ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».
методическая разработка по теме
«Настоящее искусство воспитания состоит
в том, чтобы так влиять на идеалы и цели,
а также мотивы ежедневного поведения,
чтобы воспитанник хотел идти путём, который
показывает ему опытный воспитатель, и
одновременно, чтобы он усиленно работал
над своим умственным развитием, над
собственным характером, над
усовершенствованием мотивов собственного
поведения»
(В.Оконь. основы проблемного обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_i_razvitie_sotsialno.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы.
«Настоящее искусство воспитания состоит
в том, чтобы так влиять на идеалы и цели,
а также мотивы ежедневного поведения,
чтобы воспитанник хотел идти путём, который
показывает ему опытный воспитатель, и
одновременно, чтобы он усиленно работал
над своим умственным развитием, над
собственным характером, над
усовершенствованием мотивов собственного
поведения»
(В.Оконь. основы проблемного обучения).
Актуальность темы проекта обусловлена следующими причинами:
- Современная жизнь требует от человека, не только деловых и организационных качеств, но и способность ориентироваться в изменяющихся условиях, умение общаться, сотрудничать, умение сделать карьеру - быть успешной личностью.
- Культурная интеграция, обмен опытом, высокие интеллектуальные требования, большая конкуренция, умения взаимодействовать с широким кругом людей выступают важнейшими факторами успеха в нашей современной жизни.
- Для эффективного выполнения жизненных задач и для полноценной актуализации жизненных планов выпускнику школы необходимо кроме предметных знаний, умений и навыков ещё и оптимально развитые социально-личностные качества.
Таким образом, очевидна необходимость проекта, цель которого –
Формирование, развитие и становление самосовершенствующейся социально-успешной личности, умеющей и способной приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям, соблюдая все нормы цивилизованного общества.
Задачи:
- Формирование нравственных представлений о личности, её проявлениях и побуждение к осмыслению своих личностных качеств.
- Выявление собственных противоречий и проблем учащихся на пути к личностному росту и успеху, с помощью различных диагностических методик.
- Формирование и развитие таких умений как сотрудничество, ответственность, законопослушание.
- Обучение умениям достигать поставленных целей, анализировать, выбирать методы успешных достижений целей.
- Формирование мотивации (желания) быть успешным.
- Воспитание уверенности в достижении целей (позитивная Я-концепция).
- Моделирование действий учащихся по формированию собственной личности.
Теоретические основы проекта:
Воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники, но основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит классному руководителю. Именно классный руководитель является ключевой фигурой в воспитании школьника, так как каждый день «прикасается к его личности». Процесс воспитания в современной школе направлен сейчас, в первую очередь, на формирование личности, в котором важно участие каждого педагога школы. В формировании личности можно выделить много направлений, но я бы согласилась с таким учёным, как Н.Д. Талызина, психологом А.Маслоу, которые убеждены, что необходимо сконцентрироваться вокруг следующих личностных образований:
- Я-концепция (здоровое самоуважение);
- Сотрудничество (отношение к другим, развитие чувств, объединяющих людей, на уровне относительно устойчивых и постоянных отношений);
- Законопослушание (ответственность, дисциплина).
- Достижение успеха в жизни.
Эти блоки наполняются более частными личностными качествами необходимыми учащемуся в этом мире:
- Аутентичность;
- Нравственность;
- Чувствительное отношение к событиям;
- Эмпатию (проникновенное понимание других);
- Доверие;
- Доброжелательное чувство юмора;
- Творчество.
Я-концепция – это система мнений (оценочных суждений, убеждений, чувств) о себе (А,Маслоу, Д,Снигг, К.Роджерс.) Работая над формированием позитивной Я – концепции важно учитывать общие закономерности развития психики ребёнка и опираться уже на созревшие механизмы и функции, которые выявлялись с помощью тестовых методик. Тестовые методики позволяют выявить уровень самооценки, наличие тревог, страхов, напряжения.
Необходимые принципы работы с детьми по формированию позитивной Я-концепции:
- Подходить к каждому ребёнку с «оптимистической гипотезой», то есть опираться на лучшее в нём, верить в его возможности.
