Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Теория решения изобретательских задач" для 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Теория решения изобретательских задач» для 6 класса разработана на основе авторской программы сквозного курса по теории решения изобретательских задач для 1-11 классов общеобразовательной школы С.А. Дмитриева, В.А. Дмитриева, С.А. Привалихина (Красноярск, МБОУ СОШ №22, 2010 год). Фундаментом программы является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Горев П.М., Утемов В.В. Путешествие в страну творчества: учебное пособие для учащихся. Киров: Изд-во ВятГГУ,2013
- Горев П.М., Утемов В.В. Формула творчества: решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совёнок»: учебное пособие для учащихся. Киров: Изд-во ВятГГУ,2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_6_klass.docx | 55.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Теория решения изобретательских задач» для 6 класса разработана на основе авторской программы сквозного курса по теории решения изобретательских задач для 1-11 классов общеобразовательной школы С.А. Дмитриева, В.А. Дмитриева, С.А. Привалихина (Красноярск, МБОУ СОШ №22, 2010 год). Фундаментом программы является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- основная образовательная программа основного общего образования (приказ ОУ от 31.08. 2012 г. №481-од);
- учебный план МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский на 2015/2016 учебный год;
- Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский (Приказ от 06.06.2012г. №406-од).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Горев П.М., Утемов В.В. Путешествие в страну творчества: учебное пособие для учащихся. Киров: Изд-во ВятГГУ,2013
- Горев П.М., Утемов В.В. Формула творчества: решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совёнок»: учебное пособие для учащихся. Киров: Изд-во ВятГГУ,2013
Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.
Курс «Теория решения изобретательских задач» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника
Программа ставит своей целью ознакомление учащихся с современной технологией изобретательской деятельности, основанной на теории решения изобретательских задач / ТРИЗ/, формирование у них качеств творческой личности через обязательное вовлечение в практическую проектно-поисковую деятельность.
Задачами образовательной деятельности являются:
- Овладеть системой обработки метапредметных знаний, необходимых для применения в будущей профессиональной деятельности;
- Развивать познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные УУД;
- Овладеть способами мыслительной и творческой деятельности;
- Воспитать отношение к предмету ТРИЗ, как к культуре мышления человека;
- Формировать понимание значимости методов в ТРИЗ для научно-технического прогресса.
Общая характеристика учебного курса
Дисциплина ТРИЗ в основной школе складывается из следующих содержательных разделов, которые обязательно повторяются в каждой параллели: развитие творческого воображения, дотризовские методы решения проблем, теория решения изобретательских задач и функционально-стоимостной анализ. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения ТРИЗ в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной школы ТРИЗ-педагогики.
Раздел развития творческого воображения необходим как для формирования творческого воображения и приобретения практических навыков управления воображением. В раздел входят простые приемы фантазирования, математические методы, методы Колумба, Робинзона, ступенчатый эвроритм, оператор РВС, метод маленьких человечков. Это база для всего дальнейшего освоения ТРИЗ, способствует развитию логики и сильному мышлению.
Дотризовские методы решения проблем направлены на развитие коммуникативных навыков учащихся, формируют способность подавления психологической инерции мышления, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Рассматриваются такие методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов.
ТРИЗ нацелена на формирование изобретательского созидательного мышления для решения широкого круга как житейских, так и производственных проблем и задач из любой сферы человеческой деятельности. Язык ТРИЗ описывает все многообразие процессов и явлений реального мира, логику постановки проблем и задач, построения математических моделей и универсальных способов их решений. Одной из задач освоения ТРИЗ является развитие алгоритмического мышления, необходимого для получения в конечном счете сильных решений. Преобразование символических форм или образов вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к изобретательскому творчеству. Другой важной задачей освоения ТРИЗ является использование школьниками конкретных знаний из всех школьных дисциплин, необходимых для описания, исследования разнообразных процессов для получения обоснованных решений поставленных задач, для формирования у учащихся представлений о роли ТРИЗ в развитии культуры сильного мышления.
В данном разделе происходит формирование всех видов универсальных учебных действий.
Функционально-стоимостной анализ — это метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (повышении) его качества и полезности. Формирует у учащегося навыки работы над объектом усовершенствования. Включает элементный, структурный, функциональный, причинно-следственный анализы исследуемых систем с целью выявления недостатков и формулирования задач по усовершенствованию объектов. В основном применяется в 10-11 классах. Поставленные задачи решаются с применением технологии ТРИЗ.
