« Воспитательные технологии формирования социально-успешной личности»
материал по музыке на тему

Надежда Николаевна Галкина

Формирование социальной компетентности в процессе реализации программы воспитания обучающихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

« Воспитательные технологии формирования социально-успешной личности»

учителя музыки филиала МБОУ «Цнинская СОШ №2» в с.  Донское Тамбовского района.

Галкиной Надежды Николаевны.

                                                        Тамбов 2012

 Тема:  «Формирование социальной компетентности в процессе реализации программы

воспитания обучающихся».

Процесс социализации сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Однако наибольшее значение имеет в период подросткового возраста. В современной педагогической науке под социализацией понимается процесс по усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит; усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта; становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе; включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д. В педагогике содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка-с другой. А педагогической сущностью процесса социализации в зависимости от обстоятельств могут выступать средства социализации: семья, школа, учреждения дополнительного образования, сверстники, средства массовой информации. Качественной характеристикой процесса социализации является социальная компетентность. Под социальной компетентностью понимают интегративное образование, включающая знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать в социальном окружении. Большим социализирующим потенциалом обладает учебно - воспитательное пространство школы, именно в нем происходит формирование нравственных отношений к людям, природе, трудовым обязанностям, гуманистического мышления, стремления к творческому самовыражению в различных сферах, потребности овладения общечеловеческой культурой, постепенное соединение личного опыта растущего человека с социальным опытом. Как показывают результаты международных исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода. Компетентностный подход, как известно, отличается от других, прежде всего применением присвоенного знания на практике. Современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетентностей. Остановимся только на социальной компетентности, с которой связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющихся социуме (обществе) и экономических ситуациях.                                Чем же полезна каждому выпускнику социальная компетентность?                     Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словарю.                              Социальный - (от лат., общий, общественный) – название всего межчеловеческого, то есть того, что связано с совместной жизнью людей, с  различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный и общностный характер. В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный-межличностный; компетенция, от лат.-встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям».

С понятием социальной компетентности непосредственно связано формирование новых поведенческих установок и ценностных ориентаций. Высокая социальная компетентность и высокий социальный интеллект отражается в таких характеристиках:

. в готовности участвовать в совместном принятии решений,

. способность брать ответственность на себя, способности  

самостоятельно принимать решения,

. регулировании конфликтов ненасильственным путем,

. участии в функционировании общественных институтов.

Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, навыков, опыта, желания действовать в области межличностных отношений предопределяет «выращивание» личностных стратегий и тактик поведения, взаимодействия личности с социумом. Как показывают наблюдения, у нас все еще распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты ненасильственным путем и участвовать в функционировании общественных институтов.

Социальная компетентность очень важна в современном обществе.                                          Она играет особую роль в формировании жизненного пути человека, а также в распоряжении собственной жизнью. Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время, как в России, так и за рубежом.

Социальную компетентность можно рассматривать и как меру личной зрелости, то есть отсутствие противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений и включать эти знания в схему регуляции собственного поведения. Социальная компетентность опосредована возрастными и личностными особенностями. Социальная компетентность связана  с окружением, жизнью общества, социальной  деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях). В качестве необходимого условия достижения определенного уровня социальной компетентности личности, является социальная адаптация (активное включение  в социальную среду). Человек является социально компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации.

Психологический аспект формирования социальной компетентности, по мнению Ю.Мель, представляет собой овладение инструментарием, который позволит ему:

. правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

. анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

. принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

. забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

. представлять, как надо достигать цели наиболее эффективным образом;

. представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

. отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Понятие социальной компетентности связано не только с верой человека в себя и эффективностью его деятельности, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить.

Показатели социальной компетентности:

--  сотрудничество, работа в команде,

-- коммуникативные навыки,

-- способность принимать собственное решение,

-- способность делать осознанный выбор,

-- социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе,

-- наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей,

-- владение банком приемов ненасильственного разрешения конфликтов,

-- развитие личностных качеств, саморегулирование.

Социальная компетентность определена как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний. Анализ литературы,  посвященной изучению феномена социальной компетентности, позволяет вывести следующее определение:                                   социальная компетентность—это базисная, интегральная характеристика личности,  отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».

                                                 «Настоящее искусств...

Формирование социально успешной самоактуализирующейся личности на уроках технологии в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения.

Новое время диктует новые качества, которыми должен обладать выпускник школы. Это способность к самообразованию, конкурентоспособность, мобильность, стремление к самоактуализации, достижению социально...

Воспитательная среда ОУ как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося.

Воспитательная среда ОУкак средство формирования социальной успешности каждого обучающегося....

Сценарий педагогического совета «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Сценарий педагогического совета  «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕРАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»...

Воспитательная среда ОУ как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося

Выступление на Педагогическом Совете о формировании усаешности каждгого ребенка....