- Поддерживать всё положительное, вызывать активное стремление стать лучше.
- Отказаться от сравнения с другими детьми. Не противопоставлять, а сравнивать с самим собой, то есть его новые достижения с прежними, что будет ориентировать ребёнка на вполне достижимую цель, даст ощущения роста своих возможностей.
- Постоянно обогащать личный опыт участия в различных видах деятельности, в общении, в познании, то есть неуклонно развивать самостоятельность и творческие проявления.
- Дать каждому возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей достижений.
- Дать почувствовать заинтересованное отношение к нему: радость в случаи успеха, огорчение в случаи не правильного поступка, озабоченность в случаи неудачи. Это создаёт ощущение защищённости, уверенности в своих силах.
- Стимулировать и поощрять проявления творчества и самостоятельности.
Основная проблема, которая возникает сейчас у современного человека, это конфликтные ситуации с окружающими. Решить эту проблему возможно лишь расширяя диапазон поведения учащихся. Которые вырабатываются на занятиях психологического цикла и здесь большая работа будет возложена на классные часы и мероприятия, а также занятия с психологом.
Позитивная Я-концепция, вера в свои силы, чувство собственного достоинства, чувство значимости – это близкие понятия, которые обеспечивают успешный жизненный стиль и с этим трудно не согласиться.
Развитие у учащихся умений и желаний сотрудничать с другими людьми также, на мой взгляд, является одной из важнейших целей школы. В различных странах эта цель стоит на одном из первых мест в формировании личности школьника. На этом этапе работы важно диагностировать степень сформированности личностных качеств, обеспечивающих успешность сотрудничества, и содействовать их развитию в разных групповых видах деятельности, на классных часах, на занятиях социально-психологических тренингов, а также ежедневная работа на предметных уроках, где преобладает коллективная деятельность. Основными параметрами, которые характеризуют сотрудничество человека с другими людьми и которые выделяют психологи А.Маслоу и К.Роджерс являются:
- Сочувствие и сопереживание.
- Уважение всех, с кем устанавливаются какие-то отношения, принятие всех такими. Какие они есть, не критикуя других.
- Эмоциональная независимость от других.
- Не агрессивность.
- Открытость в общении.
- Поиск обратной связи.
- Поиск новых способов поведения и вследствие этого широкий поведенческий репертуар.
Н.П. Симонов считал, и с ним невозможно не согласиться, что существование любого человеческого общества невозможно без соблюдения его членами исторически обусловленных норм поведения, регламентирующих разнообразные права и обязанности.
В связи с этим он считал необходимым приучать детей к дисциплине, через выполнение определённых норм поведения. Обучение дисциплине отличается от муштры тем, что есть выбор и он должен быть всегда. Дисциплина исключает произвол, она требует от ученика критического анализа своих действий и принятие на себя обязательств по исправлению своего поведения. Дисциплина и ответственность тесно связаны с законопослушанием. С моей точки зрения, чтобы дисциплина возымела должный эффект ни в коем случаи нельзя прощать невыполнения обязательств и поведенческих норм. Если мы принимаем оправдания, значит, теряем доверие, так как ребёнок понимает – на самом деле учителю всё равно. Цель воспитания в широком смысле, также со слов П.В. Симонова, и состоит в том, чтобы каждый вновь входящий в общество новый гражданин знал бы нормы цивилизованного общества и следовал им.
Сейчас существует высокий стандарт успеха в обществе. И, к несчастью, еще много людей, не добившихся успеха в карьере или семейной жизни. Почему так происходит? Дети не получают ни в школе, ни в семье знаний в виде конкретных инструкций, руководств по достижению успеха в жизни. Они также не получают умений в этой области.
Я считаю, что каждый ребёнок должен получить руководство в следующих областях деятельности, которые выделил психолог Б.Трейси:
- Общеучебные умения.
- Как эффективно (успешно) учиться в школе?
- Как научиться учиться жить?
- Социальные умения.
Как эффективно (успешно) общаться:
- с товарищами, сверстниками, друзьями, с противоположным полом, с педагогами, с родителями.
- Познание себя.
- Кто я?