Для каждой возрастной группы имеют место алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Особое место занимают разделы с методикой развития творческого воображения (РТВ), жизненная стратегия творческой личности и знакомство с мировой научной фантастикой.
Для развития творческих навыков используется фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как окружающий мир, литература, математика, физика, биология, экология, искусство, техника.
Особенностью работы независимо от возрастной группы является выполнение собственного изобретательского проекта и групповых проектов на основе самостоятельно выбранных объектов (прототипов) изобретательской деятельности, соответствующих возрасту.
Программа завершается защитой учащимися выпускной работы на научно - практических конференциях в классе с обсуждением докладов.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- иметь представления о изобретательстве, как главном направлении человеческой деятельности; сформировать практические навыки фантазирования, развить культуру изобретательского мышления;
- овладеть современной инновационной технологией проектирования,
- освоить принципы изобретательского проектирования и написания проектов: описывать ситуацию, анализировать ее, выявлять проблему (противоречие), ставить задачу и ее решать, получая сильное решение;
- выработать оперативные умения использования алгоритмов решения изобретательских задач и научиться применять их к решению нестандартных открытых задач;
- научиться использовать знания из разных областей для описания, анализа реальных объектов и решения поставленных задач;
- получить представления о закономерностях развития систем в реальном мире, о различных способах их совершенствования, о прогнозировании развития систем на основе законов;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные способы доведения информации (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства получаемых решений.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение курса предусмотрено 35 часов. Занятия проводятся 1 раза в неделю. В конце пройденного каждого раздела предусмотрено занятие с защитой собственного микропроекта, выполняемого на предыдущих уроках. Учитывается факт выполнения проекта с использованием того или иного ранее изученного приема. На занятиях в качестве примеров для практики пользования алгоритмами, методами и приемами используются объекты и знания, получаемые учащимися на уроках физики, химии, математики, географии, информатики, литературы, а так же достижения современной науки и техники.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего.
Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно обрабатывать исходную изобретательскую ситуацию выделять и формулировать проблему, задачу и ставить цель;
- выбирать средства достижения цели, выдвигать версии решения проблемы, осознавать и интерпретировать конечный результат;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Учащийся получит возможность научиться:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя, под присмотром родителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, пользоваться методическими приемами решения поставленных задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных идей решения в зависимости от конкретных ресурсов;
- анализировать, сравнивать, классифицировать идеи решений.
Коммуникативные УУД:
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно организовывать взаимодействие в группе при работе по усовершенствованию объектов и оформлении проектов (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы на защитах своих проектов, идей решения;
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций при распределении обязанностей в группе при выполнении групповых проектов, при экспертизе.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты:
- ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;
- ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;
- ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
- ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
- ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Содержание курса
№ | Тема раздела | Количество часов | Содержание |
1 | Тема 1. Введение. | 3 | Основные задачи курса. Изобретательство. Воображение, уровни воображения, его роль в развитии общества. Выбор тем исследования, дотризовские методы (мфо) Понятие аналогии. Прототипы. |
2 | Тема 2. Основные идеи, понятия ТРИЗ. | 7 | Административное, техническое противоречие, их понятие. Конфликтующая пара, изделие-инструмент. Игры Плохо- хорошо. Функции систем. Моделирование взаимодействий. Понятие Веполь. Изобретательские ресурсы. Развитие технических систем- вытеснение человека из ТС, прием оживление. |
