются не видя разницы в возрасте и не проявляя заботы о них и интереса к ним, как к личности); позитивно- покровительственное (шефствуют над малышами, помогая воспитателям в организации игр, экскурсий, прогулок); негативно- покровительственное (обучают младших брани, курению, провоцируют хулиганские поступки)
Когда воспитатели в ходе мероприятий, занятий, анкетирования задают детям вопрос: « Умеете ли вы общаться?». Дети всегда отвечают: «Да, конечно», без тени сомнения и колебания. Но ответившие «да, конечно», невольно показали себя не с самой лучшей стороны, проявили некритичность в отношении самого себя. Авторы утвердительного ответа уверены,что «общение- это всегда разговор» и ничего больше. Между тем «общение»- понятие более глубокое. Наличие речевого высказывания хоть и очень важно, не является единственным признаком общения. Иногда можно достичь целей общения без слов. А иногда слова слышаться там, где никакого общения вроде бы и нет. Ведь возможно же «понимание с одного взгляда», т. е. Без слов, без речи вообще. Кому не приходилось общаться таким образом с родными или близкими людьми. Если мы хотим, чтоб нас поняли правильно, надо, чтобы и форма и содержание, и смысл того, что мы намерены сообщить, гармонично сливались друг с другом. Каналы связи при этом должны быть свободными от «шума»: так специалисты называют любые (не только звуковые) помехи. Разговаривая, нехорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами, например листать книгу.
Если классифицировать общающихся
, то, вероятно, имело бы смысл различать их по таким существенным ( с точки зрения эффективности общения) признакам, как возрастные, половые, общекультурные, образовательные. Важен при этом ещё и признак, который можно назвать уровнем сформированности культуры общения.
Правильные здоровые взаимоотношения между воспитанниками- важное условие для нормальной жизни детского дома, для формирования коллектива. Но сегодня работа каждого воспитателя с семьёй крайне обособлена, мало бывает совместных мероприятий с детьми из других семей. Речь конечно не идёт о тех случаях, когда ребёнок забегает в первую попавшуюся семью, чтобы посмотреть телевизор, а хозяева семьи его « терпят». Здесь важно приглашение. Ходить друг к другу в гости должно стать не отдельным мероприятием, а доброй традицией детского дома. В режиме детского дома надо предусмотреть время и место для совместного неформатного общения ребят из разных семей. Это может быть игровая комната, спортивная площадка, фойе, зал. Понятно, что в такой обстановке дети будут бывать по желанию. Присутствие педагогов,контроль с их стороны не должны быть навязчивыми, сковывающими. Однако детям необходимо чувствовать теплоту их присутствия и молчаливое одобрение, если всё идёт хорошо. Пусть в играх, разговорах, просто находясь рядом, дети лучше узнают друг друга. Пусть накапливают опыт общения, который предполагает и умение понять интересы партнёров, и умение подчинить свои личные интересы общим, и многое другое, что пригодится ребёнку в самостоятельной жизни.
Детский дом имеет достаточно большое количество обслуживающего персонала ( повара, уборщицы, плотник, электрик, сантехник, водители и другие). Для детей- сирот более доступными являются те виды труда, в основе которых лежит практическая деятельность, особенно если результаты этой деятельности видны сразу. Поэтому так заманчиво для них помочь повару, столяру, водителю. Ребята любят быть в гараже, на кухне, во дворе. Младшие приходят из любопытства, старшие предлагают помощь. Контакты эти ценны тем, что проходят не в праздности. Именно здесь, в естественных, неучебных условиях, воспитанники знакомятся с теми видами труда, навыки в которых пригодятся им в дальнейшей жизни. Кроме того, здесь можно остаться наедине со взрослым или даже с самим собой,чего воспитанники лишены в семье. Здесь скорее завяжется душевный разговор.