- Мои физические и психические особенности.
- Как управлять собой?
- Умение сделать карьеру.
- Как сохранить своё здоровье и т.д.?
Можно с уверенностью утверждать, что обучение успешности в школе может программировать жизненный успех ребёнка.
Этапы реализации проекта.
Проект рассчитан на пять лет и реализуется в четыре этапа:
Первый этап (сентябрь 2008 Г. – июнь2009 г.) – организационно- подготовительный:
- подбор диагностического материала и диагностирование учащихся;
- выявление собственных противоречий и проблем на пути к личностному росту;
- разработка, совместно с педагогами, принципов работы с детьми по формированию Я-концепции, сотрудничества, дисциплины, успешности;
- Изучение и разработка, совместно с психологом, социально-психологических тренингов, занятий, семинаров, классных мероприятий, способствующих личностному развитию;
- Поиск путей взаимодействия с другими институтами, участвующими в процессе воспитания и становления личности;
- Привлечение к реализации проекта администрацию и педагогов школы, родителей и другие социально-воспитательные структуры;
- Разработка системы критериев и показателей эффективности проекта.
Второй этап рассчитан на два года (сентябрь 2009 г.- июнь 2010г.) и (сентябрь2010 г. – июнь 2011г.)- этап реализации, этап психологического обеспечения, развития и воспитания:
1.Проведение занятий, классных часов, мероприятий по формированию и развитию личностной, поведенческой, эмоциональной сфер:
- Я-концепция;
- Саморазвитие;
- Сотрудничество;
- Дисциплина;
- Ответственность;
2.Обучение достижению успеха в жизни по методу Хосе Сильвы «Искусство постановки целей или маршрутов успеха»(занятия с психологами Центра помощи семье и детям);
3. Сотрудничество со всеми воспитательными институтами посёлка:
- ежемесячные экскурсии в Старину Сибирскую, музей, картинную галерею, театр и т.д.
- вовлечение всех детей во внеурочную деятельность.
4.Внеклассная работа:
- еженедельные классные часы, семинары, круглые столы;
- ежемесячная семейная гостиная «Духовные традиции русской семьи»;
- сезонные походы на природу;
- совместные коллективные мероприятия.
Третий этап – (сентябрь 2011г.- июнь 2012г) - анализационный этап:
анализ полученных результатов по критериям и показателям эффективности проекта;
итоговое диагностирования;
оценивание уровня достижения успехов и неудач;
анализ сформированности Я-концепции, сотрудничества, законопослушания, социальной компетентности и умений в области достижения успеха.
показатели удовлетворённости детей и родителей образовательным и воспитательным процессом;
анализ успеха и неудач.
Четвёртый этап (cентябрь 2012г.- июнь 2013г.)- итоговый:
Сформированность собственной личности по всем направлениям;
Постановка новых целей и успехов;
Составление собственного алгоритма «путь к успеху»;
Предполагаемые результаты:
Сформированность личностной, эмоциональной, коммуникативной сфер;
Сформированная адекватная Я-концепция;
Личность ориентированная на достижимые цели и успех;
Личность умеющая и желающая сотрудничать с другими людьми;
Сформированность ответственности;
Совершенствующаяся социально-успешная личность.
Основные концептуальные положения:
воспитание Я-Концепции (А.Маслоу, К.Роджерс);
принципы терапии реальностью(У.Глассер.);
формирование норм поведения (Дж.Элиум и Э.Элиум.);
формирование ответственности (И.П.Иванов,С.Д.Шевченко.);
программирование жизненного успеха (Б.Трейси, Хосе Сильвы.);
социальная компетентность (Т.Пауэлл и Дж. Пауэлл.) и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая культура русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности
Повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа...
Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.
Статья....
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ V ВИДА
Главная задача школы для детей с ОВЗ заключается в успешной социализации и трудовой реабилитации выпускников....
"Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе".
В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда....
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ
В современном общественном сознании происходит изменение взглядов, касающихся роли личности в обществе. В условиях, когда общество и государство не способны в достаточной мере защитить своих граждан, ...
«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».
Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптаци...
Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности.
Урок русского языка в 11 классе "Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности."...