3 | Тема 3. Приемы разрешения технических противоречий. | 5 | Упражнения на выявление и составление противоречий. Ситуации в сказках. Конфликты. Противоречия в сказках.Способы разрешения. Дробление, внесение, вынесение, динамизация, проскок, и др. |
4 | Тема 4. Информационный фонд ТРИЗ. | 2 | Сыпучие тела. Свойства сыпучих тел. Применение сыпучих тел в технике. Получение новых объектов с использованием сыпучих тел. |
5 | Тема 5. Развитие навыков фантазирования. | 2 | Приемы фантазирования (увеличение, ускорение, дробление, наоборот, оживление) Ступенчатыйэвроритм–Этажное конструирование. Антисистема, антифункция, несистема, нефункция. |
6 | Тема 6. Подготовка проектов. | 5 | Выбор тем, прототипов. Описание прототипов, выявление недостатков прототипа. Изменение выбранного объекта с помощью приемов фантазирования, разрешения противоречий. Защита полученных идей в классе. Доработка, оформление, защита проектов. |
7 | Тема 7. Жизненная стратегия творческой личности | 7 | Метод Колумба. Скрытые свойства объектов. Применение не по назначению. Качества творческой личности. Биографии ТЛ. Ален Бамбар, Жюль Верн, «Робинзон». Мы Робинзоны. Обеспечение жизни, защита от непогоды, хищников и др.. Ресурсы. Стратегия выживания. План. Подготовка проектов групп. Защита проектов выживания. |
8 | Тема 8. Методы фантазирования в научной фантастике | 4 | Получение фантастических идей для рассказов, Математические методы фантазирования Аудиорассказ «Человек по Платону» Роберта Шекли и фильм «Чертово колесо» РэяБрэдбери. Обсуждение. Проблемы. Задачи. Предлагаемые решения. Закончи рассказ. Критерии оценивания по Шкале-фантазии. |
Итого | 35 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Дополнительная литература:
- Гин А.А., Кудрявцев А.В. и др. Теория решения изобретательских задач. Издательство: «Народное образование»,2009
- Гин А.А.. Андражевская И.Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает. Издательство: «Вита-Пресс», 2010
- Иванов Г.И. Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов. Издательство: ИГ «Весь», 2012
- Орлов М. Азбука ТРИЗ.Основы изобретательского мышления. Издательство: «Солон-Пресс», 2010
II. Специфическое оборудование:
- магнитная доска;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
III. Электронно-программное обеспечение:
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);
Интернет-ресурсы:
- Международная Ассоциация ТРИЗ http://matriz.org/ru/
- Огромный веб-сайт Минского Центра ТРИЗ-технологий (Школа ТРИЗ, Минск, Беларусь). Все направления ТРИЗ. Электронная библиотека материалов по ТРИЗ http://www.trizminsk.org
- ОО «ТРИЗ — Красноярск» (Общественное объединение под руководством Мастера ТРИЗ Ю.П. Саламатова) http://rus.triz-guide.com/oo_triz_krasnojarsk.html
- ОТСМ-ТРИЗ в образовании. Сайт для учителей и родителей (Алла Александровна Нестеренко) http://jlproj.ru/
- Российская Ассоциация ТРИЗ http://www.ratriz.ru/
- Сайт «Салют идей» для взрослых и детей http://salyut-ideyi.ru/?source=subscribe
- Сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера (создателя ТРИЗ) http://www.altshuller.ru/
- ТРИЗЛЭНД. Все о ТРИЗ. Креативный мир http://www.trizland.ru/
- Центр креативных решений «Орибус» г.Саратов (Первая школа изобретателей и сильного мышления в Саратове под главным педадгогическим руководством Селюцкого А.Б. и Ширяевой В.А.) http://oribus.ru/
IV. Технические средства обучения.
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- демонстрационный экран;
- интерактивная доска;
- принтер лазерный;
- сканер;
- нетбуки для обучающихся (25 штук);
- тележка для хранения и зарядки нетбуков.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах: выступление для определённого круга лиц, выставки достижений, концерт, видеосюжет (фильм), презентация, спектакль, буклет.
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды конт- роля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной | В начале учебного года | Определения уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа |
Промежуточный | По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование |
Итоговый | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения | Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, открытое занятие, игра-испытание, итоговые занятия, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др. |
Критерии оценивания.
- Умение пользоваться приемами РТВ-ТРИЗ;
- Умение ставить цель, формулировать задач;
- Решение задач с применением приемов РТВ-ТРИЗ;
- Выполненные микропроекты на занятиях с использованием приемов и методов ТРИЗ;
Дополнительные критерии успешности.
- участие в конкурсах творческих работ,
- Участие в краевых и городских научно- практических конференциях,
- Участие в ежегодных международных конкурсах ТРИЗ, организуемых Международной Ассоциацией ТРИЗ .
