Школа социальной успешности
проект на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре директоров по
ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ
МБОУ НСОШ №30
«ШКОЛА СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ»
на 2010-2015 годы
с. Николаевка
Песчанокопского района
Любая школа, организуя процесс обучения и воспитания учащихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным
Практикой доказано, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних формах. Это означает, что новая школа, ее образовательная система требуют переосмысления.
Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить социально грамотного, коммуникабельного, умеющего сотрудничать в коллективе, психически мобильного, конкурентоспособного гражданина России – человека с высоким уровнем образованности, воспитанности и развития для самореализации себя во всей полноте своих возможностей.
В Послании Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» четко сформулирован социальный заказ на высокоэффективную, инвестиционно-привлекательную модель общего среднего образования, способную подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире.
Поэтому, сегодня все школы жизненно заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность каждого – это заданный параметр современной цивилизации. И нам никуда от этого не деться.
А рост конкуренции среди образовательных учреждений приводит к необходимости выявления уникальности каждой школы.
Сегодня нашей школе предоставлена такая возможность, показать, чем наша школа отличается от других, какой инновационной деятельностью мы занимаемся и каковы ее результаты.
Для того чтобы разработать Программу развития школы.
Чтобы выявить главную ключевую проблему школы, мы проанализировали социокультурную ситуацию.
Анализируя социальную ситуацию в селе, провели социологический опрос учащихся, выпускников школы, их родителей. И выяснили, во-первых, что хотели бы они получить от школы:
- научиться учиться; (90%)
- конкурентоспособное образование;(80%)
- фундаментальное образование, которое в дальнейшем поможет учащимся реализоваться;(90%)
- чтобы в дальнейшем учащиеся были востребованы и получали от работы удовольствие и достойное денежное вознаграждение;(100%)
Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».
Уже в школе человек приобретает первый опыт переживаний социальной успешности и неуспешности. Здесь закладывается основа социального поведения и личностные качества, предопределяющие социальную успешность. И для того чтобы этот процесс был более эффективным, в школе должны быть созданы специальные условия, вестись целенаправленная работа.
Во-вторых, анкетирование показало, что только15% молодых людей связывают свою будущую работу с организациями и предприятиями села, а 85% опрошенных намерены искать заработок за пределами села и района.
Главная ключевая проблема школы налицо.
Описанная социальная ситуация села стала основанием к организации такой школы, выпускники которой смогли бы изменить социальную ситуацию в селе в сторону усиления ее конкурентоспособности на рынке труда. То есть, задача нашей школы подготовить таких выпускников, которые не только могли бы адаптироваться в изменяющихся социальных условиях, но и быть способными изменять эти условия. Выпускников школы необходимо заинтересовать в необходимости возвращения в с. Николаевка после получения среднего, средне-специального, высшего образования.
ТО, Концепция программы развития школы как «Школы социальной успешности» возникла при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе и наиболее полно отражает интересы и потребности всех участников образовательного процесса.
Программа развития, разработанная МС и администрацией школы, является «средством» интеграции усилий всех участников инновационной деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы.
Цель преобразований: превращение школы в самостоятельный и ответственный субъект социума, обеспечивающий полноценное развитие и саморазвитие всех участников образовательного процесса.
А для этого необходимо установить контакты и связи, заключить договора о сотрудничестве с учреждениями образования, культуры, производственными, предпринимательскими, организациями, т.е. поиск партнеров для решения задач развития. Школа должна стать социокультурным центром села. Уже сейчас здесь находятся сельская библиотека и зал греко-римской борьбы от ДЮСШ. Это позволило увеличить количество читателей. В теплый, уютный читальный зал с удовольствием идут жители села, да и школьники стали активными читателями, а борьба вообще занимает особое место в жизнедеятельности школы.
Но все это возможно в результате становления особой команды учителей, объединенных одной целью, педагогов-«проектировщиков», которые смогут организовать образовательный процесс не только на уровне механического переноса лучших образовательных технологий, а осознанно, творчески, с учетом особенностей конкретной образовательной ситуации.
Весь коллектив был разделен на творческие целевые группы. Каждая группа занимается разработкой и решением инновационных проектов и подпрограмм.
В соответствии с основными задачами развития школы Программой предусмотрена реализация взаимосвязанных подпрограмм: «Школьная система оценки качества образования», «Единая образовательная среда», «Технологии образования, «Информатизация», «Здоровье», «Я – Россиянин», «Одаренные дети».
Приоритетными направлениями программы являются:
- Переход на новые образовательные стандарты;
- Развитие системы поддержки талантливых детей;
- Совершенствование учительского корпуса;
- Сохранение и укрепление здоровья школьников;
- Изменение школьной инфраструктуры;
- Переход на новые образовательные стандарты
С 2010 года наша школа является пилотной площадкой по введению ФГОС.
