РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ» 11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 11-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnostimatematika_11_kl._18-19.docx | 54.67 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные).......................................................................................... 3 | |
2. | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности ………………………………………………………………………………. 4 | |
3. | Тематическое планирование....................................................................... 7 Приложения: ………………………………………………………………11 Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности |
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 11-х классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
- Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2018-2019 уч. год.
- Годовой календарный учебный график на 2018-2019 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
Цели курса:
обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по изучаемым темам; приобретение практических навыков выполнения заданий, повышение математической подготовки школьников.
Задачи курса:
- вооружить учащихся системой знаний по решению уравнений;
- сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
- формировать навыки самостоятельной работы;
- формировать навыки работы со справочной литературой;
- формировать умения и навыки исследовательской деятельности;
- способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» предполагает достижение следующих результатов:
в личностном направлении:
- Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- Формирование качеств мышления;
- Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы, действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
в предметном направлении:
- Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Формы организации учебных занятий по курсу «Занимательная математика. Решение задач с параметром» следующие:
- лекция,
- беседа,
- практикум по решению задач,
- тренировочные упражнения,
- зачёт,
- самостоятельная работа.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
- решение занимательных задач;
- участие в дистанционных математических олимпиадах,
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы;
- подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
- Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
Содержание курса:
1.Линейное и квадратное уравнения. Решение линейных и квадратных уравнений с параметром.
Решение линейных уравнений с параметром, в том числе при наличии дополнительных условий. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Решение квадратных уравнений с параметром. Исследование знаков и расположения корней квадратного уравнения в зависимости от параметра.
2.Алгебраические уравнения степени n > 2. Некоторые методы их решения.
Метод разложения на множители: вынесение общего множителя за скобки, формулы сокращенного умножения, выделение полного квадрата, группировка, метод неопределенных коэффициентов. Метод введение параметра, замена переменной, комбинирование различных методов. Симметрические и возвратные уравнения. Умножение на функцию. Решение рациональных уравнений вида Р(х)/ Q(х)= 0.
3.Решение алгебраических неравенств.
Простейшие способы решения алгебраических неравенств. Обобщенный метод интервалов. Решение рациональных неравенств.
4.Решение линейных и квадратных неравенств с параметром.
Решение линейных неравенств с параметром, в том числе с дополнительными условиями. Решение квадратных неравенств с параметром. Примеры решения линейных и квадратных неравенств с параметром из ЕГЭ.
- Календарно-тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Линейное и квадратное уравнения. Решение линейных и квадратных уравнений с параметром. | 8 |
2. | Алгебраические уравнения степени n > 2. Некоторые методы их решения. | 14 |
3. | Решение алгебраических неравенств. | 6 |
4. | Решение линейных и квадратных неравенств с параметром. | 7 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс | |||||
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
план | факт | ||||
Линейное уравнение с параметром. | 1 | Определение параметра. Решают линейные уравнения, содержащие параметр. | |||
Решение линейных уравнений с параметром с дополнительным условием. | 1 | Решение уравнений первой степени, содержащих параметр | |||
Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. | 1 | Решение квадратных уравнений и приложения теоремы Виета, содержащих параметр | |||
Решение квадратного уравнения с параметром. | 1 | Решение уравнений второй степени, содержащих параметр | |||
Знаки корней квадратного уравнения. | 1 | Решение уравнений второй степени, содержащих параметр | |||
Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра . | 1 | Решение рациональных уравнений, содержащих параметр | |||
Решение квадратных уравнений с параметрами. | 1 | Решение рациональных уравнений, содержащих параметр | |||
Решение квадратных уравнений с параметрами. | 1 | Применение свойств при решении уравнений | |||
Разложение на множители (вынесение общего множителя за скобки, формулы сокращенного умножения). | 1 | Решение текстовых задач с использованием параметра, составление математической модели | |||