№ | Дата проведения | Тема урока | Форма занятий | Виды деятельности | УУД к теме, разделу | Технологии, формы методы | Материально- техническое обеспечение | ||
план | факт | урок | Неурок | ||||||
Тема 1. Введение. Модификации МПиО. 3 часа. 1.09-15.09 | |||||||||
1 | 1.09 | Воображение. Изобретательство. | 1 Фронтальный ознакомительный | Беседа | Коммуникативные: развивать представления о месте изобретательства в системе наук, воображение, как общественное достояние для развития человечества. Регулятивные: осознавать самого себя в роли творца, Познавательные:изобретательство доступно всем с использованием специальных алгоритмов и методов ТРИЗ | Практический, проблемно-поисковвый; ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Презентация к уроку | ||
2 | 8.09 | Аналогии, прототипы.свойства | 1 комбинированный | Исследование объектов | Коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации о предлагаемых ОИ Регулятивные:осуществлять самостоятельный выбор ОИ и критерии оценивания качеств объектов Познавательные:умениесравнивать анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Презентация к уроку | ||
3 | 15.09 | Метод фокальных объектов | 0,5 Ознакомительный фронтальный | 0,5 Защита проекта | Эвристический, получение нового продукта | Личностные: формирование устойчивой мотивации к изобретательской деятельности; Коммуникативные:умение организовать свою работу в группе, распределять обязанности Регулятивные:осуществлять самостоятельный выбор ОИ, составлять план действий для защиты проекта Познавательные:умение анализироватьобъекты, придумать объекты с новыми свойствами и их применение | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Презентация к уроку, плакат, карандаши | |
Тема 2. Основные идеи, понятия ТРИЗ. 7 часов. 17.09- 10.11 | |||||||||
4 | 22.09 | Система и подсистема | 1 комбинированный | Системный исследовательский | Коммуникативные: сотрудничать в парах при анализе объектов Регулятивные:осуществлять самостоятельный выбор ОИ и критерии оценивания качеств объектов Познавательные:умениеанализировать составные части объектов | Практический, проблемно-поисковвый; ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Презентация к уроку | ||
5 | 29.09 | Функции систем и ПС | 1 комбинированный | Исследование | Коммуникативные: сотрудничать в парах при анализе объектов Регулятивные:осуществлять самостоятельный выбор ОИ и критерии оценивания качеств объектов Познавательные:умениенаходить и формулировать функции частей объектов | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Презентация к уроку | ||
6 | 6.10 | Моделирование взаимодействий. Понятие Веполь | 1 информационный | Дедуктивно-индуктивный | Коммуникативные:умение общаться при обсуждении построенных моделей взаимодействий Регулятивные: самостоятельно выбирать и моделировать взаимодействия; Познавательные:умение строить модели, отражающие взаимодействия объектов | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Презентация к уроку, задачи в картинках | ||
7 | 13.10 | Конфликтующая пара | 1 комбинированнный | Исследование | Коммуникативные: понимание конфликта, как способа достижения улучшения взаимодействий: Регулятивные: учиться определять конфликтующие элементы, видеть проблемные стороны объектов; Познавательные: — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Доска, презентация к уроку | ||
8 | 20.10 | Виды противоречий | 0,5 ознакомительный | 0,5 Игра плохо-хорошо | Исследование | Коммуникативные: сотрудничать в группах, выслушивать мнение других, умение вести диалог; Регулятивные: выделять ситуацию, строить логические цепочки при исследовании причин возникновения противоречий Познавательные: обучается логике построения противоречий. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Доска, презентация к уроку | |
9 | 27.10 | Изобретательские ресурсы | 1 Ознокомительно-информационный | Исследование | Коммуникативные: предлагать идеи согласно ресурсам, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи, ранжировать по степени сложности и идеальности Познавательные: учиться выделять и применять ресурсы для получения идей . | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Презентация к уроку | ||
10 | 10.11 | Развитие технических систем. (ЗРТС) | 1 Ознокомительно-информационный | ТРИЗ-прогноз | Коммуникативные: предлагать идеи согласно ресурсам, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи, ранжировать по степени сложности и идеальности Познавательные: учиться выделять и применять ресурсы для получения идей . | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Устный | ||
Тема 3. Приемы разрешения технических противоречий. 5 часов. 12.11-15.12 | |||||||||
11 | 17.11 | Противоречия. | 1 Ознокомительно-информационный | Эвристический | Коммуникативные: предлагать идеи согласно ресурсам, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи, ранжировать по степени сложности и идеальности Познавательные: учиться выделять и применять ресурсы для получения идей . | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Видео | ||
12 | 24.11 | Противоречия в сказках. | 1 Ознокомительно-информационный | Эвристический | Коммуникативные: предлагать идеи согласно ресурсам, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи, ранжировать по степени сложности и идеальности Познавательные: учиться выделять и применять ресурсы для получения идей . | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Видео | ||