Первая проблема, с которой пришлось столкнуться:
- профессиональная неготовность учителей начальной школы и администрации решать качественно новые задачи, поставленные требованиями к образовательному результату;
- разработка нового поколения контрольно-измерительных материалов. В частности, я говорю об инструментарии для проведения мониторинговых исследований образовательных результатов обучающихся на основе компетентностного подхода, а также для фиксации и оценивания их внеучебной активности;
- оснащение современным оборудованием.
Что сделано по этому направлению?
В первую очередь,
-создали Совет по введению ФГОС, рабочую группу;
-приняли план-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС;
- организовали курсовую подготовку учителей начальной школы и администрации;
- организовали разработку и утверждение основной образовательной программы начального общего образования на основе примерной ООП;
- внесены изменения в должностные инструкции (завуча, учителей нач. кл., психолога);
- изданы приказы, регламентирующие образовательную деятельность по новым стандартам;
- разработали модель оценки качества результатов обучения на начальном этапе школьного образования с учетом требований ФГОС (Об этом подробно расскажет завуч Ващенко И.Н.).
- создали модель организации внеурочной деятельности учащихся;
- разработали и утвердили Положение о внеурочной деятельности на основе Регионального Положения.
После 4 урока учащиеся 1 и 2 класса час отдыхают (гуляют на свежем воздухе и кушают). Затем у них проходит еще два занятия.
Направления внеурочной деятельности:
- спортивно-оздоровительное (Я и мое здоровье. В мире танца), где формируется ответственность за собственное благополучие, формируется сознательное желание вести здоровый образ жизни;
- художественно-эстетическое (Школьный театр Петрушка. Мое рукотворчество), где дети развивают актерские способности, получают основы рукоделия, умение видеть эстетические признаки окружающих предметов);
- патриотическое (Юный патриот), здесь получают знания о России, районе, своем селе, формируется уважительное отношение к родному краю), - общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.
Каждое занятие призвано дать определенные компетенции в той или иной сфере деятельности, сформировать не только личностные качества учащихся: мышление, волю, воображение, поведенческие установки, но и значимые в социальном окружении компетентности, т.е. способности к решению жизненных задач.
Основной формой учета результатов внеурочной деятельности учащихся является портфолио.
Кроме того, начали формировать единую базу показателей качества учебных достижений обучающихся с первого класса на основе результатов различного рода диагностик, мониторинговых исследований, различных форм промежуточного контроля качества знаний.
В первом классе вместо бальных отметок используем только положительную и не различаемую по уровням фиксацию (+). В последующих классах при появлении балльных отметок используется правило: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
Итоговая оценка за ступень начальной школы создается на основании трех показателей (оценка на основе данных Портфеля достижений, итоговые работы по русскому и математике, и межпредметная итоговая работа) и формулируется один из трех возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД.
ТО, Переход на стандарты нового поколения дает школе следующие эффекты:
- Повысилась мотивация педагогов и администрации к повышению своей квалификации.
- Появление новых контрольно-измерительных материалов, направленных на фиксацию не только предметных, но и метапредметных образовательных достижений.
- Оснащение школы современным оборудованием, необходимым для выполнения требований нового стандарта к условиям образовательной деятельности.
- Влияние внеурочной деятельности на образовательный процесс. Появилась модель сращивания основного и дополнительного образования младших школьников, т.е. условия для развития и поддержки талантливых детей.
- Развитие системы поддержки талантливых детей
В содержании этого направления можно выделить два аспекта. С одной стороны, это выявление и поддержка небольшой группы ярко одаренных детей, процент которых в каждой школе невелик. С другой стороны, это создание условий для массового проявления детских талантов в разных сферах деятельности. В современной ситуации - ситуации внедрения новых стандартов - гораздо важнее преобразовать именно работу школы, поскольку известно, что одаренность не столько проявляется, сколько формируется в деятельности.
В нашей школе проводится активная работа по выявлению, поддержке и развитию одаренности у обучающихся.
В школе разработана целевая подпрограмма «Одаренные дети».
Работа с одаренными детьми ведется по различным направлениям:
- декоративно- прикладное искусство;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- интеллектуальная (краеведение, олимпиады, конкурсы);
- художественно-эстетическая;
- коммуникативная.
В первую очередь хочу сказать об интеллектуальной направленности. Участие во Всероссийской предметной олимпиаде.
Сначала проводим олимпиаду в школе, затем победителей отправляем на муниципальный этап. В этом году в районном туре предметных олимпиад участников было всего 8, т.к. уменьшилось общее количество учащихся в школе, из них 2 призовых места: по истории 3 место Коваленко Яна (9 класс) и 1 место по математике у Мороз Ксении (8 класс).