Воспитатели, зная интересы и наклонности воспитанников отпускают детей в гараж, в мастерскую, на кухню. Такое решение предваряется беседой с тем работником школы, к которому отправляется ребёнок. Эти контакты поддерживаюся постоянно. Учитывая определённую изоляцию воспитанников детского дома от окружающего мира, можно сказать, что обслуживающий персонал с педагогами составляют для детей своеобразный срез общества. От того, какие люди окружают детей- сирот повседневно, во многом будут зависеть их представления о людях вообще. Многие дети имеют товарищей из других детских домов и школ- интернатов, вожатых и воспитателей из оздоровительного лагеря, родственников. Дети навещают их, общаются по телефону, пишут письма, приезжают в гости и к ним.
Для успеха работы наиболее важны два фактора. Первый- личный авторитет воспитателя. В доверительной обстановке ребёнок может поделиться многим и это позволяет воспитателю,если он в том видит необходимость, переключить его на другое занятие, например на помощь в каком- либо деле. Важно удержать ребёнка от нежелательной встречи с отрицательными людьми. Случайные знакомства заводят импульсивные, расторможенные, страдающие отклонениями в поведении дети. Они замыкаются в себе, а потом делают то, что хотят, без разрешения. Воспитатель теряет связь с такими детьми, а это опасно. Второй фактор,помимо авторитета воспитателя- помощь самих ребят. В каждой семье есть свой, выбранный детьми, актив, помощники старших. Именно они предупреждают воспитателей о нежелательном общении других членов семьи. Ведь дети больше знают друг о друге. Понятна взаимообусловленность обоих названных факторов. Авторитет может иметь только педагог, понимающий мир ребёнка, и только в этом случае ему удастся найти помощников среди воспитанников.
Чаще всего в качестве терапевтического средства в своей работе мы используем игротерапию, поскольку доказано, что игровая форма занятий наиболее доступна и эффективна в работе с детьми- сиротами. Игра позволяет организовать совместную деятельность ребёнка со взрослым (будь то учитель или воспитатель), сориентировать его на адекватные способы и средства коммуникации. Импровизируя с детьми на определённую тему, можно варьировать ситуации и, соответственно, задания, включая те, которые отвечают индивидуальным проявлениям характера данного ребёнка, а так же тем общим для воспитанников детского дома особенностям, которые обусловлены спецификой их развития вне семьи. В сюжет импровизированной сказки могут входить, «Вплетаться» упражнения- тренинги для конфликтных детей, для детей с затруднениями в общении, замкнутых, эмоционально неотзывчивых, тревожных или беспокойных. А также игры- тренинги ( они имеют особое значение в рамках детского дома) для снижения агрессии и ослабления негативных эмоций, для снятия страхов и укрепления чувства уверенности в себе, для снятия психомышечного напряжения и профилактики психологического переутомления, для обогащения опыта ребёнка разнообразными способами общения, тренировки выражения чувств и развития эмпатии; для развития свободы движений, мимики и другие. Эти игры можно включать в занятия, развивать их познавательный интерес, мелкую моторику, волевые качества, произвольность поведения и общения.
Активная человеческая деятельность реализуется не только в предметной деятельности, но и в общении с другими людьми. Проблема общения и взаимопонимания всегда была острейшей проблемой человеческого общества. Особенно актуальна она для воспитанников детских домов и школ- интернатов, поскольку тесно связана с такими важными вопросами, как социализация и социальная адаптация детей, воспитывающихся вне семьи. Именно подготовка детей к общению с другими людьми, умение добиваться взаимоотношения, налаживать взаимодействие с окружающими поможет решить нашим воспитанникам многие проблемы и избежать ненужных трудностей сейчас и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-183815-1358681076.jpg)
Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»
Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающейкомпетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/25/picture-372486-1387974029.jpg)
Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".
Формирование социально - значимых качеств и навыков у воспитанников учреждений интернатного типа - как необходимое условие...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/09/picture-664712-1441819926.jpg)
Опыт работы по теме «Формирование нравственных основ личности воспитанника детского дома как важнейшее условие социальной зрелости гражданина».
Формирование нравственных основ личности у воспитанников детского дома....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-313638-1416087772.jpg)
Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома
Опыт работы воспитателя детского дома...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/31/picture-754654-1459439760.jpg)
Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования
Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/15/picture-702546-1644951858.jpg)
Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»
Экологические проблемы в настоящее время актуальны.Наиболее благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-1169520-1570514121.jpg)
Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома
Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и поддержании условий для самореализа...