13 | 1.12 | Разрешение противоречий в пространстве | 1 Ознокомительно-информационный | Эвристический | Коммуникативные: предлагать идеи, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи, ранжировать по степени сложности и идеальности Познавательные: учиться применять приемы для получения идей. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Раздаточный материал | ||
14 | 8.12 | Разрешение противоречий в структуре. | 1 Ознокомительно-информационный | Эвристический | Коммуникативные: предлагать идеи, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи, ранжировать по степени сложности и идеальности Познавательные: учиться применять приемы для получения идей. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Раздаточный материал | ||
15 | 15.12 | Разрешение противоречий во времени. | 1 Ознокомительно-информационный | Эвристический | Коммуникативные: предлагать идеи, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи, ранжировать по степени сложности и идеальности Познавательные: учиться применять приемы для получения идей. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Раздаточный материал | ||
Тема 4.Информационный фонд ТРИЗ. 2 часа. 17.12-29.12 | |||||||||
16 | 22.12 | Сыпучие тела.свойства | 1 Информационно-ознакомительный | Информационный | Коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации Регулятивные:осуществлять самостоятельный выбор объектов изменения и использование СТ в объекте для получения новых качеств Познавательные:умениесравнивать анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | - | ||
17 | 29.01 | Применение сыпучих тел | практикум | 1 Конференция идей | Эвристический, | Коммуникативные: работать в группах, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи, ранжировать по степени идеальности; Познавательные: применять основные и скрытые свойства сыпучих тел в различных ситуациях. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | - | |
Тема 5. Развитие навыков фантазирования. 2 часа. 15.01-24.01 | |||||||||
18 | 17.01 | Приемы фантазирования (увеличение, ускорение, дробление, наоборот) | 1 информационный | Эвристический | Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; Регулятивные: работать с приемами, определять логику построения рассказов; Познавательные: применять приемы фантазирования для получения фантастических идей. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | |||
19 | 24.01 | Ступенчатый эвроритм | 1 комбинированный | эвристический | Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; Регулятивные: работать по плану , определять логику построения окружающего пространства; Познавательные: применять эвроритм для получения фантастических идей. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Раздаточный материал | ||
Тема 6. Подготовка проектов. 5 часов. 26.01-28.02 | |||||||||
20 | 31.01 | Выбор тем, прототипов. | 0,5 комбинированный | 0,5 Защита тем проектов | проектный | Коммуникативные: работать в группах, распределять работу, обязанности; Регулятивные: принимать самостоятельно решения по выбору объектов изменения; работать с источниками информации, составлять план доклада, сообщения Познавательные: находить информацию и отбирать ее, актуализировать темы.. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | ||
21 | 7.02 | Изменение выбранного объекта | 1 выработк и закрепление умений и навыков | Эвристичекий | Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах; формировать навыки сотрудничества в ходе работы в группе над комплексной задачей; Регулятивные: работать с приемами, определять логику построения рассказов; Познавательные: применять приемы фантазирования для получения фантастических идей. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Раздаточный материал с приемами | ||
22 | 14.02 | Защита проектов в классе | 1 Защита проекта | Мини-конференция | Коммуникативные: работать в группах, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи, ранжировать по степени идеальности; задавать вопросы, умение аргументировано отстаивать свои идеи. Познавательные: Получать информацию об окружающем мире природы и технике, ее развитии и получение новейших знаний. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | |||
23 | 21.02 | Доработка проектов | 1 Индивидуальная работа. | Консультация | Коммуникативные: общение с педагогом, уважение к одноклассникам, помощь в доработке и оформлении проектов; Регулятивные: на основании претензий выстраивать логику построения доклада Познавательные: Освоение структуры работы, работы с текстом, его представление. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Детские недоработанные проекты | ||
24 | 28.02 | Защита проектов | 1 Защита | Конференция в парралели | Коммуникативные: работать в группах, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи, ранжировать по степени идеальности; задавать вопросы, умение аргументировано отстаивать свои идеи. Познавательные: Получать информацию об окружающем мире природы и технике, ее развитии и получение новейших знаний. | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Плакаты, презентации | ||
Тема 6. . Жизненная стратегия творческой личности 7 часов. 2.03-25.04 | |||||||||