Выделение полного квадрата. Группировка. | 1 | Решение иррациональных уравнений с параметрами | |||
Метод неопределенных коэффициентов. | 1 | Зависимость количества решений от параметра и условий, налагаемых на него | |||
Метод введения параметра. | 1 | Решение уравнений, неравенств и их систем с дополнительными условиями | |||
Метод введения новой переменной. | 1 | Решение уравнений, неравенств и их систем с дополнительными условиями | |||
Комбинация различных методов. | 1 | Определение и основные свойства модуля | |||
Симметрические уравнения третьей степени. | 1 | Определение симметрических уравнений третьей степени. | |||
Симметрические уравнения четвертой степени. | 1 | Определение симметрических уравнений четвертой степени. | |||
Возвратные уравнения | 1 | Определение возвратных уравнений | |||
Решение возвратных уравнений. | 1 | Решение возвратных уравнений | |||
Умножение на функцию. | 1 | Правила умножения на функцию. | |||
Решение рациональных уравнений вида Р(х)/Q(х)= 0 | 1 | Способы решение рациональных уравнений вида Р(х)/Q(х)= 0 | |||
Решение рациональных уравнений методом замены переменной. | 1 | Решение рациональных уравнений методом замены переменной | |||
Решение рациональных уравнений методом замены переменной. | 1 | Решение уравнений и неравенств при п>2 | |||
Простейшие способы решения алгебраических неравенств. | 1 | Решение алгебраических неравенств | |||
Метод интервалов. | 1 | Решение алгебраических неравенств методом интервалов. | |||
Обобщенный метод интервалов. | 1 | Решение алгебраических неравенств методом интервалов. | |||
Решение рациональных неравенств с помощью обобщенного метода интервалов. | 1 | Решение алгебраических неравенств методом интервалов. | |||
Решение рациональных неравенств методом замены переменной. | 1 | Решение неравенств, содержащих модуль. | |||
Решение рациональных неравенств методом замены переменной. | 1 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | |||
Решение линейных уравнений с параметром. | 1 | Решение линейных уравнений с параметром | |||
Решение линейных неравенств с параметром с дополнительным условием. | 1 | Решение квадратных неравенств с параметром с дополнительным условием. | |||
Решение квадратных неравенств с параметром. | 1 | Решение квадратных неравенств с параметром с дополнительным условием. | |||
Решение квадратных неравенств с параметром с дополнительным условием. | 1 | Решение квадратных неравенств с параметром с дополнительным условием. | |||
Решение неравенств с параметром . | 1 | Примеры решений различных упражнений. | |||
Решение неравенств с параметром с дополнительным условием. | 1 | Примеры решений различных упражнений. | |||
Зачет. | 1 | Примеры решений различных упражнений. | |||
Итого | 35 |
Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- С.А.Субханкулова. Задачи с параметрами./ — М: Илекса. 2010.
- Алгебра. Углубленный курс с решениями и указаниями (ЕГЭ, олимпиады, экзамены в вуз) / Золотарева Н.Д., Попов Ю.А. и др. – М.: Изд-во Московского Университета, 2011.
- Дорофеев В.Г. Математика для поступающих в ВУЗы; Пособие /В.Г.Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А.Седова – М.:Дрофа, 2015
- Шевкин А.В. Сборник задач. 7-11 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2011
- Васильева В. «Тригонометрия и параметры»,Математика № 25\2010 г.
- Власова А.П. «Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений. 10-11 классы», Дрофа, Москва, 2005 г.
- Горштейн П.И., Болтянский В.Б., Якир М.С. «Задачи с параметрами», М., Илекса, 1998 г.
- Кожухов С.К. «Различные способы решения задач с параметром», Математика в школе №6\ 1998 г.
- Кочагин В «Курс: Уравнения и неравенства с параметрами», Математика № 27-28\2002 г.
- Кочарова К.С. «Об уравнениях с параметрами и модулем», ж.Математика в школе № 2\1995 г.
- Мордкович А. «Уравнения и неравенства с параметрами», Математика № 38\1994 г.
- Полякова Е.А. «Уравнения и неравенства с параметрами в профильном 11 классе», ИЛЕКСА Москва, 2010г.
- Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике», М., Просвещение, 1991 г.
- Цыпкин А.Г., Пинский А.И. «Справочник по методам решения задач по математике», М., Наука, 1998 г
Технические средства обучения:
∙ Мультимедийный компьютер
∙ Мультимедийный проектор
∙ Экран навесной.
∙ Доска магнитная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. МИР ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для учащихся 5 классов Направление - общеинтелектуальное
ОглавлениеРезультаты освоения курса внеурочной деятельности3Содержание курса внеурочной деятельности5Тематическое планирование5...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная химия"
Программа по курсу внеурочной деятельности с рецензией...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 5 класс 3 часа в неделю
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Закона Российской Федерации «Об об...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5 классов
Данная программа ориентирована на формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельн...
Рабочая программа по курсу «внеурочная деятельность» «Занимательная английская грамматика»
Программа “Занимательная грамматика” имеет познавательное направление и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-х классов....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»...