Уже традицией для школы стало участие в «Русском медвежонке». Каждый год участников становится все больше. В прошлом году приняли участие 35 человек и 10 учащихся школы кроме сертификатов получили небольшие сувениры и дипломы участников олимпиады. В этом году приняли участие 49 человек.
Во всероссийском командном конкурсе детского творчества «ЭМУ» в прошлом году принимали участие учащиеся 6 и 7 классов, где заняли 39 место из 222. В этом учебном году в надпредметном конкурсе «ЭМУ» приняли участие учащиеся 4 класса.
Во всероссийской олимпиаде «Олимпус» по математике приняли участие учащиеся 5-9 классов.
Во всероссийской олимпиаде «Зубренок» по физике в прошлом году 23 ученика из 7-8 классов принимали участие. И планируем участвовать в этом году.
Стараемся принимать участие во всех конкурсах и олимпиадах, которые предлагает ОО.
Приняли участие в районной краеведческой конференции. Где представили работу «Живые отзвуки старины. В октябре этого года Коваленко Яна.
Два первых места в районном конкурсе сочинений «Если бы я был депутатом» ( Орлова Катя - уч-ца 4 класса и Дудник Ангелина - уч-ца 8 класса).
В конкурсе исследовательских работ по государственной символике России занял 2 место Лозовой Максим (уч-к 4 класса)
В ноябре приняли участие в конкурсе «Знатоки Конституции и избирательного права.
В январе отправили исследовательскую работу «Павел Таганрогский» (Дудник Ангелина - 8 класс) на конкурс Сретенские юношеские религиозные чтения.
Приняли участие в районном этапе областного конкурса «Охрана и восстановление водных ресурсов» ученица 8 класса Нестеренко Валерия подготовила проект «Охрана водных ресурсов с. Николаевка».
Провели в феврале школьный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», выявили победителя – это Гридякина Виктория ученица 5 класса, которая в марте поедет на районный этап.
В прошлом году в школе организовано научное общество учащихся «Поиск». Ребята занимаются проектно-исследовательской деятельностью по направлениям: краеведение, экология, искусство, филология. В прошлом учебном году прошла первая научно-практическая конференция. Где дети представили свои проекты. Название проектов и полученные результаты вы видите в таблице. Эта работа настолько понравилась детям и учителям, что в этом году работ будет представлено гораздо больше.
Больших успехов достигли по спорту.
Команда девочек по волейболу, сентябре 1 место на первенство ДЮСШ, октябрь 2 место девочки, 3 место мальчики на межрайонном турнире (Сальский, Кагальницкий, Новопокровский, Красногардейский, Белоглинский). В ноябре на первенстве области в с. Приморка Неклиновского района 6 место из 46 команд. В январе межрайонный турнир ст. Новопокровской 2 место.
Кроме того, продолжают радовать медалями и и кубками мальчики с секции по греко-римской борьбе. В сентябре в г. Ростове-на-Дону на первенстве области два 2 места (Кантария А. и Сорока И.), в октябре в Адыгее на республиканском турнире 3 место Сорока И. и 5 место Худяков П., в ноябре в ст. Новопокровской открытый краевой турнир три 1 места Юндин Д., Сорока И. и Кантария А. и в п. Целина на Всероссийском турнире два 2 места, в декабре на базе нашей школы прошел турнир памяти Мастера спорта России Курбанова Вадима где наши дети взяли шесть 1 мест и четыре 3 места.
В целях реализации подпрограммы «Одаренные дети» в школе работает кружок по декоративно-прикладному искусству, где учащиеся творят настоящие чудеса. Все это оформляется на стендах.
Азы журналистской работы ученики получают, готовя информацию для школьной газеты.
Разрабатывают дизайнерские проекты для создания комфортных условий в школе на кружке «Школьный дворик».
Ежегодно обновляется банк данных по одаренным детям и педагогам, с ними работающими, оформляется стенд «Школа успешности». На основе этих данных устанавливаются доплаты за результативность и качество и на последней линейке в мае будут отмечены сувенирами.
ТО, по направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей» мы смогли создать некоторые предпосылки для системной работы в будущем.
Проблемой является материально-техническая база для создания современных условий для занятия творчеством (оборудованные актовый зал, спортивный зал и площадка, изо-студия и т.д.).
- Совершенствование учительского корпуса
Непростая ситуация по этому направлению.
Но, безусловно, работа ведется. Ушли приезжие совместители (Карманцева и Балык), распределили часы среди своих. Ушла пенсионер (Бутова ГГ), часы среди своих. а одним из важнейших аспектов совершенствования учительского корпуса является уровень заработной платы. Среднее значение по заработной плате учителей – около 14000 рублей. Но тем не менее, учитель физкультуры – пенсионер, учитель немецкого – пенсионер и учитель английского – неспециалист.
В прошлом году поступили в ВУЗы 4 ученицы на учителей начальных классов, русского языка и литературы, учителя математики.
Повышение квалификации проходим в ИПК и ПРО, не дожидаясь 5 лет.
87 % учителей прошли курсы по ИКТ.
Для повышения компетентности педагогов в области образовательных технологий в школе организован научно-практический семинар по методической теме школы (Интерактивная модель обучения как средство успешной самореализации школьника, педагога в контексте л/о обучения), где деятельность учителей организована по направлениям: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, проверка действий своих инновационных идей (прошли мастер-классы и открытые уроки).
Работа с одаренными детьми (олимпиады, конкурсы, конференции)
Работа в творческой группе (разработка подпрограмм)
Участие в конкурсе «Учитель года»
Аттестация педагогических и управленческих кадров.
По новой форме аттестации педагогических работников составлен план аттестации на соответствие занимаемой должности. Прошли уже в этом году один учитель на соответствие, один учитель на первую категорию
- Сохранение и укрепление здоровья
Сейчас наблюдается тенденции ухудшения состояния здоровья детей.
Школа несет ответственность за здоровье детей и подростков как универсальную ценность, как важнейшее исходное условие их жизненной успешности.
Поэтому направление «Здоровье школьника» является неотъемлемой частью нашей программы развития школы.
Целью программы «Здоровье» является – формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.
В каждом классе разработана своя подпрограмма по сохранению и укреплению здоровья, оформлен уголок здоровья, на каждом уроке проводятся физминутки и в каждом классе в уголке здоровья есть комплекс упражнений и правильная посадка за партой.
Проводятся подвижные перемены в начальной школе.
В рамках реализации программы «Здоровье школьника» традиционными и любимыми всеми участниками образовательного процесса стали Дни здоровья, которые проводим каждую четверть.
Введен третий час физической культуры, это требует изменения качества спортивных объектов.
Почти каждый ребенок посещает спортивную секцию: Секцию по волейболу или греко-римской борьбе. И имеют большие успехи (Кожникова Анна, Лебедев Артем, Нейфельд Катя, Орлов Саша)
Ведется мониторинг физического развития каждого учащегося классным руководителем ("паспорт здоровья"), психологом мониторинг ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ, а также ученики сами заполняют "Дневник спортивных достижений" и все это отправляется в портфолио ученика. Это превращает самих школьников в граждан, знающих состояние своего здоровья и сознательно и ответственно следящих за его укреплением.
- Современная школьная инфраструктура
Капитальный ремонт здания был в 2007 году. Каждый год выполняется косметический ремонт школы (побелка стен, покраска панелей, забора).
Ведем интенсивную работа по изменению облика школы. Создан проект «Школьный дворик». Участвовали в районном конкурсе. В школе посажен фруктовый сад, создана парковая зона.
Результатом деятельности школы должны стать, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника: мышление, память, воображение, воля, поведенческие установки и т.д., а, с другой стороны, значимые в социальном окружении компетентности, т.е. способности к решению жизненных и профессиональных задач на основе имеющихся компетенций – набора определенных знаний, умений и навыков в определенной сфере деятельности.
Чтобы школа стала Центром развития личности, социальным центром села необходимо взаимодействие с различными организациями социальной сферы.
По пути создания школы «социального успеха» наш педагогический коллектив пока еще прошел не много. Впереди –нацеленность каждого учебного предмета на содействие социальной успешности, создание социального партнерства и т.д. Но переход в режим инновационного развития уже позволил повысить привлекательность образовательного учреждения среди родителей и учащихся. Главный же результат – увлеченность идеей всех участников образовательного процесса – педагогов, учеников, родителей, их активная включенность в жизнь школы, повышение значимости школы для каждой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ МСКОУ СКОШ VIII ВИДА
Анализ уровня социализации учащихся МСКОУ СКОШ VIII вида....
Социальная успешность выпускников МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида.
В презентации представлен материал по жизнеустройству выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида....
« Воспитательные технологии формирования социально-успешной личности»
Формирование социальной компетентности в процессе реализации программы воспитания обучающихся....
ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».
«Настоящее искусств...
Социально успешная личность
XXI век – век глобализации, широкой информации, быстротечности, полной свободы личности. Отсюда процесс индивидуализации необходим, кроме эффективного образования, требуется формиров...
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ для успешного обучения детей с нарушением речи
Методическая разработка- презентация из опыта работы службы сопровождения...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Успешный учитель - успешный ученик" (№11-12, 2022)
В статье рассказывается об истории становления и развития средней школы №35 г.Улан-Удэ в связи с 60-летием со Дня основания. Представлены интересные факты и примеры педагогического мастерства учителей...