25 | 7.03 | Метод Колумба. (необычное применение объ-в изобретениях) | 1 комбинированный | Эвристический | Коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации о предлагаемых ОИ Регулятивные:осуществлять самостоятельный выбор ОИ и критерии оценивания качеств объектов Познавательные:умениесравнивать анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | |||
26 | 14.03 | Основные качества творческой личности. Биографии ТЛ. | 1 ознакомительный | Дискуссии о ТЛ | Личностные: формирование устойчивой мотивации к изобретательской деятельности; развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения, -умения оценивать свою деятельность и поступки других люде. Регулятивные: воспитание отношения к труду, к планированию деятельности, необходимости в использовании полученных знаний Познавательные: | ТРИЗ-технология; здоровьесберегающая | Материалы ТЛ | ||
27 | 21.03 | Основные качества творческой личности. Биографии ТЛ. | 1 ознакомительный | Дискуссии о творческих личностях | Коммуникативные: слушать других, аргументировано отстаивать свои идеи Регулятивные: освоить основные качества творческой личности, развивать речь, учиться задавать вопросы Познавательные: Примеры для подражания | ТРИЗ-технология; | Доклады детей о ТЛ | ||
28 | 4.04 | Мы Робинзоны. Планирование. | 1 Комбинированный | эвристический | Коммуникативные: предлагать идеи согласно ресурсам, аргументировано отстаивать их; Регулятивные: разбираться в ситуации, выделять проблему, ставить цель,учиться планировать, находить необходимые ресурсы для достижения целей | ТРИЗ-технология; | Разрабатывают проект | ||
29 | 11.04 | Решение поставленных задач. Основные ресурсы. Подготовка проектов групп | 1 | Консультации групп | Коммуникативные: предлагать идеи согласно ресурсам, аргументировано отстаивать их; распределять обязанности по членам команды, Регулятивные: учиться оценивать свои идеи, ранжировать. Познавательные: учиться выделять и применять ресурсы для получения идей. | ТРИЗ-технология; ИКТ, здоровьесбережение | Раздаточный материал | ||
30 | 18.04 | Защита проектов групп | 1 Защита | Личностные: преодоление боязни выступлений, получение уверенности в нужности проделанной работы Коммуникативные: умение вести доклад, отвечать на вопросы, держаться на сцене Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи,умение аргументировано отстаивать свои идеи, работать с материалом при докладах. | ТРИЗ-технология; ИКТ, здоровьесбережение | Проекты детей | |||
31 | 25.04 | Защита проектов групп | 1 Защита | Личностные: преодоление боязни выступлений, получение уверенности в нужности проделанной работы Коммуникативные: умение вести доклад, отвечать на вопросы, держаться на сцене Регулятивные: учиться оценивать свои и другие идеи,умение аргументировано отстаивать свои идеи, работать с материалом при докладах. | ТРИЗ-технология; ИКТ, здоровьесбережение | Проекты детей | |||
Тема 7. Методы фантазирования в научной фантастике 4 часа.27.04-30.05 | |||||||||
32 | 2.05 | Математические методы фантазирования | 1 Комбинорованный | Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; Регулятивные: работать с методами, определять логику построения рассказов; Познавательные: применять методы фантазирования для получения фантастических идей. | ТРИЗ, ИКТ, здоровьесбережение | Раздаточный материал | |||
33 | 16.05 | Человек по Платону. Роберт Шекли. | Закрепление пройденных методов | Дискуссия | Коммуникативные: умение слышать, выделять и понимать проблемную ситуацию, принимать доводы партнера, Регулятивные: находить способ общения между конфликтующими объектами; находить решения в проблеме, удовлетворяющие обе стороны ; Познавательные: умение использовать приемы и техники ТРИЗ | ИКТ | Аудиорассказ | ||
34 | 23.05 | Чертово колесо. РэйБрэдбери. | 1 Закрепление пройденных методов | Дискуссия, | Коммуникативные: умение слышать, выделять и понимать проблемную ситуацию, принимать доводы партнера, Регулятивные: находить способ общения между конфликтующими объектами; находить решения в проблеме, удовлетворяющие обе стороны ; Познавательные: умение использовать приемы и техники ТРИЗ | ИКТ | Фильм | ||
35 | 30.05 | Шкала Фантазия. | 1 Обобщающий | Общения | Коммуникативные: уметь отстаивать аргументировано свои мнения на основе своих знаний, принимать реплики и доводы , не согласных сторон. Регулятивные: понимать свои ошибки по защитам и, мотивироваться по улучшению информационного этапа проектирования и осмысления собственных разработок ; Познавательные метода экспертных оценок. | ТРИЗ | Раздаточный материал | ||
ВСЕГО | 25 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практикум по решению разноуровневых задач"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практикум по решению разноуровневых задач"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ» 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающи...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по решению задач" 11 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по решению задач" 11 класс...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по математике "Решение нестандартных задач" для 10-11 классов.
Программа состоит из 6 разделов, содержащих темы по алгебре, математическому анализу и стереометрии. При изучении курса предусмотрены в качестве контроля практические и зачетные работы, тестирование, ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"
Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по решению задач по физике» 10 класс
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом...