Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.
статья по теме
В работе рассматриваются современные технологии формирования коммуникативного общения и их использование в работе воспитателя детского дома, с учетом особенностей личности воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.
Среди воспитательных технологий нет специально посвященных формированию навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов. А именно эти дети в большинстве своем испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми в детском доме, и особенно остро неумение общаться проявляется при выходе ребенка за стены детского дома.
В своей работе мы адаптируем существующие воспитательные технологии к условиям детского дома и особенностям личности воспитанников.
Далее мы рассмотрим некоторые из применяемых нами технологий.
1. Технология педагогического общения – это технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов.
Основное назначение педагогического общения сохранить достоинство ребенка, оградив достоинство педагога. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель. Здесь очень важным воспитательным моментом является то, каким тоном обращается воспитатель к воспитаннику, воспринимает ли он его как равноправного субъекта общения.
Позитивный настрой общению в нашей группе придает обращение воспитателя к воспитаннику и воспитанников друг к другу только по имени.
2.Технология педагогического разрешения конфликта – это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта - обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.
К способам разрешения конфликта можно отнести: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
При разрешении конфликтов в нашей группе, мы стараемся использовать два основных правила:
- Разрешать конфликт сразу, не дать ему «уйти в глубину»
- Оглянись на себя. Чтобы извиниться, надо измениться.
3.Технология предъявления педагогического требования – это технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – это предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы.
Основные правила предъявления педагогического требования:
- Скрытая педагогическая позиция;
- Тактичное оформление требования;
- Детализация выдвигаемых требований;
- Акцентирование на положительной программе действий;
- Положительное подкрепление требования;
- Терпеливое ожидание результатов.
4. Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – это технология воспитания, в основе которой лежит оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры.
Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации среди множества ценностей и антиценностей.
К основным принципам педагогического оценивания относятся недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и другие.
5. Технология коллективного творчества (И.П. Иванов.) Организация творческого воспитания – это организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Использование этой технологии предполагает достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков.
Данную технологию мы используем при подготовке к конкурсам по оформлению групповых комнат и спален. На начальном этапе воспитанники месте с воспитателем создают проект оформления. Затем обсуждаются пути его реализации, распределяются роли с учетом способностей и желания участников проекта. Далее следует деятельный этап. Результаты деятельности обсуждаются всеми участниками проекта. При этом объективно оценивается вклад каждого в общее дело.
6. Технология организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Е.Щуркова). Эту технологию мы широко используем при проведении группового собрания «Итоги недели», которое проводиться в форме подведения рейтинга всех воспитанников группы по ряду разработанных совместно воспитателем и детьми. Данная работа способствует формированию у воспитанников устойчивого объективного отношения к себе и окружающим, формирует навыки самоанализа, самокритики, самодисциплины, организаторские способности.
Технологическую цепочку данного воспитательного дела можно представить следующим образом:
- Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);
- Психологический настрой (приветствие, вступительное слово);
- Деятельный этап;
- Завершающий этап (рефлексия)
- Проекция на будущее
7.Игровые технологии. Технология-тренинг. Упражнения игрового характера могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (устранение конфликтности, овладение навыками слушания) или же целый комплекс задач. Наиболее используемыми являются следующие игры:
- «Рассказ по кругу» развивает умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;
- «Интервью» развивает умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ;
- «пойми меня» развивает умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях;
- «Без маски» развивает умение делиться своими чувствами, переживаниями, настроение с товарищами.
8.Технология социально-педагогического проектирования. Проекты можно условно разделить на виды:
- по содержанию;
- по продолжительности(итоговые, средней продолжительности, долгосрочные);
- по количеству участников (коллективные, индивидуальные, групповые);
-по виду проектной деятельности (информационные, творческие, практико-ориентировочные)
Данную технологию мы использовали при создании проекта приусадебного участка группы, проекта оформления групповой комнаты и спален. Каждый участник создания и реализации проекта должен видеть конкретные выгоды внедрения данного проекта. Деятельность должна восприниматься детьми как социально-значимая, цели и задачи должны быть понятны и конкретны.
Таким образом, при работе с воспитанниками детских домов использование современных воспитательных технологий, посвященных формированию навыков коммуникативного общения, актуально и имеет большое значения для формирования личности ребенка и его успешной социализации. В своей работе мы используем ряд современных воспитательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.
Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Современные технологии формирования навыков говорения на уроках английского языка
Make students speakСовременные технологии формирования навыков говорения на уроках английского языка...

Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации.
Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации....

Формирование навыков общения воспитанников детского дома , как важное условие формирования личности.
Доклад....

Выступление на ШМО «Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ как средство социализации »
В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативному общению, которое помогает воспитанникам входить в социум, так как у детей с ОВЗ снижена способность адекватного реагировани...